Зачем нужны разные методы спортивной тренировки и как выбрать свой?

Темп выполнения

Концентрическую фазу (подъем отягощения) выполняйте с обычной скоростью, а вот эксцентрическую (опускание) растягивайте хотя бы на 3 секунды в каждом повторе.

Контролировать снаряд необходимо во время всего движения, но именно замедленный негатив принесет больше мышц.

Если слабохарактерно позволяете гравитации опускать вес, то сами себя обкрадываете. Например, 4-секундный негатив при выполнении сгибаний рук приводит к большему росту, чем 1-секундный . И это логично – медленное опускание создает большее механическое напряжение в работающих мышцах, чем короткая эксцентричная фаза.

Если же, возвращаясь к предыдущему пункту, вы не в состоянии контролировать снаряд при медленном опускании, то взяли слишком большой вес и перегружаете связки и сухожилия. А травма гипертрофии не cпособствует.

Таким образом, для максимальной стимуляции мышечного роста увеличивайте время под нагрузкой, выполняя упражнение с суперстрогой техникой и растягивая эксцентрическую фазу на 3-5 секунд.

Классификация физических упражнений

Все разновидности атлетизма базируются на силовой подготовке, основным специфическим средством которой являются силовые (атлетические) упражнения. Эта статья – своего рода классификация физических упражнений, имеющихся в арсенале современного бодибилдера.

Силовые упражнении (средства развития) – это физические упражнения, которые в наибольшей степени способствуют развитию силы мускулатуры, а также закалке силовой выносливости человека.

В этой классификации мы с Вами изучим все типы, виды и подвиды упражнений, применяемых современными тренерами, их подопечными, и всеми теми, кто принял решение тренироваться самостоятельно, причем неважно в зале, на улице (воркаут-тренинг) или домашних условиях…

Итак, какие же они бывают? Существует три вида упражнений:

  • I) Упражнения с внешним (сторонним) сопротивлением (одни из наиболее эффективных средств формирования силы). Они подразделяются на следующие разновидности упражнений:
    • а) с тяжестями;
    • б) с партнером;
    • в) с сопротивлением разного рода упругих предметов (амортизаторы, жгуты, эспандеры и т. д.);
    • г) с сопротивлением внешней (окружающей) среды (движение в гору, по рыхлому песку, снегу, воде, а также против ветра, против течения и т. д.).
  • II) Упражнения с преодолением своего собственного веса тела.

    Они разделяются на:

    • а) гимнастические силовые;
    • б) легкоатлетические прыжковые.
  • III) Изометрические (статические) упражнения:
    • а) упражнения в так называемом пассивном напряжении (направленные на удержание груза);
    • б) упражнения в активном напряжении мускулатуры. В особой степени ценны изометрические упражнения для лиц умственного труда, студентов и других лиц, находящихся длительное время в условиях гиподинамии, гипокинезии и замкнутого, ограниченного пространства.

Все физические упражнения по своему типу и характеру условно подразделяются на ещё 3 основные группы нашей классификации:

  1. общего воздействия – задействовано во время работы не менее 2/3 общего мышечного объема;
  2. регионального – задействованный объем: от 1/3 до 2/3;
  3. локального – работает менее 1/3 всей мускулатуры.

В практике атлетизма силовые упражнения принято разделять на базовые (общего и регионального (месного) воздействия) и изолирующие (локального воздействия) упражнения. Базовые упражнения характеризуются использованием больших отягощений, энергоемкостью.

При этом высокую нагрузку испытывает не только костно-мышечная система, но и другие физиологические системы организма: сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная и др. Применение базовых упражнений в силовой тренировке способствует росту общей массы мышц и силы. При выполнении базовых упражнений движения происходят, как правило, в нескольких суставах.

К базовым упражнениям относятся рывки, толчки, швунги, протяжки, приседания, подтягивания, отжимания, а также все жимы и тяги.

Жим – движение, в преодолевающей фазе которого (т. е. когда мышцы сокращаются), снаряд перемещается по направлению от спортсмена: жим лежа, жим сидя, жим стоя, жим ногами.

Тяга – движение, в преодолевающей фазе которого снаряд перемещается по направлению к спортсмену: становая тяга, вертикальная тяга и т. д.

Методика бодибилдинга, атлетической гимнастики требует углубленной проработки отдельных мышечных групп для улучшения их качества, т. е. рельефности. Для того чтобы обеспечить это условие, мышцы должны работать по возможности изолированно от других мышечных групп.

Иными словами, движение должно быть так организовано, чтобы для его выполнения не требовалась помощь других мышечных групп или чтобы их помощь была минимальна. Назначение изолирующих упражнений заключается, во-первых, в том, чтобы обеспечить локальное (т. е.

в пределах нагружаемых мышц) истощение и, во-вторых, чтобы сделать это с минимальными затратами общего энергетического резерва организма.

Для изолированной работы мышц применяются в основном гантели и тренажеры.

Изолирующие упражнения выполняются в комплексе с базовым.

Самостоятельно изолирующие упражнения могут использоваться в оздоровительно-реабилитационных целях: восстановление подвижности в суставах после травм; лицами с ограниченными возможностями, ослабленным здоровьем, так как нагрузка на функциональные системы не велика и широк выбор исходных положений.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Раскройте понятие «силовые виды спорта».
  2. Какие виды спорта относят к силовым?
  3. Охарактеризуйте виды силовых упражнений.
  4. Раскройте назначение базовых и изолирующих упражнений.

Почему все же лучше пере-, чем недоотдохнуть?

Существует четко установленная взаимосвязь «доза-эффект» между тренировочной нагрузкой и гипертрофией, в которой высокий объем коррелирует с более значительным ростом мышц. Очень короткие интервалы отдыха между подходами могут негативным образом отобразиться на гипертрофии из-за снижения количества веса, которое вы сможете использовать в последующих подходах. Это означает, что если в погоне за сокращением время отдыха вы начинаете халтурить на тренировке, то вы должны отдыхать ровно столько, сколько нужно именно вам для того, чтобы выполнить следующий подход с заранее запланированным весом, технически верно и в должном темпе, а, не полусогнувшись, дергаясь как под электричеством. Кроме того, вас банально может стошнить от чрезмерного напряжения («Тошнота во время или после тренировки»)!

Кстати, обратите внимание: речь то шла о тяжелых, базовых упражнениях!

Вполне логично построить свою тренировку следующим образом:

1) отдыхать достаточное количество времени при выполнении многосуставных упражнений на большие группы мышц – приседаний, жимов и тяг. Эти упражнения вызывают очень высокий метаболический стресс, даже если выполняются в многоповторном режиме (8-15). В данном случае для восстановления энергии перед следующим подходом необходимы более длительные периоды отдыха. Так у вас останутся силы, задор и блеск в глазах на оставшуюся часть тренировки.

2) А вот (изоляционные) односуставные упражнения не настолько тяжелы как базовые, и поэтому вы можете восстанавливаться быстрее от подхода к подходу. Так что не стоит особо отдыхать между ягодичными махами и, например, сведением — разведением ног в тренажере, вам будет достаточно и коротких интервалов отдыха между подходами.

При таком сценарии лучше всего оставлять упражнения с коротким интервалом отдыха на конец тренировки, чтобы убедиться, что они не помешают восстановлению и не повлияют на физическую работоспособность во время выполнения многосуставных упражнений.

Непрерывно-поточный метод

Он нацелен на формирование выносливости. В чем заключается метод круговой тренировки по этой технологии? Он выполняется непрерывно, без интервалов или с минимальным перерывом на отдых. В зависимости от количества прорабатываемых участков, элементы выполняются по кругу несколько раз. Преимущество метода состоит в поэтапном повышении персональной нагрузки за счет увеличения мощности работы и количества упражнений в каждом круге.

Данный комплекс может осуществляться в одном из трех вариантов:

  1. Все упражнения выполняются без пауз между переходами от одного прорабатываемого участка к другому и кругами. После определения элементов, которые будут использоваться, и испытаний, в ходе которых будет выявлено максимально возможное число повторений для конкретного человека в соответствии с его возможностями, тренируемый получает индивидуальную нагрузку, двукратную полученным результатам. Элементы на каждом участке выполняются свободно, без временных рамок. Дальнейшее увеличение нагрузки идет за счет увеличения повторов на 1-2 на каждом участке или путем замены на более сложные движения.
  2. Упражнения выполняются без пауз, но за определенный отрезок времени. После прохождения заданного комплекса на каждом участке вычисляется продолжительность тренировки. Полученный результат умножается на количество подходов, результатом будет целевое время. Усложнение комплекса осуществляется путем перехода на более сложный уровень элементов.
  3. Комплекс упражнений проводится без интервалов, со стандартным числом повторений и определенным временем. При этом количество прохождений кругов может быть разным. По завершении разучивания упражнений выполняется круговая тренировка с равным промежутком времени на каждое движение и перерыв на отдых. Дозировка и время выполнения остаются стандартными, при этом количество кругов возрастает. Этот вариант очень важен для второй части занятия, поскольку время исполнения стандартизировано.

Такой метод круговой тренировки применяют для проработки от 10 до 15 участков в зависимости от наличия необходимого спортивного инвентаря.

18.1. Цели и задачи спортивной тренировки

Целью спортивной тренировки является
подготовка к спортив­ным состязанием,
направленная на достижение максимально
воз­можного для данного спортсмена
уровня подготовленности, обус­ловленного
спецификой соревновательной деятельности
и гаран­тирующего достижение
запланированных спортивных результатов.

В
содержание спортивной тренировки входят
различные сторо­ны подготовки
спортсмена: теоретическая, техническая,
физичес­кая, тактическая и психическая.
В тренировочной и особенно в соревновательной
деятельности ни одна из этих сторон не
прояв­ляется изолированно.Они
объединяются в сложный комплекс,
на­правленный на достижение наивысших
спортивных показателей.

В
процессе спортивной тренировки решаются
следующие ос­новные задачи:

1) освоение техники и тактики избранной
спортивной дисцип­лины;

2) совершенствование двигательных
качеств и повышение возможностей
функциональных систем организма,
обеспечиваю­щих успешное выполнение
соревновательного упражнения и
дос­тижение планируемых результатов;

3) воспитание необходимых моральных и
волевых качеств;

4) обеспечение необходимого уровня
специальной психичес­кой подготовленности;

5) приобретение теоретических знаний ипрактического опыта, необходимых для
успешной тренировочной и соревнователь­ной
деятельности.

Комплексные
результаты решения задач спортивной
тренировки выражаются понятиями:
«тренированность», «подготовленности
«спортивная форма».

Тренированностьхарактеризуется степенью функциональней
приспособления организма к предъявляемым
тренировочнымгрузкам, которое
возникает в результате систематических
физических упражнений и способствует
повышению работоспособности человека.
Тренированность всегда ориентирована
на конкретный вид специализации
спортсмена в двигательных действиях
и выражает в повышенном уровне
функциональных возможностей его
организма, специфической и общей
работоспособности, в достигнутой
степени совершенства спортивных умений
и навыков.

Тренированность
спортсмена, как правило, подразделяют
на общую и специальную. Специальная
тренированность приобретается
вследствие выполнения конкретного
вида мышечной деятельности в избранном
виде спорта. Общая тренированность
формируется прежде всего под воздействием
упражнений общсд развивающего характера,
повышающих функциональные возможности
органов и систем организма спортсмена
и укрепляюще его здоровье.

Подготовленность
это комплексный результат физической
подготовки (степень развития физических
качеств); технической подготовки (уровня
совершенствования двигательных
навыков); тактической подготовки
(степени развития тактического мышления);
психической подготовки (уровня
совершенством вания моральных и волевых
качеств). Подготовленность может
относиться и к каждому в отдельности
из перечисленных вид:

подготовки (физическая,
техническая и психическая подготоленность).

Каждая
из сторон подготовленности зависит от
степени совершенства других ее сторон,
определяется ими и, в свод очередь,
влияет на их уровень. Например, техническое
совершенствование спортсмена зависит
от уровня развития различных двигательных
качеств — силы, быстроты, гибкости,
координационных способностей. Уровень
проявления двигательная качеств,
например выносливости, тесно связан с
экономичностью техники, уровнем
психической устойчивости к преодолению
утомления, умением реализовывать
рациональную так- тическую схему
соревновательной борьбы в сложных
условиях. Отметим также, что тактическая
подготовленность связанане только
со способностью спортсмена к восприятию
и оперативной переработке информации,
с умением составлять рациональный
тактический план и находить эффективные
пути решения двигательных задач в
зависимости от сложившейся ситуации,
но и с уровнем технического мастерства,
физической подготовленностью, смелостью,
решительностью, целеустремленностью
и др.

Спортивная
форма —
это высшая степень
подготовленности спортсмена,
характеризующаяся его способностью к
одновременный реализации в соревновательной
деятельности различных сторон
подготовленности (спортивно-технической,
физической, тактической, психической).

Комплекс упражнений методом круговой тренировки

Можно использовать такую совокупность сбалансированных элементов для выполнения:

  • Приседания с поднятием на носки. Стоя, спина ровная, стопы на ширине плеч, руки опущены. Вдох, присесть до угла 90 градусов, руки вытянуть перед собой. Выдох, встать, подняться на носки.
  • Отжимания от пола. Упор на ладони и пальцы ног. Вдох, согнуть локти, слегка коснуться грудью пола. Выдох, руки выпрямить. Тело держать ровно.

  • Выпад вперед с руками. Начальное положение – стоя ровно. Вдох, шагнуть вперед, согнув колени. Выдох, руками с усилием «оттолкнуться» от воздуха, встать в исходное положение.
  • Обратные отжимания. Сидя на скамье, руки упираются в ее край, таз сместить вперед за пределы сиденья. Вдох, опуститься к полу, упор прямыми ногами на пятки. Выдох, выпрямить руки.
  • Скручивания. Лежа на спине, руки – в замке за головой, колени согнуты. На выдохе приподнять корпус к коленям со скручиванием набок. Выдох, опуститься на пол.
  • «Лодочка». Лечь на живот, руки выпрямлены над головой, ноги вместе. Одновременно поднять корпус и прямые ноги, задержаться в такой позе на три-пять секунд.
  • «Планка». Выполнить стойку на локтях и носках ног. Голова, спина, ноги – на одной линии. Задержаться на 30 секунд, повторять до пяти раз.

Воспитание физических качеств методом круговой тренировки эффективно и в психологическом плане, поскольку приучает не останавливаться на достигнутом уровне из-за временных трудностей.

С течением времени эффективность упражнений снижается из-за привыкания к нагрузке собственного веса. Далее нужно задуматься о приобретении отягощений: штанги, гантелей, съемных утяжелителей для конечностей, турника, гирь.

1.6. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте

Специфические особенности деятельности как в физическом воспитании, так и в спорте вызваны разницей в условиях, целях, мотивах, средствах и достигаемых результатах.

Однако и в том и в другом случае предметом ее является человек, занимающийся физическими упражнениями.

Необычное по интенсивности и длительности физическое и психическое напряжение — это еще одна общая особенность. Занимаясь физическими упражнениями, человек испытывает напряжение, превышающее обычные, повседневные нормы. Часто, особенно в спорте, эти напряжения могут быть даже предельными

Важно отметить, что разумное систематическое использование таких физических и психических напряжений в физическом воспитании и спорте приводит к ,томучто они становятся привычными. Это, несомненно, положительный эффект, так как он способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, развитию физических и психических качеств, а в спорте— росту спортивных результатов

Только к спорту относится исключительная особенность: известно, что сущность спортивной

деятельности — соревнование. Без соревнований нет спорта. Участие человека в

соревнованиях

выражает его стремление к достижению наивысшего спортивного результата в

борьбе с други

людьми.

Цели деятельности в физическом воспитании и спорте объединяются общей направленностью: формирование потребности в занятиях физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, нравственное, этическое и эстетическое развитие. В каждой сфере своя направленность: в физическом воспитании— обеспечение как физического и духовного развития, так и профессионально-прикладной подготовленности к труду, своение правил, норм и

закономерностей двигательной активности в различных условиях

реальной действительности; а в

спорте — достижение максимально высокого спортивного

результата, развитие специальных

способностей, необходимых для занятия определенным видом спорта.

Мотивы деятельности в физическом воспитании и спорте, как и в любом другом виде деятельности, формируются в процессе развития, создающем личность человека, в связи с накоплением знаний, умений и навыков при занятиях физической культурой или спортом.

В процессе развития мотивационной сферы человека особую роль играют первичные мотивы.

Из потребности в движении рождается мотив эмоциональной привлекательности физическ упражнений, в основе которого — механизмы переживания удовлетворения от процесса выполнения упражнений. Значительную роль в нашей жизни играет потребность в сохранении здоровья, жизни, в результате чего рождаются мотивы укрепления здоровья, физического развития собственного тела,

развития силы, ловкости и выносливости.

Систематические

занятия

физическими

упражнениями, достижение

определенных

успехов,

возрастные особенности, половая принадлежность, индивидуальные личностные установки, принципы, социальная среда и устоявшиеся в обществе нормы, правила, законы — все это определяет дальнейшее развитие мотивов занятий физической культурой и спортом.

В данном случае в силу вступают вторичные потребности, которые в психологии связывают с развитием личности человека.

Мотивы в спорте зависят от целей деятельности. Они могут полностью соответствовать им. В таких случаях, как правило, эффективность спортивной деятельности бывает особенно высокой. Если же наблюдается расхождение между мотивами и целями, то результативность деятельности значительно снижается.

Действия — основное средство деятельности в физическом воспитании и спорте. В структуре понятия «деятельность» действия всегда определяются как направленные на решение конкретных задач. Действия — это то, с помощью чего достигается результат деятельности. В физической культуре и спорте действия как основное средство достижения цели называются физическими упражнениями.

Продуктом (результатом) деятельности в физическом воспитании является оздоровительный и образовательный эффект от занятий физическими упражнениями. В спорте — спортивное достижение, результат спортивных действий, выполняемых спортсменом на тренировках и соревнованиях.

Необходимо учитывать и тот факт, что функциональная организация действий спортсменов(их деятельность) одновременно содержит:

1) действия, направленные на подготовку организма к физическим и психологическим нагрузкам,

Метод повторных усилий. Хочешь расти – делай подходы до отказа

Недостаточно просто поднимать веса с высоким количеством повторений, если это не приводит к мышечному отказу. Организм очень эффективно сохраняет и использует энергию, поэтому если повторять упражнения с неизменной нагрузкой, то это может ограничить величину механического (грубо говоря, плохо порвутся) и метаболического стресса (мало выделится гормонов для роста) для мышц и минимизировать результаты тренировки.

Проще говоря, для максимального роста мышц целесообразно делать упражнения до мышечного отказа (больше не могу!)

3 вида тренировок

Ученые Зациорский и Кремер в 2006-м году выделили три принципиальных вида тренировок: метод максимальных усилий, метод динамических усилий и метод повторных усилий. Первые два метода хороши для своих целей, но не являются максимально эффективными для роста мышечной массы.

1. Метод максимальных усилий

Для этого метода используются значительные отягощения для повышения активности “быстрых” мышечных волокон (о которых мы подробнее писали выше). Грубо говоря, метод максимальных усилий связан с подъемом максимально возможного веса (соответственно, и небольшого количества повторов в подходе).

Основной стимул от метода максимальных усилий – механический (направлен на создание микроразрывов в мышцах), миофибриллярная гипертрофия с существенным увеличением силы и умеренным приростом массы мышц.

Метод максимальных усилий эффективен для развития силы, но не самое эффективное средство увеличения массы мышц.

2. Метод динамических усилий

При тренировке методом динамических усилий используется не максимальный вес, при этом основной упор делается на перемещение веса с максимально возможной скоростью для стимуляции двигательных единиц.

Этот метод наиболее эффективен для увеличения скорости развития усилия и мощности сокращения, необходимых во многих видах спорта или динамической активности. Тем не менее, он не даёт достаточного количества механического или метаболического стресса для мышц, которые нужны для стимуляции роста.

3. Метод повторных усилий

Метод повторных усилий предусматривает не максимальные нагрузки, но необходимость делать упражнения до наступления мышечного отказа (когда уже невозможно выполнить ни одно следующее повторение в подходе).

Несколько последних повторений, которые приходится делать через жжение, могут вовлекать в сокращение все волокна в целевой мышце и вызывать существенную перегрузку. При использовании метода повторных усилий в начале подхода активируются медленные двигательные единицы, по мере их утомления будут подключаться и «быстрые» мышцы.

Метод повторных усилий с выполнением упражнения до отказа максимально эффективен для роста мышечной массы – говорит наука

При этом важно работать именно до отказа. Если нагрузка недостаточна или подход не выполняется до отказа, стимуляции «быстрых» двигательных единиц (как вы прочли выше, именно они в основном дают объема мышцам) не происходит или не создаются необходимые метаболические условия, способствующие росту мышц

Усложнения и облегчения

Усложнять соревновательные модели можно разными способами:

  • играть в дождь, при жаре или в горах – в непростых условиях внешней среды;
  • менять габариты игровых площадок: выпустить на поле меньшего размера расширенную по численности команду игроков – устроить искусственную тесноту на поле.
  • устраивать поединки сразу с несколькими противниками – усложненные модели схваток или боксерских боев;
  • «подсовывать» неудобных соперников, играющих по своим правилам или совсем без правил;
  • добавлять в процесс игры различные виды утяжелений в виде различных снарядов;
  • ограничивать дыхательный ритм в циклических видах спорта – беге, плавании, гребле и т. д.

Облегчить соревновательный формат тренировки также можно самыми разнообразными способами:

  • укоротить длину дистанций в циклических спортивных дисциплинах;
  • уменьшить продолжительность боев и схваток в единоборствах на ринге;
  • облегчить спортивные снаряды везде, где это возможно: снизить высоту волейбольной сетки, сделать меньше и легче мяч для футбола или водного поло и т. д.;
  • использовать принцип гандикапа: давать фору более слабому участнику соревнований, например, раньше стартовать на беговой дистанции или заранее оговаривать преимущество в количестве забитых шайб или мячей.

2.6. Методы развития силы и их классификация

Соревновательный метод

Основная определяющая его черта – сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение.

При соревновательном методе упражнения и задания выполняются в виде состязаний, вызывающих проявления резервных сил и возможностей, воспитывающих бойцовские качества, создающих психологическую подготовленность. Особенно может помочь спортсменам соревновательный метод при развитии силы, быстроты, выносливости и других качеств.

Соревновательные методы используются также в обучении спортивной технике, её элементам и связкам, точности движений и др. Помогает он в воспитании способности более быстро решать поставленные задачи, умения выбирать оптимальный вариант действий в сложной обстановке. Особенно важны соревновательные методы при необходимости сравнить результативность и выбрать наилучшие из нескольких вариантов решения одной и той же задачи (разные способы выполнения упражнений, действия, тактической комбинации и др.).

Соревнования могут проводиться в усложнённых или облегчённых условиях по сравнению с официальными.

Примеры усложнённых условий: соревнования в условиях среднегорья, жаркого климата; в спортивных играх на площадках меньшего размера или при большей численности игроков в команде соперников; проведение схваток в борьбе – с относительно небольшими паузами против нескольких соперников, с более квалифицированным или тяжёлым противником, с «неудобным» соперником, с применением непривычных технико-тактических схем ведения борьбы.

Облегчение условий соревнований может быть обеспечено проведением их на дистанции меньшей протяжённости, уменьшением продолжительности схватки, упрощением соревновательной программы, использованием облегчённых снарядов, применением «гандикапа» (более слабому спортсмену предоставляется определённое преимущество) и т. д.

Для юных спортсменов-борцов соревновательный метод – один из способов стимулирования их интереса к спортивной деятельности с установкой на победу или достижение высокого результата в борьбе при соблюдении правил соревнований.

Соревновательный метод в дзюдо используется либо в элементарных формах (например, состязание в процессе занятий на лучшее исполнение техники броска и т.д.), либо в виде полуофициальных и официальных соревнований в основном подготовительного характера (прикидка, контрольные, классификационные, отборочные состязания).

Наиболее яркая черта соревновательного метода – постоянная борьба за превосходство в определённых упражнениях.

Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения (определение победителя, поощрение и т.п.) мобилизуют все силы юных спортсменов и благоприятствуют максимальному проявлению физических, интеллектуальных, волевых усилий, а следовательно, и развитию соответствующих качеств.

Сознательное выполнение правил и требований, которые предъявляются к юным спортсменам в ходе состязаний, приучает их к самообладанию, умению сдерживать отрицательные эмоции, быть дисциплинированными и т. д.

Однако соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство могут содействовать формированию у юных спортсменов не только положительных (взаимопомощи, уважения к противнику, зрителям и т. д.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизма, тщеславия, чрезмерного честолюбия, грубости).

Учитывая, что соревновательная деятельность требует большого физического и психического напряжения, возможно её отрицательное влияние на организм юного спортсмена. А частые поражения могут вообще отвратить подростка от занятий

Поэтому соревновательным методом тренировки для юных спортсменов необходимо пользоваться очень осторожно и осмотрительно

Соревнование как форма взаимодействия

Использование соревновательного метода на занятиях по физическому воспитанию детей может принимать формы как развернутые, так и самые начальные. Соревнования при выполнении отдельных элементов упражнений ведут к стимулированию интереса и двигательной активности. О развернутой форме речь идёт, когда занятия организованы в виде официальных состязаний или сдачи контрольных нормативов.

Само состояние соперничества в ходе соревнований, а также условия и обстановка при их проведении способствуют созданию особенного физиологического и эмоционального фона, усиливающего основное воздействие. Речь идёт о процедуре официального определения победителя, ритуале поощрения за достижения, признании их общественной значимости, конкуренции и отсеве слабых соперников в случае многоступенчатых соревнований. Комплексное сочетание всех подобных факторов позволяет по максимуму проявиться всем физическим возможностям организма.

Как правило, по сравнению с аналогичными нагрузками несоревновательного характера в состязательных условиях наблюдаются гораздо более существенные функциональные сдвиги. Чем более значимо в личном либо общественном плане конкретное состязание, тем выше психологическая напряженность. Факторы постоянного противоборства, столкновения интересов, борьбы и соперничества присутствуют здесь по определению. В условиях командных соревнований формируются и укрепляются отношения взаимной помощи и ответственность отдельных игроков перед коллективом.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий