Физиологическое развитие ребенка

Основные этапы

Теория Гальперина подразумевала наличие шести этапов формирования умственного действия: мотивация, ориентировочная основа, материальные действия, внешнеречевые действия, внешняя речь «про себя», умственные действия.

  • Начинается все с этапа мотивации – это создание побудительного индивидуального отношения к пониманию и усвоению действий.
  • Второй этап – формирование ориентировочной основы будущего действия. Осуществляется этот этап путем ознакомления на практике с содержанием будущего умственного действия. Также нельзя забывать и об итоговых требованиях к действию.
  • Третий этап – этап действий с реальными предметами их заместителями. То есть материальные или материализованные действия. Суть данного этапа заключается в практическом усвоении и осознании действия с использованием нужных предметов.
  • Четвертый этап – внешнеречевые действия. Данный период характеризуется дальнейшим усвоением, но уже человек не опирается на реально существующие предметы. Сам процесс начинается с перенесения внешнего действия во внутренний план. Гальперин считал, что данный перенос действия в речь – не просто озвучивание, а речевое выполнение действия.
  • Пятый этап – речь «про себя». К концу выполнения определенного умственного действия процесс уже не требует работы внешней речи, он полностью перемещается во внутреннюю речь.
  • Конечный этап – этап умственных действий. Шестой этап – это завершение перехода процесса формирования умственных действий во внутренний план, то есть речевая составляющая уже ни к чему. Однако именно на конечном этапе, действие претерпевает существенные преобразования. Оно может уменьшаться, автоматизироваться и полностью покинуть сферу сознания.

Каждый из перечисленных этапов предполагает сокращение действия, которое на начальном этапе выполняется в развернутой форме. Гальперин и теория поэтапного формирования действий — новое слово в педагогической психологии.

Что это такое?

Педиатрия понимает физическое развитие как определенные изменения, происходящие с телом малыша. Сюда относятся увеличение роста и массы, развитие отдельных частей тела, биологическое созревание.

Чтобы верно оценить физическое развитие, используются некоторые параметры:

  • Масса. Считается важнейшей составляющей роста, остановка или замедление ее прибавки – тревожный сигнал, говорящий о том, что ребенку не хватает питательных веществ. При рождении здоровый малыш должен весить от 2,5 до 4,4 кг, далее в первые дни жизни показатель несколько уменьшается (как правило, на 5 %), что в педиатрии называется физиологической убылью веса. По завершении первой недели прибавка массы становится постоянной. В первые полгода малыш прибавляет по 150–250 г еженедельно, а затем до года – по 100–150 г. В период от года до двух прибавка снижается до 50 г еженедельно.
  • Длина (рост). Отметим, что по отношению к детям до 2 лет используют термин «длина», а затем – после достижения 24 месяцев – «рост». Новорожденные доношенные малыши имеют среднюю длину 45–55 см. В первые недели жизни наблюдается непрерывный рост, который в определенные периоды становится интенсивным, а в другие – замедляется. Так, за первые полгода своей жизни кроха вытягивается на 15–16 см, но во второе полугодие – всего на 8 см. Рост малыша в годик – около 70 см, а в 4 года – уже метр. С 4 до 10 лет большинство детей имеет весьма умеренные темпы роста, однако в период полового созревания ребенок вновь начинает интенсивно вытягиваться.
  • Окружность головы. Этот параметр физического развития малыша контролируют, как правило, педиатры, поскольку окружность помогает оценить размеры головного мозга. У новорожденных она равна 34–36 см, в первый месяц отмечается быстрый темп роста (до 5 см), но постепенно он замедляется. Так, в 3 месяца окружность обычно до 40 см, в полгода – около 43 см, в годик – до 46 см.
  • Психомоторное развитие. Сюда относятся мелкая моторика, социальные, когнитивные и эмоциональные особенности ребенка.

Рост и развитие малыша непрерывны, в интенсивном темпе в первые полгода формируется окружность грудной клетки. В 9–12 месяцев с наибольшей скоростью растут ноги и руки крохи.

Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

Анатомия и физиология человека — Гальперин С.И. — 1974 год — 468 с.

Похожие материалы:

Анатомия и физиология человека — Федюкович Н.И. — 2003 год — 416 с.Описание: Освещены вопросы нормальной анатомии и физиологии человека с учетом современных достижений биологической и медицинской науки. Рассмотрены предмет, задачи и значение курса анатомии и физиологии человека, дан краткий исторический очерк их
Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков). Уче …Пособие по возрастной физиологии представляет собою дополнительный учебный материал по теме «Физиологические особенности детей разного возраста», необходимый для усвоения студентами, обучающимися в педагогических вузах и уже знакомых с общим курсом
Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста — Кабанов А.Н., Ч …Описание: Учебник написан по программе дошкольных педагогических училищ. Анатомические и физиологические сведения об организме ребенка дошкольного возраста тесно увязаны с гигиеническими. Учебник знакомит с клеточным строением и развитием организма,
Анатомия и физиология человека — Л. А. Яковлева, Е. Ю. Шпаковская — 2015 г …Учебное пособие раскрывает основные особенности строения и функций органов и систем органов человека. Предназначается студентам заочной формы обучения, а также психологам и педагогам дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ.
Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики — Ляпидевс …Учебник подготовлен в соответствии с программой курса «Невропатология», который является базовым при изучении других медицинских и психолого-педагогических дисциплин, преподаваемых на дефектологических факультетах. Адресован студентам высших и средних
Неизвестная анатомия: учебное пособие — Р. Н. Дорохов, О. М. Бубненкова — 2 …Учебное пособие освещает несколько основных разделов анатомии чело-века, раскрывающих возрастные особенности, закономерности роста и развития организма, особенности мускулатуры человека, и его место в природе. В пособии доступно изложена методика
Лекции по психологии — Гальперин П.Я. — 2002 год — 400 с.Полный курс лекций по психологии, читавшийся в МГУ одним из классиков отечественной психологии Петром Яковлевичем Гальпериным. Пособие подготовлено на основе курса лекций «Введение в общую психологию».
Психология игры — Эльконин Д.Б. — 1978 годВ книге обобщаются основные материалы по психологии игры. Автор дает обстоятельный анализ зарубежных теорий игры, понимание игры, сложившееся в отечественной психологии, показывает ее значение для психического развития ребенка. Издание предназначено для
Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений …В учебнике даны основные сведения о структурах и функциях организма человека в возрастном аспекте. Наряду с описанием анатомо-физиологических особенностей строения органов и систем организма, существующих в норме, в издании представлены их патологические
Анатомия по Пирогову. Атлас анатомии человека — Валентин Шилкин, Владимир Ф …Прогресс в развитии технических возможностей изучения строения тела живого человека: ангиография, рентгеновская компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, цифровая рентгенография — заставляет по-новому взглянуть на изучение анатомии

Дыхание

У маленького ребенка дыхание через нос затруднено, так как носовые ходы сужены. Они формируются к 14-15 годам, глотка у детей широкая и короткая, слуховая трубка располагается низко, поэтому при заболевании верхних дыхательных путей инфекция быстро распространяется на среднее ухо.

Трахея у новорожденных низкая и короткая.

У новорожденного преобладает диафрагмальное (брюшное) дыхание с незначительным участием межреберных мышц. Этот тип дыхания сохраняется до второй половины первого года жизни. По мере развития межреберных мышц и плечевого пояса к 3-7 годам преобладает грудное дыхание. В дальнейшем у мальчиков развивается грудной, а у девочек брюшной тип дыхания.

У детей первого года жизни число дыханий в покое достигает 50-60 в мин., но во время сна оно уменьшается до 40 в мин.

У детей в возрасте 1-2 года число дыханий в минуту 35-40, до 4-х лет жизни – 25-35, у 5-6летних 20-25 в мин. В школьном возрасте дыхание урежается и к 14-16 годам соответствует взрослому (12-20 в мин).

Объем дыхательного воздуха: 1 месяц – 30 мл., в 1 год – 70 мл., в 5-6 лет – 150мл., в 10 лет – 250 мл., в 14 лет – 350 мл.

Жизненная емкость легких в 4 года равна 1100-1200 мл., в 7 лет – 1200-1500, в 12 лет окало 2000, в 15 – 2800. У мальчиков ЖЕЛ больше, чем у девочек.

Функциональные особенности систем организма ребенка

Слюнные железы.

Анатомически сформированы к моменту рождения ребенка, но имеют слабую рефлекторную активность в первые 2-3 месяца. Регуляция несовершенна, преобладает парасимпатическая.

Желудок

При рождении слабо развиты железы. Не сформирован кардиальный сфинктер антральный  механизм гуморальной регуляции. Обкладочные клетки есть, но слабо функционируют из-за несовершенства регуляции.

Объем желудка.

Новорожденный  – 30-35мл.

4 месяца-1 год      – 250-300 мл.

3 года                    – 400-600мл.

10-12 лет               – 1300-1500 мл.

Кислотность.

У новорожденного рН=4 за счет молочной кислоты

Содержание НСI.

Новорожденный – 0,8-5 ЕД.

1-4 года                – 6-10 ЕД.

7-12 лет                – 16-20 ЕД.

Общая кислотность желудочного сока.

   1 день    – 4-10 ЕД.

1 год      – 12-20 ЕД.

5-6 лет   – 30 ЕД.

7-12 лет – 40-60 ЕД.

Ферменты.

При грудном вскармливании в желудочном соке детей преобладает химозин, липаза(амилаза слабая). Ферментативная активность увеличивается при смешанном питании.

Регуляция.

Нервная: асинхронно развиты отдельные рецепторы. Незрелая афферентная часть рефлекторной дуги. Парасимпатическая регуляция преобладает над симпатической, поэтому часты срыги (вагусный эффект).

Гуморальная: у детей первой половины года жизни гастрин не выделяется. Несовершенна эндокринная регуляция.

Поджелудочная железа

К моменту рождения окончательно не сформирована. В течение первого года активность низкая. Обеспечивается в основном гидролизом молока. К концу первого года секреция увеличивается в 10 раз. К 10 годам достигает активности взрослого.

Ферменты

Амилолитическая активность низкая в первый год жизни,  затем превосходит уровня взрослого. Липолитическая не достигает уровня взрослого и к 12 годам. Протеолитическая активность нарастает к 4-6 годам до уровня взрослого.

Регуляция

Вагусная регуляция не развита и формируется  к 12-15 дню после рождения. Гуморальная за счет секретина, который выделяется из 12п.к. под влиянием молочной или соляной кислоты.

Печень

У новорожденного вес печени большой – 4,5 % от веса тела. К 5 годам – 3,3%, у взрослого 2,4%. Большой вес печени свидетельствует о высоком уровне обмена веществ и биоэнергетики. Печень выделяет желчь с 1 дня после рождения. Состав желчи близок к составу взрослого.

Кишечник

Микроворсинки к моменту рождения существует, и кишка способна выполнять основные функции – гидролиз и всасывание. Кишечник обладает высокой проницаемостью, особенно у детей первого года. Лимфатическая ткань развита о всему кишечнику. Лимфа не проходит через печень и попадает сразу в циркуляцию.

Полостное пищеварение ограничено из-за низкой секреции желудочных и поджелудочных желез. Основная нагрузка на пристеночное пищеварение, но оно не совершенно из-за недостатка  адсорбированных ферментов.

Ферменты

Высока активность лактазы, липазы и пептидазы. Всасывание за счет двух механизмов транспорта. Хорошо всасываются моносоединения, но могут всасываться не до конца расщепленные продукты пиноцитозом, вызывая диатез.

Толстый кишечник

Полностью формируется к 3-4 годам. Относительно длинная сигма и прямая кишка. Ампула прямой кишки слабо развита.

Кровь

К концу первого месяца эмбрионального периода кроветворения начинает протекать повсеместно, экстравазально, но скоро ограничивается главным образом печенью. Между сосудами и печеночными клетками начинает развиваться кроветворная ткань. Появляются стволовые клетки, из которых образуются не только эритробласты, но и нормациты и даже безъядерные эритроциты. Это стадия экстрамедуллярного, главным образом печеночного кроветворения.

Кроветворная функция печени интенсивно развивается до 5 месяцев внутриутробной жизни плода, потом начинает ослабевать и к моменту рождения ребенка, почти полностью прекращается.

Приблизительно с 4-5 месяца утробной жизни у плода начинает развиваться костно-мозговое кроветворение.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Как растет малыш в 9 месяцев

Время говорить! Некоторые дети предпочитают этот момент несколько отложить. Но для многих это период активного развития речи. Малыш знает собственное имя, имена всех близких, названия самых привычных для него предметов и понятий. Разговаривайте с ним как можно больше, старайтесь обогатить звуковой ряд осмысленными высказываниями в виде просьб, пожеланий, связных рассказов.

В этот период важно продолжать учиться говорить ребенку «нет»

Обратите внимание, как именно вы произносите запрещающее слово. Лучше всего спокойно и твердо сказать: «Не трогай розетку, это опасно», — а не шутливо погрозив пальцем, проворковать: «Сладкий мой, оставь, пожалуйста, розетку в покое»

Иначе малыш не воспримет ваши слова всерьез и, наоборот, будет стараться повторить запретное действие.

Физическое развитие

  • Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки, пытается открывать ящики;
  • Ходит, держась за опору;
  • Садится из положения лежа и ложится из положения сидя;
  • Повторяет движения за взрослым — поднимает и опускает руки, хлопает в ладоши;
  • Совершенствует действия с мелкими предметами — вынимает их и снова вкладывает в емкость, открывает (снимает) крышечки.

Психоэмоциональное развитие

  • Радуется в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку);
  • Понимает значение слова «нет»;
  • Находит предмет вне зависимости от его местонахождения;
  • Понимает и выполняет простые инструкции — «ложись», «вставай», «брось», «на», «дай»;
  • Знает название и назначение отдельных предметов — чашки, ложки, бутылочки, расчески.

Этапы развития в 5 месяцев

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

Основные мезоциклы

Набор массы (8-12 недель): является основным мезоциклом в бодибилдинге, который, в свою очередь, подразумевает микро периодизацию, за счет чего бодибилдеры, не ис­поль­зу­ю­щие фар­ма­ко­ло­гию, могут избежать застоя, добиваться максимального роста мышц и прогрессировать в скоростно-си­ло­вых показателях. Поскольку для «натурала» изменение качественных характеристик мышц является единственным способом добиться их гипертрофии, циклирование является единственным способом прогрессировать тогда, когда линейная прогрессия нагрузок уже не ра­бо­та­ет.

Са­мый прос­той способ мирокциклирования данного мезоцикла заключается в чередовании по уровню объема легких, умеренных и тяжелых тренировок, когда 1 неделю атлет тренируется легко, вторую сред­не, а третью тяжело, при этом интенсивность (%ПМ) возрастает линейно от начала до конца мезоцикла. Мезоцикл набора массы подразумевает диапазон интенсивности 40-80 %ПМ (чаще 60-80%). Например:

  • 1 неделя:
    • 1 тренировка: 70%ПМ х 15 повторений х 3 подхода (легкая тренировка)
    • 2 тренировка: 70%ПМ х 15 повторений х 4 подхода (умеренная тренировка)
    • 3 тренировка : 70%ПМ х 15 повторений х 5 подходов (тяжелая тренировка)
  • 2 неделя:
    • 1 тренировка: 75%ПМ х 12 повторений х 3 подхода (легкая тренировка)
    • 2 тренировка: 75%ПМ х 12 повторений х 4 подхода (умеренная тренировка)
    • 3 тренировка : 75%ПМ х 12 повторений х 5 подходов (тяжелая тренировка)
  • 3 неделя:
    • 1 тренировка: 80%ПМ х 8 повторений х 3 подхода (легкая тренировка)
    • 2 тренировка: 80%ПМ х 8 повторений х 4 подхода (умеренная тренировка)
    • 3 тренировка : 80%ПМ х 8 повторений х 5 подходов (тяжелая тренировка)

Многие атлеты меняют интенсивность нелинейно и могут тренироваться в пределах 6-8 повторений, а на следующей неделе использовать раскладки на 12 или 20 повторений, что позволяет за­дей­с­т­во­вать разные мышечные волокна и способны энергообеспечения.

В случае занятий по сплит-программе объем тренинга варьируется аналогичным образом. Например при 2-х дневном сплите:

  • 1 неделя: тяжелая тренировка «низа», умеренная тренировка «верха»
  • 2 неделя: умеренная тренировка «низа», легкая тренировка «верха»
  • 3 неделя: легкая тренировка «низа», тяжалая тренировка «верха» и т.д.

Подробнее читайте: Лучшие программы тренировок на массу

Силовой период (3-6 недель): это мезоцикл, который иногда должен сменять чисто куль­ту­рис­ти­чес­кие схемы, во время которого атлет прорабатывает свои силовые по­ка­за­те­ли в ди­а­па­зо­не от 3 до 6 повторений (ПМ более 80%). По сути, это использование раскладок пауэр­лиф­те­ров, поз­во­ля­ю­щих дать качественно иную нагрузку мышцам, связкам, сус­та­вам, цент­раль­ной нервной системе и другим системам организма, за счет чего ат­лет мо­жет уве­ли­чить ра­бо­чие веса и, как следствие, нарастить дополнительные ки­ло­грам­мы. Вклю­чать си­ло­вой цикл в годовой план рекомендуется 1-2 раза в год, в за­ви­си­мос­ти от тре­ни­ро­ван­нос­ти атлета и реакции его организма на такой вид тренинга. Очень часто силовой цикл проводят до набора массы.

Сушка (8-12 недель): это период снижения уровня подкожного жи­ра. Также «сушкой» называют подводку к соревнованиям в профессиональном бо­ди­бил­дин­ге, которая направлена на обезвоживание организма. Тем ни менее, период снижения уровня жира необ­хо­ди­мо вклю­чать в тре­ни­ро­воч­ный план, что обусловлено, как практическими, так и физиологическими факторами. Актуальность сни­же­ния уровня подкожного жира, в частности, обусловлена анаболической ре­зис­тент­нос­тью, которую позволяет избежать программа набора чистой мышечной массы. В лю­бом слу­чае, 1-2 месяца в году необходимо посвящать «сушке», чтобы из­бе­жать, как ря­да по­боч­ных эффектов слишком долго периода массонабора, так и для разгрузки нерв­ной и мы­шеч­ной сис­тем. Интенсивность тренировок может быть в диапазоне 60-20 %ПМ. Также активно подключаются кардиотренировки и интервальный тренинг.

Подробнее читайте: Тренировки для рельефа

Теории и концепции периодизации

1. Еще Пифагор в VI веке до нашей эры обращался к теме периодизации и создал вот такую классификацию:

  • весна (зарождение и становление человека, с рождения до 20 лет);
  • лето (молодой человек, от 20 до 40 лет);
  • осень (человек в расцвете сил, от 40 до 60 лет);
  • зима (угасание человека, с 60 лет до конца жизни).

2. Зигмунд Фрейд создал свою концепцию, основанную на бессознательном сексуальном влечении, на психосексуальном развитии. Периодизация Фрейда включает в себя оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную стадию.

3. Общепсихологическая теория деятельности Алексея Николаевича Леонтьева и Сергея Леонидовича Рубинштейна берет истоки от постулата марксизма — «бытие определяет сознание». Психологи выявили некую зависимость, которая присутствует в жизни человека и определяет его развитие:  деятельность — мотив — потребность.

4. Л. С. Выготский в своей концепции выразил мысль, что развитие — это идеальное освоение бытия взрослого. Данная теория подразумевает следующие особенности психического развития ребенка:

  • развитие незапрограммировано изначально, а определяется одним только своим ходом, то есть развитие неперформированное;
  • источник развития находится вне оргазнизма;
  • ребенок является не только объектом, на который можно воздействовать извне, но и субъектом жизни, так что сам может направлять вектор своего развития;
  • наличие сензитивных периодов, то есть периодов, когда человек максимально восприимчив в воздействию извне, соответственно, перенимает много информации и развивается.

Концепция Выготского включает в себя чередование стабильного и кризисного развития ребенка и подростка:

  • кризис новорожденности (до 2 месяцев);
  • младенческий возраст (до 1 года);
  • кризис 1 года;
  • раннее детство (1—3 года);
  • кризис 3 лет;
  • дошкольный возраст (3—7 лет);
  • кризис 7 лет;
  • школьный возраст (7—13 лет);
  • кризис 13 лет;
  • пубертатный возраст (13—17 лет);
  • кризис 17 лет.

5. Концепция Даниила Борисовича Эльконина является интеграцией теорий Леонтьева и Выготского: освоение идеального мира взрослых происходит посредством активной деятельности самого ребенка. Эльконин делил всю деятельность ребенка на системы «ребенок — взрослый» и «ребенок — общественный предмет», а сам период до перехода во взрослую жизнь на следующие этапы:

  • Раннее детство.
    Младенчество: непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым.
    Раннее детство: предметно-орудийная деятельность, ребенок под руководством взрослых осваивает способы употребления орудий и речи.
  • Детство.
    Дошкольное детство: сюжетно-ролевая игра.
    Младшее школьное детство: учебная деятельность.
  • Подростничество.
    Младшее подростничество: интимно-личностное общение со сверстниками.
    Старшее подростничество: учебно-профессиональная деятельность.

6. Также существует теория психосоциального развития Эрика Эриксона. Он придерживался идей эпигенетического принципа, что означает генетическую предопределенность возрастных периодов, которые обязательно проходит каждый человек.

8 фаз развития личности по Эриксону и примерный соответствующий возраст:

  • младенчество (от рождения до 1 года);
  • раннее детство (1—3 лет);
  • игровой возраст, дошкольный (от 4—6 до 7 лет);
  • школьный возраст (от 7—8 до 12 лет);
  • юность (13—19 лет);
  • молодость, начало зрелости (от 19 до 35-39 лет); 
  • взрослость, зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками;
  • старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась.

Эриксон также выделил и описал 8 психологических кризисов, с которыми сталкивается человек, и эти труды немецкого и американского психолога внесли большой вклад в психологию развития личности.

Игры и упражнения для развития

Главная задача родителей в период до года — максимально помочь малышу в закреплении двигательных, речевых и игровых умений и направить его формирование в правильное русло.

В первую очередь необходимо по возможности брать ребёнка на руки. Это касается и тех малышей, что уже умеют ползать или даже ходить. Физический контакт поможет сохранить чувство близости с матерью. Кроме этого, психологи рекомендуют во время игры садится на пол, рядом с малышом. Видя выражение лица взрослого ребёнку проще учится перенимать эмоции и общаться.

В этом возрасте важно развивать речевой аппарат. Главные помощники в этом деле — речевые игры

Одна из простейших — доставать из коробки разные игрушки и пытаться вместе с малышом дать им название. Если ребёнок во время игры произнёс слово, обозначающее какую-то вещь можно вместе с ним поискать этот предмет.

Отличным занятием станет совместное чтение сказок. Сказки можно читать вслух, или же воспользоваться аудиосказками. 

Для развития речи важно постоянно разговаривать с ребёнком. Делать это можно не отрываясь от домашних дел

Например, описывать свои действия во время приготовления пищи или уборки.

Общение со сверстниками очень важно на этом жизненном этапе. Интерактивные коврики, детские музыкальные игрушки или телевизор уже не достаточно, чтобы удовлетворить потребность ребёнка в играх

Завести новых друзей помогут прогулки на детской площадке или игры в песочнице.

Развитие речевого аппарата тесно связано с мелкой моторикой. Активные игры с кинетическим песком, пластилином, соленым тестом или глиной развивают ловкость и стимулируют речь. Практически все дети в этом возрасте любят проводить время с мамой на кухне. Малыш может пересыпать крупы из одной тарелки в другую или рисовать на гладкой поверхности, посыпанной мелкой крупой.

В этом возрасте во время игры с ребёнком можно начинать разыгрывать мини-сценки с сюжетом. Самый простой вариант — уложить спать куклу или переодеть её, покормить игрушечную собачку. Во время игры ребёнок своим поведением может стараться рассмешить или удивить взрослых.

Развивающих методик для детей много. Одна из самых популярных — карточки Домана. На специальных карточках изображены предметы и слова, их обозначающие. Все изображения объединены общей тематикой. Например, «Животные», «Транспорт», «Продукты». Мама или папа демонстрируют карточку в течении нескольких секунд, проговаривая при этом название изображённого предмета. Во время занятия учитывают несколько моментов:

  • нельзя мешать малышу рассмотреть изображение;
  • одну карточку показывают не чаще 3 раз в день;
  • необходимо постараться прекратить занятие до того, как малыш потеряет интерес;
  • старые наборы по мере изучения необходимо заменять на новые;
  • занятия должны быть систематическими.

Чтобы укрепить ножки и развить навык ходьбы необходимо насколько это возможно отказаться от ходунков. Вместо этого лучше использовать игрушки, которые ребёнок сможет катать самостоятельно. Игрушка-каталка с ручкой или маленькая коляска с куклой внутри — отличный вариант для 11-месячного малыша.

Возможно с первого раза некоторые задания будут казаться слишком трудными для ребёнка. Однако не стоит забывать, что дети не перестают развиваться ни на минуту. И то, что казалось сложным сегодня, завтра станет забавной игрой.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий