Психологическая подготовка спортсмена

Как проводится психологическая тренировка спортсмена

Основными элементами психологического тренинга являются также упражнения, которые позволяют влиять на состояние тела спортсмена. Это необходимо для овладения психорегуляторными техниками. Они также могкт быть чрезвычайно полезны при занятиях спортом. 

Способы

В последние годы в процессе современных спортивных тренировок все больше внимания уделяется психике игроков и работе психологов в команде. Работа с психикой человека может быть чрезвычайно полезна для достижения больших и лучших результатов.  В том числе для спортивных соревнований. Олимпийские тесты, проведенные в 1988 году Orlicek and Partington (1988), показали, что лучшие игроки связывают свои успехи со следующими элементами психологической тренировки: 

ежедневные психологические тренировки,
точное определение и постановка тренировочных целей,
умение фокусировать внимание на упражнениях,
способность контролировать эмоции благодаря релаксационным тренировкам или другим подобным техникам,
имитационная тренировка, то есть введение элементов, имитирующих реальные соревнования. 

Результаты показывают, насколько важна психологическая подготовка в современном спорте, когда различия в физической и технической подготовленности отдельных спортсменов стали невелики. 

Это подтверждается данными исследований (Moran 1995) по использованию умственных тренировок в спорте. Они проводились среди тренеров, работающих с теннисистами. 90% тренеров считают психологическую подготовку в теннисе очень важным фактором, определяющим высокие спортивные достижения. 

Психологические тренировки, также как техническая и физическая подготовка, имеют долгосрочный результат. Однако это сложный процесс, который требует от спортсмена полной отдачи и концентрации. Хотя спортсмен использует свое тело в качестве инструмента для достижения определенных спортивных целей, его ум, мышление, мотивация и потребности являются его движущей силой.

Методы

Психологические тренировки должны быть тесно связаны с обычными спортивными тренировками и следовать схожим принципам.

В психологических тренировках используются такие «средства» и «инструменты», как определенные мысли, внутренний диалог, память, воображение и восприятие как на уровне сознательных действий, так и с использованием подсознания. 

В случае спорта такие тренировки должны привести не только к развитию умственных способностей, но также к улучшению движения и координации. То есть прежде всего, к усилению контроля над собственной физической активностью и действиями. Как следствие, это может отразиться на улучшении спортивных результатов.

Работа спортивных психологов должна во время таких тренировок должна быть в первую очередь направлена на:

Борьбу со стрессом.
Быстрое достижение состояния расслабления и наоборот, быстрой мобилизации и готовности к действиям.
Развитие уверенности в себе, с помощью внутренних диалогов и позитивных мыслей.
Повышение концентрации и способности фокусировать внимание.
Развитие способности к визуализации, например техника простого «наблюдения» за собой в состоянии повышенного контроля.
Ориентация на цель, повышение решимости и приверженности.

Психологическая устойчивость

Психологическую устойчивость к поединку формирует ряд параметров, которые получаются взаимно зависимыми.

Наличие «оружия», техники способной поражать противника, и вера в неё (в технику), хорошие физические параметры силы и быстроты (сильный человек — уверенный человек). Умение грамотно, тактически правильно применять своё «оружие».

Параллельно привитие навыков преодоления опасности (различной), решительности. Тут можно опираться абсолютно на всё. Различные прыжки сальто рандаты, прыжки с большой высоты, прыжки в длину (ласточкой), через постоянно увеличивающееся количество партнёров, прыжки через опасные предметы. То есть надо создать опасную ситуацию с условием, что твои навыки позволяют, это преодолеть.

В парах «нанесение» пощёчин друг другу, спокойно на это смотреть и чтоб внутри и не мускул не дёрнулся. Принимать удары на корпус и ноги, нанося поочерёдно. Видеть удар, то есть идти на противника спокойно без эмоций видеть и принимать удар на себя (партнёр контролирует степень нанесения). Тренировка связок и комбинаций в атаке до максимальной скорости. Тренировка защитных действий на обусловленную атаку противника на максимальной скорости.

Это технические вопросы. И ещё освоение аутотренинга, идеомоторной тренировки, умения входить в ОБС, формулы прихода в это состояние, создание «ключей» для контроля ПС и своего физического расслабления. Создание управляемой агрессии.

8.1. Основы психологической подготовки

Экстремальное
воздействие соревновательных условий
вызы­вает у спортсменов состояние
нервно-психического напряжения, которое
они не испытывают или испытывают в
существенно мень­шей степени во время
тренировочных занятий. Следовательно,
чтобы реализовать в соревновании все
свои возможности, спор­тсмен должен:

  1. действовать
    в разнообразных условиях, не поддаваясь
    вну­шающему влиянию других людей;

  2. выполнять
    необходимые движения и действия с
    высокой степенью точности, чтобы свести
    к минимуму число ошибок;

  3. быстро
    и правильно оценивать соревновательную
    обстанов­ку, принимать решения и, не
    колеблясь, осуществлять их;

  4. самостоятельно
    регулировать состояние нервно-психического
    напряжения.

Достичь
этого можно лишь в результате
соответствующей пси­хологической
подготовки. Целью психологической
подготовки спортсменов к соревнованию
является формирование у них та­кого
психического состояния, при котором
они могут: а) в полной мере использовать
свою функциональную и специальную
подго­товленность для реализации в
соревновании максимально воз­можного
результата; б) противостоять многим
предсоревнователь-ным и соревновательным
факторам, оказывающим негативное влияние
и вызывающим рассогласование функций,
т. е. проявлять высокую надежность
соревновательной деятельности.

Психологической
подготовкой
спортсмена
можно назвать организованный, управляемый
процесс реализации его потенци­альных
психических возможностей в объективных
результатах, адекватных этим возможностям.

Речь
идет о результатах, адекватных возможностям
спортсмена или команды, поскольку
психологическая подготовка, являясь
составной частью общей системы спортивной
тренировки, зави­сит от других ее
форм: физической, технической, тактической.
При низком уровне развития физических
качеств, независимо от полезности
приемов психической регуляции, команда
или спорт­смен не может добиться
высоких спортивных достижений, ре­зультат
будет адекватным возможностям, т. е.
невысоким.

Особенности психологии победителя

Ключевая задача спортивного психолога — формирование у игрока психологии победителя. Поскольку личностные характеристики индивидуальны, применение одного метода ко всем игрокам невозможно. Сложность работы с командой состоит в подборе подходящего средства психической регуляции, ментального тренинга, направленного на усиление необходимых качеств разных игроков.

Ментальный тренинг включает вербальные методы воздействия, влияющие на психические процессы. Это комплексный метод, помогающий контролировать психофизиологические и поведенческие реакции.

Методика формирования психологии победителя предполагает разделение тренинга на 3 программы:

  1. Основная — подготавливает спортсмена к условиям соревнований в повседневной жизни.
  2. Установочная — используется в процессе основной программы тренировок.
  3. Предсоревновательная — происходит перед самим соревнованием.

Основные методы воздействия, используемые в программе тренинга — визуализация и вербальные установки. Психолог проводит индивидуальные и групповые занятия, на которых спортсменам демонстрируют мотивирующие видео, дают прослушать специальные записи, направленные на развитие общей мотивации.

Цель и задачи спортивного психолога

Под основной целью спортивной психологии понимают изучение деятельности, особенностей личности игроков, разработку методик тренировки, профилактику психологических травм и выгорания, создание установки на победу.

Достижение цели становится возможным при выполнении определенных задач:

  1. Изучения методов влияния на психику спортсмена. Психолог определяет набор личностных качеств для достижения успеха в выбранной дисциплине. Проводит индивидуальную диагностику особенностей характера, определяет наличие необходимых навыков. Оценивает программу тренировок, наличие адекватных бытовых условий. После ряда тестов и исследований эксперт делает заключение, по которому можно судить о пригодности спортсмена.
  2. Создания комфортных условий, повышающих общую эффективность. Совместно с тренером психолог моделирует тренировочную ситуацию, приближенную к условиям настоящего соревнования. Наблюдение за поведением игроков дает возможность оценить реакцию каждого члена команды, выбрать выигрышную позицию для игроков, усилить слабые моменты, предугадать возможные сценарии поражения.
  3. Разработки индивидуальных методик подготовки. Результаты наблюдений и других диагностических методов используются психологом для создания методов предсоревновательной подготовки, помогающей справиться со стрессами и стабилизировать психическое состояние.
  4. Разработки профилактических методов. Профилактическое направление в психологии спорта необходимо для предотвращения риска переутомления, снижения уровня травматизма, предупреждения профессиональной деформации личности.
  5. Изучения особенностей психологического климата коллектива. Для сохранения психологического здоровья игроков, участвующих в командных состязаниях, психологи изучают методы межличностного общения игроков и тренера, выявляют мотивы деятельности, определяют роли и типы поведения человека в команде.

От работы психолога с командой зависит адекватное распределение ролей, разработка успешной стратегии тренировок, раскрытие максимального спортивного потенциала команды.

Роль психологии в спорте

Психологическое сопровождение состоит из диагностики, прогностики и воздействия. Задача спортивного психолога, работающего с профессиональной командой, включает:

  1. Исследование психологических особенностей спортсменов.
  2. Создание банка данных, состоящего из диагностического и терапевтического материала.
  3. Составление прогноза деятельности, потенциальных путей развития.
  4. Формирование психологической установки спортсмена, способствующей преодолению трудностей тренировочного процесса.
  5. Помощь новым игрокам в период адаптации.
  6. Разработка и проведение корректирующих мероприятий.
  7. Повышение уровня психологической культуры спортсменов.
  8. Оказание консультативной, диагностической, терапевтической и других видов психологической помощи.
  9. Разработка средств снятия психологического напряжения.

Психолог, работая с командой, принимает участие в разработке программы тренировок, отборе игроков на отдельные позиции, создании тренировочной стратегии. Использование психодиагностических методик и индивидуальных приемов психотерапии максимально раскрыть потенциал спортсмена с учетом особенностей личности.

Преодоление страха

В подразделениях специального назначения физподготовке сопутствуют упражнения, выполнение которых связано с опасностью и риском.

Целью таких упражнений является умение преодолевать страх.

Работа со страхом считается одним из ключевых моментов психофизической тренировки.

Страх – это естественная, защитная функция организма.

Федор Тарас в книге «Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ» говорит:

Страх – это драгоценность, если человек умеет владеть ею.

Боец, не испытывающий страха — не годен для службы.

Главный навык, которым следует овладеть посредством психофизической тренировки – это не поддаваться страху.

Страх делает человека бессильным.

Существуют методики, позволяющие научиться управлять страхом. Контролировать страх. И главным фактором обучения является постепенность и системный подход.

В боевых искусствах преодолению страха также уделяется большое внимание. Так Сенсей Бенни «The Jet» Уркидес называет, контроль страха — фундаментальной практикой Укидокан – боевого искусства, созданного Бенни Уркидесом

Так Сенсей Бенни «The Jet» Уркидес называет, контроль страха — фундаментальной практикой Укидокан – боевого искусства, созданного Бенни Уркидесом.

Преодолению страха отводится ключевая роль и в русском боевом искусстве ИЗВОР, сознанным Михаилом Грудевым.

Развитие уверенности в себе и освобождение от различных страхов является одним из базовых принципов русского рукопашного боя.

Умение контролировать и управлять страхом тренируется различными способами.

Например, в российском спецназе практикуются такие упражнения направленные на преодоление страха высоты, когда бойцов сначала учат прыгать с небольшой высоты, например, полметра. Затем упражнение много кратно повторяется, но с каждым повтором высота повышается.

Бойцы, выполняя такие упражнения, не перестают бояться. Но страх перестает мешать им выполнять упражнения. Страх служит лишь предупреждением, помогающим принять решение.

Целью упражнений психофизической подготовки является убедить человека, что он сильнее страха.

Возможности человека безграничны, если он победит страх.

А любая победа – это, прежде всего победа над самим собой. Победа над собственными слабостями и сомнениями.

В книге «Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ» Федор Тарас описывает еще одно упражнение психофизической тренировки – когда бойцов сажают над пропастью, на самый край…

Сначала человек цепенеет от ужаса. Ему страшно просто сдвинуться с места или даже пошевелиться.

Сущность человека заключается в том, что он не может слишком долго жить в страхе.

Спустя какое-то время бойцы приходят в себя и начинают адекватно реагировать на происходящее.

Помимо преодоления страха, в подразделениях специального назначения присутствует практика подавления инстинкта самосохранения.

Целенаправленные тренировки, сочетающие в себе усиленную физподготовку и элементы риска, например, переходы по канату над пропастью, прохождение сквозь огонь, длительное пребывание под водой без спецсредств и т.п., позволяют значительно подавить инстинкт самосохранения.

Однако такая практика не должна применяться без предварительной подготовки, так как может повлечь негативные последствия не только для здоровья, но и для психики.

Целью психофизической подготовки является выработка психологической устойчивости.

Психофизическая подготовка позволяет научиться воспринимать любые неожиданности, как нечто обыденное и привычное.

Внезапное изменение ситуации должно восприниматься, как обычное дело, а любая неожиданность должна стать правилом.

Только тогда ничто не сможет вывести вас из равновесия.

Каких результатов ждать от психологической тренировки спортсмена

Эффективность психологической тренировки во многом зависит от частоты ее использования. Для получения заметных результатов она должна проводиться постоянно и иметь не менее значимое место в плане тренировок, чем физические тренировки спортсменов.

Хорошо подготовленный игрок — это тот, кто может использовать свои навыки на самом высоком уровне даже в сложных ситуациях. Поэтому спортивные психологи особенно необходимы в соревновательных видах спорта. Однако в одиночном спорте, где также необходимо соответствовать определенным требованиям, что бывает трудно, работа психолога тоже будет полезной. 

Особенности психологии победителя

Ключевая задача спортивного психолога — формирование у игрока психологии победителя. Поскольку личностные характеристики индивидуальны, применение одного метода ко всем игрокам невозможно. Сложность работы с командой состоит в подборе подходящего средства психической регуляции, ментального тренинга, направленного на усиление необходимых качеств разных игроков.

Ментальный тренинг включает вербальные методы воздействия, влияющие на психические процессы. Это комплексный метод, помогающий контролировать психофизиологические и поведенческие реакции.

Методика формирования психологии победителя предполагает разделение тренинга на 3 программы:

  1. Основная — подготавливает спортсмена к условиям соревнований в повседневной жизни.
  2. Установочная — используется в процессе основной программы тренировок.
  3. Предсоревновательная — происходит перед самим соревнованием.

Основные методы воздействия, используемые в программе тренинга — визуализация и вербальные установки. Психолог проводит индивидуальные и групповые занятия, на которых спортсменам демонстрируют мотивирующие видео, дают прослушать специальные записи, направленные на развитие общей мотивации.

Технологии психологического консультирования

В практике психологии спорта выделяют две базовые модели психологической помощи: «мобилизация» и «замещение».

Технология «замещения» предполагает выслушивание спортсмена с целью адекватной ориентации в ситуации, формулировку «диагноза», констатацию свершившихся фактов с целью выявления того, что должно быть исправлено и разработку рекомендаций, позволяющих оптимизировать психическое состояние личности. Инструкция формулируется однозначно, спортсмен сталкивается с необходимостью ее безоговорочного принятия. В результате реализации данной технологии, следования спортсмена разработанной инструкции достижение позитивных результатов сопровождается попаданием личности в зависимость от психолога.

Технология «мобилизации», напротив, ориентирована на повышение активности самого спортсмена как в процессах принятия решения, так и его последующей реализации. В задачи психолога входит организация доверительного коммуникативного взаимодействия, направленного на детальный анализ ситуации, поисков вариантов возможных действий, внутренней опоры для самостоятельного преодоления трудностей.

Замечание 1

Таким образом, психологическая подготовка представляет собой необходимое условие подготовки спортсмена к состязаниям, тренировочной деятельности, во многом обуславливающее характер протекания спортивного состязания, достигнутые спортивные результаты.

Камень преткновения

Физические качества развить получается, а вот подготовить психику спортсмена к бою не всегда! Только личный опыт и практика помогут выйти на понятный уровень и найти способы воздействия на спортсмена.

Попробую объяснять. На слово «лимон» выделяется слюна. Но она выделяется только когда этот лимон побывал во рту. Нам надо искусственно вызвать особое состояние мышц (лёгкость, мгновенное включение, умение подёргивать к примеру изолированно разными группами, тепло, полную расслабленность), для этого мы должны иметь сильные, координированные мышцы, не забитые, чувствовать их тонус.

Кто и как будет вызывать в себе эти ощущения? По разному. Кто-то будет имитировать бой с тенью, кто то мелкие шажки, кто то «дёргать» группы мышц, а кто то представит в себе картинку, скажет заранее наработанные формулы (лимон) и всё начнёт происходить.

Для этого тренер, спортсмен, запоминают ощущения в мышцах, эмоциях, когда были наиболее удачные результаты, когда просто «пёрло»! С мышцами немного разобрались, теперь надо запускать нервную систему, дыхательную мускулатуру. Это тоже происходит посредством определённых, записанных внутри образов и команд, кодовых слов для себя, надо разбудить… взорвать …пустить управляемую реакцию на адреналин. Почувствовать, что ты можешь даже «выпрыгнуть из трусов», почувствовать на загривке, как у зверя мурашки, волосы встали «дыбом».

В общем опять разные ощущения, которые опять надо запомнить и вспомнить , хоть несколько раз, когда ты был «крутым» и научиться эти симптомы вызывать у себя

И теперь надо успеть включить третью составляющую… внимание, здесь опять всё по разному. Кто то видит всё, а у меня постоянная формула была…»как в тумане» ничего конкретного, всё плывёт и только по сигналу… видел любой миллиметр в движениях противника, даже шевеление волос

— Полезная реклама —

Поэтому без аутотренинга не обойтись. Если надо сказать «ушёл в палец», значит надо уйти. Приказать остановиться сердцу, значит пульс должен значительно сократиться, если сказать «стучать» значит должен пульс увеличиться. Тем самым вы научитесь управлять саматическими реакциями и вызывать в себе необходимые состояния боя.

Это проверено множество раз. Можно с любым учеником просто махаться и он на вас может спокойно нападать, а можно практически мгновенно «вызвать в себе состояние боя» и ваш оппонент останавливается практически мгновенно и не знает что делать. Спрашиваю, что произошло, почему встал? Ответ всегда один! Я почувствовал страх!

Только один важный момент! Если получилось вызывать в себе это состояние, а боя не произошло, то очень важно, нужно «сжечь» выделившийся адреналин. Обязательно дыхательные упражнения и желательна сразу же некая хорошая физическая нагрузка

Иначе такие штучки очень быстро «вылезут боком»!

Классификация средств и методов психической подготовки спортсменов

По цели применения
средства и методы психической подготовки
делятся на:

  1. мобилизирующие;

  2. корригирующие
    (поправляющие);

  3. релаксирующие
    (расслабляющие).

По содержанию
средства и методы психической подготовки
делятся на следующие группы:

  1. психолого-педагогические
    (убеждающие, направляющие, двигательные,
    поведенческо-организующие,
    социально-организующие, комбинированные);

  2. преимущественно
    психологические (суггестивные, т.е.
    внушающие; ментальные — сочетающие
    воздействие словом и образом;
    социально-игровые, комбинированные).

  3. преимущественно
    психофизиологические (аппаратурные,
    психофармокологические, дыхательные,
    комбинированные).

По сфере воздействия
средства и методы психической подготовки
делятся на:

  1. средства,
    направленные на коррекцию
    перцептивно-психомоторной сферы (т.е.
    на качества, связанные с восприятием
    ситуации и моторными действиями);

  2. средства воздействия
    на интеллектуальную сферу;

  3. средства воздействия
    на волевую сферу;

  4. средства воздействия
    на эмоциональную сферу;

  5. средства воздействия
    на нравственную сферу.

По адресату средства
и методы психической подготовки делятся
на:

  1. средства,
    направленные на психическую подготовку
    тренера;

  2. средства управления
    непосредственно спортсменом или
    командой.

По времени применения
эти средства и методы делятся:

  1. предупреждающие;

  2. предсоревновательные;

  3. соревновательные;

  4. постсоревновательные.

По
характеру применения их подразделяют
на: саморегуляцию (аутовоздействия) и
гетерорегуляцию (воздействия на других
участников педагогического процесса
— тренера, психолога, врача, массажиста
и т.д.).

На выбор конкретных
средств и методов существенное влияние
оказывают фактор времени, место
соревнований, социально-психологический
климат в команде, индивидуальные
особенности спортсмена.

Мобилизирующие
средства и методы направлены на повышение
психического тонуса, формирование
установки на активную интеллектуальную
и моторную деятельность спортсмена.
Сюда относятся такие словесные средства
как самоприказы, убеждения; такие
психорегулирующие упражнения как
«психорегулирующая тренировка» (вариант
«мобилизация»), упражнения на концентрацию;
такие физиологические воздействия как
возбуждающий вариант акупунктуры,
возбуждающий массаж.

Корригирующие
средства обычно относятся к категории
словесных и носят форму гетеровоздействия.
Ими могут быть различные варианты
сублимации (мысли спортсмена о возможном
исходе соревнования вытесняются в
направлении оценки собственных
технико-тактических действий), способы
изменения целеполагания, прием
«рационализация» (когда спортсмену
объясняют механизм начавшегося стресса,
что делает его менее опасным), «гимнастика
чувств» по системе К.С. Станиславского
(когда спортсмену преднамеренно
предлагают изобразить гнев, ярость,
радость, сомнение и т.д.).

Релаксирующие
средства направлены на снижение уровня
возбуждения и облегчают процесс
психического и физического восстановления.
В качестве примеров можно назвать
варианты психорегулирующей тренировки
«успокоение», «прогрессивную релаксацию»
(последовательное напряжение и
расслабление мышц), «паузы психорегуляции»,
успокаивающий массаж.

Психолого-педагогические
средства относятся к компетенции не
только психолога, но и тренера, основываются
на вербальном (словесном) воздействии
и направлены преимущественно на моральную
и нравственную стороны спортсмена.
Умелое использование слова — важнейшее
средство психической подготовки.

Психофизиологическими
условно называются средства физиологические
по технологии, но несущие в себе
психическое воздействие, в основном
косвенное. Такими средствами являются
акупунктура, массаж, разминка, особенно
если она психологически грамотно
построена и преследует цель формирования
у спортсмена необходимого настроения.

Значительный
раздел средств психической подготовки
составляют приемы произвольной
саморегуляции. По способу применения
такими приемами могут быть убеждение,
самовнушение (самоприказ), двигательные
и дыхательные упражнения, использование
механизмов представления и воображения
(например, с помощью средств идеомоторной
тренировки).

Психическая
подготовка осуществляется на всем
протяжении многолетней подготовки на
тренировочных занятиях, учебно-тренировочных
сборах и соревнованиях.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Особенности

Предмет изучения спортивной психологии — личностные особенности человека, пребывающего в условиях специфической деятельности. Спорт рассматривается как отдельный вид деятельности, приближенный к условиям экстремального выживания.

Спортивная деятельность требует задействования потенциала, находящегося на пределе возможностей.

Экстремальной спортивную деятельность делают специфические факторы, относящиеся ко всем видам спорта:

  • усиленные физические, психические нагрузки;
  • жесткие условия отбора;
  • высокая конкуренция;
  • соревновательный элемент внутри команды;
  • особая социальная ситуация;
  • напряженная предсоревновательная подготовка;
  • психологические, социальные последствия поражений.

Современный спорт — отражение модели общества. Взаимосвязь механизмов, регулирующих жизнь социальных групп, отражается в поведении спортсменов. Знание механизмов и применение основанных на них методик позволяет значительно повысить результаты, усовершенствовать систему подготовки, минимизировать риски при отборе кандидатов в команду.

Психика в стрессовой ситуации: можно ли к ней подготовиться?

Стресс для человека, живущего в ритме большого города, стал привычным явлением. Но психика не способна развиваться так же быстро, как современные технологии, поэтому она не успевает за свалившимися на нее нагрузками.

Сложные рабочие задачи, нестабильная экономика, постоянные конфликты морально утомляют, истощают организм. И хотя в некоторых ситуациях стресс может быть полезен, стимулируя мозговую деятельность, в повседневной жизни он вредит.

Психологи убеждают, что справиться со стрессом не так сложно, как кажется. Но для этого нужно подчинить жизнь определенному распорядку: соблюдать режим дня, добавить в меню витаминные комплексы, подобрать подходящую физическую нагрузку.

Самым сильным стрессовым фактором по результатам опросов признали необходимость пользоваться общественным транспортом. Замкнутое пространство, в котором одновременно находятся несколько десятков людей, духота и давка портят настроение даже очень спокойным людям. Чтобы избежать морального давления, желательно занимать место у окна или двери, не рассматривать людей, а постараться уйти в себя. Дышать глубоко и ровно, руки держать ближе к телу. Ни в коем случае нельзя поддаваться на провокации людей, любящих заводить конфликты с попутчиками. На их попытки лучше вообще не реагировать, представив себя в другом месте.

Поддавшись влиянию стресса, человек может потерять чувство реальности. Психическое давление действует медленно, но его влияние обязательно проявится сразу несколькими симптомами:

  • головными болями и головокружением;
  • тошнотой, ухудшением аппетита;
  • беспричинной потливостью;
  • бессонницей;
  • ночным зубовным скрежетом;
  • бесконтрольным обкусыванием ногтей, кожи на пальцах;
  • повышенной эмоциональностью;
  • ухудшением памяти;
  • страхом, постоянным мышечным напряжением;
  • беспричинной паникой.

Характеристика психической подготовки спортсмена

Психическая
подготовка — это система психолого-педагогических
воздействий, применяемых с целью
формирования и совершенствования у
спортсменов свойств личности и психических
качеств, необходимых для успешного
выполнения тренировочной деятельности,
подготовки к соревнованиям и надежного
выступления в них.

Психическая
подготовка помогает создавать такое
психическое состояние, которое
способствует, с одной стороны, наибольшему
использованию физической и технической
подготовленности, а с другой — позволяет
противостоять предсоревновательным и
соревновательным сбивающим факторам
(неуверенность в своих силах, страх
перед возможным поражением, скованность,
перевозбуждение и т.д.).

Принято
выделять общую психическую подготовку
и психическую подготовку к конкретному
соревнованию.

Общая подготовка
решается двумя путями:

  1. Обучение
    спортсмена универсальным приемам,
    обеспечивающим психическую готовность
    к деятельности в экстремальных условиях:
    способам саморегуляции эмоциональных
    состояний, уровня активации, концентрации
    и распределения внимания; способам
    самоорганизации и мобилизации на
    максимальные волевые и физические
    усилия;

  2. Обучение
    приемам моделирования в тренировочной
    деятельности условий соревновательной
    борьбы посредством словесно-образных
    и натурных моделей. Подготовка к
    конкретному соревнованию предполагает
    формирование установки на достижение
    запланированного результата на фоне
    определенного эмоционального возбуждения
    в зависимости от мотивации, величины
    потребности спортсмена в достижении
    цели и субъективной оценки вероятности
    ее достижения. Изменяя эмоциональное
    возбуждение, регулируя величину
    потребности, общественную и личную
    значимость цели, а также субъективную
    вероятность успеха, можно формировать
    необходимое состояние психической
    готовности спортсмена к предстоящему
    соревнованию.

Содержание
психической подготовки, ее построение,
средства и методы определяются спецификой
вида спорта.

В повседневном
тренировочном процессе психическая
подготовка как бы включена в другие
виды подготовки (физическую, техническую,
тактическую), хотя имеет свои цели и
задачи.

Если
цель психической подготовки — реализация
потенциальных возможностей данного
спортсмена, обеспечивающих эффективную
деятельность, то многообразие частных
задач (формирование мотивационных
установок, воспитание волевых качеств,
совершенствование двигательных навыков,
развитие интеллекта, достижение
психической устойчивости к тренировочным
и соревновательным нагрузкам), приводит
к тому, что любое тренировочное средство,
в той или иной мере способствует решению
задач психической подготовки.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий