Харуки мураками

Бегать могут не все, как и писать книги

Всегда нужно ставить себе цель, которую порой может трудно выполнить, когда в ненастную погоду вам не хочется выходить или вы сильно устали завершив трудовой рабочий день. Мураками в своих высказываниях никогда не говорит, что всем нужно начинать массово выходить на стадионы. Напротив, он считает, что бегать, также, как и писать великие книги, могут не все люди. Но все же, именно книга, вышедшая из-под его пера сподвигла множество людей прочитавших ее, заняться беговыми видами спорта и, в частности, участвовать в марафонских забегах.

Говоря про бег, Мураками всегда отмечает, что этот вид спорта является исключительно индивидуальным и подходит не каждому. Но те, кто все же решатся им заняться, несмотря на свои страхи и возможные предрассудки, смогут абстрагироваться от различных современных вещей, которые окружают нас повсюду, и лишь побыть в уединении. Например, отправляясь в путешествия или просто в гости в другой город вы однозначно сможете как можно лучше его разглядеть, даже если были там до этого много раз. Также вы обязательно найдете людей, которым может быть близко ваше мировоззрение, получите массу необычных ощущений, которые больше не найдете при других обстоятельствах.

Это важно
По мнению Мураками: бегая вы просто станете человеком, которым никогда небыли.

Видео. Харуки Мураками «О чем я говорю, когда говорю о беге»

  • Японский писатель Харуки Мураками «О чем я говорю, когда я говорю о беге» отрывок из аудиокниги

  • Открываю для себя новое и делюсь этим с вами!

  • «Зарисовки о беге и никаких секретов здорового образа жизни.» Харуки Мураками

Щукин Антон

Сам по себе

Не дай бог, читательская молва «запишет» его в какие-нибудь сектанты! А уж с этим наш «прохладный сумасшедший», как он сам себя называет, смириться бы никак не смог. Не случайно же он заявил мне в интервью 2004 года: «Я не хочу ничему принадлежать — ни фирме, ни институту, ни какому-либо сообществу. Я существую сам по себе — и стараюсь писать так, как до меня этого не делали другие».

Такое заявление, казалось бы, с ног на голову переворачивает традиционную «групповую мораль» японского общества, каким мы знали его вплоть до 70-х.

Слишком уж он «независимый», морщатся от его книг японские старики, которых всю жизнь приучали расценивать внутреннюю свободу как стыдобу. Слишком «вестернизированный», скрипят то и дело седовласые самураи, отдавшие жизнь на служение фирме или государству. От него, дескать, «слишком воняет коровьим маслом» (или «Бата-кусай», так японцы называют все чужеродное — прим. ТАСС).

Марафонский феномен

Удивительный факт: многие марафонцы от новичков до профессионалов примерно одинаково описывают свои ощущения во время прохождения гонки и по её окончанию. Более того, согласно опросам среди бегунов разного уровня, с опытом и тренированностью эмоциональная картина практически не меняется. Связано это, прежде всего, с гормональным фоном, волнообразно меняющим настроение бегуна на протяжении всей дистанции.

Не стоит пугаться негативных эмоций на подходе к финишу и лёгкой апатии после его преодоления, как и внезапного всплеска радости на середине пути. Попробуйте подойти к элитному бегуну после финиша и спросить, что он чувствует, и, скорее всего, он просто будет рад, что больше не нужно никуда бежать.

Мураками, перечитывая статью, написанную им тогда в Греции, обнаружил, что после двадцати с лишним лет бегового стажа ничего не изменилось, он всегда испытывает одни и те же чувства: «На тридцатом километре я уверен, что смогу пробежать с хорошим результатом, на тридцать пятом – у меня кончаются силы, и я начинаю тихо ненавидеть всё вокруг <…>

На финише я не испытываю ничего похожего на чувство выполненного долга – только облегчение при мысли о том, что больше не надо никуда бежать. <…> Но буквально через несколько часов я забываю о перенесённых мучениях и начинаю думать, как бы мне пробежать следующий марафон с гораздо лучшим результатом. Каждый новый забег для меня – лишь повторение предыдущего». Узнаете себя?

Возможно, в природе существуют процессы, которые, как ни старайся, невозможно изменить. Но если этот процесс для вас крайне важен, то единственное, что остаётся, – путём неустанного повторения измениться таким образом, чтобы он стал неотъемлемой частью личности. В этом вся беговая философия японского писателя (и бегуна), который, во всяком случае, так и не перешёл на шаг.

Купить книгу «О чём я говорю, когда говорю о беге»

Читайте далее: Как тренировка мозга поможет вам установить личный рекорд: 7 советов от Мэта Фицджеральда

Новый этап

Приближалось тридцатилетие — возраст, который уже не называют молодостью. И во многом из-за этой грусти мне случилось написать новеллу.

Помню этот день — 1 апреля, 1978 года, на часах 13:30. На стадионе Джингу я смотрел бейсбольный матч. Был прекрасный весенний день, безоблачный, с легким теплым бризом. В то время на дальнем поле не было скамеек, только травяной склон. Я лежал на траве, потягивал холодное пиво, иногда поглядывал на небо и наслаждался игрой. Стадион был полупустой.

Сезон только начинался и Swallows принимали Hiroshima Carp. Такеши Ясуда подавал за Swallows. Это был невысокий, коренастый подающий с невероятно крученой подачей. Такеши легко провел три аута и легко выбил нападающих соперника. Дэйв Хилтон — молодой игрок команды Swallows, отбил мяч к задней линии поля. Треск биты о мяч раздался эхом по всему стадиону. Хилтон легко прошел первую базу и направился ко второй.

И именно в тот момент меня озарило — я хочу написать новеллу. Я до сих пор помню широкое чистое небо, чувство свежей травы, судьбоносный треск биты. Что-то спустилось с неба в то мгновение, и я все принял.

У меня не было амбиций стать писателем. Было лишь сильное желание написать новеллу. В магазине Kinokuniya я купил пачку бумаги для письма и пятидолларовую ручку Сейлор. Маленькая капитальная инвестиция в мое дело.

К концу осени я закончил рукопись на двести страниц. Я не знал что с ней делать и положился на волю случая — отдал в литературный журнал Gunzo на конкурс молодых писателей. Отправил и даже не сделал копию, т.к. был больше заинтересован закончить книгу, чем выпустить её в свет.

Это была невероятная осень. Небо было чистым, а деревья гингко перед Мемориальной галереей Мейджи были такими золотыми, как никогда прежде в моей жизни.

Следующей весной, мне позвонил редактор Gunzo и сказал, что моя новелла попала в шортлист номинации. Я был так занят другими вещами, что совсем забыл об участии в конкурсе. Но новелла продолжила свой путь, выиграла номинацию и летом была опубликована под названием «Слушай песню ветра».

О беге

С тех пор, как я решил стать профессиональным писателем, возник другой вопрос — как оставаться в хорошей физической форме?

Управление клубом требовало постоянной физической нагрузки, но за писательским столом я стал набирать лишние килограммы. Кроме того, я невероятно много курил — по 60 сигарет в день. И я решил, что если хочу прожить длинную жизнь писателя, нужно найти способ оставаться в форме.

Бег, как вид активности, имеет много преимуществ: не нужна чья-то помощь или особое снаряжение; не нужно определенное место; нужна лишь пара беговых кроссовок и хорошая дорога, чтобы прийти к внутреннему балансу.

После закрытия бара я решил полностью изменить свою жизнь, поэтому мы с женой переехали в Нарашино, префектуру Чиба. Это была сельская местность без спортивной инфраструктуры. Выбора не было и я просто начал бегать. Из-за бега я бросил курить, получился символический прощальный жест с жизнью, которую я когда-то вел.

В школе я не любил уроки физкультуры из-за занятий, навязанных кем-то сверху. Но когда я мог делать все по-своему — я отдавался делу полностью. Я не был атлетичным или ловким, поэтому виды спорта, где нужно принимать решения со скоростью света, не были моим коньком. Это и объясняет выбор бега на длинные дистанции. Я безболезненно встроил его в свой образ жизни.

Так же и с обучением. Вся учеба от младшей школы до колледжа, когда меня заставляли учить все подряд, была мне неинтересна. В результате, несмотря на хорошие оценки, я не помню чтобы меня хвалили за хороший результат или за то, что сделал что-то лучше всех. Я начал получать удовольствие от учебы закончив колледж, когда мог изучать заинтересовавший меня предмет в собственном темпе. Тогда я был мотивированным и эффективным в получении знаний.

Больше всего в работе профессионального писателя мне нравилось рано ложиться спать и рано вставать. Когда я был занят клубом, часто ложился спать к рассвету.

О Харуки Мураками

Биография

Прославленный японец родился в Киото в 1949 году . Его дед был священником, а отец – преподавателем японского языка.

Харуки учился в университета по специальности «классическая драма».

В 1971 году состоялся его брак с девушкой-одноклассницей, с которой он до сих пор и живет. Детей в браке, к сожалению, нет.

Творчество

Первое произведение Х.Мураками, «Слушай песню ветра», была опубликована в 1979 году.

Далее практически ежегодно выходили его пьесы, романы и сборники рассказов.

Наиболее известные из них следующие:

  • «Норвежский лес»,
  • «Хроники заводной птицы»,
  • «Дэнс,дэнс,дэнс»,
  • «Охота на овец».

Х. Мураками за свои произведения удостоился премии Кафки – ее он получил в 2006 году.

Также он трудится переводчиком и осуществил переводы многих классиков современной литературы, в том числе перевел некоторые произведения Ф.Фицджеральда, а также роман Д.Селинджера «Над пропастью во ржи».

Ваша беговая мантра

Во всём мире у бегунов на длинные дистанции одинаковое выражение лица. Как будто они сосредоточенно о чём-то думают. Может быть, это и не так, но вид у них, действительно, такой. Один матёрый атлет, отвечая на вопрос «какие мысли во время марафонского бега поднимают ваш боевой дух?», сказал, что на трассе всё время повторяет мантру, которой научил его старший брат.

В переводе на русский звучит она так: «Боль неизбежна. Страдание – личный выбор каждого». В этом высказывании, пожалуй, отражена сама суть марафонского бега: человек осознанно идёт на это испытание, понимая неминуемость ощущения предстоящего дискомфорта и возможность неудачи.

Мураками же ответил на подобный вопрос в своей неповторимой, беззаботной манере: «Честно говоря, я толком не помню, о чём <…> Точно могу сказать одно: в холодные дни я нет-нет да подумаю о холоде. А в жаркие – нет-нет да подумаю о жаре. Если грустно, могу поразмышлять о грусти, а если радостно – о радости».

Действительно, не важно, чем заняты ваши мысли на дистанции, пусть это будет мотивирующая мантра, необъяснимо черпающая со дна энергетического котла недостающие силы, или самые нелепые и забавные эпизоды из жизни, подсчёт пробегающих мимо бегунов, а лучше тех, что вы обогнали. Человеческая душа не терпит пустоты, поэтому вы будете то и дело натыкаться на кой-какие мысли, и лучше, если бы они производили отвлекающий эффект, были позитивными, а не гнетущими

Человеческая душа не терпит пустоты, поэтому вы будете то и дело натыкаться на кой-какие мысли, и лучше, если бы они производили отвлекающий эффект, были позитивными, а не гнетущими.

Книга «О чем я говорю, когда я говорю о беге»

Данное произведение, по словам самого автора, является неким собранием «зарисовок о беге, но никак не секретов здорового образа жизни». Опубликованное произведение увидело свет в 2007 году.

Русский перевод данной книги был опубликован в сентябре 2010 года, и сразу же стал бестселлером среди поклонников автора и почитателей его «бегового таланта».

Сам Харуки Мураками сообщал о своем произведении: «Искренне писать о беге — это означает искренне писать о самом себе».

Прозаик в данном произведении описывает собственные беговые  занятия  на длинные дистанции. В том числе в книге рассказывается об участии Х.Мураками в различных марафонах, а также- ультрамарафоне.

Интересно, что писатель сравнивает в книге литературный спорт и труд и ставил между ними знак равенства. Так, по его мнению преодоление длинной дистанции похоже на работу над романом: это занятие требует выносливости, концентрации, поглощенности и большой силы воли.

Автор написал  практически все главы книги в период с 2005 по 2006 год, и только одну главу – чуть раньше.

В произведении он рассуждает на тему спорта и спортивных состязаний, а также вспоминает свое участие в различных марафонских забегах и прочих состязаниях, в том числе — триатлоне, а также ультрамарафоне вокруг озера Сарома.

Х.Мураками остается не только самым русским из японских писателей, одним из самых читаемых прозаиков современности, но и отличным примером для многих спортсменов.

Несмотря на то, что заниматься бегом он начал достаточно поздно – в возрасте 33 лет – он добился больших успехов, регулярно занимается спортом и принимает участие в ежегодных соревнованиях, в том числе – марафонах. А свои мемуары и мысли изложил в специально написанной книге, которую должен прочитать каждый бегун. Пример японского писателя может стать воодушевляющим для многих бегунов.

О чем я говорю, когда говорю о беге — Обзор книги

Книга читается на одном дыхании и безумно увлекает, хотя не несет в себе никакого необычного сюжета или фантастических героев.

Автор просто описывает свое становление как бегуна и как писателя. Хотя поначалу кажется, что бег и писательство совершенно несвязанные друг с другом материи, но автор успешно доказывает обратное. Читая книгу, начинаешь лучше понимать взаимосвязь спорта, в особенности бега, и мозговой активности.

«О чем я говорю, когда говорю о беге» — это действительно книга о беге с яркими описаниями марафонов, тренировок, триатлонов, испытаний и горьких поражений. Но это еще и философская книга, в которой автор делится своими взглядами на темы, которые касаются каждого – образование, преодоление себя, борьба с лишним весом, старение и др. Каждый может найти в этой книге что-то интересное для себя.

Полезные мысли

В книге приведены мысли не только Мураками, но также и других бегунов, например, мне запомнилась мантра марафона: «Pain is inevitable. Suffering is optional» — боль неизбежна, страдание – личный выбор каждого. Всем тяжело бежать марафон – это факт, а вот можете вы его пробежать или нет – это выбор каждого.

Одна из мыслей, которая стала возникать во время моих собственных пробежек, навеянная этой книгой — О чем я думаю, пока бегу? Мураками пишет, что точно не знает – обо все и ни о чем, словно вокруг него образуется пустота, и он бежит ради того, чтобы оказаться в этой пустоте. Мысли – облака, плывущие по небу. Облака меняют свою форму, а небо всегда одно и то же.

Интересный взгляд автора на старение. Мне очень понравилась фраза «для меня, как и для остальных людей, жизнь – это первый опыт старения». И то какими мы представляем себя в 40, 50…100 лет, наверняка не будет совпадать с действительностью.

Очень позитивная мысль про полноту. Мураками считает склонность к набору лишнего веса подарком судьбы. Ведь это мотивирует работать над собой, выходить из зоны комфорта, а это в свою очередь делает человека сильнее, здоровее, и даже замедляет процесс старения. Худые от природы люди к старости теряют физическую форму, ведь им не нужно заниматься спортом, а без нагрузок мышцы и даже кости со временем размягчаются. Поэтому чтобы понять, есть ли в жизни справедливость, нужно перспектива.

Интересна мысль о том, что тип мышц влияет на то, как человек думает. Ведь разум контролируется телом.

На одной из страниц автор поднимает тему образование – Харуки был посредственным учеником, но уже повзрослев осознал, что если ему что-то нравится и интересно, то он должен изучать, ориентируясь только на себя самого – в своем темпе и своими методами

Важно определить жизненные приоритеты, на основе которых построить распорядок, согласно которому вы будете расходовать время и энергию. И без такого распорядка жизнь, особенно взрослого человека, потеряет четкость и контрастность, утверждает автор – я задумалась над тем, что уже пора составить свой собственной распорядок, вместо того чтобы метаться от одного дела к другому

Почему именно бег?

Почему именно бег? Автор пишет о том, что бегает потому что бег ему подходит. Перепробовав другие виды спорта, о все равно возвращается к бегу на длинные дистанции. Писать прозу также, как и бежать на длинные дистанции – тяжелый физический труд. Необходимы ежедневные тренировки. Чтобы каждый раз преодолевать себя и выходить на улицу/садиться за чисты лист необходимо внушить себе, что ежедневная и сосредоточенная работа над конкретной задачей нужна именно вам.

С бегом более-менее понятно, но писательство… ведь все себе представляют писателей особыми существами, которые находятся в постоянной кабинетной работе и особо не напрягается физически. Мураками утверждает обратное – он постоянно находится в движении не во внешнем, а в своем внутреннем мире, мыслит всем телом, что приводит к напряжению и истощению всех сил – физических и ментальных. И чем старше ты становишься, там этих сил уходит больше, ведь чем страшен становишься, тем сложнее сосредоточится и запасов энергии все меньше, поэтому каждодневные тренировки очень важны.

Бегать чтобы не только продлить свою жизнь, но для того чтобы улучшить качество. Чтоб достичь своего индивидуального предела – а это и есть суть бега

Подгонять себя и доходить до предела – это важно, но бессмысленно шагнуть за него и потерять все. Бег как нельзя лучше подходит для зубрежки речей и вообще, чего угодно

О чем я говорю, когда говорю о беге?

Книга безусловно будет интересна людям, увлекающимся бегом, но и для не спортсменов – это отличный шанс задуматься над многими вопросами, которые затрагивает автор. Также это отличное подспорье для тех, кто хочет «начать с понедельника» и все время откладывает, ведь нужно просто встать и побежать/начать писать/учиться/…

Бег как медитативный акт

Сомерсет Моэм писал, что даже в бритье есть своя философия. Каким бы скучным ни было занятие, когда повторяешь его изо дня в день, оно приобретает некую медитативную сущность. Чтобы начать писать книгу, нужно просто сесть и начать записывать свои мысли. Чтобы начать бегать, необходимо просто выйти из дома и побежать.

Другими словами, стараться выработать здоровую привычку, скажем, такую же полезную, как чистка зубов по утрам.

Возможно, кто-то не отыщет в утренней гигиене философского начала, возможно, его там никогда и не было, но, как ни крути, это неотъемлемая часть нашего жизненного цикла.

Та же история с ежедневной физической активностью, будь то пробежка или силовые упражнения, с течением времени ваше увлечение становится необходимым винтиком всего суточного механизма, обретая, пусть и не философский, но известный лишь вам сакральный смысл.

Чтобы суметь понять что-то важное, нужно совершить множество бессмысленных, на первый взгляд, действий. Во всяком случае, на данный момент все ваши «бесцельные» действия сделали вас тем, кем вы являетесь

Продолжать в том же духе или нет – личный выбор каждого.

Типы скоростных тренировок

Термин «скоростная работа» подразумевает целый ряд разных по своей сути тренировок

Важно понимать, что каждый тип направлен на достижение определённых целей, поэтому вставлять их в свой тренировочный план как попало не следует

Для начала разберёмся, чего именно мы добиваемся, делая скоростные работы.

Развитие МПК

Максимальное потребление кислорода (МПК или VO2max) – не просто цифра на часах, которой приятно хвастаться перед товарищами по беговой группе, а показатель, соответствующий максимальному объёму кислорода, какой способен потребить организм в расчёте на килограмм тела в минуту при максимальной нагрузке.

Именно эта метрика считается ключевой при определении степени натренированности атлета.

Развивается она преимущественно – но не только – интервалами на максимум и забеганиями в горку тоже на максимум. Другими словами, если хотите бегать быстрее на всех пульсовых порогах – придётся пострадать на супербыстрых тренировках.

Как правило, такие интервалы относительно короткие. Для бегунов на длинные дистанции – это 200 м, 400 м и в серьёзной марафонской подготовке – 800 м. Бегать их удобнее всего на стадионе, отсюда и кратность двумстам метрам.

Подпишитесь на «Марафонец» в Telegram.
Анонсы статей и полезные подборки каждую неделю.

Забегания в горку дают возможность дополнительно развить мышцы, которыми мы меньше пользуемся при беге по ровной поверхности, а также «разогнать» пульс. Чаще всего в горку бегают 100-300 м – по времени эти отрезки получаются дольше, чем по ровной трассе.

Между такими интервалами отдых обычно составляет около 2 минут трусцой (или 200 м), но его продолжительность зависит от уровня натренированности и тренировочного цикла.

Читайте по теме: Бег в гору: польза, особенности и варианты тренировок

Развитие скоростной выносливости

Второй тип скоростных тренировок направлен на развитие не только МПК, но и возможностей длительное время поддерживать высокую скорость. Такие тренировки могут быть интервалами, фартлеками или прогрессиями.

Длинные интервалы

Тренировка включает в себя длинные отрезки на ПАНО (пороге анаэробного обмена) или немного выше. Это максимальная скорость, которую бегун может поддерживать длительное время, знакомое «комфортно быстро» или же тот пульс, выше которого не нужно подниматься, если не хотите «закислиться» и неизбежно замедлиться.

Длительность и количество отрезков зависит от натренированности и этапа подготовки и может варьироваться от 500 до 5000 м, а отдых между отрезками – трусцой или пешком 200 м (около двух минут).

Смысл интервалов в том, что между скоростными сегментами бегун успевает хорошенько отдохнуть и снизить пульс. Отрезки могут быть одинаковыми или разными, например, 7 раз по 1000 м или 2000-1000-2000-1000.

Фартлеки

Это бег со сменным темпом: если бежать его в свободном режиме, то бегун прямо в процессе тренировки по своим ощущениям определяет, когда ускориться, а когда снизить темп. Но чаще у него есть задание от тренера, в котором прописано количество повторений и длина отрезков.

Разница с интервалами заключается в том, что тут быстрые отрезки делаются на ПАНО или чуть выше, а медленные вовсе не медленно, а лишь на заданную величину медленнее быстрых. Другими словами, отдохнуть и восстановить пульс тут обычно возможности нет.

Впрочем, может быть задан фартлек с несколькими категориями темпов, включающий в себя и трусцу, и бег на максимум, но такие тренировки дают редко.

Прогрессии или «обратный сплит»

Это бег с плавным ускорением. Например, на каждом следующем километре нужно ускоряться на 20 секунд на километр, пока не дойдёте до темпа ПАНО. Часто такие задания дают на длительные скоростные тренировки.

Темповые

Тренировки с заданным темпом – как правило, это целевой соревновательный темп и немного выше. Причём, как можно предположить, при подготовке к разным забегам он варьируется: для 10 км он может быть выше ПАНО, а для марафона – ниже.

Такие тренировки могут быть достаточно длинными, в среднем по 8-10 км.

Всё гениальное – отчасти безумно

Однажды редакция одного журнала обратилась к Мураками с просьбой написать путевые заметки о путешествии в Грецию. Унылый обзор достопримечательностей писателя ничуть не привлекал, и в голову пришла сумасшедшая мысль: находясь на родине марафона, он пробежит ту самую историческую дистанцию от города Марафон до Афин.

Мысль эта была сумасшедшей, потому что наш герой не имел ни малейшего опыта в марафонском беге. Только таинственная «terraincognita» (от лат. неизвестная земля) и багаж энтузиазма.

Трасса, по которой ежегодно проходит один из красивейших марафонов мира, в тот день была по-будничному загружена гудящими автомобилями, пунктами питания служили любопытные греки, выходившие из домов с кувшинами, чтобы посмотреть на современного Фидиппида, а соперниками стали транспортный ад, жажда и невыносимая жара. Это был индивидуальный забег без медали финишёра и ликующей толпы вдоль трассы.

Просто спонтанное решение, отчасти безрассудное и плохо подготовленное, но порой именно безумные поступки становятся самыми запоминающимися моментами нашей жизни.

Примеров таких импровизированных «марафонов» множество, но сколько ещё километров, нетронутых стопой бегуна? Может быть, именно вы станете первопроходцем оригинальной дистанции, которую в будущем захотят пройти сотни воодушевлённых последователей.

Мураками — писатель и бегун

Писатель часто говорил, что его жизнь схожа с ультрамарафоном

Не важно, пишет он или переводит что-то, занимается бегом или играет музыку, все его действия последовательны. Он даже сочинил эпитафию для своего надгробия, где будет говориться, что он писатель и бегун

Это интересно

  • Бег — верное лекарство от стресса: как бег снимает стресс?

  • Цитаты о беге,афоризмы и пословицы про бег

Мураками считает, что бег делает людей лучше, чем они есть. К примеру, он рассказывает, что его писательская карьера получила свой старт именно тогда, когда он пришел к бегу, когда ему было 32. С того времени, Мураками выходит на пробежки практически каждый день, а каждый год принимает участие в марафонском забеге.

Это важно
Написав книгу о беге, которая стала так популярна во всем мире, он зарекомендовал себя как настоящий мастер, выдвинувший массу оригинальных идей, подтвержденных своими собственными измышлениями и предлагающий своим читателям различные варианты того, как мотивировать свое отношение к бегу с наилучшей отдачей.

Прочитав рассказы Мураками о беге, вы сразу же ощутите сильное желание начать бегать, если, конечно, еще не начали это делать раньше. Только прежде чем приступать к бегу, всегда задавайтесь определенными целями, например, закончить бег на сложной дистанции от начала и до финишной черты. Как и сам Мураками, который с такими подробностями рассказывает о его преодолении греческого марафона. Хотя ему удалось его пробежать не с самого официального начала старта. Однако именно то, как писатель описывает греческий забег в городе Марафон, привело многих любителей бега также пройти его.

 

Это интересно

[uaf_vkcount url=’http://beginogi.ru/vliyanie-bega-na-organizm-cheloveka-fiziologiya-bega-ego-posledstviya/’]
Позный метод бега Николая Романова: основные принципы

Меланхолия бегуна

Хочешь продолжить начатое – не сбивайся с ритма. В долгосрочных проектах это главное. До тех пор, пока маховик не разогнался, не набрал нужную постоянную скорость, надо стараться изо всех сил, чтобы не бросить на полпути. Скорее всего, будут неудачи, срывы, приступы меланхолии и желание прекратить бессмысленные попытки завершить задуманное.

Такие моменты неизбежны, более того – они необходимы. Такое чувство «внутренней блокады», захлопнувшее когда-то дверь к любимому виду спорта прямо перед носом, писатель называет «меланхолией бегуна». Мураками попросту надоело бегать, и это послужило толчком к новому увлечению: занятиям триатлоном.

Любой негативный опыт есть позитивный опыт, и по его завершению каждого ждёт награда – особенное чувство гордости за достигнутое, истоки которого кроются в том метафизическом прыжке, который вы делаете, перелетая через собственный опыт.

Возможно, когда-нибудь вы уже не сможете пробежать марафон так же хорошо, как раньше. Человек играет свою роль, а время играет свою. К этому нужно быть готовым. А пока делайте то, что любите больше всего. Достигайте цели, добегая до неё собственными ногами.

Харуки Мураками пишет: «Из радостей и неудач я извлекаю конкретные жизненные уроки. Месяц будет идти за месяцем, соревнование за соревнованием, и когда-нибудь я доберусь туда, где мне окажется по сердцу. Ну, или хоть увижу этот край».

Реализм Мураками

Но тем не менее, сражения с «муракамской неяпонскостью» продолжаются по сей день, в том числе даже у меня в Facebook. Пришлось создать шаблоны для ответов на особо часто повторяющиеся вопросы. 

  • Нет, он не писал свою первую повесть, «Слушай песню ветра», сразу на английском. Так он сочинил только первые пару страниц, а затем перевел их «обратно» на японский, чтобы посмотреть, что получится. И с тех пор пишет только по-японски, но именно в этой манере.
  • Да, у него и в оригинале такие же механистичные описания постельных сцен. И он как автор вовсе не ставит целью их как-то романтизировать. Однако по-японски это не звучит ни грубо, ни пошло, ни даже излишне натуралистично. Если на вашем языке это читается именно так — вините не автора, а переводчика.
  • Нет, ему совершенно не интересны новости о его очередной номинации на «Нобеля». Его вообще не интересует «Нобель», да и самого «Нобеля» никогда не присуждали ни за фэнтези, ни за мистический реализм. Да, единственное исключение — Маркес. Но реализм Маркеса и сам Мураками отнюдь не считает «мистическим».
  • Нет, книга «О чем я говорю, когда я говорю о беге» не художественный роман, но и не агитка о здоровом образе жизни. А лирическое эссе о том, что бег — это нормальное состояние мыслящего организма. Как изучение иностранных языков, погружение в музыку или путешествия по белу свету. По признанию заядлого марафонца Мураками, его тело само переходит на бег, когда сердце захлестывают слишком острые переживания за все, что творится вокруг. То есть для него это и психическая реабилитация, и часть писательской работы. «Рассказывание историй лечит, — не раз повторял он в различных интервью. — Я хочу исцелиться».

«Я не понимаю, что этим старым ворчунам от меня нужно! — смеялся Мураками в 2004-м на палубе парома, уносившего нас из Корсакова обратно в Вакканай. — Я пишу про Японию и японцев. На японском языке. И прежде всего для японских читателей. Что еще требуется, чтобы меня считали японским писателем?!»

Так, может, хватит гадать, что там японское, а что — нет? Не лучше ли вообще отключиться от штампов в голове и сосредоточиться на том, что перед нами — творчество писателя, который вот уже 70 лет живет то там, то здесь, в десятках разных стран мира, но ни к какой конкретно не принадлежит?

А там уже сами поймем, в какой из миров нам получилось выкарабкаться в итоге.

Книга «Суси-Нуар. Занимательное муракамиЕдение» Дмитрия Коваленина будет переиздана осенью 2019 года. В это же время выйдет и продолжение книги. В «Нуаре-2» будет представлен столь же детальный разбор всех романов Мураками, написанных за период с 1999 по 2018 год (с «Моего любимого спутника» до «Убийства Командора»). 

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий