Использование физиологических основ двигательного навыка в обучении спортивной технике

Теория и методика физической культуры и спорта как наука и учебная дисциплина.

Наука — сфера
исследовательской деятельности,
направленная на получение новых знаний
о природе, обществе и мышлении. Наука
включает и результат исследовательской
деятельности – сумму знаний, лежащих
в основе научной картины мира.

ТМФКиС относится
к категории педагогических наук, так
как она связана с процессами образования,
обучения и воспитания человека в
интересах общества. Таким образом, в
науке имеется деятельностный (получение
новых знаний) и результативный компоненты
(сумма знаний).

Учебный предмет
(учебная дисциплина) — система знаний,
умений и навыков, отобранных из
определённой отрасли науки, техники,
искусства, производственной деятельности
для изучения в учебном заведении.

Как научная
дисциплина
теория

физической
культуры

представляет собой систему научных
знаний о сущности физической культуры,
общих закономерностях её функционирования
и направленного использования с целью
всестороннего развития людей. ТМФКиС
как наука – сфера исследовательской
деятельности, направленная на получение
новых знаний о влиянии системы физической
культуры (содержание, средства и методы)
на уровни существования человека. Наука
включает и результат исследовательской
деятельности – сумму знаний, лежащих
в основе научной картины в сфере
физической культуры. Является главной,
профилирующей в учебных планах средних
и высших физкультурных учебных заведений.
В конечном счёте она определяет
фундаментальность физкультурного
образования специалиста, педагогическую
направленность его деятельности,
профессиональную компетентность. Все
спортивно-педагогические дисциплины
опираются на основные положения теории
физической культуры.

Физиологические закономерности и стадии формирования двигательных навыков

Процесс обучения двигательному навыку
начинается с определенного побуждения
к действию, которое задается подкорковыми
и корковыми мотивационными зонами. У
человека это, главным образом, стремление
к удовлетворению определенной социальной
потребности (любовь к данному виду
спорта, желание им заниматься, преуспеть
в упражнении и пр.). Оптимальный уровень
мотиваций и эмоций способствует успешному
усвоению двигательной задачи и ее
решению. На первом этапе формирования
двигательного навыка возникает замысел
действия, осуществляемый ассоциативными
зонами коры больших полушарий
(переднелобными и нижнетеменными). Они
формируют общий план осуществления
движения. Вначале это лишь общее
представление о двигательной задаче,
которое возникает либо при показе
движения другим лицом (педагогом,
тренером или опытным спортсменом), либо
после словесной инструкции, самоинструкции,
речевого описания. В сознании человека
создается определенный эталон требуемого
действия, «модель потребного будущего.
Формирование такой наглядно-образной
модели складывается из образа ситуации
в целом (задаваемые пространственные
и временные характеристики двигательной
задачи) и образа тех мышечных действий,
которые необходимы для достижения цели.
Имея представление о требуемой модели
движения, человек может осуществить ее
разными мышечными группами. Особое
значение имеют в этом процессе восприятие
и переработка зрительной информации
(при показе) и слуховой (при рассказе).
Опытные спортсмены быстрее формируют
зрительный образ движения, так как у
них лучше выражена поисковая функция
глаза, и они способны эффективно выделять
наиболее важные элементы. У них богаче
кладовая «моторной памяти» — хранящиеся
в ней образы освоенных движений, быстрее
происходит извлечение нужных моторных
следов.

Список источников

  • StudFiles.net
  • www.Magma-Team.ru
  • www.medcoref.ru

Стадии формирования двигательных навыков

На втором этапе обучения начинается
непосредственное выполнение разучиваемого
упражнения. При этом отмечаются 3 стадии
формирования двигательного навыка:

  1. стадия
    генерализации (иррадиации возбуждения),

  2. стадия
    концентрации,

  3. Стадия
    стабилизации и автоматизации.

На первой стадии созданная
модель становится основой для перевода
внешнего образа во внутренние процессы
формирования программы собственных
действий. Физиологические механизмы
этого во многом неясны. На ранних этапах
онтогенеза, когда речевая регуляция
движений (внешней речью постороннего
лица или внутренней собственной речью)
еще не развита, особенное значение имеют
процессы подражания, общие у человека
и животных.

В
силу этого первая стадия начинающихся
попыток выполнить задуманное движение
называется стадией генерализации. Она
характеризуется напряжением большого
числа активированных скелетных мышц,
их продолжительным сокращением,
одновременным вовлечением в движения
мышц-антагонистов, отсутствием интервалов
в ЭМГ во время расслабления мышц. Все
это нарушает координацию движений,
делает их закрепощенными, приводит к
значительным энерготратам и, соответственно
, излишне выраженным вегетативным
реакциям. На этой стадии наблюдаются
особенное учащение дыхания и сердцебиения,
подъем артериального давления, резкие
изменения состава крови, заметное
повышение температуры тела и потоотделения.
Однако нет достаточной согласованности
этих сдвигов между собой и их соответствия
мощности и характеру работы.

На
второй стадии формирования двигательного
навыка происходит концентрация
возбуждения в необходимых для его
осуществления корковых зонах. В
посторонних же зонах коры активность
подавляется одним из видов условного
внутреннего торможения – дифференцировочным
торможением.

На
третьей стадии в результате многократного
повторения навыка в разнообразных
условиях помехоустойчивость рабочей
доминанты повышается. Появляется
стабильность и надежность навыка.
Прочность рабочей доминанты поддерживается
четкой сонастройкой ее нейронов на
общий ритм корковой активности. Такое
явление было названо А.А. Ухтомский
усилением ритма. При циклической работе
ритм корковой активности соответствует
темпу выполняемого движения: в ЭЭГ
появляются потенциалы, соответствующие
этому темпу «меченые ритмы» ЭЭГ –
(Сологуб Е.Б., 1965, 1973). Внешние раздражения
на этой стадии лишь подкрепляют рабочую
доминанту, не разрушая ее. Большая же
часть посторонних афферентных потоков
не пропускается в спинной и головной
мозг: специальные команды из вышележащих
центров вызывают пресинаптическое
торможение импульсов от периферических
рецепторов, препятствуя их доступу в
спинной мозг и вышележащие центры. Этим
обеспечивается защита сформированных
программ от случайных влияний и повышается
надежность навыков.

Процесс автоматизации не означает
выключения коркового контроля за
выполнением движения. В коре работающего
человека отмечается появление связанных
с движением потенциалов, специфические
формы межцентральных взаимосвязей
активности. Однако в этой системе центров
по мере автоматизации снижается участие
лобных ассоциативных отделов коры, что,
по-видимому, и отражает снижение его
осознаваемости.

Фазы формирования двигательного навыка

С позиции теории
управления

Кре­стовников А.Н. выделил 3 фазы в
формировании двигательного на­выка:
1) объединение отдельных частей в
двигательное действие; 2) устране­ние
«лишних» деталей движения и 3)
совершенствование движений.

Физиологическими
механизмами (эквивалентами) этих фаз
навыка являются фазы иррадиация,
концентрация, автоматизма и стабилизация
двигательных актов.

Первая фаза
иррадиации,
характеризуется
распространением процессов возбуждения
в КБП, отсутствием дифференцировочного
тор­можения в двигательных центрах,
что вызывает генерализованные ответные
реакции при первых попытках выполнить
новое движение
.

Вторая фаза
концентрацииформирование
двигательного навыка связана с процессом
концентрации нервных процессов, с
постепенным огра­ничением возбуждения
.

В третьей фазе
автоматизации,
сначала простые, а затем и сложные
компоненты
движения начинают выпол­няться на
более низких фоновых уровнях построения
движения
.
Ведущий
уровень разгружается от лишней работы.

Устранение
вспомогательных движений из зоны
внимания назы­вается
автоматизацией
движений
.

У высококва­лифицированных
спортсменов фаза иррадиации может быть
не выражена.

В процессе
обучения двигательному навыку формируется
функциональная система, включающая
сенсорные, двигательные, вегетативные
и центральные компоненты.

К узловым
механизмам любой

ФС,
обеспечивающим поведенческий акт
относятся: 1) афферентный
синтез
; 2)
стадия
принятия решения
;
3) формирование
акцептора результата

действия;
4) формирования
самого действия
;
5) многокомпонентное
действие
;
6) достижение
результата;
7) обратная
афферентация

о параметрах достигнутого результата
и сопоставление его с ранее сформировавшейся
моделью результата в акцепторе результата
действия.

Программирование двигательного акта. Факторы, предшествующие программированию движений (афферентный синтез, принятие решения).

В
структуре двигательного навыка различают
центральный, эфферентный и афферентный
компоненты.

Центральный
компонент, или программирование движений,
по своей трудности в разных видах спорта
неодинаково. Это связано:

1)
со сложностью движения;

2)
со степенью его новизны;

3)
с длительностью времени для его
программирования.

Если
движение знакомо, ранее многократно
повторялось и навык хорошо освоен, то
повторное программирование даже сложных
двигательных актов (например, в гимнастике
и при легкоатлетических метаниях)
осуществляется довольно легко. Если же
движения новые и их постоянно нужно
менять в связи с непрерывным изменением
ситуации (в спортивных играх и
единоборствах), то программирование
движений каждый раз в новом варианте и
в течение короткого времени является
значительно более трудной задачей.

Эффекторный
компонент двигательного навыка – это
осуществление программы движений,
сложившейся в центральном компоненте
навыка

Афферентные,
или анализаторные, компоненты состоят
из периферических рецепторов,
чувствительных нейронов и афферентных
нервных клеток в ЦНС. Все эти элементы
воспринимают раздражители из внешней
среды и из различных частей самого
организма и участвуют в осуществлении
афферентного синтеза, который предшествует
принятию решения и выработке программы.

Афферентный
синтез – это опережающее отражение
действительности, создание модели,
образа основных параметров действия
еще до совершения самого действия.

Он
включает мотивацию (для какой цели
выполняется данное действие), память,
или предшествующий опыт, обстановочную
информацию, поступающую из внешней
среды и от различных частей самого
организма, и пусковую информацию, т.е.
сигналы, обеспечивающие

запуск
двигательных действий (выстрел стартера,
свисток и др.).

Афферентный
синтез, осуществляемый до запуска
двигательной деятельности, служит для

принятия
решения о начале своих движений и
начального программирования. Но
афферентный

синтез
происходит и по ходу выполнения движений
благодаря сигналам обратной связи.

Нервная
система, запуская какую либо двигательную
деятельность, благодаря наличию

обратных
связей сразу же начинает получать от
управляемых органов (мышц, сердечно-сосудистой
системы и д.р.), а также из внешней среды
информацию о совершающемся действии.
Сигналы обратной связи поступают в ЦНС
через органы чувств и поэтому называются
сенсорными коррекциями (Н.А. Бернштейн).

2 Методы овладения двигательными умениями и навыками

В
зависимости от способа освоения структуры
двигательного действия в процессе
разучивания методы подразделяются на:


метод разучивания упражнения по частям
(расчлененно-конструктивный);


метод разучивания упражнения в целом
(целостно-констрективный);


метод сопряженного воздействия.

Метод
расчлененно-конструктивный предусматривает
разучивание отельных частей движения
с последующим их соединением (например,
гимнастические комбинации). Этот метод
применяется в следующих случаях:


при обучении координационно-сложным
двигательным действиям, когда нет
возможности изучить его целостно;


если упражнение состоит из большого
числа элементов, органически мало
связанных между собой;


если упражнение производится так быстро,
что при целостном выполнении нельзя
изучить и усовершенствовать его отдельные
части;


когда целостное выполнение действия
может быть опасным, если предварительно
не изучить его элементы;


когда необходимо обеспечить быстрый
успех в обучении с тем, чтобы поддержать
интерес к учебной деятельности,
сформировать уверенность в своих силах.

Решая
эти выше перечисленные задачи, необходимо
придерживаться следующих правил:


при расчленении следует учитывать
особенности структуры изучаемого
действия, двигательный опыт обучаемых
и условия обучения;


расчленение не должно вызывать
принципиального изменения структуры
данного действия;


для отдельного разучивания следует
выбирать только те фазы упражнения,
которые могут эффективно контролироваться
учеником или преподавателем; фазы
движения плохо поддающиеся контролю,
вычленять не следует;

Преимущества
данного метода: Матвеев Л.П. Теория и
методика физической культуры (Общие
основы теории и методики физического
воспитания: теоретико-методические
аспекты спорта и профессионально-прикладных
форм физической культуры): Учебник. —
М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.

1.
Облегчает процесс усвоения действия.
К цели ученик подходит постепенно,
накапливая соответствующие умения.
Оттачивается каждая деталь действия.

2.
Занятие становится более конкретным.
Успехи в чем-либо доставляют ученикам
радость.

3.
От многообразия подводящих упражнений
занятия становятся интереснее.

4.
Применение этого метода содействует
быстрому восстановлению утраченных
навыков

5.
Метод незаменим при разучивании сложно
координированных упражнений. Недостаток
метода заключается в том, что не всегда
разученные элементы по частям удается
соединить.

Метод
целостно-конструктивного упражнения.
Сущность его состоит в том, что техника
двигательного действия осваивается с
самого начала в целостной структуре
без расчленения на части. Целостный
метод позволяет разучить структурно
несложные движения (например, бег,
метания, ловля предмета) и применяется
на любом этапе обучения. Целостным
методом возможно осваивать отдельные
детали, элементы или фазы не изолированно,
а в общей структуре движения, путем
акцентирования внимания учеников на
необходимых частях техники. Недостаток
этого метода заключается в том, что в
неконтролируемых фазах возможно
закрепление ошибок. Следовательно, при
освоении упражнений со сложной структурой
его применение нежелательно.

3.2. Условно-рефлекторные механизмы, как основа формирования двигательных навыков.

Двигательные навыки –
это автоматизированные, индивидуально
приобретенные двигательные действия,
которые формируются на основании
временных связей.

Основа формирования:
образуются временные связи между
определенными очагами возбуждения
(различными нервными центрами), возникают
условно-рефлекторным путем.

Механизм формирования
сложных спортивных двигательных навыков
основывается на теории И.П. Павлова о
механизмах формирования условных
рефлексов.

Сенсорные рефлексы –
простые рефлексы,
которые формируются на основании
сенсорной информации.

Двигательные навыки
(рефлексы) формируются на основании:

сенсорной информации + моторная компонента
(мышечная память)

При формировании сложных
двигательных навыков наблюдается
сочетание двух видов временных связей:

  • сенсорные (осуществляются
    черезІ и ІІ сигнальные
    системы).

  • оперантные (связаны с определенным
    протеканием двигательных и вегетативных
    функций).

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК (2 КОМПОНЕНТЫ)

Двигательная компонента

Вегетативная компонента

  • техника движений

  • раньше формируется в
    цикли-ческих видах спорта, так как
    техника упражнений несложная

  • совершенствуется на протяжении всей
    спортивной карьеры

  • менее устойчива, и при
    кратко-временных перерывах в занятиях
    на-блюдается нарушение техники
    вы-полнения движений

  • обеспечивает рост функциональных
    возможностей

  • формируется более длительно, и именно
    она определяет рост спортивных
    результатов

  • в сложно-координационных видах спорта
    (гимнастика, акробатика, спорт игры)
    вначале формируется эта компонента

  • более устойчива (вегетативные
    функции некоторое время сохраняются
    на том же вы-соком уровне, даже при
    перерывах в трени-ровках)

Обучение технике движений
целесообразно проводить на базе ранее
выработанных, более простых (элементарных)
движений.

В процессе выработки
сложного двигательного навыка
используются:

  • подготовительные упражнения

  • разбивка сложных движений на простые
    элементы

  • постепенная отработка каждого элемента
    (формирование новых временных связей
    на базе уже имеющихся – усложнение
    движений)

  • необходимо добиваться правильного
    заучивания элементов.

Общая характеристика принципов обучения фв.

Принципы фв

общие
социальные принципы воспитательной
стратегии общества.

Они предусматрива­ют использование
социальных факторов (культуры, воспитания,
образования) для обеспечения направленного
всестороннего гар­монического развития
человека и органическую связь воспитания
с практической жизнью обществаони
делятся на1пр всесторонего развития
личности 2 проздоровительной направленности
3пр прикладности 4 пр фвс трудовой и
военойдеятельности
Общеметодические
принципы


это отправные положения, определяющие
общую методику процесса фиического
воспита­ния.
Принцип сознательности и активности

Назначение
принципа сознательности и активности
в физи­ческом воспитании состоит в
том, чтобы сформировать у занима­ющихся
глубоко осмысленное отношение, устойчивый
интерес и потребности к физ культурно
-спортивной деятельности, а также
побуждать их к оптимальной
активностиСознательность
— это способность человека правильно
разби­раться в объективных
закономерностях, понимать их и в
соответ­ствии с ними осуществлять
свою деятельность. Основой созна­тельности
являются предвидение результатов своей
деятельности и постановка реальных
задач. Активность
— это мера или величина проявляемой
человеком деятельности, степень его
включения в работу. Активность в
дидактическом плане выступает как
предпосылка, условие и ре­зультат
сознательного усвоения знаний, умений
и навыков. Принцип наглядности обязывает
строить процесс физического воспитания
с широким использованием наглядности
при обуче­нии и воспитании.2
Наглядность

означает привлечение органов чувств
человека в процессе познания.
Зрительная наглядность Звуковая
наглядность Двигательная наглядность
Принцип
доступности и индивидуализации

Принцип доступности
и индивидуализации в физическом
воспитании означает требование
оптимального соответствия задач, средств
и методов физического воспитания
возможностям зани­жающихся. Назначение
принципа доступности и индивидуализации
заклю­чается в следующем:

1) обеспечить для
каждого занимающегося наиболее
оптималь­ные условия для формирования
двигательных умений и навыков, развития
физических качеств, совершенствования
физической

работоспособности;2)
исключить негативные, вредные последствия
для организ­ма человека от чрезмерных,
непосильных тренировочных нагру­зок,
требований, заданий
Специфические принципы физического
воспитания. Принцип непрерывности
процесса физического воспитанияПринцип
системного чередования нагрузок и
отдыха

Системное
чередование нагрузок и отдыха в процессе
физи­ческого воспитания является
важным положением, от которого в конечном
итоге зависит суммарный эффект
занятийПринцип
постепенного наращивания
развивающе-тренирующих воздействий

Данный
принцип обусловливает необходимостьсистематичес­кого
повышения требований к проявлению узанимающихсядвигательныхи
связанныхс
ними психических функцийза
счет по­вышения сложности заданий и
увеличения нагрузок

Принцип
адаптированного сбалансирования
динамики нагрузок

Суммарная нагрузка
По
мере адаптации к применяемой нагрузке,
т.е. перехода приспособительных изменений
в стадию устойчивого состояния

Принцип циклического
построения занятий

Процесс
физического воспитания — это замкнутый
кругово­рот определенных занятий и
этапов, образующих циклы. В соот­ветствии
с этим различают три вида циклов:
микроциклы

(недель­ные), характеризующиеся
повторностью применения упражнений
одновременно с их разнонаправленностью,
чередованием нагрузки и отдыха;
мезоциклы

(месячные), включающие в себя от двух до
шести микроциклов, в которых меняются
содержание, порядок чередования и
соотношение средств;
макроциклы

(годичные), в которых разворачивается
процесс физического воспитания на
протяжении долговременных стадий
Принцип возрастной адекватности
направлений физического воспитания

Этот
принцип обязывает последовательно
изменять направлен­ность физического
воспитания в соответствии с возрастными
эта­пами и стадиями человека, т.е.
применительно к сменяющимся периодам
онтогенеза и особенно периодам возрастного
физичес­кого развития организма
(дошкольный.

10.4.1. Обратные связи

Особое
значение в отработке моторных программ
имеют обрат­ные связи. Информация,
поступающая в нервные центры по ходу
движения, служит для сравнения полученного
результата с имею­щимся эталоном. При
их несовпадении в мозговых аппаратах
срав­нения (лобных долях, подкорковом
хвостатом ядре) возникают им­пульсы
рассогласования и в программу вносятся
поправки —сен­сорные коррекции. При
кратковременных движениях (прыжках,
бросках, метаниях, ударах) рабочие фазы
настолько малы (сотые и тысячные доли
секунды), что сенсорные коррекции по
ходу движения вносить невозможно. В
этих случаях вся программа дей­ствия
должна быть готова до начала двигательного
акта, а поправки могут вноситься лишь
при его повторениях.

В
системе обратных связей различают
«внутренний контур» регу­ляции
движений, передающий информацию от
двигательного аппа­рата и внутренних
органов (в первую очередь — от рецепторов
мышц, сухожилий и суставных сумок), и
«внешний контур», несущий сигна­лы
от экстерорецепторов (главным образом,
зрительных и слухо­вых). При первых
попытках выполнения движений, благодаря
мно­жественному и неопределенному
характеру мышечной афферента-ции,
основную роль в системе обратных связей
играют сигналы «внешнего контура» —
зрительный и слуховой контроль

Поэтому
на начальных этапах освоения двигательных
навыков так важно использовать зрительные
ориентиры и звуковые сигналы для
облегче­ния процесса обучения. По
мере освоения навыка «внутренний
кон­тур» регуляции движений приобретает
все большее значение, обеспе­чивая
автоматизацию навыка, а роль «внешнего
контура» снижается

3.6. Роль представлений в управлении движениями

Особая роль принадлежит представлениям о двигательных действиях.

Обучение технике физических упражнений в физическом воспитании и спорте всегда начинается с создания представления об изучаемом действии. Это необходимо для того, чтобы сформировать в сознании ученика образ реального действия, который должен служить эталоном при практическом исполнении движений, с помощью которого спортсмен осуществляет контроль и управление в своей деятельности. Любое двигательное действие или физическое упражнение каждый человек выполняет только так, как он его себе представляет.

Представление служит программой для реализации двигательных действий.

Имеющийся в памяти человека эталон(идеальный образ) действия является тем необходимым элементом деятельности, который в определенных условиях следует воспроизвести с максимальной точностью. В этом заключается программирующая функция представления.

Перед выполнением двигательного действия представление о движении с помощью механизмов идеомоторных реакций (регулировка функций) позволяет организму подготовиться к предстоящей деятельности. Так сочетаются программирующая и регулирующая функции.

В процессе выполнения действия по каналам обратной связи в кору больших полушарий головного мозга поступает информация о внешних условиях деятельности и о самом действии. Эта информация сравнивается с программой движений (представлением), и если она соответствует ему, — деятельность продолжается. Если возникают какие-либо рассогласования, то в деятельность вносятся необходимые коррективы. В данном случае ведущая роль принадлежит регулирующей функции представления.

Регулирующая функция проявляется и после окончания действия. Воспоминания об ощущениях, возникших в ходе выполнения движений, позволяют человеку, анализируя свою деятельность, понимать причины тех или иных ошибок. Такая мыслительная работа заключается в переработке имеющейся информации в представлениях об идеальном образе и реально исполненном действии.

Представления о двигательных действиях выполняют еще одну фун, котораяцию успешно используется в спортивной практике. Эта функция — тренирующая. Известно, что, представляя себе движения, можно упражняться, совершенствуя технику любых двигательных действий. На практике эта функция называется идеомоторной тренировкой. Она характеризуется тем, что спортсмен : оживляет систему механизмов произвольных движений, вследствие чего возникают микрореакции нервномышечной, вегетативной и других функциональных систем организма. Эти реакции идентичны реальным, которые возникают при практическом выполнении движений. В результате осуществления идеомоторной тренировки (многократного мысленного повторения) происходит закрепление структуры механизмов тренируемого произвольного действия.

Важно отметить, что идеомоторная тренировка имеет свои принципы, позволяющие повышать эффективность функции:

чем ярче и отчетливее представление, тем ярче выражен тренирующий эффект; эффект возрастает, если представление сопровождается«мысленным проговариванием» процесса

выполнения действия; эффект станет особенно ярким, если спортсмен овладел пространственными признаками движений;

4.Устойчивость навыка и длительность его сохранения.

Двигательные
навыки, как и другие проявления временных
связей, недостаточно стабильные в начале
образования, в дальнейшем становятся
все более и более стойкими. При этом чем
они проще по своей структуре, тем прочнее.
Навыки со сложнейшими координационными
отношениями менее стойки. Вследствие
этого даже высококвалифицированному
спортсмену трудно при повторениях
сложных движений каждый раз показывать
свои лучшие результаты. Если хотя бы
один какой-то фактор, от которого зависит
качественное выполнение упражнения,
становится менее полноценным, результат
снижается. К факторам, снижающим
устойчивость навыка, относятся ухудшение
общего состояния нервной системы
(например, при утомлении), развитие
гипоксии, недостаточная адаптация при
значительном изменении поясного времени,
неуверенность в себе при сильных
противниках и др. Существенное значение
имеет тип нервной системы.

После
прекращения систематической тренировки
навык начинав ет утрачиваться. Но это
имеет различное выражение для разных
его компонентов. Наиболее сложные
двигательные компоненты могут ухудшаться
даже при перерывах в несколько дней.
Еще больше они страдают при длительных
перерывах (недели, месяцы). Поэтому для
достижения высоких результатов тренировка
должна быть систематической, без
длительных интервалов. Несложные
компоненты навыка могут сохраняться
месяцами, годами и десятилетиями.
Например, человек, научившийся плавать,
кататься на коньках или ездить на
велосипеде, сохраняет эти навыки в
упрощенном виде даже после весьма
больших перерывов.

Вегетативные
компоненты навыков, связанные с
регуляциейфункции кровообращения,
дыхания и т. д., имеют ряд отличий от
двигательных. При кратковременной смене
одного вида Деятельности другим
вегетативные компоненты перестраиваются
медленнее, чем двигательные. При
длительных перерывах (месяцы и в
особенности годы) вегетативные компоненты
навыка в отличие от двигательных могут
угасать полностью.

Рис.
55. Электромиограммы мышц-антагонистов
— трехглавой (1) и двуглавой (2) плеча
при опиловке у нетренированных (А) и
тренированных (Б) людей (Р. С. Персон,
1970)

5.Характеристика деятельности
мышц при формировании двигательного
навыка.

В
результате
совершенствования навыка в циклических
движениях изменяется длительность
периодов активности мышц. В начальных
стадиях формирования навыка электрическая
активность соответствующих мышц
наблюдается не только во время активных
фаз движения, но и в интервалах между
ними (см. рис. 55). В дальнейшем
злектромиографические залпы становятся
короткими.

В
процессе
формирования навыка происходит изменение
взаимоотношений между мышцами-антагонистами.
В начале обучения может наблюдаться их
одновременная биоэлектрическая
активность, при относительно медленных
движениях обнаруживается реципрокность
между ними, и биоэлектрическая активность
начинает возникать поочередно. Однако
даже при сформированном навыке
реципрокность может быть выражена не
полностью, проявляясь лишь в снижении
активности антагониста во время
сокращения агониста.При этом чем быстрее
темп движений, тем больше биоэлектрическая
активность агониста сочетается с
одновременной активностью антагониста
(см. рис. 54).

В
ряде случаев
одновременная деятельность мышц-антагонистов
представляет собой выражение особой
формы координации, наблюдающейся при
высокой степени, совершенства данного
двигательного навыка. В частности, это
имеет место при медленных движениях,
требующих плавного перемещения звеньев
тела, например при спуске курка у
стрелков.

У
разных лиц
биоэлектрическая активность, отражающая
степень участия в движении различных
мышц при формировании двигательного
навыка, протекает неодинаково. Это
объясняется тем, что одно и то же движение
может выполняться при несколько
отличающемся сочетании деятельности
работающих мышц.

В
связи с этим
в картине биоэлектрической активности
у спортсменов одинаковой квалификации
наряду с общими чертами могут быть и
существенные различия.

3.5. Специализированные восприятия в спорте

Специализированные восприятия возникают в

конкретных условиях

спортивной деятельности,

которая вызывает у спортсмена возникновение

и развитие глубоко специфических ощуще,

связанных со специализацией. Специфика таких

восприятий, главным

образом, определяется

особенностями вида спорта, в котором специализируется спортсмен. В спортивной практике эти специализированные восприятия называют «чувствами».

В психологии спорта выделяют общие признаки, характерные для всех специализированных восприятий. К ним относятся следующие:

1)специализация различительной функции одного или совокупности анализаторов;

2)обусловленность восприятия особенностями среды, в которой действует спортсмен, или особенностями предметов, с которыми (на которых) выполняются двигательные действия;

3)обусловленность пространственным расположением противников и партнеров;

4)лабильность (неустойчивость), требующая постоянного упражнения;

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий