Дюльфер — спуск по веревке

Спуск по веревке

1. Спуск производится с помощью стандартных спусковых устройств (восьмерка, стоп-десантер, БСУ и др.). Страховка осуществляется автоматической фиксацией этих устройств, с помощью схватывающего узла или верхней страховкой (по условиям этапа).

2. На склонах, положе 45° и на коротких, до 3 м, стенках, на соревнованиях низкого и среднего ранга, допускается спортивный спуск по веревке. Существует несколько способов спуска:

а). На крутом, более 40°, склоне участник спускается спиной вниз по склону. Веревка проходит поперек спины, под мышками и удерживается двумя руками в защитных рукавицах. Для увеличения трения можно сделать дополнительный охват веревкой руки (лучше нижней).

б). На склонах, до 40°, для уменьшения трения веревки, участник может спускаться боком.

в). На достаточно пологих и безопасных склонах допускается спуск вдоль веревки с простым захватом ее руками. При этом участник спускается по склону наиболее удобным для него образом и придерживается за веревку. При скоростном спуске он бежит по склону боком или развернувшись вперед, вниз по склону, придерживаясь за веревку руками.

3. Спуск по веревке по крутым склонам производится на восьмерке (или др. устройстве). Восьмерка пристегивается карабином к передней, беседочной точке ЛСС участника. Регулирующая скорость спуска рука удерживает нижнюю часть веревки. Другой рукой участник придерживается за веревку, выше восьмерки. В зависимости от условий спуска, существует несколько способов пристегивания к восьмерке — см. «СНАРЯЖЕНИЕ», «ВОСЬМЕРКА В РЕЖИМЕ СПУСКА».

4. При спуске с тяжелым рюкзаком по крутому склону, для устранения опрокидывающего момента делается подвеска и участника и рюкзака на общей восьмерке. Участник подключается к малому кольцу восьмерки не карабином беседки, а карабином короткой самостраховки. Веревка спуска охватывает шейку восьмерки. При спуске восьмерка находится выше участника. Рюкзак отрезком веревки подвешивается к этой же восьмерке и висит на уровне плеч участника. Его лямки одевается на плечи.

5. При спуске с тяжелым рюкзаком по вертикальной, свободно висящей веревке, для устранения опрокидывающего момента, рюкзак коротким отрезком веревки (0,2-0,5 м) подвешивается ниже участника, на его беседке или непосредственно на восьмерке. Веревка спуска охватывает шейку восьмерки.

6. При страховке на спуске по одинарной веревке схватывающим узлом применяется схватывающий узел из одинарной петли 8-9 мм крученого, капронового шнура. Допускается петля из 8 мм. репшнура с оплеткой, при условии его надежного схватывания на веревке. Не допускается узел из двойной петли репшнура (плохая схватываемость), и узел из одинарной петли 6 мм репшнура (малая прочность).

7. При страховке схватывающим узлом его петля закрепляется на передней точке ЛСС. Узел проталкивается по веревке рукой, сверху вниз, не захватывая его ладонью. Петля схватывающего узла должна быть короче толкающей узел руки. Иначе узел не схватится при срыве участника.

Веревка+карабин+кордалет

Обвязка из кордалета или куска верёвки

Кордалет — репшнур 5-7 метров, диаметром 6-7 мм.

В видео всё доходчиво показано. (В конце показан тот же способ привязывания к концу основной верёвки, что я показал выше на фотографиях)

Главное теперь у нас есть личная обвязка. Хоть она и не удобная, в ней не повесишь, но зато у каждого своя — скорость действий группы возрастает.

Вставив туда карабин можно делать кучу штук:

Страховка схватывающим узлом

Воспользуемся репшнуром традиционно — свяжем схватывающий узел. Создать дополнительную страховку им можно при спортивном дюльфере или классическом дюльфере.

картинка из книжки про технику альпинизма полувековой давности говорит нам, что новое — это забытое старое

Если вам надо приспуститься немного ногами, а потом подняться или совершать другую работу на пологом склоне (вспоминаем передвижение по косым перилам), то тоже пользуемся кордалетом. Его можно встегнуть в надежный ремень. Тогда можно спокойно отпустить руки, не боясь подскользнуться.

Собрав карабины с участников вашей группы, можно соорудить более эффективный вариант переправы, чем просто из одной веревки. Станцию делаете из кордалета.

Краткая биография

Ганс Дюльфер родился в местечке Бармен, ныне являющимся одним из округов Вупперталя, Германия. С детства занимался музыкой, стал пианистом. В 1911 году приехал в Мюнхен, где изучал медицину, а позднее юриспруденцию и философию.

Свой первый горный опыт приобрёл в 14-летнем возрасте в Баварских Альпах, а немного позже в , где вместе с отцом и под его наставничеством совершил целый ряд восхождений. Дюльфер быстро прогрессировал как альпинист, и уже вскоре после переезда в Мюнхен близко сошёлся с такими альпинистами как (ставшим его учителем, партнёром и другом), Паулем Пройсом, братьями Вальтером и Вилли Бернутами (нем.  Bernuth) и другими. В течение последующих четырёх лет в период с 1911 по 1914 годы он совершил более 50 первопрохождений новых альпинистских маршрутов, преимущественно в массиве , а также в Доломитовых Альпах, где покорил 64 пика.

Его первым из самых выдающихся восхождений стало прохождение восточной стены 15 июня 1912 года в связке с Вернером Шарашмидтом (нем.  Werner Schaaraschmidt), считающееся первым маршрутом пятой категории сложности, и остававшимся таковым в течение последующих 60-ти лет. 18 августа 1913 года он вместе с Вальтером Бернутом с одной верёвкой, тремя крючьями и двумя карабинами на двоих прошёл западную стену Чима-Гранде в массиве Тре-Чиме-ди-Лаваредо. Дюльфер лидировал на всём маршруте, большинство участков пройдя без нижней страховки. В течение продолжительного времени этот маршрут оставался сложнейшим в массиве и «продержался дольше», чем маршрут Пройса на . К числу также непревзойдённых для его времени маршрутов относят его 500-метровую диретиссиму (восхождение по-прямой от подножия до вершины) по западной стене (V+), известную как «Камин Дюльфера», а также маршрут по северо-западной стене . Многочисленные вновь пройденные маршруты Дюльфера вошли во все путеводители по Кайзергебирге и Восточным Альпам.  — «император Доломит», сказал, что Дюльфер был «настоящим предтечей маршрутов шестой категории сложности».

Ганс Дюльфер, как сторонник использования крючьев во время восхождений, был оппонентом Пауля Пройса, выступавшего за «чистый стиль» в альпинизме, подразумевавший, по мнению последнего, использование вспомогательного альпинистского арсенала только в самом крайнем случае, хотя по жизни они оставались близкими друзьями. Дюльфер был невероятно расстроган гибелью Пройса 3 октября 1913 года и, стоя у его могилы, «плакал как ребёнок». Своё последнее восхождение по новому маршруту Ганс Дюльфер совершил 1 августа 1914 года с юга на Цислезер-Одла (нем. Cisleser Odla).

В декабре 1914 года он был призван в армию. Погиб 15 июня 1915 года во Франции неподалёку от города Аррас от ранения в горло осколком разорвавшейся гранаты.

Итальянский узел (UIAA)

Хотя итальянский узел нельзя назвать идеальным приспособлением для дюльфера, им можно воспользоваться в ситуации, когда под рукой не оказалось ни одного устройства, но есть запас двойной веревки. Если веревка одинарная (привязана за конец), использовать итальянский узел легче, но спуск будет более рискованным

Важно применять при этом грушевидный муфтованный карабин HMS, чтобы веревка скользила плавно и не перекручивалась, что снизит нагревание. Чтобы сформировать итальянский узел, сделайте две петли, справа налево, и снова справа налево, сложите их вместе и закрепите обе в карабине

Использование французского прусика (автоблока) для страховки позволит контролировать веревку. Несмотря на все проблемы, этот способ подходит для ситуаций, когда спусковые устройства упали или были забыты. Применяя его, убедитесь, что итальянский узел закреплен на задней части карабина, а не возле защелки.

Использование узла автоблок Для этого узла нужно примерно 1,5 м веревки диаметром 6-7 мм. Свяжите концы вместе узлом грейпвайн, чтобы сформировать петлю; она должна занимать расстояние от большого пальца до локтя. Оберните ее вокруг основной веревки 4—5 раз, не меньше, а если у вас двойная веревка, следите, чтобы петля при каждом обороте охватывала их обе.

Автоблок выйдет коротким и удобным, но не надо использовать другие узлы того же типа в ситуациях, когда они не высвобождаются легко при нагрузке.

Обдумайте, как повлияет присутствие автоблока на все прочие устройства, если узел будет длинным. В некоторых случаях длинный автоблок может раскрутиться, а иногда его затягивает в спусковое устройство. И то и другое плохо, так что следите, чтобы узел был коротким и удобным. Конечно, есть устройства, автоматически тормозящие веревку, и тогда французский прусик не нужен (если только устройство не сломалось в критический момент из-за грязи или неопытности пользователя).

1 Если вы хотите остановиться посреди спуска (чтобы извлечь точки страховки, установленные на трассе, например), можно воспользоваться следующим способом высвободить руки.

2 Пропустите веревку под ногой в три-четыре оборота. Убедитесь, что крепко удерживаете контрольную веревку.

3 Теперь осторожно ступайте, опираясь на контрольную веревку. Обороты веревки вокруг ноги остановят спуск, а руки будут свободны.. НИЖНЯЯ СТРАХОВКА

НИЖНЯЯ СТРАХОВКА

Сегодня есть стандартный способ помощи начинающим скалолазам обрести уверенность при обучении дюльферу.

Если первый спускающийся уже внизу (или изначально там оставался страхующий) и может мягко подтянуть конец веревки, это затормозит спусковое устройство и также позволит сэкономить время, если речь идет о спуске целой группы скалолазов

Очень важно качественное общение между напарниками. Поразительно малое напряжение на веревке и совсем небольшой опыт страхующего внизу позволяет спустить скалолаза на несколько сантиметров, а потом остановить спуск.

Тот же прием можно применять в ситуациях, когда осуществляется серия спусков по основной трассе. Первый спускающийся добирается до основания скалы и страхует остальных с помощью автоблока. Это ускоряет процесс. Если речь идет о срочном спуске с использованием итальянского узла, основные приемы не меняются, только будет меньше трения веревки и больше напряжения. Степень напряжения зависит от силы трения, а та, в свою очередь, зависит от ряда факторов: толщины веревки, использования одинарной или двойной веревки, типа страховочного устройства, веса спускающегося и т.д.

1 Альтернативный способ обеспечения страховки при спуске по веревке: первый спускающийся просто слегка придерживает веревку.

2 Если нужно притормозить спуск, надо просто натянуть веревку, придавая системе напряжение. Это замкнет устройство для спуска.

Спуск на «восьмерке»

Спуск на «восьмерке», безусловно, отличный способ, гарантирующий контролируемое и безопасное движение вниз. Беседки, у которых есть основная, принимающая нагрузку петля, не создадут проблем; но некоторые виды беседок нуждаются в дополнительном карабине, чтобы стянуть петли для ног или соединить две части беседки в одно целое. В некоторых случаях надо продумать, как удержать карабин на месте и правильно распределить нагрузку на защелку. Проблема с таким типом беседки легко решается с помощью соединения двух частей беседки (пояса и ножных обхватов) с помощью карабинов специальной формы — «дельта», что обеспечивает равномерную готовность к любому направлению натяжения и создает основную петлю, принимающую нагрузку

Важно нагрузить веревку вниз так, чтобы устройство находилось выше спускающегося, когда он перебирается через край скалы. Если веревка нагружена вверх, она может зацепиться за камни и заблокировать спуск.

Веревка+карабин

Верхняя страховка с помощью узла UIAA

То же самое, что мы делали через дерево/скалу, можно делать через карабин. Это удобней и привычней тем, кто привык ходить в горы с тонной железа.

К одному концу веревки крепим страхуемого (см выше), из другого конца веревки вяжем станцию вокруг дерева и двойную восьмёрку.
Туда вставляем карабин, на нём вяжем UIAA (узел Мунтера)
Страхуем человека

Не важно он спускается или поднимается.. https://www.youtube.com/embed/gEZV7kdASto?

https://youtube.com/watch?v=gEZV7kdASto%3F

Вот картинки на ножке стола, но ясней. Два варианта.

Булинь можно заменить на штык, а австрийский проводник на восьмёрку

Ледник Мумбни, ЖП

мумб-Мумбни(мн.ч.)задницымумбниМумбнуть(сов.)мумбняхМумбнить(несов.)мумбнейМумбеньед.ч.мумбнимумбниМумбецмумбень-ецмумб-мумбняхдристозомДристоз — один из самых распространенных недугов в горном туризме. Чаще всего им страдают из-за обжорства в населенке после окончания маршрута. Обычно эта болезнь опасна только для окружающего ландшафта, однако на высоте и/или при недостаточной акклиматизации может вызвать серьезные проблемы и у самого пациента.мумбнейсрулонСрулон — характерным образом скрученный моток туалетной бумаги. Применяется как наружнее средство при симптоматической терапии дристоза, а также для прочих целей. Намокший срулон становится практически непригоден для использования.мумбнимумбень

На вопросы Риск.ру отвечают Денис Осин, Евгений Альберт, Иван Артемов и Василий Ягодин

— Говорят, что хорошая команда – половина успеха. Вы согласны с этим? Расскажите о своей команде.Денис Осин:Евгений Альберт:Фото Андрея Дымова— Как родилась идея вашего маршрута?Д.О.:— Этим летом что-то большинство серьезных походов – с восхождениями на семитысячники. Что это – дань моде или просто туризм выходит и закрепляется на новом уровне?Д.О.:Фото Дениса ОсинаЕ.А.:Фото Андрея Дымова— В чем заключаются нюансы такого мероприятия? Что нужно учитывать в первую очередь при планировании подобного похода?Д.О.:Фото Андрея Дымова— Было бы в этом походе что-нибудь принципиально для вас новое? Чего вы раньше не делали?Д.О.:Е.А.:В.Я.:Фото Дениса Осина— Погода и условия на маршруте располагали к успеху?Д.О.:Иван Артемов: Фото Андрея Дымова— Автономные путешествия всегда несут в себе повышенный риск. Как вы готовите поход с этой точки зрения? Что можно предусмотреть, а что остается фактором неизвестности?Д.О.: Фото Дениса Осина— Традиционный вопрос о питании и отдыхе в таком походе. Как питались? Сколько отдыхали? Как проводили свободное время?И.А.:Фото Андрея Дымова— Такой поход готовят заранее. Принципиально: как готовились, как распределяли груз? А роли в команде?Е.А.:Василий Ягодин:Фото Андрея Дымова— Почему из всех высоких гор Тянь-Шаня вы выбрали именно Хан?Д.О.:— Это оказалась простая задача для команда? Было ли трудно? В какие моменты?Д.О.:Фото Дениса Осина— Самый запомнившийся день похода? Расскажите о нем?Д.О.:Е.А.:В.Я.:Фото Дениса Осина

Другие варианты

Как уже говорилось, большинство страховочных устройств представляют разумную альтернативу для организации спуска, различаясь по степени создаваемого трения на двойной или одинарной веревке. Главная их проблема — относительно малая поверхность, рассеивающая нагрев, вызванный неизбежным при спуске трением

При последовательности дюльферов важно быстро менять устройства в конце каждого этапа. Какие бы устройства вы ни использовали, всегда важно использовать страховочную веревку или использовать узел автоблок

Правильно установленное спусковое устройство восьмерка позволяет присоединить веревку. Возьмите за правило делать такое крепление автоматически и всегда использовать муфтованный карабин.

Карабин типа дельта

Карабин типа дельта используют для соединения ее половин беседки для спуска. Такой прием позволяет прикладывать усилие в трех направлениях, что не могут обеспечить никакие карабины, даже муфтованные.

Это страховочное устройство хорошо работает и для спуска. В учебных или реальных ситуациях возможно спуститься на одной веревке.

для безопасности и соединять эту страховку с системой с помощью муфтованного карабина. Скалолаз будет скользить вниз, в сторону контролирующей руки, и если рука соскочит, узел автоблок удержит его на месте. При цикле дюльферов имеет смысл прикрепить к беседке самостраховку и пристегнуться к станции во время остановки между этапами, а затем отстегнуться перед следующим спуском.

Завяжите узел на конце веревки, прежде чем начать спуск. Это предотвратит выскальзывание веревки из рук.

СДЕЛАНО НЕПРАВИЛЬНО

Сделано неправильно

Очень легко ошибиться, готовя снаряжение к спуску. Чтобы избежать этого, проверяйте тщательным образом беседку, спусковое устройство, муфтованный карабин. Типичная ошибка — протянуть веревку вверх через основное отверстие металлической восьмерки. Если веревка окажется ниже спускающегося, она может зацепиться за край скалы. Это надолго задержит спуск, особенно если вы двигаетесь самостоятельно и не можете дотянуться до этого участка скалы.

Опасная ситуация: устройство для спуска соединено с беседкой немуфтованным карабином.

Типичная ошибка, одежда попала в спусковое устройство.

Методика

Классический метод Дюльфера

Спуск дюльфером классически (вверху) и с использованием карабина (внизу)

См. также: de:Dülfersitz

Согласно классическому методу Дюльфера верёвку следует пропустить между ног, обвести ею правое бедро, а затем поднять через грудь за левое плечо и опустить через спину в правую руку. Спуск регулируется правой рукой, а левая придерживает верёвку. Чтобы остановить спуск, достаточно только зажать верёвку правой рукой. Если же верёвку зажать локтевым сгибом, то правая рука остаётся свободной и ею можно поправить карабин на груди и тому подобное. Следует иметь в виду, что при этом спуске верёвка сильно режет бедро и плечо. Во избежание болевых ощущений следует в задний карман штормовки положить скальный молоток или древко ледоруба и опустить его пониже, а на левое плечо под штормовкой положить рукавицу.

При наличии и карабина вместо правой ноги верёвка проводится через карабин.

Самостраховка осуществляется схватывающим узлом, причём спусковая верёвка должна лежать под петлёй схватывающего узла, а петля самостраховки должна быть короче вытянутой руки, иначе в критической ситуации не справится со схватывающим узлом. На нижнем конце спусковой верёвки по соображениям безопасности обязательно должен быть завязан узел.

Дюльфер со спусковым устройством

Сейчас спуск по верёвке проводится с помощью спусковых устройств, таких как «восьмёрка», «гри-гри», «лепесток», «лесенка», «решётка», «десантер», «стоп» и других. Верёвка проводится через тормозящее устройство, и скорость регулируется правой рукой в перчатке. При спуске надо следить, чтобы рука близко не подошла к спусковому устройству. После спуска, спусковое устройство из-за трения веревки может быть горячим.

Австралийский метод

Дюльфер с восьмёркой, австралийский метод

Впервые был применён австралийскими специальными подразделениями. Суть метода в том, что восьмёрка пристёгивается к беседке сзади и спуск осуществляется лицом вниз. Скорость регулируется левой рукой, а правая рука свободна и может держать оружие.

Про снаряжение

Даже отправляясь в поход с полноценным комплектом горного снаряжения, указанные выше приёмы полезно знать каждому как аварийные. Мало ли кто что потеряет/забудет и т.д.

Если вы планируете применять указанные выше приёмы на конкретном маршруте как основные и уверены, что более сложных, крутых участков не встретится, то следующие мысли о подборе экипировки будут вам полезны.

Про веревку:

Для экономии веса рассмотрите возможность уменьшения диаметра и длины верёвки.

Если у вас не планируется камнеопасных осыпных склонов, где веревка может быть перебита камнем (надеюсь для прохождения такого препятствия вы возьмете не только толстую веревку, но и каски, обвязки и т.д.) можно взять 6 или 7 мм репшнур. Если вы планируете натягивать переправу, то помните, что репшнур скорее-всего будет растягиваться легче, чем верёвка-статика.

Протяженность препятствий в простом походе тоже будет маленькой. Ключевые участки на перевалах 1А, где если и надо что-то вешать, то только слабому участнику-новичку, составляют десяток метров максимум. Потому можно взять верёвку короче стандартной, обычно я хожу с 30 метрами.

Про карабин:

Немуфтующиеся карабины легче муфтующихся. Но сильно сэкономить на этом не выйдет. Особенно если он у вас групповое снаряжение. Тогда почему бы не взять карабин с муфтой для надёжности?

Обратите внимание на карабин Edelrid Pure Slider Slate. 42 грамма и при этом муфта блокируется

42 грамма и при этом муфта блокируется

Страховочный ремень

Использование страховочных ремней в альпинизме и горном туризме запрещено. Там где есть вероятность зависнуть, болтая ножками в воздухе, надо взять приличную обвязку с нормальными ножными обхватами. В нашем случае таких случаев не предполагается совсем, потому можно сэкономить вес и время, используя то, что обычно служит для поддержки штанов.

В основном такие ремни используют кого не жалко военные.

Самая крутая тут штука, как это часто бывает, от Arcteryx.

E220 Rigger’s Harness. Оно не просто ремень. К нему можно прицепить «ноги» — до полноценной беседки не будет хватать только петель для развески снаряжения. Видео от производителя тут.

А вот ремень ниже кто только не делает, но по запросу «Rigger’s Belt» в гугле найдёте его. Крепление ремня происходит прямоугольной пряжкой, а к треугольнику крепится при желании карабин.

Ремень американских морпехов. Удобно же стрелять по узкоглазым коммунистам из открытого вертолёта, пристраховавшись с помощью вот такого ремня.

Ремень Trainer Belt от компании 5:11.

Показанные выше ремни придуманы для военных, основная их задача — крепление подсумков со снаряжением. Туристам это не нужно, а вещь полегче почему бы и не взять.

Приёмы только с одной веревкой

Перила для спуска

Предположим мы подошли к склону вниз. Крепим веревку вокруг дерева/камня штыком или булинем и кидаем вниз. Перила готовы. Спускаемся «спортивным способом»

Если склон еще круче, то спортивным способом спускаться будет опасно. Тогда можно применить классический дюльфер.

Только в нашем случае у нас нету репшнура для схватывающего узла как в видео. Но что мешает его сделать хоть из шнурков? Всё лучше чем ничего. Про ремни для страховки речь пойдет ниже.

Этот способ не приятный. Альпинистов начала 20го века можно было узнать по натёртостям от веревки в районе шеи. Автор видео рекомендует подкладывать под веревку сидушку или одежду, от себя добавлю, что под ногу можно положить скальный молоток.

В случае спуска по одинарной веревке, последнему участнику придется развязать её и спуститься ногами  (лазаньем) без страховки

Поэтому, если длина веревки позволяет, лучше, перекинуть её через дерево, связать концы (это важно), бросить концы вниз и поправить веревку так, чтобы её середина пришлось на вашу опору (дерево)

Спуск происходит точно так же, по одинарной, только человек обхватывает не одну веревку, а сразу две её ветки.

Когда вся группа спуститься, узел развязывают и тянут за одну из ветвей веревки, чтобы её сдернуть и забрать с собой.

Подъем по веревке

Тут все просто. Если ничего кроме веревки нет, то сложно придумать что-то хитрое.

Страховка через дерево/скальный выступ или через поясницу

Иногда участнику проще лезть держась всеми руками за рельеф, а не за веревку. Веревкой мы лишь страхуем его (организовываем верхнюю страховку). Для начала надо прикрепить человека к этой веревке.

Для этого вяжем булинь вокруг груди и оставляем хвост подлинее.

Продеваем кончик под веревкой, что идет вокруг тела.

Продеваем руку, сдвигаем. Вот что получится сзади.

Спереди хвост «подтяжек» закрепляем абы каким узлом — нагрузки на нем не будет. Перекрестие с соседней веткой подтяжек надо сделать,чтобы узел не подвинулся по горизонтали, и подтяжки не слетели с плеча.

Это техника XIX- первой половины XX века, повисите немного в такой системе и вы станете поклонником технического прогресса и побежите покупать нормальную беседку. Я здесь демонстрирую это как аварийный вариант. Срываться в такой обвязке и даже висеть не рекомендуется — веревка сильно врезается в тело. В настоящее время использование только верхней обвязки вообще запрещено, так как если повисеть на такой штуке без опоры под ногами, можно задохнутся.

Веревку к страхуемому прикрепили. Теперь накидываем веревку на скальный выступ или заводим за дерево. Сила трения обычно даже больше, чем в страховочном устройстве, чтобы удержать напарника достаточно малейшего усилия руки.

Кому показалось мало, вот длинное видео на канале Спормарафона, а вот подробная статья на сайте ФАР о этом способе страховки.

Натягиваем переправу одной веревкой без карабинов

Видео достаточно адекватное, только в том месте, где автор использует узел восьмерка-проводник, я советую использовать австрийский проводник. Так узел будет проще развязать после пришедшихся на него сильных нагрузок.

Чтобы все элементы уместились в одно фото, покажу это на ножках стола.

Перевал Перевальный (1А, 2750)

Перевал соединяет реку Проездная Мульта и озеро Крепкое. Путь к перевалу со стороны озера
«2100» проходит вдоль нескольких озер со скалистыми берегами. От озерной цепочки в истоках
Проездной Мульты перевал довольно хорошо читается, путь проходит по пологому травянистому
склону склону и далее переходит в осыпной 30-40 градусов крутизной. Наш путь начинался из
цирка перевала, поэтому мы практически сразу начали поднимать по заснеженному куруму на
перевальный гребень, который является достаточно широким. С перевала открывается вид на
восток, в сторону озера Крепкого, видны перевалы Детский и Острый. Спуск с перевала по
снежно-осыпному склону 40-50 градусов крутизной. Внизу цепочка озер, и затем вторая часть
спуска — из висячей долины к озеру Крепкое.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий