Как с помощью центильных таблиц определить, соответствует ли физическое развитие ребёнка его возрасту

Центильный метод оценки физического развития

Центильный
метод позволяет оценить морфофункциональные
показатели с учетом их несимметричного
распределения, т.е. он более корректен
с позиций математической статистики,
прост в работе т.к. исключает какие-либо
подсчеты.

Разновидности:

  • Одномерный (по
    Матвеевой Н.А.);

  • Двумерный (по
    Матвеевой Н.А.);

  • По Воронцову И.М.

Сущность
центильного метода:

Все
результаты измерений одного признака
располагают в восходящей градации в
виде упорядоченного ряда. Этот
упорядоченный ряд, охватывающий весь
диапазон колебаний признака, делят на
100 интервалов, попадание в которые имеет
равные вероятности. Размеры таких
центильных интервалов в абсолютных
единицах измерения неодинаковы.
Центральной тенденцией упорядоченного
ряда является 50й
центиль. Обычно для характеристики
распределения признака приводят не все
100, а лишь 7 фиксированных центилей: 3й,
10
й,
25
й,
50
й,
75
й,
90
й,
97
й.

3й
центиль

— такая величина исследуемого признака,
меньше которой она у 3% вариант исследуемой
группы.

50й
центиль

— медиана ряда.

Каждый
из фиксированных центилей называют
центильной
вероятностью
и
выражают ее в %; промежутки между
центильными вероятностями — центильными
коридорами.

Оценка физического развития по оценочным таблицам (шкалам регрессии)

В связи с существующей зависимостью между основными показателями их разработку лучше производить методом коррелятивной связи. С этой целью составляют коррелятивные решетки для зависимости роста от массы тела и роста от ОГК, с помощью решеток кроме уже указанных показателей вычисляют:

Коэффициент корреляции (r) — число выражающее величину связи 2х или нескольких признаков.

Коэффициент регрессии (Ry/x) — показывает изменение одного признака при изменении другого на единицу.

Сигму регрессии (δR), частную сигму, которая служит для определения величины индивидуального отклонения признака, сопряженного с другим.

Порядок работы:

  • Определить к какой группе роста относится испытуемый;

  • Определить должные МТ и ОГК;

  • Найти разницу между этими и реальными данными;

  • Степень расхождения выразить в δR.

Оценка:

  • Гармоничное — в пределах ± δR

  • Дисгармоничное — в пределах ± 2 δR

  • Резко дисгармоничное — свыше ± 3 δR

Достоинство: оценка производится по совокупности основных показателей в их взаимосвязи.

Недостаток: неприменим при оценке развития детей, имеющих непропорциональное развитие отдельных признаков.

Ход работы

Задание 1. Пользуясь
теоретическим введением и приведенным
ниже примером научитесь пользоваться
центильными таблицами.

Теоретическое
введение.

Что такое
центильная таблица?

В настоящее время
для оценки антропометрических данных
используются таблицы центильного типа
(табл. 1-12). Использование их достаточно
просто и удобно. В этих таблицах за
средние, или условно нормальные величины,
принимаются значения, свойственные
половине здоровых детей данного пола
и возраста – в интервале от 25-го до
75-го центиля. В полной форме центильная
шкала представлена цифрами, отражающими
значения признака, ниже которых он может
встретиться соответственно только у
3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97 процентов детей.

Пространство между
цифрами (коридоры) отражает тот диапазон
или разнообразие величин признака,
которые свойственны определенному
проценту здоровых детей данной
возрастно-половой группы.

Каждый измерительный
признак (длина, масса, окружности грудной
клетки и головы) может соответственно
быть помещен в «свою» область или «свой»
коридор центильной шкалы в соответствующей
таблице. В зависимости от того, где
расположен этот коридор, можно
формулировать оценочные суждения о
физическом развитии ребенка и принимать
решения об обращении к врачу.

При этом возможны
следующие варианты:

Область или
«коридор» № 1 (до 3 центиля) Область
«очень низких
величин»
,
встречающихся у здоровых детей редко
(не чаще 3%). Ребенок с таким уровнем
признака должен проходить специальное
консультирование и, по показаниям,
обследование.

Область или
«коридор» № 2 (от 3 до 10 центиля) Область
«низких
величин»
,
встречающихся у 7% здоровых детей.
Показано консультирование и обследование
при наличии других отклонений в состоянии
здоровья и развития.

Область или
«коридор» № 3 (от 10 до 25 центиля) Область
величин «ниже
среднего»
,
свойственных 15% здоровых детей данного
пола и возраста.

Область или
«коридор» № 4 и № 5 (от 25 до 75 центиля)
Область «средних
величин»
,
свойственных 50% здоровых людей и поэтому
наиболее характерных для данной
возрастно-половой группы.

Область или
«коридор» № 6 (от 75 до 90 центиля) Область
величин «выше
среднего»
,
свойственных 15% здоровых детей.

Область или
«коридор» № 7 (от 90 до 97 центиля) Область
«высоких
величин»
,
свойственных 7% здоровых детей. Решение
о направление на обследование зависит
от существа признака и состояния других
органов и систем.

Область
или «коридор» № 8 (от
97 центиля и выше) Область
«очень
высоких величин»
,
свойственных не более 3% здоровых детей.
Вероятность патологической
природы изменения достаточно высока,
поэто­му
требуется консультирование и обследование.

Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин а.В., Воронцов и.М., 1999)

Определяемый
признак

Способ расчета

Длина тела

Длина тела
6-тимесячного ребенка равна 66 см

На каждый
недостающий месяц вычитается по 2,5
см

На каждый месяц
свыше 6 прибавляется по 1,5 см

Масса тела

Масса тела в 6
месяцев равна 8000 г

На каждый месяц
до 6 вычитается по 800 г

На каждый месяц
свыше 6 прибавляется по 400 г

Окружность груди

Окружность груди
в 6 месяцев составляет 45 см

На каждый
недостающий месяц вычитается по 2 см

На каждый месяц
свыше 6 прибавляется по 0,5 см

Окружность
головы

Окружность
головы в 6 месяцев составляет 43 см

На каждый месяц
до 6 вычитается по 1,5 см

На каждый месяц
свыше 6 прибавляется по 0,5 см

Есть ли более современные центильные таблицы?

Да, они были составлены в 2005 г. экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР) , проведенного в 1997-2003 гг.

Центильные таблицы всегда являются результатом исследования большого количества здоровых детей: данные веса, роста, окружности головы и др. тысяч малышей анализируются, статистически обрабатываются и заносятся в таблицы. Это могут быть дети, проживающие в одной стране или на одной территории, или же в разных регионах мира. Именно таким было последнее исследование ВОЗ.

Его отличием от предыдущих стало то, что в нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Мы предлагаем вам следующие таблицы ВОЗ:

Вес (масса) тела мальчиков от 0 до 5 лет, кг
Year: Month Month -3 SD -2 SD -1 SD Media 1 SD 2 SD 3 SD
0: 0 2.1 2.5 2.9 3.3 3.9 4.4 5.0
0: 1 1 2.9 3.4 3.9 4.5 5.1 5.8 6.6
0: 2 2 3.8 4.3 4.9 5.6 6.3 7.1 8.0
0: 3 3 4.4 5.0 5.7 6.4 7.2 8.0 9.0
0: 4 4 4.9 5.6 6.2 7.0 7.8 8.7 9.7
0: 5 5 5.3 6.0 6.7 7.5 8.4 9.3 10.4
0: 6 6 5.7 6.4 7.1 7.9 8.8 9.8 10.9
0: 7 7 5.9 6.7 7.4 8.3 9.2 10.3 11.4
0: 8 8 6.2 6.9 7.7 8.6 9.6 10.7 11.9
0: 9 9 6.4 7.1 8.0 8.9 9.9 11.0 12.3
0: 10 10 6.6 7.4 8.2 9.2 10.2 11.4 12.7
0: 11 11 6.8 7.6 8.4 9.4 10.5 11.7 13.0
1: 0 12 6.9 7.7 8.6 9.6 10.8 12.0 13.3
1: 1 13 7.1 7.9 8.8 9.9 11.0 12.3 13.7
1: 2 14 7.2 8.1 9.0 10.1 11.3 12.6 14.0
1: 3 15 7.4 8.3 9.2 10.3 11.5 12.8 14.3
1: 4 16 7.5 8.4 9.4 10.5 11.7 13.1 14.6
1: 5 17 7.7 8.6 9.6 10.7 12.0 13.4 14.9
1: 6 18 7.8 8.8 9.8 10.9 12.2 13.7 15.3
1: 7 19 8.0 8.9 10.0 11.1 12.5 13.9 15.6
1: 8 20 8.1 9.1 10.1 11.3 12.7 14.2 15.9
1: 9 21 8.2 9.2 10.3 11.5 12.9 14.5 16.2
1: 10 22 8.4 9.4 10.5 11.8 13.2 14.7 16.5
1: 11 23 8.5 9.5 10.7 12.0 13.4 15.0 16.8
2: 0 24 8.6 9.7 10.8 12.2 13.6 15.3 17.1
2: 1 25 8.8 9.8 11.0 12.4 13.9 15.5 17.5
2: 2 26 8.9 10.0 11.2 12.5 14.1 15.8 17.8
2: 3 27 9.0 10.1 11.3 12.7 14.3 16.1 18.1
2: 4 28 9.1 10.2 11.5 12.9 14.5 16.3 18.4
2: 5 29 9.2 10.4 11.7 13.1 14.8 16.6 18.7
2: 6 30 9.4 10.5 11.8 13.3 15.0 16.9 19.0
  
Вес (масса) тела мальчиков от 0 до 5 лет, кг
Year: Month Month -3 SD -2 SD -1 SD Media 1 SD 2 SD 3 SD
2: 7 31 9.5 10.7 12.0 13.5 15.2 17.1 19.3
2: 8 32 9.6 10.8 12.1 13.7 15.4 17.4 19.6
2: 9 33 9.7 10.9 12.3 13.8 15.6 17.6 19.9
2: 10 34 9.8 11.0 12.4 14.0 15.8 17.8 20.2
2: 11 35 9.9 11.2 12.6 14.2 16.0 18.1 20.4
3: 0 36 10.0 11.3 12.7 14.3 16.2 18.3 20.7
3: 1 37 10.1 11.4 12.9 14.5 16.4 18.6 21.0
3: 2 38 10.2 11.5 13.0 14.7 16.6 18.8 21.3
3: 3 39 10.3 11.6 13.1 14.8 16.8 19.0 21.6
3: 4 40 10.4 11.8 13.3 15.0 17.0 19.3 21.9
3: 5 41 10.5 11.9 13.4 15.2 17.2 19.5 22.1
3: 6 42 10.6 12.0 13.6 15.3 17.4 19.7 22.4
3: 7 43 10.7 12.1 13.7 15.5 17.6 20.0 22.7
3: 8 44 10.8 12.2 13.8 15.7 17.8 20.2 23.0
3: 9 45 10.9 12.4 14.0 15.8 18.0 20.5 23.3
3: 10 46 11.0 12.5 14.1 16.0 18.2 20.7 23.6
3: 11 47 11.1 12.6 14.3 16.2 18.4 20.9 23.9
4: 0 48 11.2 12.7 14.4 16.3 18.6 21.2 24.2
4: 1 49 11.3 12.8 14.5 16.5 18.8 21.4 24.5
4: 2 50 11.4 12.9 14.7 16.7 19.0 21.7 24.8
4: 3 51 11.5 13.1 14.8 16.8 19.2 21.9 25.1
4: 4 52 11.6 13.2 15.0 17.0 19.4 22.2 25.4
4: 5 53 11.7 13.3 15.1 17.2 19.6 22.4 25.7
4: 6 54 11.8 13.4 15.2 17.3 19.8 22.7 26.0
4: 7 55 11.9 13.5 15.4 17.5 20.0 22.9 26.3
4: 8 56 12.0 13.6 15.5 17.7 20.2 23.2 26.6
4: 9 57 12.1 13.7 15.6 17.8 20.4 23.4 26.9
4: 10 58 12.2 13.8 15.8 18.0 20.6 23.7 27.2
4: 11 59 12.3 14.0 15.9 18.2 20.8 23.9 27.6
5: 0 60 12.4 14.1 16.0 18.3 21.0 24.2 27.9

Методика оценки индивидуальных показателей центильным методом.

При
оценке физического развития данным
методом исполь­зуют одномерные
центильные шкалы, которые разработаны
со­трудниками Горьковского медицинского
института по результа­там углубленных
медицинских осмотров здоровых школьников.
Центильные шкалы составлены по 10
признакам, характеризу­ющим
морфофункциональное состояние организма:
длина, мас­са тела, окружность грудной
клетки, жировая складка живота, жизненная
емкость легких, мышечная сила правой и
левой кисти, максимальное и минимальное
артериальное давление, час­тота
сердечных сокращений. В шкалах указаны
максимальные и минимальные значения
каждого из 10 признаков и диапазон
колебаний каждого признака по центильным
интервалам. Шка­лы позволяют детально
охарактеризовать морфологический
ста­тус, определить гармоничность
физического развития, выявить детей,
склонных к ожирению, с изменением
сосудистого тонуса, оценить функциональное
состоя­ние организма.

Центильные
шкалы разработаны для определенных
возрастно-половых групп: для мальчиков
и девочек школьного возрас­та 7-17 лет.

Оценка
индивидуальных показателей как обычно
проводится после определения точного
возраста ребенка и принадлежности его
к определенной возрастной группе
(табл.).

Оценка
показателей по центильным интервалам
.
После
установления точного возраста школьника
определяют положение каждого его
показателя в одном из 8 центильных
ин­тервалов, пользуясь одномерными
центильными шкалами, и дают им
соответствующую оценку.

Оценка
гармоничности физического развития
.
По
центильным шкалам можно судить о
гармоничности раз­вития массы тела
по отношению к длине тела. Если значения
рас­сматриваемых показателей
оказываются в одном или соседних
центильных интервалах, то физическое
развитие оценивают как гармоничное.
Если значения изучаемых показателей
выходят за границы соседнего интервала,
то физическое развитие ребенка считают
дисгармоничным. Если разница в оценке
составляет более двух интервалов, то
физическое развитие оценивается как
резко дисгармоничное.

Оценка
избыточного жироотложения.
Оценивая
гармоничность физического развития,
следует учи­тывать, что основными
компонентами, определяющими массу тела,
являются костная, мышечная и жировая
ткани. Для опре­деления жировой массы
необходимо оценить толщину жировой
складки. Если её величина оценивается
по 6 или более высоким центильным
интервалам, это свидетельствует об
избытке жировой ткани у ребенка. При
нормальной толщине жировой складку
и
общей большой массе тела избыток её
обусловлен костно-мышечным компонентом.
Дифференцированный подход к оценке
массы тела позволяет выявить детей с
различной степенью ожи­рения.

Оценка
жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и мышечной
силы
рук

Оценка
ЖЕЛ и мышечной силы рук проводится по
следую­щей схеме: отличное

ЖЕЛ и мышечная сила рук оценивается не
ниже чем по 6 центильному интервалу;
хорошее

не ниже, чем по 4-5 центильному интервалу;
удовлетворительное

не ниже, чем по 2-3 центильным интервалам;
неудовлетворительное
по 1 центильному интервалу. Высокие
значения ЖЕЛ и мышечной силы рук всегда
указывают на хороший уровень физической
дееспособности школьника.

Оценка
функционального состояния сердечно-сосудистой
системы.
За
средние показатели уровня артериального
давления (АД) принимают его значения в
диапазоне 4-5 центильных интервалов при
допустимых границах отклонений в
пределах 3-6 центильных интервалов. Если
АД соответствует 7-8 или 1-2 центильным
интервалам, то такой ребенок нуждается
в тщательном медицинском обследовании
при постоянном контроле за динамикой
АД.

Частота
сердечных сокращений соответствует
возрастной норме, если её показатели
лежат в пределах 3-6 центильных интервалов
(лучше в 4-5). Если показатели пульса
оказываются в диапазоне 7-8 центильных
интервалов, то это свидетельствует о
тахикардии, а в диапазоне 1-2 центильных
интервалов

обрадикардии.
Подобные случаи также требуют консультации
специалистов и контроля за динамикой
сердечных сокращений.

Оценив
с помощью центильных шкал всю группу
показателей, характеризующих физическое
развитие, составляютразвернутое
заключение на каждого ребенка.

Антропометрия как метод судебно-медицинской экспертизы

Антропометрия как метод судебно-медицинской экспертизы применяется при освидетельствовании живых лиц, исследовании трупов и соответствующих вещественных доказательств. Антропометрия используется при необходимости (по измерительным и описательным показателям, в совокупности с данными других методов) установления судебно-медицинским экспертом физического развития субъекта: роста, возраста, пола, состояния половой зрелости, расовой принадлежности, а также при освидетельствовании детей, подростков, юношей, девушек, лиц призывного и пенсионного возраста, что чаще всего проводится в связи с утратой личных документов, вступлением в брак, квалификацией ответственности несовершеннолетних правонарушителей (ст. 10 УК РСФСР, 392 УПК РСФСР) и идентификацией личности.

Применение результатов антропологического обследования, в сочетании с данными других экспертных исследований, при вскрытиях трупов плодов и новорожденных младенцев служит основанием для решения вопросов о зрелости, доношенности или недоношенности плода.

Действующими «Правилами судебно-медицинского исследования трупов» предусмотрена обязательность измерения роста (длины трупа), а при вскрытиях трупов неизвестных лиц, кроме того, измерения продольного диаметра головы, наибольшего поперечного ее диаметра, наибольших окружностей головы, шеи, груди, живота и длины ступней (см. Вскрытие, судебно-медицинское).

Особое значение приобретает метод антропометрии при экспертизе частей расчлененных трупов, скелетов, отдельных костей и их фрагментов. При экспертизе этих вещественных доказательств посредством измерительных и описательных приемов устанавливаются общие признаки, характеризующие половую и возрастную принадлежность, рост человека, к скелету которого относились объекты исследования и т

д.; кроме того, обращается внимание на наличие врожденных аномалий, патологических изменений, следов перенесенных травм и т. д

Все это в совокупности служит материалами для идентификации личности. В решении вопроса идентификации личности, если на экспертизу представлен череп с сохранившимся лицевым скелетом, существенное значение может иметь сопоставление анатомических показателей методом фотосовмещения (см. Идентификация личности).

Библиография: Брейтман М. Я. Таблицы для клинической антропометрии, Л., 1926; Бунак В. В. Антропометрия, М., 1941; Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии, пер. с нем., М., 1967, библиогр.; Чтецов В. П. Вариации подкожного жира, Вопр. ант-ропол., № 30, с. 38, 1968, библиогр.; Щекочихинa Л. К. Материалы к изучению площадей поверхностей отдельных частей тела человека, там же, № 18, с. 80, 1964, библиогр.; Booth R. A. D., Goddard В. А. а. Psiton A. Measurement of fat thickness in man, Brit. J. Nutr., v. 20, p. 719, 1966; Fairey R. N. a. Cowan R. J. Anew method for measuring skin surface areas, Canad. J. Surg., v. 10, p. 371, 1967, bibliogr.; Hix V. M., Pearson A. M. a. Reineke E. P. Specific gravity of human subjects by air displacement and helium dilution, J. appl. Physiol., v. 19, p. 955, 1964; Pierson W. R. The estimation of body surface area by mono-photogrammetry, Amer. J. phys. Anthropol., v. 20, p. 399, 1962, bibliogr.

Антропометрия как метод судебно-медицинской экспертизы — Кушаков Т. К. Судебно-медицинское пособие по определению возраста в предпубертатном и пубертатном периодах жизни человека (13—20 лет), Ташкент, 1971; Неклюдов Ю. А. О возможности определения половой принадлежности концевых фаланг кисти, Суд.-мед. экспертиза, № 3, с. 30, 1967; Пашкова В. И. Очерки судебно-медицинской остеологии, М., 1963; Силин Г. Н. и др. Применение комплексного антропометрического и рентгенологического исследований при определении возраста в судебно-медицинской практике, Сб. науч. работ врачей Кабардино-Балкарии, в. 2, с. 293, Нальчик, 1968, библиогр.; Fazekas I. G. u. Kösa F. Bestimmung der Körperlänge und des Lebensalters menschlicher Fetten auf Grund der ersten Hand- und ersten Fusswurzelknoc-henmasse, sowie der Grösse des Atlas und des Epistropheus-Wirbelbogens, Dtsch. Z. ges. gerichtl. Med., Bd 61, S. 29, 1967, Bibliogr.; Krogman W. M. The human skeleton in forensic medicine, Springfield, 1962.

Как пользоваться, зная показатели роста и веса ребёнка

Применять таблицы просто и удобно. Нужно взвесить и измерить малыша, найти его возраст и посмотреть, в какой коридор попали его данные. Центильный коридор — это интервал центильной шкалы, соответствующий показателям вашего ребёнка. Для удобства центильные коридоры обозначены цифрами от 1 до 8, а столбцы, обозначающие норму, выделены цветом. Показатели, находящиеся слева (1–3) и справа (6–8), оцениваются как ниже и выше среднего значения. Коридоры 2 и 7 — это зоны внимания, которые могут потребовать дополнительных консультаций. Коридоры 1 (очень низкий) и 8 (очень высокий) — есть вероятность патологии развития. Под номерами коридоров указаны количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.

Для того, чтобы пользоваться центильными таблицами, малыша нужно измерить

Значение центилей и соответствие нормам — таблица

показатель коридоров
центили
область величин
встречается у здоровых детей
рекомендации
оценка развития
1 и ниже
до 3
очень низкая
в 3% случаев
Требуются дополнительные обследования и консультации специалистов.
низкое
1–2
3–10
низкая
в 7% случаев
Нужно обратить внимание, требуются дополнительные консультации специалистов.
гармоничное, ниже среднего
2–3
10–25
ниже среднего
в 15% случаев
Не нуждается в дополнительных обследованиях
гармоничное, соответствующее возрасту
3–6
25–75
средняя
в 50% случаев
6–7
75–90
выше среднего
в 15% случаев
7–8
90–97
высокая
в 7% случаев
Нужно обратить особое внимание, требуются дополнительные консультации специалистов, если есть отклонения в состоянии здоровья.
гармоничное, опережающее возраст
8 и за пределами коридора
выше 97
очень высокая
в 3% случаев
Требуются дополнительные обследования и консультации специалистов.
опережающее возраст

Среднеквадратическое отклонение

Среднеквадратическое отклонение «σ» (принято обозначать греческой буквой сигма) позволяет оценить, насколько значения из множества могут отличаться от среднего значения. Оценка длины тела/роста с использованием «σ» произ­водится посредством расчёта среднеквадратических отклонений от 50% значений показателей роста дан­ной возрастной группы.

Оценка показателя:

  • в пределах ± 1 σ — рост средний;
  • от ± 1 σ до ± 2 σ — рост ниже/выше среднего;
  • от ± 2 σ до ± 3 σ — рост низкий/высокий;
  • выход за пределы +/- Зσ — рост очень высокий (гигантизм)/очень низкий (карликовость).

Определение точного возраста ребенка

Оценивать
инди­видуальные показатели можно
лишь после определения точного возраста
ребенка и принадлежности его к определенной
возраст­ной группе. Возраст
определяется путем сопоставления даты
рождения с датой обследования.

Возрастная
группировка, применяемая в антропологических
исследованиях, предусматривает
определение возраста ребенка с точностью
до дней. Для этого необходимо из даты
обследования вычесть дату рождения
ребенка.

Пример.
Девочка родилась 26 декабря 1978 г., а
медицинский осмотр проведен 3 января
1986 г. Определите возраст ребенка на день
осмотра.

Дата
осмотра 3 день 1
мес. 1986 г.

Дата
рождения 26 день 12
мес. 1978 г.

7
дней Менее месяца Полные
7 лет

При
вычитании следует пользоваться
общеизвестными математиче­скими
закономерностями. Точный возраст ребенка
составил 7 лет и 7 дней.

Существенно
облегчает задачу определения точного
возраста табл. 3.

При использовании
этой таблицы следует из года, когда
про­водится обследование, вычесть
год рождения ребенка, а затем из
полученного числа вычесть или прибавить
(в зависимости от зна­ка) число месяцев,
указанное на пересечении горизонтального
(месяц рождения) и вертикального (месяц
обследования) столб­цов.

Таблица
3

Антропоскопическая техника

Признаки описательного характера обычно оценивают баллами, схематически характеризующими степень выраженности признака. Это относится к состоянию вторичных половых признаков, особенностям осанки, форме груди и живота, форме ног, развитию мышечной и жировой ткани, старческим и патологическим изменениям организма и др. Существует тенденция максимального использования измерительной техники там, где прежде преобладал описательный подход. Так, для измерения объема грудной железы был применен маммометр-колокол из мягкой синтетической пленки, соединенной с устройствами: выкачивающим воздух и измерительным. При откачивании воздуха пленка плотно облегает железу, а измерительное устройство фиксирует объем последней. Полученные в результате антропометрического и антропоскопического исследования данные подвергаются обработке методами вариационной статистики (см.).

Значение антропометрии далеко выходит за рамки, очерченные гигиенистами, педиатрами и акушерами. Клиническая антропометрия включает не только умение произвести измерения тела, но и искусство осмыслить их результаты с позиций клинической медицины. При этом данные антропометрии становятся необходимыми врачу при постановке диагноза, выборе метода лечения и повседневном контроле за состоянием больного.

См. также Антропология.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий