Как дети развиваются физически

Есть ли более современные центильные таблицы?

Да, они были составлены в 2005 г. экспертами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР) , проведенного в 1997-2003 гг.

Центильные таблицы всегда являются результатом исследования большого количества здоровых детей: данные веса, роста, окружности головы и др. тысяч малышей анализируются, статистически обрабатываются и заносятся в таблицы. Это могут быть дети, проживающие в одной стране или на одной территории, или же в разных регионах мира. Именно таким было последнее исследование ВОЗ.

Его отличием от предыдущих стало то, что в нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, — например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР — это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Мы предлагаем вам следующие таблицы ВОЗ:

Вес (масса) тела мальчиков от 0 до 5 лет, кг
Year: Month Month -3 SD -2 SD -1 SD Media 1 SD 2 SD 3 SD
0: 0 2.1 2.5 2.9 3.3 3.9 4.4 5.0
0: 1 1 2.9 3.4 3.9 4.5 5.1 5.8 6.6
0: 2 2 3.8 4.3 4.9 5.6 6.3 7.1 8.0
0: 3 3 4.4 5.0 5.7 6.4 7.2 8.0 9.0
0: 4 4 4.9 5.6 6.2 7.0 7.8 8.7 9.7
0: 5 5 5.3 6.0 6.7 7.5 8.4 9.3 10.4
0: 6 6 5.7 6.4 7.1 7.9 8.8 9.8 10.9
0: 7 7 5.9 6.7 7.4 8.3 9.2 10.3 11.4
0: 8 8 6.2 6.9 7.7 8.6 9.6 10.7 11.9
0: 9 9 6.4 7.1 8.0 8.9 9.9 11.0 12.3
0: 10 10 6.6 7.4 8.2 9.2 10.2 11.4 12.7
0: 11 11 6.8 7.6 8.4 9.4 10.5 11.7 13.0
1: 0 12 6.9 7.7 8.6 9.6 10.8 12.0 13.3
1: 1 13 7.1 7.9 8.8 9.9 11.0 12.3 13.7
1: 2 14 7.2 8.1 9.0 10.1 11.3 12.6 14.0
1: 3 15 7.4 8.3 9.2 10.3 11.5 12.8 14.3
1: 4 16 7.5 8.4 9.4 10.5 11.7 13.1 14.6
1: 5 17 7.7 8.6 9.6 10.7 12.0 13.4 14.9
1: 6 18 7.8 8.8 9.8 10.9 12.2 13.7 15.3
1: 7 19 8.0 8.9 10.0 11.1 12.5 13.9 15.6
1: 8 20 8.1 9.1 10.1 11.3 12.7 14.2 15.9
1: 9 21 8.2 9.2 10.3 11.5 12.9 14.5 16.2
1: 10 22 8.4 9.4 10.5 11.8 13.2 14.7 16.5
1: 11 23 8.5 9.5 10.7 12.0 13.4 15.0 16.8
2: 0 24 8.6 9.7 10.8 12.2 13.6 15.3 17.1
2: 1 25 8.8 9.8 11.0 12.4 13.9 15.5 17.5
2: 2 26 8.9 10.0 11.2 12.5 14.1 15.8 17.8
2: 3 27 9.0 10.1 11.3 12.7 14.3 16.1 18.1
2: 4 28 9.1 10.2 11.5 12.9 14.5 16.3 18.4
2: 5 29 9.2 10.4 11.7 13.1 14.8 16.6 18.7
2: 6 30 9.4 10.5 11.8 13.3 15.0 16.9 19.0
  
Вес (масса) тела мальчиков от 0 до 5 лет, кг
Year: Month Month -3 SD -2 SD -1 SD Media 1 SD 2 SD 3 SD
2: 7 31 9.5 10.7 12.0 13.5 15.2 17.1 19.3
2: 8 32 9.6 10.8 12.1 13.7 15.4 17.4 19.6
2: 9 33 9.7 10.9 12.3 13.8 15.6 17.6 19.9
2: 10 34 9.8 11.0 12.4 14.0 15.8 17.8 20.2
2: 11 35 9.9 11.2 12.6 14.2 16.0 18.1 20.4
3: 0 36 10.0 11.3 12.7 14.3 16.2 18.3 20.7
3: 1 37 10.1 11.4 12.9 14.5 16.4 18.6 21.0
3: 2 38 10.2 11.5 13.0 14.7 16.6 18.8 21.3
3: 3 39 10.3 11.6 13.1 14.8 16.8 19.0 21.6
3: 4 40 10.4 11.8 13.3 15.0 17.0 19.3 21.9
3: 5 41 10.5 11.9 13.4 15.2 17.2 19.5 22.1
3: 6 42 10.6 12.0 13.6 15.3 17.4 19.7 22.4
3: 7 43 10.7 12.1 13.7 15.5 17.6 20.0 22.7
3: 8 44 10.8 12.2 13.8 15.7 17.8 20.2 23.0
3: 9 45 10.9 12.4 14.0 15.8 18.0 20.5 23.3
3: 10 46 11.0 12.5 14.1 16.0 18.2 20.7 23.6
3: 11 47 11.1 12.6 14.3 16.2 18.4 20.9 23.9
4: 0 48 11.2 12.7 14.4 16.3 18.6 21.2 24.2
4: 1 49 11.3 12.8 14.5 16.5 18.8 21.4 24.5
4: 2 50 11.4 12.9 14.7 16.7 19.0 21.7 24.8
4: 3 51 11.5 13.1 14.8 16.8 19.2 21.9 25.1
4: 4 52 11.6 13.2 15.0 17.0 19.4 22.2 25.4
4: 5 53 11.7 13.3 15.1 17.2 19.6 22.4 25.7
4: 6 54 11.8 13.4 15.2 17.3 19.8 22.7 26.0
4: 7 55 11.9 13.5 15.4 17.5 20.0 22.9 26.3
4: 8 56 12.0 13.6 15.5 17.7 20.2 23.2 26.6
4: 9 57 12.1 13.7 15.6 17.8 20.4 23.4 26.9
4: 10 58 12.2 13.8 15.8 18.0 20.6 23.7 27.2
4: 11 59 12.3 14.0 15.9 18.2 20.8 23.9 27.6
5: 0 60 12.4 14.1 16.0 18.3 21.0 24.2 27.9

Нормы мезосоматика (мезоморфа)

Определить мезосоматический тип сложения человека можно разными способами:

  • Оценить визуально фигуру. Для этого оценивающий должен иметь представление о параметрах мезосоматика;
  • Методом измерения обхвата запястья. Считается, что нормальная величина обхвата запястья 17,5 см. Именно она и относится к параметрам, принадлежащим мезосоматику. В настоящее время ученые сомневаются в достоверности определения строения этим методом;
  • Если рост человека более чем 170см, можно определить его соматотип путем соотношения роста и веса. Для этого необходимо от роста в см отнять 110 см. Если полученный показатель соответствует вашему весу, значит вы мезоморф;
  • Формула определения конституции с учетом возраста:

ВЕС = 50 + 0,75 * (РОСТ – 150) + (ВОЗРАСТ – 20) / 4;

  • Табличным способом, где сравниваются данные роста и веса человека с эталонными показателями типа;
  • С помощью использования различных сложных индексов, описанных в учебниках по физиологии;
  • Показателями склонности организма к отложению и сжиганию жировых запасов.

Таким образом, способов определить свой соматотип много. Начиная от простых, не требующих специального оборудования, заканчивая сложными вычислительными действиями.

Особенности питания данного соматипа

Отличительной особенностью этих людей является пониженный уровень выработки гормона кортизола, который отвечает за состояние стресса и повышенный уровень усвояемости белка. Также они обладают достаточным уровнем гормона роста и тестостерона.

Такое сочетание гормонов позволяет человеку достаточно долго не обращать внимания на свой рацион питания и при этом не испытывать проблем с фигурой.

Особенно опасным является бесконтрольное употребление быстрых углеводов. Из-за них в организме может произойти гормональный сбой, в результате чего начнется быстрое накопление жира, от которого будет очень сложно избавиться в последствии.

Доля жира в рационе мезосоматика не должна превышать 30-35% дневной калорийности. При этом животные жиры в день должны составлять не более 20-30 г. Сложные углеводы можно потреблять без опасения, при этом белка должно быть примерно в три раза меньше, чем углеводов. Такое питание поможет мезоморфу поддерживать свой организм и уровень гормонов в порядке.

Физическое развитие у детей

Развитие ребёнка предопределено генетической программой онтогенеза, реализуемой в конкретных условиях окружающей среды. Рост обеспечивает генная регуляция, контролирующая синтез гормонов, регуляторов роста, рецепторов к ним. Внутриутробное развитие практически полностью контролируется человеческим геномом, хотя различные факторы внешней среды, действующие через материнский организм, могут внести изменения в программу индивидуального развитии эмбриона и плода. Факторы внешней среды могут оказывать как позитивные, так и негативные воздействия на растущий организм. К факторам, регулирующим рост плода, относится плацента. Гормоном роста считается хорионический соматомаммотропин. Со 2 половины беременности в регуляции роста и развития принимают участие гормоны плода (инсулин).

В постнатальном периоде гормонами, способствующими росту, является соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. Гормон роста стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез.

Наиболее активно ребенок растет в первые 3 года. За 1 год в его рост увеличивается на 25 см, за 2 – на 12-13 см, за 3 год – 7-8 см, за первые 3 года – около 40-45 см.

Удвоение длины тела ребенка происходит к 4 годам.

Периоды «вытяжения» наблюдаются в возрасте 5-7 лет и 12-15 лет (есть отличия у мальчиков и девочек).

Масса тела удваивается к 4,5-5 мес., а к 9-10 мес. – утраивается.

Периоды «округления» наблюдаются в возрасте 9 мес. – 3 лет и в пубертатный период. Параллельно с возрастом изменяются и пропорции тела, при этом наиболее интенсивно растут ноги, их длина увеличивается в 5 раз, туловища – в 3 раза, а голова – в 2 раза (рис. 1).

В результате нарушений нейро-гуморальной регуляции может развиться общая задержка роста и развития – нанизм (церебральный, гипофизарный, тиреогенный). В некоторых случаях наблюдаются наследственно-конституцитнальные отклонения роста и развития. К внешним факторам, оказывающим влияние на рост и развитие, относятся питание, воспитание, экология, наличие или отсутствие болезней. Неблагоприятное действие внешних факторов может проявиться соматогенным или психосоциальным нанизмом.

Оценка физического развития возможна разными методами. Наиболее современным из них является оценка по центильным таблицам. Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых детей. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно. Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения в интервале от 25 до 75 центиля.

Каждый измерительный признак (рост, масса тела, окружность груди, окружност головы) может соответственно быть помещен в «свою» область или «свой» коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где расположен этот «коридор», можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение. При этом возможны следующие варианты (табл. 2)

Таблица 2

Характеристика коридоров центильной шкалы

Область или «коридор»

Характеристика области

Встречаемость, тактика врача

№ 1

Область «очень низких величин»

(до 3 центиля)

Не более 3 % здоровых детей, показано специальное консультирование, обследование

№ 2

Область «низких величин»

(от 3 до 10 центиля)

7 % здоровых детей. При наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития показано консультирование и обследование

№ 3

Область «величин ниже среднего»

(от 10 до 25 центиля)

15 % здоровых детей

№ 4

Область «средних величин»

(от 25 до 75 центиля)

50 % здоровых детей и поэтому наиболее характерна для данной возрастно – половой группы

№ 5

Область «величин выше среднего»

(от 75 до 90 центиля)

15 % здоровых детей

№ 6

Область «величин высоких»

(от 90 до 97 центиля)

7 % здоровых детей. При наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития показано консультирование и обследование

№ 7

Область «очень высоких величин»

(от 97 центиля)

Не более 3 % здоровых детей. Вероятность патологических изменений достаточно высока, показано специальное консультирование, обследование

Человек со средней конституцией тела и спорт

Определение конституции человека играет наиболее важную роль в процессе подбора вида спорта. Дело в том, что тип строения напрямую влияет на гибкость, силу, выносливость, скорость и другие спортивные показатели. Во всех видах профессионального спорта существуют физические модельные характеристики.

Определение детей в спортивную секцию следует проводить в соответствии с его строением. От правильного выбора вида спорта для вашего ребенка напрямую зависят его достижения и результаты, а также состояние здоровья и приложенные усилия.

По физиологическим показателям мезоморф хорошо реагирует и на аэробные и на силовые нагрузки. Однако физические нагрузки для них должны соответствовать нескольким правилам:

  • Нагрузка должна быть интенсивной, но вместе с тем короткой. Длительные тренировки, направленные на сжигание жира, мезоморфам не подойдут;
  • Мышцы мезоморфа быстро привыкают к нагрузке, поэтому тренировки должны быть разнообразными;
  • Быстрое восстановление мышц после силовых упражнений позволяет заниматься чаще;
  • Мезоморфы чаще других типов достигают эффекта плато. Для борьбы с этим явлением следует периодически менять вид спорта;
  • Представители среднего типа телосложения склонны к соревновательным видам спорта.

Таким образом, мезосоматик – наиболее подходящий тип строения для физической нагрузки. Тело представителя этого типа хорошо реагирует на физические упражнения для сжигания жира и наращивания мышечной массы.

Этапы развития

В начальном периоде жизни человека до 18 лет выделяют такие этапы:

Грудной возраст. На втором месяце жизни ребенок начинает держать голову. В течение первого месяца его еженедельно осматривает патронажная медсестра. В 3 месяца младенец переворачивается на живот, начинает хватать предметы, в 4 — подтягивается. 5-месячный ребенок кратковременно задерживается в сидячем положении, а полугодовалый — садится, ползает, встает на ноги, держась за опору. От 1 месяца до года ребенка ежемесячно приносят на прием к педиатру.
От 6 месяцев до 2 лет. Ребенок начинает ходить, а к концу этого периода подпрыгивает, переступает на носочках, поднимается по лестнице

В это время важно следить за развитием стоп и осанкой. Дети от 1 до 3 лет осматриваются врачом ежеквартально.
Третий год жизни

Ребенок способен стоять на одной ноге, ловит брошенный с большой дистанции мяч и бросает его так же далеко. Осмотр у врача дети старше 3 лет проходят ежегодно.
Старший дошкольный возраст. Физическое развитие детей дошкольного возраста отслеживается медработником детского сада, особенно во время выполнения упражнений. В случае обнаружения отклонений информация об этом доводится до родителей.
Младший и средний школьный возраст. Процесс биологического созревания контролируется детским врачом при ежегодных осмотрах и учителем физкультуры. К 12-летнему возрасту завершается формирование скелета, потому правильная осанка приобретает особо важное значение. Если физическое развитие детей раннего возраста предсказуемо, то для периода 9-14 лет нормы длины тела и веса условны.
Старший школьный возраст. В этот период происходит завершение онтогенеза организма.

В организме младших и средних дошкольников наблюдается гормональная перестройка, и невозможно предугадать, в какой момент уровень веществ спровоцирует интенсивный рост. В качестве ориентиров педиатры берут усредненные показатели, но, если ребенок им не соответствует, это еще не говорит о нарушениях. Кроме того, в этом возрасте уже проявляется наследственность: у низких родителей и ребенок, скорее всего, будет невысоким, и наоборот.

В России действует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Это обязательные к выполнению в школах и детсадах методические указания, касающиеся биологического созревания детей. Например, в отношении дошкольников норматив предписывает выполнять утреннюю гимнастику, периодически проводить в ходе учебных занятий физкультурные разминки, делать пробежки, играть на свежем воздухе и пр.

Задача ФГОСа как «технологии воспитания» — вырастить молодежь с высокими морально-волевыми качествами, развить в ней способность к активной деятельности и привычку заниматься спортом, закаливанием, прочими оздоравливающими процедурами.

Метод антропометрических стандартов

Основой метода
антропометрических стандартов является
положение об отсутствии единой, обобщенной
для людей, разных по возрасту, полу,
профессии, спортивной специализацией
т.п., нормы физического развития. Напротив,
этот метод исходит из диалектического
представления о конкретности телосложения,
зависит от конкретных обстоятельств.

Этот метод позволяет
сравнить каждый показатель со средними
величинами показателей физического
развития, полученными при обследовании
тех групп населения, к которым относится
обследуемый, при этом учитываются
конкретные условия жизнедеятельности
человека.

Метод стандартов
может быть применен для оценки многих
физиологических значений, в нашем случае
предлагаем его для оценки показателей
физического развития, он проводится по
стандартам той группы, к которой
принадлежит обследуемый.

Оценку физического
развития следует проводить в зависимости
от степени отклонения основных его
признаков от средних (стандартных)
значений. Для этого необходимо:

• определить
возраст обследуемого в годах;

• найти разницу
между индивидуальными величинами длины,
массы тела, окружности грудной клетки,
ЖЕЛ и др. и их средними для данной
возрастно-половой группы;

• найти частное
от деления разницы, полученное на
величину среднеквадратического
отклонения – σ каждого показателя.

Если доля составляет
до ±0,67σ, то данный признак физического
развития принимается за средний, если
доля находится в пределах от ±0,67σ до
±2,0σ, то показатель оценивается как выше
или ниже среднего; если доля превышает
±2,0σ , то признак оценивается как высокий
или низкий. Таким образом, имеем пять
оценок: низкий, ниже среднего, средний,
выше среднего и высокий.

Подобный подход
применяется в спортивной медицине для
оценки динамики функционального
состояния спортсменов. Авторы доказали,
что благоприятное функциональное
состояние характеризуется не столько
абсолютной величиной анализируемых
показателей, сколько сбалансированностью
их отклонений и однонаправленностью
динамики. Иными словами, если все
показатели физического развития входят
в одну или две соседние градации,
например, средний и ниже среднего, то
такое физическое развитие обследуемого
можно рассматривать как оптимальное,
симметричное или гармоничное. Если же
отдельные показатели отличаются друг
от друга на две и более градации, например,
относятся к градаций ниже среднего,
средний и выше среднего, то такое
физическое развитие оценивается как
неудовлетворительное, несимметричное
или негармоничное. Подобная методология
основывается на признании роли симметрии
в изучении всех явлений природы.

При подведении
итогов исследования и оценки физического
развития следует обратить внимание на
то, что врач должен учитывать особенности
физического развития, рекомендуя занятия
тем или иным видом физических упражнений. Два основных
принципа определяют следующее:

Два основных
принципа определяют следующее:

– использование
естественных преимуществ в физическом
развитии, которые повышают результативность
занятий определенным видом спорта;

– применение таких
занятий физическими упражнениями,
которые гармонизируют или корректируют
нарушения в физическом развитии.

Антропометрический
профиль

представляет собой графическое
изображение величины сигмальных
отклонений отдельных соматометрических
и физиометрических показателей, позволяет
наглядно выразить обобщенную характеристику
физического развития индивидуума.

Для построения
антропометрического профиля необходимо
предварительно оценить отклонения
анализируемых показателей физического
развития обследуемого от средних
(табличных) для конкретной возрастно-половой
группы в сигмах. Величину сигмального
отклонения индивидуальных показателей
от групповых средних в виде точек наносят
в специальных графах (от длины тела,
массы тела, окружности грудной клетки
и т.д.). Соединяя отдельные точки, получают
кривую – антропометрический профиль
(рис. 1).

Рисунок 1.
Антропометрический профиль

Один из недостатков
метода состоит в том, что среднее
квадратическое отклонение (так называемая
итоговая сигма) может служить критерием
изменчивости только для не связанных
между собой признаков физического
развития. Поэтому более информативен
при оценке физического развития метод
корреляции, при котором учитывается
связь между отдельными признаками
физического развития.

Физическое развитие недоношенного ребенка по месяцам

Родители должны понимать, что психомоторное развитие недоношенного малыша первого года жизни отличается от деток, которые родились в срок.

Месяц Особенности развития
1 месяц В первый месяц кроха, как правило, основное время проводит в спящем режиме. Это часто пугает родителей, но следует помнить о незрелости всех органов и систем ребенка, а особенно центральной нервной системы, что порой и является причиной сниженных рефлексов, включая чрезмерную сонливость.
2 месяц Второй месяц жизни недоношенного ребенка характеризуется возможными изменениями состояния здоровья малыша: патологические изменение психомоторного состояния, судорожный синдром и т.д. Родители должны быть внимательны к любым изменениям и своевременно обращаться к врачу. В этот период прибавка в весе намного ощутимее, чем в предыдущий месяц.
3 месяц Этот период характеризуется следующими навыками малыша: — он начинает фиксировать взгляд; — он делает неловкие попытки поднятия головы; — он реагирует на шум, тактильный контакт
4 месяц Малыш уверенно поднимает голову и удерживает ее на короткий период. Издает звуки, пытается захватить игрушку, удерживая ее на несколько минут. Появляется симптом гипертонуса, который подается корректировке с помощью квалифицированного массажа.
5 месяц Рефлексы совершенствуются, малыш удерживает игрушку на долгое время, следит за движением предмета и фиксирует взгляд, поворачивает голову на звук.
6 месяц В этот период своей жизни малыш значительно прибавляет в весе. Поворачивается со спины на животик. Узнает близких, проявляет эмоции радости, улыбается, лепечет.
7 месяц Это время характеризуется следующими моментами: — малыш уверенно сидит; — улыбается осознано; — лепечет; — держит уверенно игрушку; — начинают прорезываться первые зубы.
8 месяц Месяц довольно насыщенный — малыш начинает самостоятельно изучать окружающий его мир, пытается ползать и дотянуться до заинтересовавшего его предмета. Возможно появление первого зуба. Ребенок различает интонацию речи взрослого: на более резкий тон может расплакаться, при мягком тоне проявляет радостные эмоции.
9 месяц В этом возрасте малыш уже окреп и в зависимости от степени недоношенности нагоняет своих сверстников, рожденных в срок, в психомоторном развитии. Он хорошо ползает, сидит, захватывает предметы, проявляет эмоции.
10 месяц В этот период малыш может делать попытки к первым шагам с помощью взрослых. Продолжается прорезывание зубов.
11 месяц Этот период жизни малыша насыщен новыми навыками, он может делать первые шаги самостоятельно, держать свою ложечку или кружку.
12 месяц К году ребенок развивается согласно критериям психомоторного и физического развития доношенных детей.

При правильном уходе и своевременном устранении всех возникающих проблем, постоянном наблюдении и внимании — недоношенные дети не имеют серьезных проблем со здоровьем (кроме малышей с выраженной незрелостью всех систем организма).

Поэтому малыши с недоношенностью, особенно глубокой или экстремальной до года наблюдаются в специальных центрах или отделениях, которые созданы при каждой областной или краевой больнице. Это необходимо для того, чтобы наблюдать за их ростом и развитием, своевременно выявлять и корректировать любые проблемы со здоровьем по мере роста ребенка.

Post Views:
1 620

3.5 Сущность центильного метода оценки физического развития детей и подростков

Если
все числовые значения изучаемого
показателя физического развития (роста,
массы тела и других) или весь диапазон
колебаний признака расположить в виде
упорядоченного ряда по мере возрастания
вариант и разделить на 100 интервалов,
то в эти интервалы войдет неодинаковое
число наблюдений в абсолютных единицах.
Для характеристики распределения
используют не все сто, а семь фиксированных
центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й.
Промежутки между ними называются
центильными интервалами, каналами,
коридорами. Первый коридор включает в
себя величины антропометрических
признаков от 0 до 3 центиля, т.е. свойственны
3 % детей. Показатели, попадающие в этот
коридор, оцениваются как очень низкие,
встречаются у здоровых детей очень
редко и такой ребёнок подлежит специальному
обследованию.

Второй
коридор включает величины от 3 до 10
центиля, свойственны 7
% детей.
Эти показатели оцениваются как низкие.
При наличии других отклонений в состоянии
здоровья, такой ребёнок подлежит
углублённому обследованию и проведению
лечебных и оздоровительных мероприятий.

Третий
коридор включает показатели, попавшие
между 10 и 25 центилями, свойственны 15 %
детей данного пола и возраста. Показатели
считаются сниженными и такой ребёнок
оценивается как здоровый, но нуждающимся
в наблюдении.

Четвертый
и пятый коридоры включают величины от
25 до 75 центиля, свойственны 50 % здоровых
детей, считаются и оцениваются как
средние, 50-й центиль является серединой
ряда или медианой.

Шестой
коридор – содержит величины выше
среднего, сюда входят показатели от 75
до 90 центиля, свойственны 15 % здоровых
детей.

Седьмой
коридор включает показатели между 90 и
97 центилями, свойственны 7 % детей. В
зависимости от состояния других систем
и органов, дети этой, группы нуждаются
в наблюдении.

Восьмой
коридор включает величины выше 97 центиля,
свойственны 3 % здоровых детей, оцениваются
очень высокими признаками. Такие дети
нуждаютсян в углублённом обследовании,
возможно и в лечении, так как здесь
вероятность патологических проявлений
достаточно высока.

Центильная
вероятность (центили)

3
%

10
%

25
%

50
%

75
%

90
%

97
%

100
%

Центильные
интервалы

1

2

3

4

5

6

7

8

Оценка
показателей

очень
низкая

низкая

пониженная

средняя

средняя

повышенная

высокая

очень
высокая

При
центильном методе за норматив принимают
50 % всех значений анализируемой выборки,
входящих в интервал от 25 до 75 центилей.

Соматотип
определяется согласно схеме Дорохова
Р.Н. и Бахраха Н.И. По данной схеме у
здоровых детей выделяется три соматотипа:
микро-, мезо- и макросоматический. Если
суммы номеров коридоров составляет до
10 – ребёнок относится к микросоматическсму
типу, при сумме от 11 до 15 – к мезосоматическому,
от 16 до 21 к макросоматическому типу.

Гармоничность
физического развития определяется
следующим образом: если разность номеров
коридоров между любыми их трёх параметров
(роста, массы, окружности грудной клетки)
составляет не больше единицы – то
развитие гармоничное, если разность
хотя бы между двумя параметрами составляет
2 – развитие дисгармоничное, если 3 и
более, резко дисгармоничное.

Оценку
гармоничности физического развития
можно проводить только по соотношению
длины и массы тела. Из-за наличия высокой
корреляционной связи между массой тела
и окружностью грудной клетки, последний
параметр можно исключить.

Если
значение массы тела оказывается в одном
или соседнем центильном интервале с
длиной тела, можно говорить о гармоничности,
если выходит за границы соседнего
интервала – о дисгармоничности
физического развития. По одномерным
центильным шкалам используя только
данные по длине и массе тела, можно
оценивать гармоничность развития
большинства детей и подростков. Исключение
составляют дети, длина и масса тела
которых попадают в крайние 1,2,7,8 центильные
коридоры. Недостатком одномерных
центильных шкал, как и метода сигмальных
отклонений, является то, что в них масса
тела представлена как независимый от
длины тела признак.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий