Какие педали выбрать для велосипеда? что нужно знать новичку?

Содержание статьи:

  1. Устройство педалей велосипеда
  2. Выбор велосипедных педалей
  3. Виды педалей для велосипедов
  4. Обслуживание педалей

1. Устройство педалей велосипеда

Ну что ж, для начала начнем мы с небольшой теории. Что же, собственно говоря, представляют собой велосипедные педали?

Велопедали — составляющая часть системы (шатунов), приводящая в движение велосипед при помощи усилия ног велосипедиста с последующим вращением кареточного вала и далее через трансмиссию на заднее колесо.

Рассмотрим их устройство на примере классических и самых распространенных велосипедных дорожных педалей. Итак, состоят они из:

С обоих концов оси нарезана резьба. Для вкручивания в шатун нарезают резьбу M14x1.0 или M14x1.25. Прикручиваются они слева — левой резьбой (откручивается по часовой стрелке), а справа — обычной правой (откручивается против часовой стрелки). Такой способ крепления предотвращает при вращении педалей их закручивание наглухо и считается, что таким образом они не выкручиваются во время езды. На противоположном конце оси резьба стандарта M7x1 (правая), на коротую накручивается конус. Этим конусом производят точную регулировку шарикоподшипников. Вдоль этой резьбы дополнительно прорезана канавка, в которой фиксируется ус шайбы, устанавливаемой между контргайкой и торцом конуса. Шариковый путь оси, конус и чашки педали закаливают, чтобы получить твердую поверхность, а все поверхности снаружи деталей хромируются.

С первого взгляда велопедали, вроде бы достаточно несложный механизм, но разновидность их типов и производителей могут привести в ступор неподготовленного человека, решившего приобрести их для своего двухколесного друга.

2. Выбор велосипедных педалей

По своему конструкционному исполнению, велосипедные педали делятся на 3 большие категории:

  • Платформенные — используются практически с любой обувью;
  • Контактные — применяются в паре со специальной велообувью;
  • Комбинированные — с одной стороны имеют обычную платформу, а с другой — контактный механизм и позволяют носить обо вида обуви.

По назначению педали в свою очередь подразделяются на несколько типов:

  • Прогулочные — предназначены для езды по городу и изготовлены из пластикового корпуса. Довольно не прочные и слишком скользкие для катания по бездорожью.
  • Общего назначения — в основном, включают в себя комбинированные и металлические платформенные педали.
  • Кросс-кантри — это легкие безплатформенные контактные педали, требуют наличие специальной обуви.
  • Экстримальные дисциплины — педали с мощными шипами, расположенными на платформе, также педали контактные с наличием вмпомогательной платформы.
  • Шоссе — это контактные педали, которые не совместимы с горными ввиду того, что имеют другой стандарт и предназначены они для максимально жесткой фиксации ног.

3. Виды педалей

Давайте теперь более подробно рассмотрим все существующие разновидности педалей для того, чтобы вы лучше ориентировались при их выборе в магазине. Начнем от самых простых дешевых и закончим профессиональными и дорогими. Так вы поймете для какого стиля катания подходят те или иные педали.

[править] Виды педалей

В зависимости от конструкции, педали делятся на 3 категории:

  • Платформенные — предназначены для использования с любой обувью, в том числе цивильной.
  • Контактные — предназначены для использования с велообувью.
  • Комбинированные — имеют платформу с одной стороны и контактный механизм — с другой, позволяют использовать оба вида обуви.

По области применения педали также делятся на несколько категорий:

  • Прогулочные — используются для городской езды, имеют пластиковый корпус, иногда с резиновыми накладками. Для бездорожья слишком скользкие и непрочные.
  • Общего назначения — включают в себя металлические платформенные и комбинированные педали.
  • Для кросс-кантри — легкие контактные педали без платформы.
  • Для экстремальных дисциплин — платформенные педали с мощными шипами, а также контактные педали со вспомогательной платформой.
  • Для шоссе — контактные педали со стандартом, несовместимым с горными. Предназначены для максимально жесткого закрепления ноги.

Платформенные педали

Платформенные педали («топталки») представляют собой просто ось, на которую через подшипник крепится платформа с теми или иными зацепами для подошвы ботинка. Главный плюс таких педалей — нетребовательность к обуви байкера и, соответственно, минимальная стоимость владения и хороший выбор для тех, кто ездит на городском велосипеде в цивильной одежде. Кроме того, такие педали привычны большинству новичков, на них не нужно учиться ездить. Однако платформенные педали не дают байкеру ехать максимально быстро, часто плохо держат ногу (да и вообще, не рассчитаны на серьезные нагрузки), а экстремальные педали своими шипами могут нанести травмы, если не пользоваться защитой ног.

Туклипсы (от англ. toe clips) — металлические или пластиковые захваты для обуви, крепящиеся к обычным педалям. Служат для полужесткой фиксации ноги, обеспечивая лучшую передачу усилий и несколько лучший контроль над велосипедом. В спорте использовались вместе с ремешками, жестко притягивающими ногу к педали, однако в обычной езде ремешки были неудобны. В настоящее время практически полностью вытеснены контактными педалями, используются преимущественно в трековых гонках и их разновидностях.

Контактные педали

Комбинированная контактная педаль и велоботинок с шипом

Контактные педали (англ. clipless pedal) используют специальный механизм, который позволяет пристегивать ногу байкера к педали. Таким образом, энергия ноги передается велосипеду не только при нажатии на педаль, но и при вытягивании ноги вверх, а профессионалы применяют т. н. круговое педалирование, когда усилия прикладываются к педали непрерывно. Благодаря этому, обеспечивается оптимальное расходование сил — велосипедист на контактных педалях едет быстрее и/или меньше устает, чем его собрат на топталках. Контактные педали особенно полезны, когда высок риск срыва ноги с педали (например, от тряски), а также на подъемах и в грязи, благодаря заметно увеличивающейся тяге.

Такая педаль имеет контактный механизм, в который встегивается т. н. шип, в свою очередь прикручивающийся болтами к жесткой пластиковой подошве велоботинка. Чтобы встегнуться в педаль, достаточно вставить шип в контактный механизм. Чтобы выстегнуться, нужно повернуть пятку ботинка в сторону от велосипеда. У многих педалей усилие выстегивания регулируемое, кроме того, существуют «учебные» шипы, которые выстегиваются во многих направлениях, а не только в одном.

Контактные педали для MTB различаются в зависимости от предполагаемого использования: чем ближе к кросс-кантри, тем тоньше и компактнее контактный механизм, а педали для экстремальных дисциплин обрастают платформами, улучшающими сцепление ноги с педалью.

Комбинированные педали

Это достаточно специфический и редко встречающийся вид педалей. Имеют контактный механизм с одной стороны и обычную платформу — с другой. Позволяют с одинаковым удобством ездить на контактной и неконтактной обуви. Существуют противники и сторонники комбинированных педалей.

Достоинства:

  • Нет привязки к какому-то одному виду обуви.
  • Можно сначала купить педали, а обувь — потом.
  • В особо тяжелых условиях езды можно не встегиваться, а ехать на платформе.

Недостатки:

  • Неудобно начинать движение с любой обувью: сначала нужно найти ногами требуемые стороны педали.
  • Тем, кто ездит на контактах, топталки нужны гораздо реже, чем это кажется со стороны. Опытному байкеру грязь и снег не помешают уверенно ехать на контактах, зато скорость встегивания с комбинированными педалями падает значительно.
  • Обычная контактная педаль при необходимости конвертируется в комбинированную с помощью пластиковой платформы.

Из чего состоит велопедаль

  • Ось с резьбой. Вкручивается в шатун и удерживает педаль в нем. Это единственная деталь велосипеда, имеющая симметричные резьбы. На каждой из них обязательно должна стоять метка: какая левая, а какая правая. Обычно это английские буквы L – Left (левая) и R –Right (правая) соответственно для левой и правой педали.

Левая педаль всегда изготавливается с левой резьбой. Это значит, что она закручивается против часовой стрелки, а откручивается по часовой стрелке.

На правой — обычная правая резьба. Закручивается по часовой, а откручивается – против часовой стрелки.

Ось может быть как на всю длину педали, так и укороченная, меньше корпуса. Обычно такие оси используются для уменьшения веса всего изделия.

Корпус. То на что опирается подошва. Это как раз и есть самая «дизайнерская» часть педали. Корпус может иметь различные формы, окраску, изготавливаться из всевозможных материалов и их комбинаций.
Подшипники. Обеспечивают вращение корпуса вокруг оси. На сегодняшний день серьезные производители устанавливают промышленные подшипники, обеспечивающую надежную и долгую службу.
Рамка. Используется в педалях сборных конструкций. В них на один корпус прикручиваются различные рамки (обычно алюминиевые). Рамки бывают разных цветов, форм и формой выступов, что дает возможность различных дизайнерских решений при минимизации производственных расходов.
Шипы. Необязательный элемент. Предназначены для удержания подошвы обуви на корпусе. Бывают интегрированные с корпусом и являющиеся его неотъемлемой частью или сменные. У сменных регулируемых шипов есть резьба и можно установить удобную байкеру высоту самого шипа.
Катафот (светоотражатели). Необязательный элемент. На некоторых моделях по бокам в корпусе педали встраивают катафоты. Вещь в общем полезная как дополнительное обозначение велосипедиста в темное время суток на дороге.
Крепежные винты. Необязательный элемент. Используется в сборных конструкциях педалей.

Классификация

Перед тем как выбрать себе подходящие велопедали, следует немного разобраться в том, какие же все-таки бывают их виды.

В основном все зависит от материала и назначения педалей.

Стоковые пластиковые педали

Если сегодня прийти в веломагазин и посмотреть на байки дешевле 15 тысяч рублей, то, скорее всего, на нем будут стоять маленькие черные невзрачные педальки из пластика.

Нельзя сказать, что это плохие педали, потому что для небольших вылазок пару раз в неделю при условии неагрессивного катания они подойдут в самый раз.

Однако следует быть готовым, что при ударе о бордюр, корень, камень или что-нибудь еще, придется сразу же идти в магазин за новыми педальками, и покупать такие же не стоит.

В целом такие педали подойдут только для новичков и только на первое время. Рано или поздно, но скорее всего рано, их придется поменять.

Платформенные педали

Такие педали обычно называют топталками. В отличие от предыдущих они изготавливаются из металла, более качественны и прослужат намного дольше.

Цена на них может достигать нескольких тысяч рублей, а профессиональные платформенные педали для экстремалов могут стоить и более десяти тысяч рублей.

Ботинки с подобной подошвой – лучший вариант для езды на топталках

Они обладают большей площадью, что делает их удобнее и позволяет равномерно распределять нагрузку по стопе.

Помимо этого они имеют металлические шипы или хотя бы агрессивный протектор, который обеспечивает хорошее сцепление с ботинками.

С такими педалями можно ездить хоть в обычных сандалях, но лучше использовать кроссовки с жесткой и плоской подошвой.

Можно купить и специальную профессиональную обувь для топталок, но следует быть готовым, что за нее придется неплохо заплатить.

Стандартные платформенные педали

Получается, что такие педали – это идеальный вариант для любителей, которые не нуждаются в контактных педалях.

Алюминиевые топталки при правильном уходе смогут прослужить не один десяток тысяч километров. Одним из видов платформенных педалей являются складные педали.

Их название полностью говорит само за себя. Складываются они очень просто и позволяют экономить дополнительное место. Такой вариант отлично подойдет для любителей, которые возят свой байк в багажнике автомобиля.

Контактные педали

Среди профессионалов или продвинутых любителей данный вид велопедалей является самым распространенным. Они обеспечивают куда более хорошее сцепление, нежели обычные платформенные педали.

Они устроены таким образом, что шип, который находится на подошве контактных велоботинок, встегивается в педаль.

Это обеспечивает надежное крепление ноги к педали.

Благодаря этому, нога не соскочит на кочках, ей будет намного комфортнее во время езды, а так же у велосипедиста появляется возможность воздействовать на педаль по всему радиусу педалирования.

Обычные контактные педали используют велосипедисты, выступающие на соревнованиях кросс-кантри.

Новичкам крайне не рекомендуется ездить с такими педалями, поскольку у них, в виду отсутствия опыта, не всегда получается вовремя выстегнуться из педали, что часто приводит к падению.

К тому же помимо таких педалей велосипедисту придется купить еще и специальные велосипедные туфли. Такой комплект редко когда будет стоить дешевле десяти тысяч рублей.

Контактные велопедали и велотуфли

Полуконтактные педали и шоссейные контакты

Данные виды контактных педалей разработаны специально для агрессивного МТБ, такого как даунхилл или эндуро, и шоссейных гонок соответственно.

Полуконтактные педали представляют собой гибрид платформенных педалей и контактов.

Дело в том, что гонщикам, выступающим в дисциплинах даунхилл и эндуро, необходима большая площадь педали для удобства.

Помимо этого, им часто по ходу дистанции приходится убирать ноги с педалей. С обычными контактами это было бы тяжело.

Шоссейные контакты – это облегченная и частично упрощенная модель обычных контактов.

Встегнуться в такие педали получится только с одной стороны. Благодаря этому, шоссейные педали намного легче других и более жестко фиксируют ногу.

Педали с туклипсами

Подобные педали можно увидеть у бывалых велосипедистов на старых велосипедах.

Их устройство очень просто: на обычные топталки приделывается специальное удерживающие устройство, похожее на ремень, затем в него вставляется нога.

Такой механизм намного дешевле контактных педалей, но менее надежен. Тем более найти подобные педали сегодня очень тяжело, поскольку предпочтение отдается все же контактным педалям.

Педали с туклипсами сегодня можно редко увидеть у туристов, велосипедистов «старой закалки» и на городских велосипедах.

Как выбрать контактные педали

Выбирая тип контактов, сначала подумайте о формате катания, который вы предпочитаете. Это будет шоссе или бездорожье? Вам нужна мощность или лёгкость и манёвренность? Насколько сложны трассы, по которым вы будете ездить?

Возможно, решающим фактором для выбора станет стиль вашей экипировки. Тогда выбирайте обувь, которая вам нравится. Если выбор пал на шоссейные велотуфли, однозначно нужны педали под 3-болтовое крепление.

А если собираетесь наравне с катанием много ходить, нужны велотуфли с утопленными шипами, а значит и педаль МТБ.

Допустим, вы остановили выбор на 2-болтовом МТБ-креплении. Какому производителю отдать предпочтение? При выборе подходящей педали для горного велосипеда основными соображениями, как правило, будут вес, степень сцепления, грязеотталкивающие свойства и то, какой угол поворота ступни они предлагают.

Педали, которые быстро забиваются грязью, мешают быстро встёгиваться и выстёгиваться, не подойдут, если вы гонщик кросс-кантри. Для гонок по сложным трассам, требующим периодического спешивания, мы рекомендуем Crank Brothers.

Для городских поездок или велопохода по бездорожью отлично сгодятся МТБ-контакты с платформой. Внешне они похожи на «топталки», но посреди платформы можно разглядеть знакомую контактную конструкцию.

МТБ-контакты с платформой

При выборе производителя руководствуйтесь личными предпочтениями, но учитывайте доступность деталей при поломке. Так, в нашей стране не получили распространение педали от Time, что означает невозможность оперативного ремонта в ближайшей мастерской при отсутствии компонентов.

Свобода движений

Большинство педалей и шипов имеет определенную свободу движения, которая позволяет двигать ногой в стороны при педалировании. Такая свобода измеряется в градусах и представляет собой число, при котором нога может разворачиваться по вертикальной оси до момента отстегивания.

Некоторые крепления имеют нулевой угол свободы, их называют «фиксы» (от «fixed»), который не позволяют ноге двигаться. Другие модели дают возможность движения до 6 градусов. Большинство гонщиков предпочитает небольшую свободу. Кроме того, профессиональные монтажники настаивают на использовании этой системы, так как это позволит сохранить здоровье коленям.

Уровень свободы движений на примере педалей Shimano / blog.planetcyclery.com

Некоторые педали имеют небольшой люфт в креплении, а некоторые прилегают очень плотно. Гонщики подбирают по самочувствию, кому как удобно. Одни модели имеют встроенную жесткость, другие позволяют настраивать степень трения.

Если Вы не уверены, что свободные педали подходят именно Вам, то не переживайте. Купленные «контакты» не ограничивают Вас в экспериментах. Как показано на рисунке выше, Вы можете с одной моделью, изменяя рамку, добиваться разного уровня свободы. Так Вы сможете найти подходящий вариант.

Типы педалей

Платформенные педали

Именно такие педели, скорее всего, были на вашем самом первом велосипеде. Платформенные педали обладают хорошим сцеплением с подошвой, надежным упором для стопы с обеих сторон и могут использоваться практически с любой обувью за исключением специальных вело-туфлей для контактных педалей.

В новых моделях используются чрезвычайно легкие материалы, герметичные подшипники, препятствующие проникновению влаги и грязи, и даже съемные шипы на поверхности педали для лучшего сцепления в дождливую погоду.

Многие любители даунхилла предпочитают именно такой тип педалей в сочетании со специальной обувью. Такая комбинация обеспечивает достаточное сцепление и управляемость, и при этом в случае падения позволяет мгновенно убрать стопу с педали. Да, контактные педали также не намертво прикреплены к ноге, но в условиях повышенной опасности, присущей скоростному спуску на горном велосипеде, именно платформенные педали способны придать велосипедисту уверенность, которая бы позволила избежать падения.

Туклипсы с ремнями

Туклипсы – это небольшие крепления, фиксирующиеся на переднем краю платформенных педалей и надевающиеся на носок. Они надежно удерживают стопу, но при этом оставляют возможность вертикального хода пятки в процессе кручения педалей.

При помощи проходящих через верхнюю и нижнюю часть регулируемых ремней туклипсы обхватывают переднюю часть ступни, обеспечивая хоть и базовую, но при этом легкую, доступную и надежную систему фиксации.

Контактные педали

Принцип фиксации в данном типе педалей напоминает лыжные крепления. Суть механизма состоит в том, что небольшой пластиковый или металлический шип, расположенный на подошве вело-туфлей, входит в пружинную защелку на поверхности педалей. При этом ступня фиксируется очень прочно и не выскальзывает из крепления при увеличении интенсивности езды или преодолении бугристой поверхности.

Чтобы научиться освобождать ногу из контактных педалей, может потребоваться какое-то время, но затем этот процесс будет даваться вам предельно просто.

Основные характеристики контактных педалей 

Горные, туристические или городские велосипеды

Шоссейные велосипеды

Тип педали

2 отверстия (SPD, Crankbrothers, Time)

3 отверстия (Look, Time или SPD-SL)

Протектор обуви

Рифленый

Гладкий

Подошва обуви

Жесткая

Очень жесткая

Шипы

Утоплены в подошву

Торчат из подошвы

Педали для горных велосипедов

Контактные педали для горных велосипедов оснащены шиповой системой с 2 отверстиями. Винты в данном случае проходят через два отверстия, прикрепляя шипы к двум слотам или дорожкам на подошве соответствующей обуви. Это позволяет в небольшом диапазоне регулировать расположение шипа и угол сцепки для достижения максимального комфорта при езде.

Систему с двумя отверстиями часто называют SPD (сокращение от Shimano Pedaling Dynamics). Дело в том, что Shimano одними из первых применили данную систему и по сей день остаются лидерами рынка. Среди других производителей, выпускающих аналогичные педали, стоит отметить Сrankbrothers и Time.

Педали для шоссейных велосипедов

Контактные педали для шоссейных велосипедов зачастую оснащены шипами с 3 отверстиями. Эта конструкция иначе известна под названиями Look (название компании-изобретателя) или SPD-SL. Такие шипы больше по размерам, делаются из пластика и сильнее выступают из подошвы.

Преимуществом такой системы за счет большего размера шипа является более равномерное распределение нагрузки по поверхности педали, что в свою очередь снижает давление в точках контакта и обеспечивает более надежное сцепление при интенсивной езде.

Однако если вы не ставите перед собой какие-то серьезные спортивные задачи или часто спешиваетесь, то для вас оптимальным выбором будет система с двумя отверстиями хотя бы потому, что в совместимой с ней обуви гораздо удобнее ходить пешком.

Контактно-платформенные педали

Этот гибрид сочетает в себе универсальность платформенных педалей с высокой эффективностью контактных. По большому счету, это идеальное решение для всех, кто считает контактные педали слишком сложными. И если раньше велосипедистам приходилось выбирать что-то одно, то сегодня у противников вело-обуви появился еще один вариант.

Часто задаваемые вопросы по велосипедным педалям.

Что лучше купить в первую очередь: обувь или педали?

Не имеет никакого значения. Обычно в первую очередь покупается обувь, но всё же сначала необходимо определиться с педалями и их желаемыми характеристиками. Выбор педалей для велосипеда зависит от вашего стиля езды и типа велосипеда. Выбор велосипедной обуви основывается на их совместимости с педалями, удобстве, цене и их характерных особенностях.

Существуют ли контактные педали для новичков, которыми легче пользоваться, чем остальными?

В большинстве контактных педалей используется одинаковый принцип работы. Они оснащены пружиной с регулируемым натяжением, что позволяет облегчить процесс сцепления с педалями. Новичкам лучше купить двусторонние контактные педали, с которыми легче управляться, так как они позволяют сцепляться с любой стороной педали. Кроме того большинство предпочитают педали с большими платформами, чтобы на них было легко стоять, если во время начала езды не успели сцепиться с педалями.

Чтобы установить педали на велосипед нужно просто открутить старые педали и прикрутить новые?

Да. В большинстве случаев вам потребуется только специальный ключ для педалей или разводной ключ. Характерной особенностью педалей является наличие резьбы, противоположной направлению вращения педалей, чтобы они не раскручивались во время езды. Чтобы ослабить педаль, поместите ключ на ось рукояткой вверх. Возьмите в одну руку кривошип, а другой рукой захватите ключ и крутите им в строну заднего колеса. Оси новых педалей помечаются буквами L и R, что даёт возможность определить какая педаль с какой стороны должна находится — справа или слева (когда вы сидите на велосипеде). Далее просто закрутите педали рукой и докрутите ключом. При необходимости можете обратиться за помощью к веломеханику в местном веломагазине.

Почему цена контактных педалей колеблется в диапазоне от 50 долларов до 300 долларов и выше? Чем они отличаются?

В дорогих контактных педалях используются лёгкие, современные и прочные материалы, подшипники с большим сроком эксплуатации, уделяется большое внимание внешнему виду. Если вы редко катаетесь на велосипеде, то вам будет достаточно купить недорогие педали. Если же вы ездите на велосипеде довольно часто и в сложных условиях, то в долгосрочной перспективе более выгодным приобретением могут оказаться более дорогие педали

Если же вы ездите на велосипеде довольно часто и в сложных условиях, то в долгосрочной перспективе более выгодным приобретением могут оказаться более дорогие педали.

Когда следует менять клеммы?

Клеммы следует заменить, если они износились до такой степени, что происходит спонтанное расцепление с педалями. Также клеммы подлежат замене, если они повреждены или имеют трещины, так как в этом случае они будут плохо работать или могут даже сломаться в самый неподходящий момент. Если вы заядлый велосипедист, то скорей всего вам придётся менять клеммы достаточно часто — примерно один раз в год. Велосипедистам, которые ездят на велосипеде не очень часто, одних клемм хватит примерно на пять лет.

Как мне найти подходящие для клеммы для замены?

Найти подходящие клеммы довольно просто. Клеммы соответствуют педалям. Поэтому, прежде чем отправиться в магазин за новыми клеммами, определите какая именно модель педалей установлена на вашем велосипеде. Часто каждой педали соответствует только один подходящий вариант клемм. Если вы не знаете как определить модель ваших педалей, то можете взять свою велообувь и обратиться за помощью к механику в веломагазине, либо же просто сфотографируйте педаль и клеммы и отправьте фото специалисту, который разбирается в контактных педалях.

1 Time Xpresso 2

Легендарная компания продолжает работать над новыми материалами и формами. В результате появилась данная модель для шоссейных велобайков. Она достаточно широкая для комфортной постановки и крепления обуви. Здесь производитель отказался от использования привычных металлических пружин. Предлагается карбоновая пластина, которая отличается высокой износостойкостью, легкостью и эстетичностью. Ее можно в процессе эксплуатации заменить.

Устройство надежно крепится благодаря удобному механизму встегивания и позволяет быстро развивать нужную скорость без опасения, что в какой-то момент нога соскочит с педали. Дополнительно конструкция усилена стальной осью, полой внутри. Соответственно, устройство получилось легким – 225 граммов весит вся пара.

Внимание! Представленная выше информация не является руководством к покупке. За любой консультацией следует обращаться к специалистам!

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий