Бег в легкой атлетике

Введение

Легкая атлетика является одним из основных видов спорта не только в программе Олимпийских игр, но и составной частью всех звеньев системы физического воспитания. Широкие возможности варьирования нагрузки, простота и разнообразие легкоатлетических упражнений позволяют успешно использовать их в занятиях людей разного возраста, пола и различной степени физической подготовленности. Большинство из этих упражнений могут выполняться не только на стадионе, но и на простейших площадках или просто на местности. Кроме того, известно, что хорошая легкоатлетическая подготовка позволяет достигнуть успехов во многих других видах спорта.

В вузах физической культуры легкая атлетика является основной (базовой) учебной дисциплиной, освоение курса которой предусматривает получение необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков для самостоятельной педагогической работы в различных отраслях, связанных с физкультурной деятельностью.

В процессе прохождения дисциплины студент должен:

• изучить историю легкоатлетического спорта;

• освоить технику основных (базовых) легкоатлетических упражнений на уровне правильного показа;

• овладеть основами методики обучения технике наиболее широко используемых в физкультурно-спортивной практике легкоатлетических упражнений;

• уметь грамотно написать план-конспект школьного урока по легкой атлетике;

• овладеть практическими навыками проведения урока по физической культуре в школе, тренировочного занятия и занятия оздоровительной направленности на материале легкой атлетики;

• знать правила соревнований, научиться организовывать и проводить легкоатлетические состязания низового уровня.

В данном пособии изложен основной программный материал, представленный в вопросах и ответах, который регламентирует объем теоретической подготовки, дает возможность студентам самостоятельно осваивать и подкреплять необходимые знания и навыки, полученные на практических занятиях. Материал структурирован так, чтобы способствовать наиболее эффективному его усвоению студентами, и включает следующие составляющие: I – блок, способствующий усвоению знаний в предметной области (дисциплине); II – блок, направленный на формирование необходимых умений по освоению основных легкоатлетических видов; III – блок контроля уровня сформированности знаний, умений и способов деятельности в предметной среде.

Учитывая специфику школьных уроков по легкой атлетике, выделены те методы и средства обучения бегу, прыжкам и метаниям, которые дают наибольший эффект при занятиях с детьми различных возрастных групп и разной степени подготовленности. При этом для лучшего усвоения основной (базовый) материал, который необходимо знать студентам, выделен жирным шрифтом.

Пособие является своеобразным самоучителем по дисциплине и представляет интерес в первую очередь для студентов дневной и заочной форм обучения, не специализирующихся по легкой атлетике, их ориентации в самостоятельной познавательной и практической деятельности по усвоению учебного курса.

Автор также надеется, что знакомство с пособием и практическое применение содержащегося в нем материала будет полезным и для преподавателей, которые свою педагогическую деятельность связывают с легкой атлетикой – популярным, интересным и увлекательным видом спорта.

Начало спортивной карьеры

Большинство тренеров склоняются к тому, что начало спортивной карьеры в легкой атлетике должно приходиться на возраст не ранее 7 лет. Дело в том, что все дисциплины, относящиеся к легкой атлетике, имеют соревновательный момент.

Это значит, что юный спортсмен должен не только выполнять физические упражнения, но и четко слушать команды тренера

К примеру, бег, здесь важно научить ребенка вовремя стартовать, распределять свои силы. Дети до 7 лет трудно обучаются этим азам, они могут раньше времени срываться с места или и наоборот стартовать с опозданием

Малыши не умеют чувствовать свое тело, что уже на старте приводит к большому расходу энергии.

Ребята школьного возраста уже понимают, что от них требуется и их обучение проходит намного быстрее и проще. Отдавая ребенка в секцию, заведите спортивный дневник, в этом случае вы будите четко отслеживать прогресс тренировок, а тренер сможет оценить потенциал малыша.

Польза

  • Занятия бегом хорошо влияют и укрепляют сердечно-сосудистую систему, так как происходит постоянное напряжение и расслабление мышц ног.
  • Капилляры подвергаются хорошей тренировке, их число увеличивается в несколько раз. Они становятся более гибкими и вместительными, поэтому могут доставлять большее количество кислорода и питательных веществ в различные части тела. Во время занятий спортом в организме повышается обмен веществ, улучшается кровообращение, поэтому активно расходуются лишние калории.
  • Доказанным фактом является то, что абсолютно все виды бега положительно сказываются на работе эндокринной системы и укрепляют иммунную систему.
  • И также занятия легкой атлетикой отлично развивают такие навыки, как ловкость, выносливость и скорость реакции.
  • Во время физических нагрузок дыхание становится более углубленным и частым, вследствие этого в тканях увеличивается поступление кислорода. Благодаря этому повышается физическая и умственная работоспособность.
  • Бег продолжительностью от 30 минут до 1 часа активирует распад клеток, а потому начинается выработка новых. Из-за того, что в первую очередь разрушатся больные и старые клетки происходит обновление и омоложение тела.
  • Не остается в стороне и гормон серотонин или как его еще называют гормон счастья. От этого человек после пробежки чувствует себя счастливым и отдохнувшим.
  • Происходит отличная тренировка всех групп мышц – пресса, ног, спины, ягодиц. Поэтому люди, постоянно занимающиеся легкой атлетикой, имеют хорошую осанку и подтянутое тело.
  • Средняя статистика показывает, что люди, которые занимаются бегом, живут дольше на 5 лет.
  • Непродолжительные вечерние занятия также помогут улучшить качество сна.
  • Благодаря утренним пробежкам организм сможет быстрее проснуться и зарядиться энергией на весь день, а также это поможет избавиться от отсутствия аппетита.
  • Происходит снижение риска гипертонии и гипотонии.
  • Вероятность инсульта или инфаркта снижается вдвое.
  • Бег, когда на улице светит солнце, будет вдвойне полезен, потому что из него человек получает витамин D.
  • Спорт отлично развивает уверенность в своих силах и повышает самооценку.
  • Постоянные пробежки помогут решить проблемы с хронической усталостью.
  • Пробежки зимой могут принести больше пользы, чем летом, так как в холодное время года в работу включаются больше мышц из-за скользкой поверхности.
  • Бег поможет развить в человеке целеустремленность, силу воли и самоконтроль.

Выносливость

Выносливость — это способность человека выполнять работу заданной интенсивности в течение длительного времени, т.е. противостоять утомлению.

Обеспечивается выносливость деятельностью всего организма. В первую очередь, выносливость зависит от деятельности коры головного мозга, определяющей и регулирующей состояние центральной нервной системы и работоспособность всех органов и систем.

Выносливость бывает общая и специальная:

  • Общая выносливость характеризуется способностью человека длительное время выполнять любую работу умеренной интенсивности.
  • Специальная выносливость это выполнение человеком специфической работы оптимальной интенсивности для его деятельности.

Лучшими легкоатлетическими средствами для развития общей выносливости являются длительная ходьба или бег, выполняемые в равномерном темпе при пульсе 140-160 уд/мин. По мере роста подготовленности занимающиеся могут постепенно увеличивать нагрузку, включая бег с повышенной скоростью, бег по песку, бег по воде, бег по пересеченной местности. Регулировать нагрузку можно и продолжительностью выполнения упражнения.

Общая выносливость, обусловливая в значительной мере общую работоспособность человека и уровень его здоровья, вместе с тем служит основой для развития специальной выносливости.

Многократное выполнение основного вида деятельности и частично специальных упражнений — основной путь к развитию специальной выносливости. Наилучшее развитие специальной выносливости достигается работой с интенсивностью, несколько превышающей ту, которую способен в настоящий момент поддержать занимающийся на протяжении всей работы, но с несколько меньшей продолжительностью и многократным повторением. Такое повторное воздействие более интенсивной работы может осуществляться в тренировке разными методами (например, интервальным или переменным).

Тренированность, приобретенная на основе повышенных требований к организму, при использовании интервального или переменного методов, позволяет легче и более длительно выполнять основную работу. Однако только этими методами нельзя полноценно развивать специальную выносливость. Поэтому в учебный процесс рекомендуется включать контрольный и соревновательный методы тренировки.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Инструктаж по технике безопасности на уроках лёгкой атлетики

ИНСТРУКЦИЯ № 1

по мерам безопасности для учеников

при занятиях лёгкой атлетикой

I. Общие требования безопасности.

Занятия проводятся только с исправным спортивным инвентарём и оборудованием.

Место проведения занятия должно быть оборудовано средствами пожаротушения (огнетушители и пр.) и иметь аптечку, укомплектованную необходимыми медикаментами и перевязочным материалом для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.

По теме: Пульсовые зоны для бега

К занятиям допускаются ученики:

— отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинской группе

— прошедшие инструктаж по мерам безопасности

— имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий

Ученик должен:

— начинать занятие, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя

— бережно относится к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению

— внимательно слушать объяснение порядка и техники выполнения упражнений и запоминать их

— начинать выполнение упражнений по сигналу учителя

— знать и выполнять настоящую инструкцию

— при невыполнении данной инструкции пройти внеплановый инструктаж

За несоблюдение мер безопасности ученик может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процессе.

II. Требования безопасности перед началом урока.

Ученик должен:

— переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь

— снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, часы, браслеты и т.д.)

— убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы

— под руководством учителя приготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения урока

— выходить на место проведения урока с разрешения учителя

— по команде учителя встать в строй для общего построения

III. Требования безопасности во время проведения урока.

БЕГ

Ученик должен:

— при групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке, которая должна продолжаться не менее чем на 15м за финишную отметку

— во время бега смотреть только на свою дорожку

— во избежание столкновений исключить резко стопорящую остановку

— возвращаться на старт по крайней дорожке; при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соперников руками

— в беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны

— при беге по пересечённой местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному учителем

— выполнять разминочный бег по крайней дорожке

ПРЫЖКИ

Прыжковая яма должна быть заполнена песком на глубину 20-40см. Перед прыжками необходимо тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме, убрать из неё грабли, лопаты и другие посторонние предметы.

Важно!

Ученик должен:

— класть грабли зубьями вниз

— не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки

— выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет

— выполнять прыжки поочерёдно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учеником

— после выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернуться на своё место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега

МЕТАНИЯ

Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.

Ученик должен:

— перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания

— не оставлять без присмотра спортивный инвентарь

IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

Ученик должен:

— при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры

— с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать скорую помощь

— при возникновении пожара немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятий через запасные выходы согласно плана эвакуации

— по распоряжению учителя поставить в известность администрацию гимназии и сообщить о пожаре в пожарную часть

V. Требования безопасности по окончании урока.

Ученик должен:

— под руководством учителя убрать спортивный инвентарь

— организованно покинуть место проведения урока

— переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь

— вымыть руки с мылом

Олимпийские виды легкой атлетики

Легкую атлетику называют королевой олимпийского спорта. Забеги на короткие и длинные дистанции, прыжки в высоту, длину, метание молота и так далее. Всего разыгрывают 47 комплектов наград – 24 дисциплины у мужчин и 23 у женщин. Это больше чем в любом другом виде спорта.

Беговые дисциплины

В медальном зачете бег занимает первую позицию. Олимпийская программа состоит из 13 дисциплин.

Спринт – включает в себя 3 дистанции: 100, 200 и 400 метров.

Бег на средние дистанции – 800 и 1500 метров.

Бег на длинные дистанции – 5 и 10 километров.

Марафон – дистанция 42 км, 195 м. Забег проводят по дороге с твердым покрытием (шоссе).

Барьерный бег включает в себя 2 дисциплины. Мужчины соревнуются на дистанциях 110 м и 400 м. Женщины вместо 110 бегут 100 метров. Высота барьеров у женщин ниже.

Бег с препятствиями (стипль-чез) — самостоятельная беговая дисциплина. В олимпийскую программу входит бег на 3000 метров. Состязания проводят на стадионе. Атлеты бегут по кругу. Спортсмену необходимо преодолеть 35 барьерных препятствий, включая 7 ям с водой. Водная преграда находится сразу за барьером. Барьер закреплен жестко и не падает, как в барьерном беге. Поэтому бегун может напрыгивать (наступать) на препятствие.

Эстафета – олимпийская дистанция имеет два варианта: 4×100 и 4×400 метров.

Спортивная ходьба

Спортивная ходьба – легкоатлетический вид спорта, в котором, в отличие от бега, сохраняется постоянный контакт ноги с землёй. Соревнования проводят вне стадиона (на шоссе). В этом спорте у мужчин установлено 2 олимпийские дистанции: 20 и 50 км, у женщин одна – 20 километров.

Прыжки

В легкой атлетике выделяют два вида прыжков:вертикальные – прыжок в высоту, прыжки с шестом;горизонтальные – прыжки в длину, тройной прыжок.

Все 4 дисциплины в 1908 году включены в Олимпийскую программу.

Метания

Метание – это упражнение в толкании или бросании специальных снарядов на дальность. В программу Олимпиады входит 4 дисциплины.

Метание копья. Упражнение выполняют с прямого разбега. Соревнования проводят на стадионе. Атлет разбегается по дорожке и совершает бросок из-за головы, над плечом. Остальные метания выполняют из специального круга.

Метание диска. Бросок производят с ограниченного пространства. Метатель находится внутри огороженного сеткой круга. Вес диска у мужчин – 2 кг, у женщин – 1 килограмм.

Метание молота. Снаряд представляет собой металлический шар. Он соединён с рукоятью стальной проволокой. Атлет, сначала, раскручивает молот над головой стоя на месте. Затем, делает 3 – 4 поворота тела и совершает бросок.

Толкание ядра – силовое упражнение с ярко выраженным взрывным характером мышечной работы. Ядро, весом 7,260 кг, толкают от плеча. Мировой рекорд принадлежит американцу Рэнди Барнсу и составляет 23 метра 12 сантиметров.

Многоборье

Многоборье – совокупность нескольких легкоатлетических дисциплин. Среди мужчин проводят состязания по десятиборью. Женщины выступают в семиборье. Олимпийские соревнования разделены на 2 дня.

Десятиборье. Первый день: бег 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту, бег 400 м. Второй день: барьерный бег 110 м, метание копья, прыжок с шестом, метание диска, бег 1500 м.

Семиборье. Первый этап: барьерный бег 100 м, толкание ядра, прыжок в высоту, бег 200 м. Второй этап: прыжок в длину, метание копья, бег 800 м.

За каждый вид спортсмен получает определённое количество очков. Затем эти очки суммируют и определяют победителей.

Какие виды оздоровительного бега известны?

Аэробная пульсовая зона предполагает бег трусцой. Подготовленный человек или спортсмен может пробежать в аэробном темпе довольно-таки значительное расстояние, поддерживаясь высоких показателей скорости, выносливости.

Такой вид бега является достаточно полезным для худеющих, так как позволяет терять большое количество калорий. Бег может усложняться разнообразными нагрузками, что приводит к улучшению функционирования организма, улучшает состояние костной системы.

Бег трусцой – наиболее подходящий для основной массы населения. Темп медленный, шаги небольшие. Такой вид бега используют перед силовыми тренировками. Считается разминочным. Практикуют такой бег в парках, по берегу и улицам города, что способствует новым впечатлениям и знакомствам. Утренняя или вечерняя пробежка проводится в умеренном темпе, поэтому завести разговор с попутчиками не составляет никакого труда.

Спортсмены, которые имеют большой опыт тренировок по беговым нормативам, могут использовать бег интервалами. Такое чередование легкой нагрузки и тяжелой располагает организм к высоким показателя выносливости и силы.

Спринт – бег на короткие дистанции (от тридцати до четырехсот метров), где скорость играет решающую роль. Спринтерский бег нельзя совмещать с дополнительными упражнениями, которые дают нагрузку на ноги, так как это травмоопасно для суставов.

Фартлек – чередование разных скоростей ( от швед. – игра скоростей). Фартлек и интервальный бег – абсолютно разные виды бега, так как повторных забегов и временного отдыха в фартлеке не предусмотрено. Таким видом бега интересно заниматься не только на сортивных стадионах, в парках, но и на беговых дорожках.

Если планируется длительный забег, необходимо пред ним разогреться, сделать разминку, дабы предотвратить растяжения связок и ушибов, сильной крепатуры. Заминка также необходима, чтобы тонус мышц плавно перешел от нагрузки до более пассивного состояния.

По типу бег может быть (зависимо от длины дистанции):

  1. Короткометражным (от шестидесяти до четырехсот метров);
  2. Средней дистанции (от восьмисот метров до трех километров);
  3. Длинные дистанции (от пяти километров до марафонских километражев).

Кроссовый, с препятствиями и барьерный бег также являются разновидностями бега.

Кроссовый бег предполагает хорошие показатели скорости и координации, так как бежать нужно будет по незнакомому пути.

Барьерный бег относится к легкой атлетике

Спортсмен должен быть физически подготовленным, так как такой бег акцентирует внимание на гибкости, прыгучести

Стипль-чез – одна из дисциплин Олимпийских игр. Сноровка, правильная техника и тактика должны быть на первом месте, так как дистанция наполнена всевозможными препятствиями, которые необходимо будет обойти, проплыть или перепрыгнуть.

Факторы, влияющие на скорость бега

Скорость бега во многом зависит от показателя МПК (максимального потребления кислорода). Улучшить его помогают тренировки в условиях гипоксии. Это могут быть работы в горах, когда спортсмен работает на недовосстановлении и недостатке кислорода. После трёх недель таких тренировок на равнине бежится намного легче и быстрее. Такой вот естественный допинг.

Для тех, у кого нет возможности уехать в горы, спортивные медицинские центры предлагают тренировки с искусственной гипоксией. Аппарат создаёт условия гипоксии и помогает спортсмену увеличить показатель МПК.

Также существуют специальные палатки, где искусственно нагнетается воздух, и можно создать условия среднегорья и даже высокогорья. Спортсмены в таких палатках могут отдыхать днём между тренировками и даже ночевать.

Но есть ещё и третий вариант – похудение. МПК – количество кислорода, которое распределяется на всю массу тела. Соответственно, чем меньше вес, тем выше МПК. Да и условия гравитации никто не отменял: телу с большим весом нужно больше сил, чтобы передвигаться.

– Перед Франкфуртом я похудела на четыре килограмма. Тогда я как раз попала в свой беговой вес и смогла хорошо пробежать. Существуют даже приблизительные таблицы, как сильно ты улучшишь результат на марафоне, скинув несколько килограммов. 

Но не стоит увлекаться похудением, ведь есть такое понятие, как беговой вес. Если масса тела меньше этого веса, то в организме начинается распад собственных мышц. В таком случае о новых рекордах речи быть не может.

Также не стоит забывать, что марафон – это метаболически зависимая гонка. Результат в нём зависит не только от высокого МПК и маленького веса. Прежде всего, победа в забеге – показатель того, как организм экономит и рационально использует свои запасы. 

Основы воспитательного процесса

  1. Формирование правильного мировоззрения человека, поскольку именно этот  фактор является решающим в выборе направления деятельности любого  человека. Физическое воспитание имеет целью формирование здоровой личности,   гармоничное развитие ребенка  и предоставлении возможности реализации его физических способностей.
  2. Методические основы. При построении системы физического воспитания в рамках школьного  курса необходимо опираться на основополагающие принципы  естественных наук – анатомии, биохимии, физиологии, а, так же, учитывать основные положения педагогики, психологии, философии.
  3. Нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется согласно разработанным на основе многих проверенных методик обязательных школьных программ. Эти документы обязывают придерживаться постепенного  освоения комплексов двигательных упражнений и умений соответственно разработанным программам.

Нормативы физического  развития формируются по разным критериям – возраст, пол, уровень физического  развития, здоровье и так далее. Подготовка в связи с этими нормами может быть общая и специализированная.

Тренировка в ускоренном передвижении до 1 км

Бег на длинные дистанции проводится по пересеченной местности и требует от военнослужащих проявления не только выносливости, но и навыков в преодолении естественных препятствий (канав, рвов, заборов и т. п.).

Преодоление длинных дистанций требует высоких функциональных возможностей занимающихся, для чего на тренировочных занятиях интенсивность и объем физических нагрузок постепенно и постоянно повышаются. Однообразные тренировки в пробегании дистанции, равной нормативной, приучают организм к определенному уровню развертывания резервных возможностей своих функциональных систем и поэтому не обеспечивают быстрый прирост результатов. Более рационально применять равномерный бег на дистанции больше контрольной, повторный и переменный бег с интенсивностью, близкой к максимальным возможностям занимающегося.

При проведении тренировки подаются команды: «НА СТАРТ», «ВНИМАНИЕ», «МАРШ». Словесные команды «НА СТАРТ» и «ВНИМАНИЕ» можно заменить звуковым сигналом, подаваемым свистком

Словесные команды «НА СТАРТ» и «ВНИМАНИЕ» можно заменить звуковым сигналом, подаваемым свистком. По команде «НА СТАРТ»военнослужащий из исходного положения (3 – 5 м от линии старта) подходит к линии старта

Сильнейшая нога – у линии старта, другая – на 1 – 1 ,5 ступни сзади. Стопы ног параллельны, туловище прямо, руки опущены

По команде «НА СТАРТ»военнослужащий из исходного положения (3 – 5 м от линии старта) подходит к линии старта. Сильнейшая нога – у линии старта, другая – на 1 – 1 ,5 ступни сзади. Стопы ног параллельны, туловище прямо, руки опущены.

По команде «ВНИМАНИЕ» наклониться вперед, центр тяжести перенести на впередистоящую ногу. Руку, противоположную впереди стоящей ноге, чуть подать вперед

Другая рука, согнутая в локте, отводится назад (кисть – сбоку туловища). По команде «МАРШ» энергично начать бег с постепенным выпрямлением туловища.

Стартовый разгон осуществляется частыми шагами, постепенно наращивая длину шага и сохраняя наклон туловища. С увеличением скорости наклон туловища уменьшается до оптимального и завершается переход на маховый шаг.

Метание диска, мяча

Большое заблуждение, что метать предметы проще простого. Наверное, в школе многие сдавали норматив по метанию предметов и не всегда получали за него хорошую отметку. Кроме того, после таких бросков часто ощущалась мышечная скованность и боль. Неподготовленный человек может нанести себе травмы, например, вывихнуть плечевой сустав или растянуть мышцы. Чтобы метать мячи, необходимо «договориться» с каждой группой мышц. Спортсмен должен понимать, какая мышца напряжена, в какую сторону повернуть тело и с каким размахом отвести руку назад. Метание копья, диска, ядра или мяча выполняют с разбега. Метание ядра происходит в прыжке. Это основная особенность и отличие.

Особенности уроков легкой атлетики в начальных классах

Все упражнения и навыки отрабатываются в игровой и соревновательной форме как эстафеты, тематические игры.

Важно помнить, что легкая атлетика в начальных классах представляет собой игровые формы развития основных упражнений. легкая атлетика в начальных классах

легкая атлетика в начальных классах

  1. Ходьба разными способами на пятках, носочках, с выпадами и так далее – имитация животных
  2. Бег боком, с подскоками, с ускорениями, с небольшими препятствиями, по кругу, змейкой, по скамье.
  3. Прыжки на месте, в движении, через преграды. Упражнение учатся делать на одной ноге или двух. Прыганье через скакалку.

Учителю предоставляется большой выбор подвижных игр, в которых тренируются предусмотренные программой  упражнения. Легкая атлетика в начальной школе отводит значительное время урока для групповых игр – «Пятнашки», «Хвостики», «Третий – лишний», «Охотники и утки» и множество других.

 Легкая атлетика в средних и старших классах

Легкая атлетика в 5 классе предполагает начало освоения навыков и упражнений вне игровой формы. Это отработка и правильное выполнение основных элементов бега, прыжков и метания.

легкая атлетика в 5 классе

В классах среднего звена школьники учатся:

  • Бегать в среднем темпе 15-20 минут без остановки. Это тренирует выносливость и развивает дыхательную систему.
  • Прыгать в длину с согнутыми ногами с разбега в 10-15 шагов
  • Прыгать в высоту с разбега перенося ногу через барьер
  • Метать мяч на дальность и с попаданием в цель

Ученики осваивают точность разбега в выполнении разных упражнений – прыжков в высоту и длину, метании.

Программа «Легкая атлетика 6 класс» ставит целью воспитать у учащихся координацию, скорость, навыки коллективного действия, выносливость.

легкая атлетика 6 класс

На одном из уроков можно сконцентрировать внимание на отработке точной передачи теннисного  мяча в беге как подготовительном упражнении для лапты. Эта игра учит действовать сообща

Легкая атлетика 7 класс

7 класс физкультура легкая атлетика

В седьмом классе школьники должны выполнить или ориентироваться на определенные нормативы в прыжках в высоту и длину, в скорости бега на короткие дистанции, дальности метания мяча. Эти упражнения отрабатываются на уроках по программе 7 класс. Физкультура, легкая атлетика в этом возрасте подходит лучше всего, особенно необходима для профилактики гиподинамии.

легкая атлетика 7 класс

Легкая атлетика 8 класс предусматривает усложнение упражнений. Учитель знакомит школьников с более сложными видами прыжков фосбери-флоп, разнообразит виды предметов для метания.

легкая атлетика 8 класс

Легкая атлетика 9 класс подготавливает учащихся к участию в соревнованиях по легкоатлетическим видам. Это классическое четырехборье – бег на выносливость, 60-метровая дистанция на скорость, прыжки с разбега в длину или высоту и метание резинового  мяча.

легкая атлетика 9 класс

Легкая атлетика 10 класс – это отработка техники полученных в предыдущих классах навыков. Бег в эстафете, в прыжках – стремление к результативности.

легкая атлетика 10 класс

В выпускных классах школьники достигают достаточного уровня физического  развития для возможности интенсивных нагрузок на уроках физкультуры и на занятиях во внеурочное время.

Легкая атлетика 11 класс. В выпускном классе отработка упражнений по легкой атлетике  занимает меньше времени, чем раньше.

легкая атлетика 11 класс

Здесь в программе превалирует обучение групповым играм – волейболу, баскетболу, где применяются полученные навыки бега, прыжков и метания.

Многоборья

Классическими видами многоборья являются: у мужчин — десятиборье, у женщин — семиборье. В состав десятиборья входят: 100 м, длина, ядро, высота, 400 м, 110 м с/б, диск, шест, копье, 1500 м. У женщин в семиборье входят следующие виды: 100 м с/б, ядро, высота, 200 м, длина, копье, 800 м.

К неклассическим видам многоборья относятся: восьмиборье для юношей (100 м, длина, высота, 400 м, 110 м с/б, шест, диск, 1500 м); пятиборье для девушек (100 м с/б, ядро, высота, длина, 800 м). В спортивной классификации определены: у женщин — пятиборье, четырехборье и троеборье, у мужчин — девятиборье, семиборье, шестиборье, пятиборье, четырехборье и троеборье. Четырехборье, раньше оно называлось «пионерским», проводится для школьников 11—13 лет. Виды, которые входят в состав многоборья, определяются спортивной классификацией, замена видов не допустима.

Жилкин А. И. и др. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с. ЧАСТЬ 1 ОСНОВЫ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ КАК ВИДА СПОРТА. Глава 1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА» . С. 3-8.

История

Оглавление

История легкой атлетики неразрывно связана с Олимпийскими играми. В 776 г. до н.э. на первой Олимпиаде в Древней Греции были проведены соревнования по бегу на различные дистанции. Именно эта дата считается днём рождения Олимпийского движения и легкой атлетики.

На древних Олимпиадах проводились забеги на дистанцию «стадий» – 192 м. Так возникло слово «стадион».

В 1912 году была создана Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF). Сегодня в эту организацию входит 212 национальных федераций.

«Гвоздь программы – марафон» сегодня составляет 42 км 195 м. Такая дистанция была определена на лондонских Олимпийских играх в 1908 г. До этого длина марафона колебалась от 40 до 43 км.

Низкий старт в забегах на короткие дистанции впервые был применён в 1887 году. Такой способ придумал австралийский спортсмен Шерилл после наблюдения за кенгуру, которые перед началом движения низко пригибаются к земле, а затем делают резкий рывок вперёд. В том году было много иронии и насмешек в адрес спортсмена, и даже протесты со стороны судей. Но убедительная победа Шерилла заставила скептиков пересмотреть свои взгляды. Сегодня этот способ признан безоговорочно, и все бегуны используют низкий старт на коротких и средних дистанциях.

На Олимпиаде-1936 в Берлине два японских спортсмена Сюхэй Нисида и Суэо Оэ показали одинаковый результат 4.25 м в прыжках с шестом. Это соответствовало второму месту. Но японская федерация решила, что серебряная медаль достаётся Нисиде, а бронзовая – Оэ. На такое решение повлиял тот факт, что Нисиде потребовалось меньшее количество попыток. Но, вернувшись домой, два друга распилили свои медали пополам и сделали две новые – бронзово-серебрянные.

Легкая атлетика – один из самых массовых видов спорта. Не случайно ее называют «королева спорта». Современная Олимпийская программа насчитывает 24 легкоатлетических вида спорта для мужчин, и 23 – для женщин. Именно в легкой атлетике разыгрывается наибольшее количество медалей, поэтому она представляет огромный интерес в командном зачёте для всех олимпийских сборных.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий