Подъем по веревке: какие устройства нужны

Спуск по веревке

1. Спуск производится с помощью стандартных спусковых устройств (восьмерка, стоп-десантер, БСУ и др.). Страховка осуществляется автоматической фиксацией этих устройств, с помощью схватывающего узла или верхней страховкой (по условиям этапа).

2. На склонах, положе 45° и на коротких, до 3 м, стенках, на соревнованиях низкого и среднего ранга, допускается спортивный спуск по веревке. Существует несколько способов спуска:

а). На крутом, более 40°, склоне участник спускается спиной вниз по склону. Веревка проходит поперек спины, под мышками и удерживается двумя руками в защитных рукавицах. Для увеличения трения можно сделать дополнительный охват веревкой руки (лучше нижней).

б). На склонах, до 40°, для уменьшения трения веревки, участник может спускаться боком.

в). На достаточно пологих и безопасных склонах допускается спуск вдоль веревки с простым захватом ее руками. При этом участник спускается по склону наиболее удобным для него образом и придерживается за веревку. При скоростном спуске он бежит по склону боком или развернувшись вперед, вниз по склону, придерживаясь за веревку руками.

3. Спуск по веревке по крутым склонам производится на восьмерке (или др. устройстве). Восьмерка пристегивается карабином к передней, беседочной точке ЛСС участника. Регулирующая скорость спуска рука удерживает нижнюю часть веревки. Другой рукой участник придерживается за веревку, выше восьмерки. В зависимости от условий спуска, существует несколько способов пристегивания к восьмерке — см. «СНАРЯЖЕНИЕ», «ВОСЬМЕРКА В РЕЖИМЕ СПУСКА».

4. При спуске с тяжелым рюкзаком по крутому склону, для устранения опрокидывающего момента делается подвеска и участника и рюкзака на общей восьмерке. Участник подключается к малому кольцу восьмерки не карабином беседки, а карабином короткой самостраховки. Веревка спуска охватывает шейку восьмерки. При спуске восьмерка находится выше участника. Рюкзак отрезком веревки подвешивается к этой же восьмерке и висит на уровне плеч участника. Его лямки одевается на плечи.

5. При спуске с тяжелым рюкзаком по вертикальной, свободно висящей веревке, для устранения опрокидывающего момента, рюкзак коротким отрезком веревки (0,2-0,5 м) подвешивается ниже участника, на его беседке или непосредственно на восьмерке. Веревка спуска охватывает шейку восьмерки.

6. При страховке на спуске по одинарной веревке схватывающим узлом применяется схватывающий узел из одинарной петли 8-9 мм крученого, капронового шнура. Допускается петля из 8 мм. репшнура с оплеткой, при условии его надежного схватывания на веревке. Не допускается узел из двойной петли репшнура (плохая схватываемость), и узел из одинарной петли 6 мм репшнура (малая прочность).

7. При страховке схватывающим узлом его петля закрепляется на передней точке ЛСС. Узел проталкивается по веревке рукой, сверху вниз, не захватывая его ладонью. Петля схватывающего узла должна быть короче толкающей узел руки. Иначе узел не схватится при срыве участника.

Подъемники механические

Эти модификации позиционируются как усовершенствованные прусики. Практически все приспособления работают на одинарной веревке. Например, канатно-спусковое устройство Wild Country Ropeman отличается компактностью и эффективностью. Состоит оно из узла со встроенным карабином и камлотом.

Положительные стороны:

  • Простота эксплуатации.
  • Надежность и прочность.
  • Не воздействует агрессивно на оплетку.

Среди минусов:

  • Он не предназначен для использования с двойной веревкой.
  • Имеет относительно приличный вес.

Некоторые спусковые устройства в альпинизме могут использоваться при подъеме на нижней части каната. Они называются «магические пластины». Функционал модели включает в себя пару карабинов. При этом изделие не требует агрегации с дополнительными аналогами, однако подъем не является простым по сравнению с профессиональным приспособлением, поскольку требуется определенное время для освоения данного аппарата.

7.1 Контрольные испытания опытных образцов изделий

7.1.1 Контрольные испытания опытных образцов изделий должны проводиться водном из следующих случаев:

1) при проверке новых изделий или серийных изделий, производимых другим изготовителем;

2) при изменении конструкции, материалов и технологического процесса, которые могут влиять на технические характеристики спусковых устройств;

3) при наличии существенных различий результатов контрольных испытаний серийных изделий на предприятии-изготовителе и результатов последнего контрольного испытания опытного образца;

4) когда уполномоченные органы требуют проведения испытания опытного образца.

7.1.2 Испытания опытных образцов лебедок и оснастки следует проводить отдельно в соответствии с таблицами 1 и 2 до проведения испытаний опытных образцов спусковых устройств, приведенных в таблицах 3 и 4.

Кроме вышеперечисленного, в личный комплект снаряжения спелеолога входят:

  • Самостраховочные усы. Служат для самостраховки при прохождении перил и при перестегивании на вертикали без потери 2-х точек опоры. Вяжутся из основной веревки. Предпочтительно из динамической. Длина короткого уса подбирается индивидуально. Длинный ус вяжется стандартным – 58 см. Это сделано для приведения к общему стандарту глубины каремов, что позволяет делать перестёжки максимально комфортными для прохождения любым спелеологом, независимо от его роста.
  • Поддержка для кроля (торс). Кусок стропы, позволяющий поддерживать кроль в вертикальном положении. Не является альтернативой грудной обвязке!
  • Педаль. Кусок стропы (или веревки) с петлей для ноги. Соединенная с жумаром, служит опорой для ноги при перемещении вверх. Педаль должна быть отрегулирована индивидуально.

Лекцию подготовила Елена Климович.

Использованные материалы:

Типы спусковых механизмов

Пока самым распространённым как у винтовок, так и у ручного оружия является одноступенчатый спусковой механизм, когда стрелок нажимает на спуск, пока не преодолеет его сопротивление. Иногда такой спуск называют «прямым», по движению пальца во время нажатия на спуск, это стандартный спусковой механизм большинства моделей огнестрельного оружия, предпочтительный в ситуациях, когда необходимо сделать несколько быстрых выстрелов, например, при самообороне или на охоте. Движение, необходимое для выполнения выстрела называется «ходом», слишком длинный ход может повредить точности стрельбы, это исправляется либо старательной отработкой навыка, либо механической модификацией механизма.

У некоторых стрелков возникают проблемы в понимании того, какое усилие необходимо прилагать к одноступенчатым спусковым механизмам, особенно к имеющим небольшое усилие на спуске

В подобных случаях особенно важно ВСЕГДА держать оружие направленным в безопасную сторону, и при любых сомнениях в работе спускового крючка оружие должен осмотреть профессиональный оружейник. Однако, при достаточно отработанном навыке, практически любой стрелок может привыкнуть к конкретному спусковому механизму и определённому усилию

В точных винтовках часто используется двухступенчатый спусковой механизм. В нём перед второй фазой необходимо предварительно выжать спуск на определённую длину хода. При преодолении сопротивления второй фазы происходит выстрел. Вот характеристики, общие для всех двухступенчатых спусковых механизмов: первая фаза не должна быть слишком длинной. Она должна быть короткой и требовать минимального изменения положение пальца во время нажатия. На всём ходе усилие должно быть постоянным, перед второй фазой не должно быть заеданий или остановок.

У лучших спусковых механизмов во второй фазе абсолютно отсутствует свободный ход. Стрелки называют такой спуск «чётким». Даже небольшой свободный ход (промежуточное перемещение спускового крючка перед выстрелом) особенно досаждает стрелкам на точность, становясь причиной промахов, неправильных регулировок и механического износа их тонко настроенного оружия. Поэтому спортсменам и другим любителям стрельбы на точность необходимо регулировать, а иногда и заменять спусковой механизм для достижения максимальной точности.

Самоблокирующиеся

Для повышения безопасности и удобства спуска были разработаны спусковые устройства, автоматически закрепляющиеся на веревке при потере контроля над ним. Такие спусковухи не крутят веревку и имеют рукоятку управления разблокировкой. Их подразделяют на устройства одиночного (блокировка при отпускании рукоятки) и двойного (блокировка и при отпускании, и при сильном зажатии рукоятки) действия.

Одним из первых (если не первым) таких спусковых устройств стал Petzl Stop одиночного действия, разработанный на базе петцлевской же «каталки». И до сих пор он остается одним из самых популярных (его даже многие копируют — например тот же «Венто Стопор-десантер«).

Появившиеся позже Kong Indy и Anthron Double Stop — устройства двойного действия, различные по конструкции. Indy по конструктиву напоминает Stop, но с добавленной дополнительной тягой и кулачком, поджимающим веревку при зажатии рукоятки. Double Stop же имеет принципиально иную конструкцию, разработанную словацкими инженерами из Anthron. В настоящее время оба устройства можно встретить под различными торговыми марками (например, у Singing Rock есть и Indy, и Double Stop).

Особняком стоит разработанное Petzl устройство для промышленного альпинизма I’D. Оно двойного действия, при этом снабжено защитой от неправильной заправки веревки (в таком случае оно просто не будет двигаться) и системой надежной блокировки (закрепления) веревки, что позволяет при работе не отвлекаться на контроль закрепления на нужной высоте. Управляется все одной удобной рукояткой. Довольно крупное и увесистое устройство, что впрочем для промальпа не имеет значения.

Спусковые устройства Petzl

Эта марка известна на рынке по выпуску спасательного и альпинистского оборудования. Обзор подъемников начнем с серии Tibloc. Данное устройство отличается оригинальным дизайнерским оформлением. Приспособление лишено подвижных частей, что делает его максимально простым в эксплуатации. На этом фоне устройство отличается довольно агрессивными зубцами, которые могут проскальзывать при неправильной установке, повреждая веревку и дезориентируя пользователя. После нескольких тренировок его эксплуатация не вызовет проблем.

К плюсам инструмента относится малый вес и отсутствие подвижных деталей, а среди недостатков – медленная работа и требование определенных навыков для использования.

Обвязка (беседка).

Обвязка — это система строп, крепящаяся на теле альпиниста, скалолаза или спелеолога в трех местах — вокруг обеих ног и пояса. Беседки изготавливаются из очень прочной стропы. Альпинистские и спелеологические беседки имеют необходимое количество точек регулировки для оптимального удобства, т.к. в альпинизме и спелеологии чаще всего используется одевание беседки поверх тёплой одежды. За счет этого системы имеют несколько больший вес, чем скалолазные.

Именно к обвязке крепится страховочная веревка и прочие элементы снаряжения. По бокам пояса обвязки вшиты небольшие разгрузочные петельки. Они предназначены для развески снаряжения. Их нельзя использовать как грузовые! Держат они не более 5-7 кг. Как правило, на беседках могут быть установлены пряжки различных конструкций. Их можно разделить на пряжки требующие обратный ход стропы и не требующие его. Последние удобнее, но они дороже.

Обвязки, имеющиеся в клубе, требуют обязательной заправки обратного хода ремня. Свободный конец стропы, выходящий из пряжки должен быть не короче 5 см. Спелеообвязка должна быть очень точно отрегулирована. Правильно затянутой считается обвязка, которая в положении сидя плотно прилегает к спелеологу. Если обвязка затянута недостаточно туго, то в процессе передвижения по верёвке, может произойти такая неприятная вещь, как перевёртывание рапида (карабина соединяющего обвязку и служащего для крепления всего снаряжения), что само по себе не является смертельным, но значительно снижает скорость передвижения и комфорт при работе на верёвке.

Принцип работы

Вне зависимости от того, в какой модели автомобиля установлена система, принцип ее работы остается неизменным. Контроль скорости на спуске активируется с помощью нажатия на соответствующую кнопку. Чтобы механизм начал свою работу, потребуется соблюдение нескольких условий:

  1. двигатель автомобиля должен работать;
  2. педали газа и тормоза не нажаты;
  3. скорость движения – не более 20 км/ч;
  4. уклон – до 20%.

При соответствии всем условиям, после нажатия на кнопку панели приборов, система автоматически начинает свою работу. Считывая информацию с многочисленных датчиков, она передает ее в блок управления. При превышении определенной скорости давление в тормозной системе повышается и колеса начинают подтормаживаться. Благодаря этому скорость может удерживаться на заданной отметке, которая зависит от изначальной скорости машины, а также от включенной передачи.

Каска.

Каска. В горах сыпет. Причем, в походах практически любых категорий, так что без каски не обойтись. Хорошая каска должна защитить вашу голову от падающего камня или куска льда, а так же от ударов о рельеф при срыве. Каска должна быть подогнана, закреплена. Минимальную гарантию безопасности дают строительные каски, но они не рассчитаны на серьезные удары. Кроме того, современные альпинистские каски выполнены не из обычной пластмассы, а из высокопрочного поликарбоната, который устойчив к ультрафиолетовому излучению

При выборе каски стоит особое внимание уделить системе амортизации. Наиболее комфортная и безопасная — ременная

Схватывающий узел

Такое спусковое устройство еще называют прусиком. Элемент представляет собой короткий отрезок веревки, соединяемый с кольцом посредством парного морского узла. Диаметр детали должен быть именно пять миллиметров, что позволяет зафиксировать его максимально плотно. Узел крепится на рамку при помощи нескольких способов фиксаций.

Ниже приведены два самых популярных узла:

  1. Первый вариант представляет собой узел с одним привязанным концом и вторым вновь повторяющимся элементом. Такой способ применяется для временного удержания стропы (при переправе или оборудовании системы дополнительными страховками).
  2. Тройной репшнур. Он может быть опасен при неправильном применении. Правила организации такого крепления следующие: основа должна быть тоньше добавочной веревки, при рывке он может сильно затянуться. Кроме того, возможно не схватывание прусика после первого рывка, что чревато его полной недееспособностью.

6.1 Испытания лебедки

Виды испытаний, испытательные нагрузки, методы испытаний и критерии приемки приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Испытание лебедки спускового устройства

Вид испытания

Пробный груз

Метод испытания

Критерии приемки

1 Испытание в рабочих условиях

Отсутствует

Работа лебедки в обоих направлениях в течение 5 мин

Плавный пуск и останов, работа без затруднений. Нет отклонений от нормы температуры, шума, натяжения, давления масла и торможения

Минимальная нагрузка на лебедку при спуске спасательной шлюпки

Подъем и опускание пробного груза. Повторяют пять раз

2 Подъем груза

Грузоподъемность лебедки

Подъем пробного груза на высоту около 10 м. Повторяют не менее двух раз

Плавный ход, надежное торможение. Скорость подъема и потребляемая мощность соответствуют проектной спецификации

3 Опускание груза

Максимальная нагрузка на лебедку при спуске шлюпки

Вывешивают пробный груз на высоте около 10 м, затем опускают пробный груз и включают тормоз. Повторяют не менее двух раз

Плавный ход, надежное торможение. Скорость опускания соответствует проектной спецификации

4 Динамическое испытание тормоза

1,1 максимального тягового усилия лебедки

Включают тормоз, когда скорость спуска достигает максимума, а груз опустится по меньшей мере на 3 м. Повторяют не менее двух раз.

Повторяют испытание, смочив поверхность тормозных накладок, если тормоз открытого исполнения

Эффективная работа тормоза. Опускание пробного груза после включения тормоза должно быть менее 1 м.

Эффективная работа тормоза. Опускание пробного груза после включения тормоза может превышать в этом случае 1 м

5 Статическое испытание тормоза

1,5 максимального тягового усилия лебедки

Пробный груз вывешивают на тросе, выходящем с верхнего слоя намотки барабана. Удерживают тормозом после опускания груза по меньшей мере на один полный оборот барабана

Пробный груз удерживается тормозом. Отсутствуют признаки повреждения

6 Вскрытие для проверки

Выбирают деталь, проходившую испытание

Отсутствуют признаки повреждения и чрезмерного износа

Примечание — При различных испытаниях совокупный спуск должен составлять, как минимум, 150 м.

Жумар.

Жумар — элемент снаряжения спелеологов, альпинистов, спасателей и скалолазов. Представляет собой механическое устройство для подъёма по веревке. Название происходит от названия швейцарской фабрики-производителя «Jümar».При движении жумара вверх по верёвке кулачок с шипами, расположенными под определенным углом, свободно скользит по верёвке вверх, при нагрузке жумара в обратную сторону (вниз), кулачок с шипами упирается в верёвку и прижимает её к внутренней стенке жумара не давая ему съехать вниз и фиксируя его в определённом положении на верёвке. Жумар также может применяться и как фиксирующее устройство при подъеме грузов, натяжении горизонтальных перил и пр., при условии отсутствия динамических рывков.

Стандартные жумары имеют гарантированную прочность в штатном режиме работы не менее 4 kN (400 кг). Чтобы не портить веревку, рабочие нагрузки на него не должны превышать 150 — 250 кг. Зажим, как правило, работает на веревках диаметром от 8 до 13 мм (в зависимости от фирмы-производителя). При работе на грязных, обледенелых веревках возможно проскальзывание жумара.

Распространенная ошибка среди начинающих скалолазов (альпинистов, спелеологов) — «подогнать жумар под самый узел». То есть жумар или кроль, на котором поднимается человек и который несёт основную нагрузку, в плотную доходит до узла или карабина, на котором держится несущая веревка и упирается в него. В этом случае движение жумара вперед невозможно (мешает узел), движение жумара назад невозможно из-за его конструкции. Получается патовая ситуация — чтоб снять жумар с веревки надо немного продвинуть его вперед, чтоб разгрузить кулачок, а этому мешает узел или карабин. Чтоб выйти из этой ситуации нужно перенести вес тела на другое крепление (разгрузить жумар) и всё-таки попытаться продвинуть жумар вперед по веревке. Для неопытного новичка это сделать очень сложно и вызывает большое физическое и эмоциональное истощение.

Мобильные средства

Отличительная особенность входящих в эту группу средств — возможность их применения без масштабной реконструкции зданий и сооружений.

Автолестницы и автоподъемники

Современные АЛ и АКП являются основными средствами спасательных работ на высоте.

Производители как в России так и за рубежом как правило, выпускают целую гамму таких автомобилей. Например, фирма «Magirus» (ФРГ) предлагает АЛ с максимальной рабочей высотой от 18-19 до 51-53 метров, фирма «BrontoSkylift» (Финляндия) — от 11-12 до 67-68 метров.

И это оправданно, потому что анализ пожаров в зданиях повышенной этажности подтверждает необходимость иметь целый параметрический ряд таких автомобилей и дифференцированно подходить к оснащению ими пожарной охраны. Так, если для зданий высотой в 16-17 этажей целесообразно иметь передвижные подъемно-спасательные устройства типа АЛ-50 или АКП-50, то для более высоких зданий традиционные средства становятся очень громоздкими, и возникает необходимость рассматривать применение альтернативных устройств.

АКП-32 и АЛ-50

Опыт эксплуатации и проектирования пожарных АЛ-50 и АКП-32 показывает, что рабочая высота с диапазоном от 30 до 50 метров является предельной с точки зрения оптимального сочетания прочности, устойчивости, а также и габаритов, ограниченных условиями эксплуатации в стесненных городских условиях.

Спасательные комплексы

Подъемно-спусковые устройство (ПСУ) являются комбинацией подвесной канатной дороги и пассажирского лифта. Комплексы представляет собой размещенную на шасси автомобиля маятниковую канатную дорогу, для монтажа которой необходима предварительная установка на зданиях специальных силовых консолей. Кабина может использоваться как для спасения людей, так и для тушения пожара.

Практика показывает, что высота объектов, обслуживаемых подобным комплексом, не превышает 150 м. Ограничена высота несущей способностью канатов. По прибытии спасательного автомобиля люлька через 300 секунд может достигнуть высоты 100 м.

Пожарные вертолеты

В зданиях повышенной этажности для экстренной эвакуации людей могут применяться вертолеты, дирижабли и т.д. Спасение людей с кровель высотных зданий в основном происходит с специально приспособленных посадочных площадок. При такой ситуации могут использоваться специально оборудованные вертолеты. Пожарные вертолеты укомплектованы спасательными кабинами, подъемно-спускными механизмами, средствами связи, мощными источниками освещения и другим специальным оборудованием. Спасательные кабины крепятся на внешней подвеске вертолетов. Наиболее часто все манипуляции кабинами осуществляются за счет перемещения самого вертолета, однако имеются конструкции, вертикальное движение которых осуществляется при помощи лебедки.

В связи с отсутствием передвижных (автотранспортных) средств спасения людей с высоты более 50-70 м за рубежом и в нашей стране проводились работы по спасению людей при помощи летательной техники. За рубежом вертолеты широко используются для спасения людей благодаря тому, что большинство кровель высотных зданий имеет приспособленные посадочные площадки. При такой ситуации могут использоваться как специально оборудованные машины, так и армейские, полицейские и иные вертолеты.

В России крыши практически всех высотных зданий не приспособлены для посадки вертолетов, поэтому и применяются они по другим схемам.

Существуют факторы, ограничивающие возможность использования вертолетов при проведении спасательных работ:

  • значительные потери времени с момента вызова вертолета до его прибытия к месту пожара, связанные с удаленностью аэродромов (вертолетных площадок);
  • наличие различного рода препятствий на трассе полета, особенно в центре города;- влияние погодных условий на эффективность работы;
  • воздействие на вертолет и его экипаж опасных факторов пожара;
  • необходимость специальной подготовки экипажа;
  • необходимость денежных затрат на строительство и поддержание в рабочем состоянии посадочных площадок на крышах зданий.

Например, пожарный вертолет Ка-32А1 для выполнения операций спасения людей оборудован специальными транспортно-спасательными кабинами (ТСК), спусковым устройством СУ-Р, лебедкой ЛПГ и специальными лямочными сиденьями. Кабина ТСК-1 рассчитана на 2 человек, крепится на лебедке грузоподъемностью 300 кг и предназначена для спасания людей с балконов и из оконных проемов.

Кабины ТСК-2 и ТСК-3 рассчитаны соответственно на 20 и 10 человек, крепятся на внешней грузовой подвеске и предназначены для спасания людей с крыш зданий и из других труднодоступных мест.

Дополнительная статья по теме: Требования к вертолетным площадкам

Самоспасание с учебной башни

По команде «По спасательной веревке вниз – марш» пожарный крепит веревку за конструкцию здания надежно закрепленную без острых углов, затем левой рукой накладывает веревку со стороны внешней плоскости на карабин, открывает замок карабина, правой рукой берется за веревку со стороны привязанного конца к конструкции и наматывает ее двумя витками по часовой стрелке. Закрывает замок карабина.(Фото 1)

Фото 1

Фото 2

Затем пожарный надевает рукавицы, привязанный конец веревки берет в левую руку (ладонью снизу), свободный конец проводит за спиной и удерживает его правой рукой, становится на подоконник (карниз крыши) так, чтобы закрепленный конец остался с левой стороны.

Не выпуская из рук веревки, осторожно сходит с подоконника и дальше плавно без рывков спускается по спасательной веревке вниз и начинает самоспасание с учебной башни. (Фото 2). Во время спуска пожарный ставит ноги на стену (отталкиваясь от нее ногами), проскакивает оконные проемы или обходит их сбоку; корпус держит прямо, скорость спуска пожарного по спасательной веревке регулируется путем прижимания правой руки к корпусу для уменьшения и отвода ее от корпуса для увеличения скорости

Во время спуска пожарный ставит ноги на стену (отталкиваясь от нее ногами), проскакивает оконные проемы или обходит их сбоку; корпус держит прямо, скорость спуска пожарного по спасательной веревке регулируется путем прижимания правой руки к корпусу для уменьшения и отвода ее от корпуса для увеличения скорости.

Если веревка располагается на значительном расстоянии от стены здания и ноги пожарного не достают до стены, то спуск производится свободно, ногами вниз. Приземляясь, встает на землю, сгибая ноги в коленях, подтверждая выполнение упражнения словом «Есть», затем пожарный освобождает веревку из карабина, подтверждая это словом «Готово». Самоспасание с учебной башни завершено. Так же рекомендуем к просмотру видео, самоспасание с помощью пожарного рукава.

8 Проверка и техническое обслуживание

8.1 К спусковому устройству прилагается руководство по техническому обслуживанию с иллюстрациями, включающее в себя таблицу контрольных проверок, инструкции по техническому обслуживанию и ремонту, расписание периодического технического обслуживания, инструкции по смазке, перечень заменяемых частей и всю другую необходимую информацию.

8.2 Руководство по техническому обслуживанию должно включать в себя, как минимум, требования, приведенные в 8.2.1 — 8.2.5.

8.2.1 Спусковое устройство необходимо подвергать визуальному осмотру по крайней мере один раз в неделю для проверки его готовности к немедленному использованию.

8.2.2 Спусковое устройство необходимо проверять каждый месяц, чтобы убедиться, что оно укомплектовано и находится в исправном состоянии. По меньшей мере один раз в три месяца каждое спусковое устройство должно либо спускать спасательную шлюпку с командой в воду свободным падением, либо спускать спасательную шлюпку с командой или без нее с помощью лопарей и стрел шлюпбалок. С интервалом, не превышающим шесть месяцев, спасательную шлюпку с командой необходимо спускать методом свободного падения или выполнять имитацию спуска без погружения в воду. Все проблемы, выявленные в течение испытаний, должны быть разрешены, а неисправные части — отремонтированы или заменены.

8.2.3 Обязательны ежегодная проверка и техническое обслуживание спускового устройства в соответствии с руководством по техническому обслуживанию, которое предоставляется изготовителем. Динамическое испытание лебедки должно предусматривать спуск ненагруженной спасательной шлюпки и внезапное торможение при достижении максимальной скорости спуска спасательной шлюпки.

8.2.4 Спусковое устройство подлежит полному освидетельствованию минимум один раз в пять лет. Освидетельствование должно включать в себя, но не ограничиваясь этим, проверку повреждений от коррозии, деформаций конструкций, избыточных отклонений, деформаций и износа, смазки движущихся частей, работы блокирующих устройств и гидравлической системы. Динамическое испытание лебедки с нагрузкой, в 1,1 раза превышающей максимальную рабочую нагрузку, должно быть проведено для проверки всех частей тормозной системы. Любые обнаруженные поврежденные детали должны быть отремонтированы или заменены в соответствии с требованиями руководства по техническому обслуживанию.

8.2.5 Лопари, применяемые при спуске, необходимо периодически проверять, обращая особое внимание на участки, проходящие через шкивы, и при необходимости заменять с интервалом, не превышающим пяти лет, или вследствие износа, если он обнаружен раньше. 8.3 Требования по проверке и техническому обслуживанию в соответствии с IMO MSC.1/Circ.1206 и IMO MSC.1/Circ.1205 следует выполнять по требованию уполномоченных органов

8.3 Требования по проверке и техническому обслуживанию в соответствии с IMO MSC.1/Circ.1206 и IMO MSC.1/Circ.1205 следует выполнять по требованию уполномоченных органов.

Для одной или двух веревок

Наиболее типичные представители этих устройств — различные «восьмерки» (Figure8 по-буржуйски).

Они могут быть как простыми классическими (в виде цифры «8»), так и более современными. Например, в Росии наиболее распространен «Инвар» — восьмерка с большим рабочим кольцом, маленькой перемычкой и крупными «рогами«(или «усами»), позволяющими регулировать трение или закрепить веревку. Есть и буржуйские «рогатые» варианты, например Petzl Pirana. Существуют также варианты с немного отогнутым в сторону рабочим кольцом (как у Lucky Face) или кольцом квадратной формы, что уменьшает «кручение» веревки в восьмерке. Веревку в той или иной мере «крутят», могут применяться в качестве страховочных устройств (но нежелательно).

Классическая восьмерка
Инвар
Lucky Face
Petzl Pirana

Помимо «семейства восьмерочных» есть и другие спусковухи.

Это, к примеру, очень популярная у спелеологов «решетка«. Простая и надежная конструкция, веревку не крутит, множество вариаций пропускания веревки (что позволяет гибко регулировать трение веревки в устройстве) и низкая чувствительность к загрязнению. У «решетки» есть еще одна интересная особенность — она работает в обе стороны и, если при спуске веревка обрывается выше устройства (но при этом нижний конец закреплен), решетка вас удержит.

Любопытную железку придумал Kong — спусковое устройство DeJump для каньонинга. Это устройство, может работать с одинарной или двойной веревкой и примечательно тем, что имеет систему выстегивания под нагрузкой. При этом, в зависимости от задачи, веревку в него можно заправить и без возможности выстегивания.

Из отечественных устройств стоит отметить «краб» и «рыбку» (есть еще «букашка») — спусковухи для промальпа, выполненые из стали (хотя есть и алюминиевые варианты). Работать с ними можно как на одной, так и на двух веревках, веревки встегиваются в устройство и закрепляются на «рогах» независимо друг от друга, что может быть полезным для позиционирования.

Решетка Petzl
Kong DeJump
«Краб«
«Рыбка«

Форма спускового крючка

Связь между пальцем и выстрелом – сам спусковой механизм.

Подумайте о спусковом крючке, как о простом механическом рычаге. Сопротивление, которое необходимо будет преодолеть, чтобы выполнить выстрел, зависит от того, каким место пальца вы будете нажимать на спуск. Размещение пальца высоко увеличивает необходимое усилие, а размещение его низко увеличивает рычаг и делает спуск легче. Поэтому стрелку следует всегда размещать палец точно в одном и том же месте, чтобы обеспечить постоянство ощущений.

Ширина спускового крючка также может влиять на ощущения стрелка. Широкий крючок распределяет давление по большей площади, при этом появляется ощущение, что для нажатия требуется меньшее усилие. Одна из опасностей широкого спускового крючка – на одну из его сторон палец может нажимать сильнее, чем на другую, что приведёт к горизонтальному смещению оружия.

Ещё один фактор – изгиб. Изогнутый крючок поможет стрелку помещать палец посередине. На прямом крючке может быть небольшой выступ или паз, помогающие стрелку помещать палец в одну и ту же точку при каждом выстреле. На многих моделях оружия используются регулируемые спусковые крючки, а на некоторых – сменные, так что вы можете настроить под себя этот важный компонент оружия.

Преимущества и недостатки

Большинство автомобилистов сходятся на мнении, что у DAC много важных преимуществ, однако, есть и свои недостатки. К числу явных плюсов относятся:

  • безопасное прохождение практически любого спуска;
  • автоматический контроль скорости, позволяющий водителю не отвлекаться от управления;
  • помощь начинающим автомобилистам в освоении особенностей вождения транспортным средством.

Из минусов можно отметить, что автомобиль с данной функцией будет стоить немного дороже. Кроме того, работа DAC не рассчитана на длительные расстояния. Использовать автоматический контроль ускорения на спуске рекомендуется на непродолжительных по протяженности и наиболее тяжелых участках пути.

Система контроля движения при спуске с горы может помочь водителю при прохождении сложных отрезков маршрута и обеспечить безопасную скорость на склоне. Особенно полезен данный механизм для начинающих автомобилистов. Но и опытным водителям не стоит пренебрегать использованием DAC, ведь безопасность самого автомобилиста, его пассажиров и других участников движения всегда должна оставаться в приоритете.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий