Периодизация истории: сущность и подходы

Метрическая основа

В периоде играет очень важную роль. Типичная метрическая основа для хоть и не абсолютного большинства жанров европейской музыки – квадратность. При ее использовании количество тактов в каждом периоде равняется степеням двойки: 4, 8, 16, 32.

Такой результат получается благодаря постоянной смене легких и тяжелых тактов (или наоборот). Таким образом, небольшие подгруппы образуют более масштабные – в 8, 16 и 32 такта.

Безусловно, помимо данной структуры, есть и другие, которые также встречаются в музыке разных стран. Период образуется, если отличия не выходят за рамки в каком-либо жанре и стиле. Признаками таких структур являются метрическое строение и гармонический склад.

1.1 Сущность и условия временной периодизации.

Главное
условие осуществления статистических
расчетов – однородность данных. Иначе
говоря, типология исходной информации
представляет собой начальный, обязательный
этап анализа.Как
правило, качественному скачку в 
динамике процесса, приводящему к 
смене закономерности, предшествует
его непрерывное количественное
изменение

Следовательно, при изучении
хронологических рядов, охватывающих
большие периоды времени, важно расчленять
их на однородные интервалы. Однородность
совокупности реализуется по средством
типологической группировки

В хронологических
рядах этим целям призвана служить
периодизация – разбиение динамических
рядов на интервалы однокачественного
развития. Периодизация важна и в историческом
аспекте как процесс определения однородных
периодов общественного развития.По 
существу, периодизация является своеобразной
типологической группировкой, в которой 
в качестве элементов совокупности,
подлежащей разбиению, выступают уровни
изолированного или комплексного хронологического
ряда. Периодизация, с одной стороны, дает
важную информацию о процессе, с другой-
закладывает основы для последующего
анализа динамики, так как обеспечивает
возможность применения методов многомерной
статистики; адекватное их использование
возможно лишь в однородных сферах. Однако,
в отличие от типологической группировки,
периодизация исключительно редко используется
в расчетах, соответственно и  теория
ее применения практически не разработана,
нет устоявшихся корректных статистических
методов ее реализации. Причин данной
ситуации несколько, и основная заключается
в противоречивости различных условий
применения алгоритмов корреляционно-регрессионного
анализа(КРА) в рядах динамики. Как известно,
к числу основных условий применения КРА
относятся:1)наличие 
случайной выборки из генеральной 
совокупности;2)достаточно 
большое число наблюдений;3)независимость 
наблюдений;4)значительное 
превышение численности единиц 
совокупности числа факторов( в 6-8 раз)5)однородность 
совокупности;6)количественный 
уровень оценки переменных.Нельзя 
не заметить противоречие между пунктом
5, с одной стороны, и пунктами 2 и
4 – с другой. Интервалы однокачественной
динамики в реальности могут быть невелики
по величине; в то же время значительные
хронологические промежутки часто формируются
разными законами развития. В анализе
рядов динамики приоритет отдается количественным
подходам к содержанию статистических
исследований, что связано с выполнением
условий 2 и 4 и соответственно с игнорированием
условия 5. Итак,
особенность исследований динамики
состоит в том,  что одновременное 
выполнение приведенных выше условий 
вряд ли возможно. В этом случае обязательным
является  выполнение однородности,
даже в ущерб прочим условиям.В
том случае, когда рассматривают 
уровни ряда, то получают периодизацию
состояния. Если же абсолютные приросты
или темпы поста или прироста
выполняется периодизация динамики
процесса. В случаи периодизации могут 
быть использованы следующие названия
периодов: крупный, средний, мелкий(предприятие);
низкое, среднее, высокое(здоровье), а если
периодизацию динамики: подъем, стабильность,
спад.

Основные мезоциклы

Набор массы (8-12 недель): является основным мезоциклом в бодибилдинге, который, в свою очередь, подразумевает микро периодизацию, за счет чего бодибилдеры, не ис­поль­зу­ю­щие фар­ма­ко­ло­гию, могут избежать застоя, добиваться максимального роста мышц и прогрессировать в скоростно-си­ло­вых показателях. Поскольку для «натурала» изменение качественных характеристик мышц является единственным способом добиться их гипертрофии, циклирование является единственным способом прогрессировать тогда, когда линейная прогрессия нагрузок уже не ра­бо­та­ет.

Са­мый прос­той способ мирокциклирования данного мезоцикла заключается в чередовании по уровню объема легких, умеренных и тяжелых тренировок, когда 1 неделю атлет тренируется легко, вторую сред­не, а третью тяжело, при этом интенсивность (%ПМ) возрастает линейно от начала до конца мезоцикла. Мезоцикл набора массы подразумевает диапазон интенсивности 40-80 %ПМ (чаще 60-80%). Например:

  • 1 неделя:
    • 1 тренировка: 70%ПМ х 15 повторений х 3 подхода (легкая тренировка)
    • 2 тренировка: 70%ПМ х 15 повторений х 4 подхода (умеренная тренировка)
    • 3 тренировка : 70%ПМ х 15 повторений х 5 подходов (тяжелая тренировка)
  • 2 неделя:
    • 1 тренировка: 75%ПМ х 12 повторений х 3 подхода (легкая тренировка)
    • 2 тренировка: 75%ПМ х 12 повторений х 4 подхода (умеренная тренировка)
    • 3 тренировка : 75%ПМ х 12 повторений х 5 подходов (тяжелая тренировка)
  • 3 неделя:
    • 1 тренировка: 80%ПМ х 8 повторений х 3 подхода (легкая тренировка)
    • 2 тренировка: 80%ПМ х 8 повторений х 4 подхода (умеренная тренировка)
    • 3 тренировка : 80%ПМ х 8 повторений х 5 подходов (тяжелая тренировка)

Многие атлеты меняют интенсивность нелинейно и могут тренироваться в пределах 6-8 повторений, а на следующей неделе использовать раскладки на 12 или 20 повторений, что позволяет за­дей­с­т­во­вать разные мышечные волокна и способны энергообеспечения.

В случае занятий по сплит-программе объем тренинга варьируется аналогичным образом. Например при 2-х дневном сплите:

  • 1 неделя: тяжелая тренировка «низа», умеренная тренировка «верха»
  • 2 неделя: умеренная тренировка «низа», легкая тренировка «верха»
  • 3 неделя: легкая тренировка «низа», тяжалая тренировка «верха» и т.д.

Подробнее читайте: Лучшие программы тренировок на массу

Силовой период (3-6 недель): это мезоцикл, который иногда должен сменять чисто куль­ту­рис­ти­чес­кие схемы, во время которого атлет прорабатывает свои силовые по­ка­за­те­ли в ди­а­па­зо­не от 3 до 6 повторений (ПМ более 80%). По сути, это использование раскладок пауэр­лиф­те­ров, поз­во­ля­ю­щих дать качественно иную нагрузку мышцам, связкам, сус­та­вам, цент­раль­ной нервной системе и другим системам организма, за счет чего ат­лет мо­жет уве­ли­чить ра­бо­чие веса и, как следствие, нарастить дополнительные ки­ло­грам­мы. Вклю­чать си­ло­вой цикл в годовой план рекомендуется 1-2 раза в год, в за­ви­си­мос­ти от тре­ни­ро­ван­нос­ти атлета и реакции его организма на такой вид тренинга. Очень часто силовой цикл проводят до набора массы.

Сушка (8-12 недель): это период снижения уровня подкожного жи­ра. Также «сушкой» называют подводку к соревнованиям в профессиональном бо­ди­бил­дин­ге, которая направлена на обезвоживание организма. Тем ни менее, период снижения уровня жира необ­хо­ди­мо вклю­чать в тре­ни­ро­воч­ный план, что обусловлено, как практическими, так и физиологическими факторами. Актуальность сни­же­ния уровня подкожного жира, в частности, обусловлена анаболической ре­зис­тент­нос­тью, которую позволяет избежать программа набора чистой мышечной массы. В лю­бом слу­чае, 1-2 месяца в году необходимо посвящать «сушке», чтобы из­бе­жать, как ря­да по­боч­ных эффектов слишком долго периода массонабора, так и для разгрузки нерв­ной и мы­шеч­ной сис­тем. Интенсивность тренировок может быть в диапазоне 60-20 %ПМ. Также активно подключаются кардиотренировки и интервальный тренинг.

Подробнее читайте: Тренировки для рельефа

Теории и концепции периодизации

1. Еще Пифагор в VI веке до нашей эры обращался к теме периодизации и создал вот такую классификацию:

  • весна (зарождение и становление человека, с рождения до 20 лет);
  • лето (молодой человек, от 20 до 40 лет);
  • осень (человек в расцвете сил, от 40 до 60 лет);
  • зима (угасание человека, с 60 лет до конца жизни).

2. Зигмунд Фрейд создал свою концепцию, основанную на бессознательном сексуальном влечении, на психосексуальном развитии. Периодизация Фрейда включает в себя оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную стадию.

3. Общепсихологическая теория деятельности Алексея Николаевича Леонтьева и Сергея Леонидовича Рубинштейна берет истоки от постулата марксизма — «бытие определяет сознание». Психологи выявили некую зависимость, которая присутствует в жизни человека и определяет его развитие:  деятельность — мотив — потребность.

4. Л. С. Выготский в своей концепции выразил мысль, что развитие — это идеальное освоение бытия взрослого. Данная теория подразумевает следующие особенности психического развития ребенка:

  • развитие незапрограммировано изначально, а определяется одним только своим ходом, то есть развитие неперформированное;
  • источник развития находится вне оргазнизма;
  • ребенок является не только объектом, на который можно воздействовать извне, но и субъектом жизни, так что сам может направлять вектор своего развития;
  • наличие сензитивных периодов, то есть периодов, когда человек максимально восприимчив в воздействию извне, соответственно, перенимает много информации и развивается.

Концепция Выготского включает в себя чередование стабильного и кризисного развития ребенка и подростка:

  • кризис новорожденности (до 2 месяцев);
  • младенческий возраст (до 1 года);
  • кризис 1 года;
  • раннее детство (1—3 года);
  • кризис 3 лет;
  • дошкольный возраст (3—7 лет);
  • кризис 7 лет;
  • школьный возраст (7—13 лет);
  • кризис 13 лет;
  • пубертатный возраст (13—17 лет);
  • кризис 17 лет.

5. Концепция Даниила Борисовича Эльконина является интеграцией теорий Леонтьева и Выготского: освоение идеального мира взрослых происходит посредством активной деятельности самого ребенка. Эльконин делил всю деятельность ребенка на системы «ребенок — взрослый» и «ребенок — общественный предмет», а сам период до перехода во взрослую жизнь на следующие этапы:

  • Раннее детство.
    Младенчество: непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым.
    Раннее детство: предметно-орудийная деятельность, ребенок под руководством взрослых осваивает способы употребления орудий и речи.
  • Детство.
    Дошкольное детство: сюжетно-ролевая игра.
    Младшее школьное детство: учебная деятельность.
  • Подростничество.
    Младшее подростничество: интимно-личностное общение со сверстниками.
    Старшее подростничество: учебно-профессиональная деятельность.

6. Также существует теория психосоциального развития Эрика Эриксона. Он придерживался идей эпигенетического принципа, что означает генетическую предопределенность возрастных периодов, которые обязательно проходит каждый человек.

8 фаз развития личности по Эриксону и примерный соответствующий возраст:

  • младенчество (от рождения до 1 года);
  • раннее детство (1—3 лет);
  • игровой возраст, дошкольный (от 4—6 до 7 лет);
  • школьный возраст (от 7—8 до 12 лет);
  • юность (13—19 лет);
  • молодость, начало зрелости (от 19 до 35-39 лет); 
  • взрослость, зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками;
  • старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась.

Эриксон также выделил и описал 8 психологических кризисов, с которыми сталкивается человек, и эти труды немецкого и американского психолога внесли большой вклад в психологию развития личности.

Доисторический период

Доисторический период относится ко времени, когда жили племена людей, и не было ни письменности, ни речи, а только звукоподражательные междометия. Люди этого времени больше напоминали животных. Первобытнообщинная система взаимодействия между такими существами была главной формой разделения труда.

Доисторический получил своё имя именно в это время. Поскольку данное название периода может быть отнесено к любому из периодов, в которых люди не умели писать и читать (не было алфавита и письменности в целом). Но учёные, систематизирующие данные, решили привести всё к общему знаменателю и сделать так, чтобы «имя» у каждого периода было одно

Это важно, так как упрощает процесс изучения периодизации истории. Особенно это хорошо видно, если изучается данная тема в школах и других учебных заведениях

2.3 Метод корреляционных плеяд.

Метод
корреляционных плеяд самый первый
из эвристических методов классификации 
данных и он наименее формализован.
Выглядит этот метод очень трудоемким
особенно это становится явным при достаточно
большом числе объектов.
Преимущество 
этого метода в том что он учитывает 
все связи он не отбрасывает как 
два предыдущих метода «не нужную
информацию». Исторически метод корреляционных
плеяд применяется и используется до сих
пор к матрицам корреляции. Но в принципе
технику этого метода можно применить
и получить корректные данные на матрицах
расстояний.
Осуществляется 
следующим образом:
В
матрице  коэффициентов корреляции
выбирается максимальный  по абсолютной
величине коэффициент корреляции( не считая
диагональных). Пусть им оказался . Чертим два кружка, соответствующие
признакам и , и соединяем их линией, над которой
пишем значение . Затем находим наибольший по абсолютной
величине коэффициент  в-том столбце матрицы корреляции( он
будет соответствовать признаку, наиболее
тесно после связанному с ). Выбираем больший из этих двух коэффициентов.
Пусть им оказался . Чертим кружок , соединяем его с кружком , над связью пишем . Далее находим признаки, наиболее
тесно связанные с двумя последними рассмотренными(
в данном случае и ), и повторяя процедуру выбора, выбираем
из двух соответствующих коэффициентов
корреляции наибольший по абсолютной
величине. Продолжая построение, на каждом
шаге находим признак, наиболее тесно
связанный с одним из двух признаков, отобранных
на предыдущем этапе. Построение чертежа
завершим, когда в нем окажется m кружков(m
— число признаков). Выбираем пороговую
величину h и исключаем из схемы связи,
соответствующие меньшим чем h коэффициентам
парной корреляции. Величину h  выбираем
до тех пор, пока не получим нормальных
групп(плеяд) признаков(h является порогом,
при переходе через который происходит
рассеивание групп на отдельные, не связанные
признаки).
Может
быть предложен более формальный
подход к реализации метода корреляционных
плеяд, заключающийся в следующем.
В завершенном чертеже m кружков соединяют
от (m-1) до (m(m-1):2) связей. Очевидно, что исключение
не каждой связи приводит к появлению
новой неодноэлементной группы(плеяды)
признаков, поэтому оставим на чертеже
только существенные связи, т.е. те, исключая
которые мы обязательно увеличиваем число
плеяд. Их будет m-1. В результате получим
тот же дендрит. Для выделения корреляционных
групп теперь можно применить те же критерии,
что и в методе дендритов.

3.
Периодизация здоровья
в Российской Федерации
за 1991- 2005 гг.

Критические моменты

Периодизация жизненного пути индивида связана с метаморфозами, происходящими в организме: меняется гормональный фон, что влияет на настроение, поведение.

8 основных кризисных фаз:

  • подростковая;
  • переход к взрослости;
  • 30-летие;
  • подход к четвертому десятку;
  • 40-летие;
  • середина пути (45 лет);
  • 50-летие;
  • 55-летие;
  • 56-летие.

Преодоление кризисов

Проживая каждый из этих периодов, личность перешагивает через определенную ступень развития, обретает новые навыки, знания, опыт. Подросток стремится к независимости от родителей, ищет свой путь. В 30 лет человек переоценивает свои идеалы, меняет взгляды на мир. К 40 годам желает укрепиться в социальных ролях, добиться успехов в карьере, мыслит более рационально. На середине пути снова начинает задумываться о правильности своего образа жизни, хочет совершить нечто, что оставит после него след

В 50 появляются проблемы на физиологическом уровне, на передний план выходит здоровье, а в 55 приходит осознание своего опыта, мудрости, важности. К 56 переживания о духовной сфере перетекают в стремление развиваться внутренне

Если заранее подготовить себя к приближению кризисного периода, он пройдет легче. Главное, не бояться просить помощи, если она вам необходима

Психическое здоровье не менее важно, чем физическое. Если вы запутались, не можете понять причин своего депрессивного состояния, запишитесь на мою консультацию

Подключая метафизическое пространство, мы вместе найдем ответы на сложные вопросы.

Термины и определения

Периодизация

Национальная ассоциация силовой и общефизической подготовки (NSCA) дает такое определение: «Периодизация – это последовательные (фазные) изменения спортивных нагрузок или задач в течение микроцикла, мезоцикла и годового тренировочного плана.

Методы зависят от цели каждого конкретного тренировочного периода. Правильно разработанная схема периодизации позволяет развивать требуемые физические качества и достигать назначенных результатов к определенным моментам времени».

Проще говоря, отсюда мы берем 3 основные пункта:

  1. Последовательность / фазность (весь тренировочный период делится на фазы),
  2. Вариативность (фазы отличаются друг от друга),
  3. Цель (максимальный результат к определенному моменту времени – соревнованию).

Линейная периодизация (ЛП)

Другое название – «Традиционная периодизация», разработана Матвеевым сотоварищи в СССР в 50-60-х годах прошлого века. Принцип: тренировочный объем постепенно уменьшается, а интенсивность повышается.

Важно отметить, что в их модели «тренировочный цикл» являлся годовым (для выступления на чемпионате мира, например) или даже 4-летним (при подготовке к Олимпийским играм). Сейчас же линейной называют схему любой продолжительности с уменьшением объема и повышением интенсивности, хоть на несколько недель

Сейчас же линейной называют схему любой продолжительности с уменьшением объема и повышением интенсивности, хоть на несколько недель.

Пример линейной периодизации.

Волновая (Undulating) периодизация (ВП)

Под этим названием понимается вариант, в котором объем и интенсивность варьируются многократно в течение тренировочного цикла. Есть два подварианта: недельная волновая периодизация (НВП) и дневная волновая периодизация (ДВП).

В первом случае объем и интенсивность меняются от недели к неделе.

Например, в линейной модели рабочий вес меняется так: 70% от 1ПМ на первой неделе, 75% 1ПМ на второй, 80% 1ПМ на третьей, 85% 1ПМ на четвертой.

В НВП может быть 70% от 1ПМ на первой неделе, 80% 1ПМ на второй, 75% 1ПМ на третьей, 85% 1ПМ на четвертой (то есть интенсивность растет не линейно, а волнами – выше и ниже).

Пример недельной волновой периодизации.

В подварианте ДВП объем и интенсивность варьируются на отдельных занятиях в течение одной тренировочной недели, например, если без периодизации у вас присед дважды в неделю с 75% от 1ПМ, то вы выполняете его оба раза с 75%; в ДВП вы можете на одной тренировке поработать с 70%, а на другой с 80%.

Пример дневной волновой периодизации.

Блоковая периодизация (БП)

Если линейная использовалась для подготовки к главному ежегодному соревнования, то вариант из блоков первоначально был создан для нескольких выступлений в год.

«Межсезонные» блоки были примерно такие же, как в ЛП, но к ним добавлялись «соревновательные» лишь с поддерживающей нагрузкой в период выступлений.
Сегодня же смысл поменялся, под БП понимают схему из блоков разной направленности: силовая выносливость, гипертрофия, максимальная сила, мощность/скорость (и еще соревновательный блок, если надо отработать командную игру).

Интегрированная модель периодизации: смесь недельной периодизации, организованной в блоки, а сами блоки – в рамках линейной периодизации.

Разные взгляды

В психологии нет единого мнения о том, какие бывают возрастные категории людей. Каждый специалист выделял свои этапы и обосновывал решение иными взглядами на проблему.

Эльконин

Больше всего распространены представления о возрастных периодах жизни человека, которые были выведены Элькониным. Он разделил весь этап существования человека на раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст.

Свою классификацию он разработал только для детей, т.е. до достижения 18 лет. Именно она стала основной для использования в образовательной сфере. Эльконин считал, что дальнейшее разделение невозможно. Вся проблема в том, что взрослые люди имеют большое многообразие путей.

Важно! В зависимости от обстановки в стране менялись представления поколений о жизни. После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды

Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки

После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды. Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки.

Пифагор

В древние времена ученые тоже имели много представлений об окружающем мире. Возникновение теории Пифагора связано со сменой времен года. Так, он считал, что весна – это момент появления жизни, начало существования, поэтому это время года ассоциируется с рождением.

Период лета соотносился с взрослением. В это время человек расцветал и демонстрировал свои лучшие качества. Такое время еще можно называть этапом буйного роста.

Осень – это пора зрелости, когда человек умудрен опытом и знает, чего хочет от жизни. Индивид становится мудрым, уравновешенным и готовым принимать различные точки зрения.

Зима – это угасание жизни, которое приходит со старостью. Человек не боится смерти, так как он хорошо понимает, что срок его существования подошел к концу.

Выготский

Особенность подхода ученого заключалась в том, что ему удалось связать периоды стабильности и кризиса. В момент рождения малыш попадает в кризис, потом спокойно развивается до года и снова попадает в кризис.

В годовалом возрасте ребенок сталкивается с критической точкой развития

Следующий кризис приходится на три года, после чего покой длится до семи лет. Человеческая психика формируется под воздействием новой среды. Поэтому не стоит бояться появления критических моментов, так как они нужны для улучшения работы организма.

Ребенок учится познавать собственные чувства. Поэтому в подростковый кризис он изучает себя, свою привлекательность и испытывает первую влюбленность. Ему интересны не только принятые нормы, но и нечто запретное.

Выготский также подчеркивал, что кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Некоторые его последователи уверены в том, что индивид их переживает каждое десятилетие.

Фрейд

Психоаналитик тоже внес свою лепту в развитие представлений о возрастной периодизации. Его периоды стали называться по тому, каким умением овладевал ребенок на определенном этапе развития.

Первый – это оральный. Малыш может сосать грудь или бутылочку, насыщение приносит ему удовольствие. Анальный – длится с года до трех лет, в это время ребенок учится контролировать позывы в туалет.

В дошкольный период малыш переживает фаллическую стадию, т.е. осознает свой пол

Латентный этап длится с 6 до 12 лет. В это время дети интересуются социальной сферой. Генитальный – начинается с 12 лет и длится до 18 лет. В этот период подросток осознает сексуальность.

В философии, психологии, социологии, биологии есть свои взгляды на возрастную периодизацию. Единого мнения среди специалистов пока нет.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий