Социально-экономические проблемы в области физической культуры и спорта и градостроительные меры по их устранению

Введение к первой части

Сегодня, в начале XXI в., при анализе феномена спорта мы имеем возможность основываться не только на широких научных исследованиях в данной области, но и на знании многовековой практики формирования мировой спортивной традиции. Однако, положа руку на сердце, можем ли мы с уверенностью сказать, что современное знание о спорте более адекватно, чем знание о нем древних греков и римлян? По крайней мере, если речь идет о знании социальной природы и назначения спорта, простой и однозначный ответ на поставленный вопрос вряд ли окажется возможным.

С другой стороны, целесообразно хотя бы попытаться дать (разработать) научную версию ответа на более предметный вопрос, а именно о том, что представляет собой спорт как элемент социальной культуры и цивилизации. Тем самым мы частично и во многом гипотетически проясним первую позицию. Но главное – это возможность опереться на фундаментальные положения истории и философии науки, вне которых научный ответ на столь глобальный вопрос неуместно даже предлагать, а не то чтобы прогнозировать (см. ст. «Предмет истории и философии науки» раздела I «Тезаурус-Концепция»).

Постулируя необходимость опоры на историю и философию науки, мы не можем обойти молчанием несколько принципиальных моментов, связанных с пониманием научности и философичности.

1. Исследование феномена спорта обязано быть научным, разворачивающимся в фокусе прежде всего социальной науки, свободной (насколько это вообще возможно) от религиозных, мифологических, политических и обыденных представлений о спорте (см. ст. «Наука», «Мифология», «Религия», «Политика»).

2. Научность означает также ориентированность на теоретический, эмпирический, а главное – на практический критерий определения истинности полученного знания (см. ст. «Истина как философская категория», «Практика как философская категория»).

3. Философичность научного анализа спорта предполагает (хотя и не гарантирует) глубину рассмотрения спорта в составе той или иной социокультурной программы (см. ст. «Предмет и функции философии науки», «Лакатос», «Социокультурная программа»).

4. Философичность открывает возможность преодолеть ограниченность и односторонность как философского метафизического (см. ст. «Предмет философии», «Метафизика и диалектика», «Формальная логика», «История философии в характерных деталях», «Диалектический материализм», «Позитивизм», «Позитивизм и социология»), так и «чисто» научного анализа спорта (см. ст. «Научные методы», «Проблема демаркации»); обеспечивает единство формального и содержательного уровней данного анализа (см. ст. «Прорывная теория»).

5. Единство исторического, философского и научного подходов (и только оно) способно послужить основанием для создания сперва комплексной социальной концепции, а в перспективе и общей социальной теории спорта (см. ст. «История как наука», «Типы научной теории»). Причем речь может идти как о традиционной (классической), так и о нетрадиционной (неклассической) социальной науке о спорте (см. ст. «Классическая и неклассическая наука», «Традиционная и нетрадиционная наука»).

Наиболее важным моментом, который хотелось бы особо подчеркнуть, выступает необходимость не простого просмотра, а внимательного изучения всех рекомендуемых во введении статей тезауруса именно в указанном порядке. Предварительная работа с тезаурусом призвана обеспечить необходимый и достаточный объем системного знания, требуемый для продуктивного изучения остальных разделов.

Предисловие

Существует некая исторически и традиционно обусловленная закономерность не очень четкого разделения между философским анализом и социологическим исследованием сферы физической культуры и спорта. Эта закономерность весьма широко и активно реализуется за рубежом и в России. Настолько широко и активно, что, казалось бы, с этим надо смириться как с непреложным фактом. Что здесь такого: идут философия и социология «рука об руку», кому от их тандема может быть плохо? Ответ прост: плохо всем, и прежде всего самим философии и социологии.

Теоретико-методологическая научно-обыденная «всеядность» (неразборчивость) смазывает, подменяет, ликвидирует их предметную определенность, размывает в общем блоке социально-гуманитарного и даже естественнонаучного знания, лишает дидактической ясности и четкости в практике педагогической работы. Дело дошло до того, что если слышат слишком общее, заумное, непонятное объяснение, то автоматически классифицируют его как философское, а если речь заходит о социальном, то сказанное почему-то столь же уверенно относят к социологии. Хочется воскликнуть: «Нет, нет и нет! Общие и туманные разглагольствования – не суть философии. Болтовня о социальных явлениях и процессах не относится к социологии. Социология – это не болтовня, а наука!»

Виноваты во всем этом мы сами, наше слабое и нечеткое понимание читаемого предмета, наш конформизм, требующий спуститься до уровня обыденного мышления студента, а не наоборот, поднять студента до уровня научного мышления. Регрессирующее воспроизводство философского и социологического знания, между тем, приводит к его широкому и некритическому тиражированию: появляется все больше людей, рассуждающих о философии и социологии, и остается все меньше специалистов, способных эффективно «работать» в режиме философского анализа или социологического исследования.

А вот, кстати, и примитивный «ключ» к решению проблемы относительной автономности, несмешиваемости философского и социологического знания. Философия – механизм абстрактно-всеобщего рационально-логического доказательства. Социология же – это механизм теоретико-эмпирического исследования социально-онтологических феноменов.

Не слишком сложно? Если нет, то вы готовы приступить к освоению предлагаемого материала. Если да, то, возможно, уместным будет адресовать вас к поговорке об утопающем, который хватается за соломинку.

В подготовке отдельных материалов учебника принимали непосредственное участие сотрудники кафедры философии и социологии ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ» О. Е. Балаева, к.ф.н., доцент; Е. Д. Митусов, к.п.н., доцент; И. Б. Кормазева, преподаватель.

Предложения бизнеса

Согласно нацпроекту, одним из способов развития массового спорта станет развитие физической культуры на предприятиях

В холдинге «Российские железные дороги» работает около 1 млн человек, и, по словам статс-секретаря — замгендиректора «РЖД» Анатолия Мещерякова, каждая крупная компания на сегодняшний день понимает, что занятия спортом являются частью корпоративной культуры, а внимание к этому вопросу имеет большие плюсы

«По нашим подсчетам, около 40 % наших работников занимаются спортом. Но у нас есть задел на будущее. В последнее время мы начинаем развивать небольшие спортивные сооружения рядом с нашими основными производственными площадками, которые разбросаны по всей страны. Но мы пришли к выводу, что финансирование их не относится к хозяйственной деятельности компании, мы это финансируем из прибыли. Если бы мы рассмотрели этот вопрос, это позволило бы дать толчок развитию массового спорта», — считает Мещеряков.

Второй нюанс, по его мнению, — создание на многих предприятия физкультурно-спортивных клубов в условиях, когда юридического основания и законодательного описания, что это такое, сейчас нет. «Я думаю, с этим тоже надо поработать», — добавил он.

В компании «Норникель» также считают, что необходимо внесение изменений в законодательство, чтобы бизнес активнее помогал государству решать национальные задачи.

«Одной из мер поддержки, которую хотелось бы от государства получить, является возможность применения инвестиционного налогового вычета в размере суммы понесенных расходов, которые идут на пожертвования, на перечисления спортивным организациям. Сейчас это применимо только к физическим лицам, у юридических лиц такого механизма нет. И надо подумать над освобождением налога на имущество в отношении объектов, которые используются для нужд физической культуры и спорта. Большое количество таких объектов «висят» на балансе компаний, передача их в казну муниципалитета ни к чему не приведет в виду отсутствия финансирования. Или сделать хотя бы льготную ставку на какой-то период», — считает статс-секретарь — вице-президент «Норильского никеля» Дмитрий Пристансков.

В свою очередь глава Удмуртии Александр Бречалов добавил, что нужны доработки в фискальном законодательстве ради тех предпринимателей, которые готовы инвестировать в спортивные объекты. «Если бассейн или фитнес-центр строится в Ижевске, затраты «отобьются», но если в городе меньше ста тысяч населения, то финансовая модель будет невыгодна. В той налоговой системе, которая есть, бизнес будет работать либо в ноль, либо в минус. Нужно рассмотреть этот вопрос. Мы готовы предложить конкретные модели», — сказал Бречалов, обратившись к Голодец.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

дальнейшее чтение

  • Кэшмор, Эрнест (2000). . Лондон, Великобритания; Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-18169-0. OCLC   .
  • — Исследует, как социальные факторы, исключающие занятия спортом, включая бедность, возраст, этническую принадлежность, пол и т. Д.
  • Даннинг, Эрик и Доминик Малкольм (редакторы) (2003). Спорт: критические концепции в социологии . Лондон, Великобритания; Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-26292-5. OCLC   .
  • Дайк, Ноэль (2000). . Оксфорд: Берг. ISBN 1-85973-312-3. OCLC   .
  • Эйцен, Д. Стэнли и Джордж Харви Сейдж (2003). Социология североамериканского спорта (7-е изд.). Бостон, Массачусетс: Макгроу-Хилл. ISBN 0-07-235400-3. OCLC   .
  • Джулианотти, Ричард (2005). . Оксфорд, Великобритания; Мальден, Массачусетс: Polity. ISBN 0-7456-2545-2. OCLC   .
  • Джулианотти, Ричард (2004). Спорт и современные социальные теоретики . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 0-333-80078-8. OCLC   .
  • Гуттманн, Аллен (2004). От ритуала к записи: Природа современного спорта (обновлено новым послесловием под ред.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-13341-3. OCLC   .
  • Гуттманн, Аллен (1994). Игры и империи. Современный спорт и культурный империализм . Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-10042-6. OCLC   .
  • Хейвуд, Лесли и Шари Л. Дворкин (2003). Создан для победы: спортсменка как культурный символ . Миннеаполис, Миннесота: Университет Миннесоты Press. ISBN 0-8166-3623-0. OCLC   .
  • Хулихан, Барри (редактор) (2003). Спорт и общество: введение для студентов . Лондон, Великобритания; Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications. ISBN 0-7619-7033-9. OCLC   .
  • Джарви, Грант и Магуайр, Джозеф (1994). Спорт и досуг в общественной мысли . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-07703-6. OCLC   .
  • Джарви, Грант (2006). Спорт, культура и общество. Введение . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-30647-7. OCLC   .
  • Джонсон, Джей и Марджери Джин Холман (2004). Создание команды: в мире спортивных инициатив и дедовщины . Торонто, Канада: Canadian Scholars ‘Press. ISBN 1-55130-247-0. OCLC   .
  • Джонс, Робин Л .; Броня, Кэтлин М. (2000). Социология спорта: теория и практика . Харлоу, Эссекс, Англия: Лонгман. ISBN 0-582-41912-3. OCLC   .
  • Лейкер, Энтони (2002). Социология спорта и физического воспитания: вводный читатель . Лондон, Великобритания; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: RoutledgeFalmer. ISBN 0-415-23593-6. OCLC   .
  • Ленский, Хелен Джефферсон (2003). На поле боя: пол, спорт и сексуальность . Торонто: Женская пресса.
  • Лоланд, Зигмунд; Скирстад, Берит; Уоддингтон, Иван (2006). Боль и травмы в спорте: социально-этический анализ . Лондон, Великобритания; Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-35703-9. OCLC   .
  • Магуайр, Джозеф А. (2002). Спортивные миры: социологическая перспектива . Шампейн, Иллинойс: Кинетика человека. ISBN 0-88011-972-1. OCLC   .
  • Джозеф А. Магуайр; Кевин Янг, ред. (2002). Теория, спорт и общество . Амстердам, Нидерланды; Бостон, Массачусетс: JAI. ISBN 0-7623-0742-0. OCLC   .
  • Никсон, Ховард Л. (2008). . Боулдер, Колорадо: Издательство Paradigm. ISBN 978-1-59451-442-5. OCLC   .
  • Скамблер, Грэм (2005). . Мейденхед, Англия; Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Открытого университета. ISBN 0-335-21071-6. OCLC   .
  • Скратон, Шейла и Энн Флинтофф (2002). Пол и спорт: читатель . Лондон, Великобритания; Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-25952-5. OCLC   .
  • Сагден, Джон Питер и Алан Томлинсон (2002). Силовые игры: критическая социология спорта . Лондон, Англия; Нью-Йорк, Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-25100-1. OCLC   .
  • Томлинсон, Алан (2005). Культура спорта и досуга . Миннеаполис, Миннесота: Университет Миннесоты Press. ISBN 0-8166-3382-7. OCLC   .
  • Томлинсон, Алан и Кристофер Янг (2006). Национальная идентичность и глобальные спортивные события: культура, политика и зрелище на Олимпийских играх и чемпионате мира по футболу . Олбани, штат Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка. ISBN 0-7914-6615-9. OCLC   .
  • Уоддингтон, Иван (2000). . Лондон, Великобритания; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: E & FN Spon. ISBN 0-419-25190-1. OCLC   .
  • Вудс, Рон Б. (2007). . Шампейн, Иллинойс: Кинетика человека. ISBN 978-0-7360-5872-8. OCLC   .
  • Яннакис, Эндрю и Меррилл Дж. Мельник (2001). (отредактированная ред.). Шампейн, Иллинойс: Кинетика человека. ISBN 0-7360-3710-1. OCLC   .
  • Янг, Кевин и Кевин Б. Вамсли (2005). Глобальные Олимпийские игры: исторические и социологические исследования современных игр . Амстердам, Нидерланды; Оксфорд, Великобритания: Elsevier JAI. ISBN 978-0-7623-1181-1. OCLC   .
  • Янг, Кевин и Филип Уайт (2007). Спорт и гендер в Канаде (2-е изд.). Дон Миллс, ОН: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-541987-0. OCLC   .

n1.doc

  …                   66

Ценностные ориентации личности — выражают соотнесенность господ­ствующих в обществе культурных символов и ценностей со структурой личности, основополагающими жизненными ориентациями, установка­ми, потребностями. 234
ОГЛАВЛЕНИЕ 3 От автораГлава I. Основные понятия и категории социологии 5 Социология как наука об обществе 5 Определение социологии как науки 5 Социология в системе социальных наук 6 Научный статус социологии: объект, предмет и методы 8 Структура социологии 10 Функции социологии 11 Общество как специфический объект познания и основная категория социологии 12 Что такое общество. Понятие общества 12 Социальные и социетальные системы 14 Общество как социетальная система 15 Общество и индивид 17 Государство 18 Гражданское общество 18 Типология обществ 19 Эволюция общества 21Глава II. Социология физической культуры и спорта как наука,ее место в системе наук 23 Введение в социологию физической культуры и спорта 23 Общее представление о социологии физической культуры и спорта 23 Социология физической культуры и спорта как научная и учебная дисциплина 26 Базовые понятия учебного курса «Социология физической культуры и спорта» 27 Социология физической культуры и спорта: методология, проблематика, история становления и развития 32 Содержание и структура, цель и задачи, функции социологии физической культуры и спорта 32 Сходство и основные отличия социологии физической культуры и спорта от других специальных наук 36 Исторические аспекты развития социологии спорта 37Глава III. Социологическая концепция физической культуры и спорта ….44 Физическая культура и спорт в системе современного социума 44 Физическая культура и спорт как социальный институт 44 Социальные функции физической культуры 46 Специфические функции спорта 48 Физическая культура и спорт в образе жизни общества и стиль жизни человека 50 Место и роль физической культуры и спорта в социальных институтах общества 53 Социокультурное содержание физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью 55 Ценностный потенциал физической культуры и спорта как основа формирования физической культуры личности… 55 Инновационные компоненты педагогической системы освоения ценностей физической культуры и спорта 59 Основные направления в деятельности СМИ по пропаганде ценностей физической культуры и спорта 69 Роль средств массовой информации в оценке значимости олимпийского спорта 75 Социологические характеристики физической культуры и спорта, их основные различия и пути интеграции 78 Историко-культурологические предпосылки возникновения спорта и физической культуры 78 Социальная природа спорта и физической культуры 80 Спорт и физическая культура — самостоятельные социальные феномены: функциональные различия и методологические несовпадения 83 Изменение векторов взаимоотношений спорта и физического воспитания, пути его интеграции 85Глава IV. Социологические проблемы физической культуры 90 Проблемы социального и биологического в физической культуре личности 90 Природа человека с позиции соотношения социального—биологического 90 О естественной природе и социальной сущности человека 93 Методологический анализ биосоциальной проблемы развития физической культуры 95 Система движущих сил физической культуры в современном обществе 97 Физическая культура как часть культуры общества, ее место в системе явлений культуры 97 Исторический характер физической культуры, ее изменения на различных этапах развития общества 99 Социальные факторы, способствующие развитию физической культуры в современном обществе 101 Социологический анализ отношения современного поколения к культурным ценностям тела и физической культуре 108Глава V. Социологические проблемы спортивной деятельности 122 Социологические проблемы спорта высших достижений и современного олимпийского движения 122236 237Глава VI. Методология и организация конкретного социологическогоисследования в сфере физической культурыУчебное изданиеЛубышева Людмила ИвановнаСоциология физической культуры и спортаУчебное пособиеВ. Г. ЩербаковаЕ. Ф. КоржуеваИ. В. ЗемстваЛ. Л. Лилова444.
  …                   66

Дефицитарный габитус русского футбола

Один из самых интересных вопросов социальной теории спорта — почему национальные сборные играют в такой разный футбол. В поисках ответов на него социологическая теория обычно обращается к идеям французского антрополога Марселя Мосса. Он писал о том, что овладение определенной социальной моторикой является первичным опытом социализации человека. Ведь он рождается не вообще, а в конкретной социальной группе, и в ней есть те или иные способы телесного существования, которые Мосс назвал «техниками тела», а Бурдье – «габитусом»

Для социологии футбола здесь важно то, что национальные модели игры просто неизбежно вытекают из того, что разные этнические и социальные группы имеют свою телесность. Она не является чем-то природным, это всегда социальный конструкт, которым люди овладевают, становясь членами своей солидарной группы

Любой опытный болельщик даже без звука и субтитров поймет, кто играет — бразильцы, немцы или итальянцы. И тут неизбежно возникает вопрос о сборной России. Из моссовской модели следует, что русские футболисты тоже падают не с неба, что они тоже должны обладать определенным типом социальной — в данном случае футбольной — моторики, которая бы считывалась и узнавалась. Ведь если брать различные национальные модели, то одни футбольные нации делают упор на единоборства, другие — на технику, у некоторых это вообще карнавал и т.д. Как говорит один знакомый эксперт, англичане вообще до сих пор играют в регби, а не в футбол. Более того, возможны комбинации этих стилей, в них самих вероятна динамика и пр.

На этом фоне возникает непростой вопрос — что в этом плане можно сказать о русском футболе? Почему в нем сложилось то, что мы не можем однозначно описать как определенный национальный стиль? Как и во многих других сферах жизни, здесь мы оказываемся в ситуации безъязыкости. В нашей культуре вообще катастрофически не хватает ресурсов для адекватного самоописания. Социальные теоретики часто говорят о русских как о так и не сложившейся культурной нации модерна, о все еще не завершенной русской модернизации. Видимо, то же применимо и к отечественному футболу.

Стоит отметить, что послевоенный советский футбол был довольно успешен: в 1956 году случилась победа сборной СССР на олимпиаде в Мельбурне, в 1960-м — победа в финале первого чемпионата Европы в Париже, в 1964 и 1972 годах советские футболисты стали вторыми на европейских первенствах, а в 1966 – четвертыми на первенстве мировом. Но вскоре последовал катастрофический обвал. В 1970-е накопился такой массив поражений, что любой успех, например, победа киевского «Динамо» в европейском Кубке кубков, воспринимался как чрезвычайное событие. В результате долгой истории неуспеха произошла нормализация футбольных поражений, ставших для нас чуть ли не нормой.

Про немцев говорят — «бундесмашина», про бразильцев — «карнавал», а вот для русской сборной у нас нет ни одной адекватной, т.е. объясняющей метафоры. Некоторые наблюдатели видят в этой неспособности к квалифицированному самоописанию, самодиагностированию следствие часто критикуемого отсутствия у русских навыка к социальной самоорганизации. Стоит ли говорить, что это — те культурные дефициты русского модерна, с которыми мы встречаемся каждый день повсюду. Естественно, мы видим их и в отечественном футболе. 

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Эмоции в спорте

Эмоции всегда были важной частью спорта, поскольку они могут влиять как на спортсменов, так и на самих зрителей. Теоретики и социологи, изучающие влияние эмоций в спорте, пытаются разделить эмоции на категории

Спорные, обсуждаемые и интенсивно обсуждаемые, эти классификации не являются окончательными и не высечены в камне. Эмоции очень важны в спорте; спортсмены могут использовать их для передачи конкретной и важной информации своим товарищам по команде и тренерам, а также могут использовать эмоции, чтобы посылать ложные сигналы, чтобы сбить с толку своих противников. Помимо того, что спортсмены используют эмоции в своих интересах, эмоции также могут оказывать негативное влияние на спортсменов и их результаты. Например, «боязнь сцены» или нервозность и опасения могут повлиять на их результаты в спорте, будь то положительно или отрицательно.

В зависимости от уровня спорта уровень эмоций различается. В профессиональном спорте эмоции могут быть чрезвычайно сильными, потому что в них задействовано гораздо больше людей, играющих разные роли

Есть профессиональные спортсмены, тренерский штаб, судьи, съемочная группа, комментаторы и, наконец, что не менее важно, болельщики и зрители. Гораздо больше общественной прессы, давления и самонарушения

Чрезвычайно сложно не увлечься спортом эмоционально; спорт очень хорошо помогает выявить в людях худшие качества. Были ожесточенные драки, когда одна команда побеждает другую в напряженной игре, громкие драки и крики, а также интенсивные словесные споры. Эмоции также очень заразительны, особенно если в одном пространстве находится много эмоциональных людей.

Теории в социологии спорта

Сегодня большинство спортивных социологов отождествляют себя по крайней мере с одной из четырех основных теорий, которые определяют отношения между спортом и обществом, а именно структурным функционализмом, социальным конфликтом, феминизмом и символическим интеракционизмом. Теории пытаются объяснить, почему группы людей выбирают выполнение определенных действий и как общества или команды реагируют или изменяются определенным образом. Структурный функционализм рассматривает общество или мир спорта как сложную, но взаимосвязанную систему, в которой каждая часть работает вместе как функциональное целое. Теория социальных конфликтов рассматривает общество или мир спорта как систему неравных групп, которые постоянно порождают конфликты и изменения. Феминизм часто ассоциируется с группой женщин, пытающихся одолеть мужчин, но это просто неправда! Он рассматривает общество как традиционно неравное в пользу мужчин, в то время как общество стремится к равенству между полами. Наконец, символический интеракционизм — это взгляд на социальное поведение, которое подчеркивает жестовое и языковое общение и его субъективное понимание, особенно роль языка в развитии ребенка как социального существа.

Футбол как идентитарная машина

Когда речь заходит о политическом в футболе, самый распространенный момент связан с банальным национализмом, когда игры сборных команд приводят к всплеску национальной идентификации.

Этот процесс очень хорошо описан в исследовательской литературе. Американский культуролог германского происхождения Ханс Ульрих Гумбрехт написал книгу «Похвала красоте спорта», вышедшую в издательстве «НЛО» по-русски несколько лет назад. В этом тексте автор как раз реконструирует свои детские воспоминания о «бернском чуде».

В 1954 году в Берне Германия неожиданно побеждает в финале венгров во главе с великим Ференцом Пушкаша и становится чемпионом мира. И что происходит дальше? Через футбол как машину идентификации радикально меняется восприятие немцами самих себя. ФРГ «нормализируется» и из побежденной нации становится нормальной страной Запада. И речь не только о внешнем взгляде — меняется внутренняя оптика. Гумбрехт пишет, что это было символом конца послевоенного периода.

Другой немецкий социолог Гюнтер Гебауэр интересным образом описал стадии процесса футболизации Германии, протекавшего одновременно с победами ее национальной команды на мировых чемпионатах. Как известно, немцы четыре раза становились чемпионами мира, но, как отмечает Гебауэр, социологически эти победы сильно отличались друг от друга. Например, в 1954 году национальная эйфория могла охватить страну лишь на незначительный период времени, поскольку большая часть населения страны не практиковала футбол, а высшие, культурные слои не могли идентифицировать себя с игроками. В случае немецкой победы на Кубке мира 1974 года уже фиксируется определенный сдвиг, когда начинается более массовая идентификация через футбол. А в 1990 году легендарная команда во главе с бундестренером «Кайзером» Францем Беккенбауэром побеждает в момент объединения Германии, совпавший с завершением процесса футболизации этой страны. Сегодня ни один немецкий канцлер не может это игнорировать, что подтверждается присутствием Ангелы Меркель на всех крупных футбольных турнирах.

В этом контексте можно вспомнить феномен футбольной дипломатии. С точки зрения условного коллективного Запада Россия сейчас находится в политической изоляции, там всерьез ведется дискуссия о том, чтобы официально бойкотировать и игнорировать наш домашний чемпионат. Но футбольная дипломатия — это такое окно возможностей, когда многие лидеры Запада, которые ни при каких условиях не приедут сюда с официальным визитом, будут вынуждены это сделать в случае спортивного успеха их национальных сборных, иначе на родине их просто не поймут болельщики, они же избиратели. Кстати, политизация футбола иногда принимает совершенно безумные формы. В истории ХХ века разгорелась даже настоящая «Футбольная война», когда в преддверии чемпионата мира 1970 года в Мексике Гондурас и Сальвадор боролись за участие в нем в матчах плей-офф. В результате беспорядки во время матчей привели к такой эскалации конфликта, что чуть ли не неделю эти страны вели реальные боевые действий. Что нам показывает этот удивительный кейс? Прежде всего то, что здесь запущен потрясающий идентификационный механизм!

В 1950 году состоялся первый послевоенный чемпионат мира в Бразилии, туда приехали и зрители из Европы. Там они увидели совершенно иной способ потребления футбола, другие механизмы идентификации себя с национальной сборной, прежде всего необычную интенсивность переживания. Европейцы были в шоке — после того, как Бразилия проиграла Уругваю, своему соседу и историческому конкуренту, у победителей начался национальный праздник, а в самой Бразилии – настоящий траур, сопровождаемый чуть ли не самоубийствами отчаявшихся болельщиков. Для европейцев столь высокая интенсивность массовых переживаний в связи со спортом была чем-то немыслимым. Как показал в своем исследовании латиноамериканского футбола французский спортивный историк Фабиан Аршамбо, для Уругвая как маленькой страны, зажатой между той же Бразилией и Аргентиной, постоянно пытавшимися контролировать ее, именно футбол и стал инструментом идентификации, механизмом стабилизации национальной идентичности – как для послевоенных немцев он выступил способом нормализации собственного статуса. Таким образом, в обществах позднего модерна футбол — не просто спорт №1, это уникальное пространство или поверхность, на которую они проецируют собственное представление о себе и о других.

Социальные проблемы спорта

Основными социальными проблемами развития спорта в России являются:

  • Слабая подготовка спортсменов в общеобразовательных учреждениях, включая дополнительные секции после занятий. На сегодняшний день, ввиду ряда проблем (низкая оплата труда, отсутствие льгот) в общеобразовательных учреждениях акцент на спорт не делается должным образом, не зарождается и не развивается стремление у детей заниматься в определенной сфере спортивной деятельности;
  • Нет высококвалифицированного персонала (тренеры высшего уровня). Из-за этой проблемы спортсмены теряют шанс развиваться и выйти на профессиональный уровень. Так, на сегодняшний день данная проблема влияет на такие виды спорта как: футбол, баскетбол и др.

Таким образом, социально – экономические проблемы спорта стоят очень остро в современной политике, решение этих проблем подразумевает высокую и качественную подготовку спортсменов и населения нашей страны, повышение оздоровительного уровня граждан в целом.

Общество и спорт

В последнее время тема спорта и здорового образа жизни становится наиболее популярной и актуальной. Спорт – это залог хорошего самочувствия и здоровья. Спортом могут заниматься не только профессиональные спортсмены, но и обычные люди, особенно, в условиях большого количества спортивного товара и инвентаря на рынке.

Во времена Советского Союза, спорту уделялось огромное значение, спортсмены того времени были одними из самых сильных и по многим спортивным соревнованиям занимали лидирующие места.

В России, в период 1990-2000-х годов внимание к спорту было снижено, так как в то время была сложная экономическая ситуация в стране. Но, начиная с конца 2000-х годов, тема спорта стала вновь популярной

В те годы были разработаны и приняты программы развития спорта в России, программы носили федеральный характер, были выделены средства на постройку спортивных объектов по всей стране.

Также в нашей стране серьезно озадачились вопросами подготовки спортсменов по всем видам спорта, даже тем, в которых ранее наша страна не принимала участие.

Огромные современные спортивные комплексы привлекли внимание граждан, люди стали больше посещать тренажерные залы, следить за своим здоровьем и питанием. Замечание 1

Замечание 1

Надо отметить, что строительство больших и современных спортивных комплексов – это хорошая инвестиционная площадка.

Также на развитие спортивной деятельности в стране повлияла, и прошедшая олимпиада в Сочи. На сегодняшний день, на Красной Поляне действует один из самых современных спортивных комплексов в мире, его площадки оборудованы для проведения чемпионатов и соревнований мирового уровня. Такая база служит мощным «фундаментом» для эффективного спорта России.

Таким образом, спорт в нашей стране стал достаточно популярным видом деятельности, как для профессиональных спортсменов, так и для обычных граждан.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий