Содержание
- 1 Взаимообусловленность эффективности тренировочного процесса и профилактика спортивного травматизма
- 2 Психологические особенности соревновательной деятельности:
- 3 Контрольные вопросы и задания
- 4 Волнообразность и вариативность нагрузок
- 5 4.5. Обучение игровой и соревновательной деятельности
- 6 Бизнес и финансы
- 7 Глава 2. Соревновательная деятельность в спортивных играх и система соревнований
- 8 17.1. Психологическая структура учебно-тренировочной деятельности
- 9 Бизнес и финансы
- 10 Глава 2. Соревновательная деятельность в спортивных играх и система соревнований
- 11 Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности
- 12 Единство и взаимосвязь тренировочного процесса и соревновательной деятельности с внетренировочными факторами
- 13 Структура соревновательной деятельности
- 14 Глава 2. Соревновательная деятельность в спортивных играх и система соревнований
- 15 Справочная информация
- 16 Цикличность процесса подготовки
- 17 Глава 2. Соревновательная деятельность в спортивных играх и система соревнований
- 18 Справочная информация
Взаимообусловленность эффективности тренировочного процесса и профилактика спортивного травматизма
Современный спорт высших достижений относится к одной из немногих сфер деятельности, в которых человеку приходится постоянно сталкиваться с экстремальными условиями. Огромные физические и психические нагрузки, часто усугубленные сложными погодными и климатическими условиями (жара, холод, среднегорье, высокогорье), жесткое противодействие спортсменов (особенно в спортивных играх и единоборствах), исключительная сложность и травмоопасность двигательных действий (спортивная гимнастика,
фристайл, горнолыжный спорт и др.) приводят к тому, что современный спорт превратился в исключительно травмоопасную сферу деятельности. В современном спорте спортивные травмы существенно снижают эффективность тренировочной и соревновательной деятельности, во многих случаях ломают карьеру спортсменов, в том числе приводят к уходу из спорта наиболее одаренных из них, а в отдельных случаях приводят к смертельному исходу. Исследования этой проблемы убедительно свидетельствуют о том, что большая часть факторов риска и причин спортивного травматизма находится в сфере спортивной подготовки и является следствием нерационального построения тренировочного процесса, применения травмоопасных средств и методов технико-тактической и физической подготовки, несовершенных правил соревнований и плохого судейства, применения некачественного спортивного инвентаря и оборудования, несовершенства мест тренировочной и соревновательной деятельности, технико-тактических ошибок спортсменов, применения допинга и др.
Таким .образом, рационально построенный процесс подготовки наряду с решением задач физической, технико-тактической, психологической подготовки должен предусматривать постоянную работу по профилактике спортивного травматизма. Более того, назрела необходимость выделения профилактики травматизма за счет естественных методов и средств спортивной подготовки в ранг одного из специфических принципов спортивной подготовки. В этом случае вся система построения подготовки и соревновательной деятельности спортсменов должна быть построена таким образом, чтобы минимизировать вероятность получения спортивной травмы.
Реализация принципа профилактики спортивного травматизма предусматривает устранение или сведение к минимуму риска спортивных травм за счет повышения качества подготовки и соревновательной деятельности. При этом акцент должен быть сделан на улучшении работы в следующих направлениях:
- материально-техническое и организационное обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности;
- качество проведения спортивных соревнований;
- построение многолетней подготовки;
- построение годичной подготовки;
- подбор средств и методов технико-тактической и физической подготовки;
- учет погодных, климатических и географических условий мест подготовки и соревнований;
- характеристика и учет подготовленности и функциональных возможностей спортсменов;
- система питания, средств восстановления и стимуляции работоспособности, активизации адаптационных реакций;
Устранение факторов риска спортивных травм в каждом из указанных направлений является эффективным средством роста мастерства спортсменов, гарантией успешных выступлений в соревнованиях, продолжительной спортивной карьеры и отсутствия проблем со здоровьем после ее завершения.
Материал взят из книги В.Н. Платонова “Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте”
Психологические особенности соревновательной деятельности:
соревнование
обладает стимулирующим влиянием;
во время участия
в соревнованиях у спортсмена присутствует
стремление к победе или к улучшению
результативности выступления;
соревнования
влияют на статус спортсмена в обществе,
включаются в оценку жизненных достижений.
Они всегда социально значимы, их
результаты получают широкую общественную
известность и оценку;
результаты
соревнований лично значимы для
спортсменов, служат проверкой правильности
или неправильности избранного пути и
целесообразности затрат времени и
усилий;
соревнования —
это специфический фактор, создающий
экстраординарные эмоционально-волевые
состояния, которые оказывают влияние
(положительное или отрицательное) на
процесс и результат деятельности
спортсмена.
Контрольные вопросы и задания
1. Каково
место спорта в обществе, в системе
физического воспи-тания?
2. Перечислите
типы спорта, их отличительные признаки.
3. Что
представляет собой процесс подготовки
спортсменов как сис-тема, каковы его
составные части (подсистемы)?
4. Расскажите
о взаимодействии подсистем в достижении
цели си-стемы.
5. Дайте
характеристику профессиональных умений
педагога по фи-зической культуре.
6. Что
такое спортивная техника, каковы ее
характеристика и крите-рии эффективности?
7. Что
такое спортивная стратегия и тактика,
каковы ее характеристи-ка и критерии
эффективности?
8. Что
такое физические способности, кондиционная
и координаци-онная подготовка?
9. Какова
взаимосвязь техники, тактики, физических
способностей в процессе соревновательной
и тренировочной деятельности?
Волнообразность и вариативность нагрузок
Волнообразная динамика нагрузок характерна для различных структурных единиц тренировочного процесса. При этом наиболее четко волны нагрузок просматриваются в относительно крупных его единицах. В отдельных же микроциклах и даже мезоциклах могут наблюдаться иные варианты динамики нагрузок (например, постепенное возрастание или убывание). Однако при рассмотрении динамики нагрузок в серии микроциклов или двух-трех мезоциклах уже легко проследить ее закономерные волнообразные колебания.
Волнообразность нагрузок позволяет выявить в различных структурных единицах тренировочного процесса зависимость между объемом и интенсивностью работы, соотношение работы различной преимущественной направленности, зависимость между периодами напряженной тренировки и относительного восстановления, между различными по величине и направленности нагрузками отдельных тренировочных занятий.
Строгие временные закономерности колебаний различных волн выделить сложно, так как они определяются многими факторами, в числе которых — этап многолетней и годичной подготовки, индивидуальные качества спортсменов, особенности подготовки к выступлению в конкретном соревновании. Однако в общих чертах они сводятся к следующему. Волны объема тренировочной работы и ее интенсивности, как правило, противоположно направлены. Большие величины объема работы (например, на первом этапе подготовительного периода) сопровождаются относительно невысокой ее интенсивностью; возрастание интенсивности с увеличением доли средств специальной подготовки неизбежно влечет за собой уменьшение объема работы.
Разнонаправленный характер в рамках тренировочных макроциклов обычно имеют и величины объема работы различной преимущественной направленности. Периоды напряженной работы и больших нагрузок в мезоциклах и микроциклах чередуются с периодами спада нагрузок, в течение которых создаются условия для восстановления и эффективного протекания адаптационных процессов.
Таким образом, волнообразное изменение тренировочных нагрузок позволяет избежать противоречий между видами работы различной преимущественной направленности, объемом и интенсивностью тренировочной работы, процессами утомления и восстановления и, следовательно, является инструментом реализации в тренировочном процессе ряда важнейших закономерностей спортивной тренировки (Матвеев, 1977; 2001; Вотра, 2001; Smith, Norris, 2002). Вариативность нагрузок обуславливается многообразием задач, стоящих перед спортивной тренировкой, необходимостью управления работоспособностью спортсменов и процессами восстановления в различных структурных образованиях тренировочного процесса.
Широкий спектр методов и средств спортивной тренировки, обеспечивающих разнонаправленные воздействия на организм спортсменов, применение различных по величине нагрузок в тренировочных занятиях и их частях, микро- и мезоциклах, а также в более крупных структурных образованиях определяют вариативность нагрузок в тренировочном процессе.
Вариативность нагрузок позволяет обеспечить всестороннее развитие качеств, определяющих уровень спортивных достижений, а также их отдельных компонентов. Она способствует повышению работоспособности при выполнении отдельных упражнений, программ занятий и микроциклов, увеличению суммарного объема работы, интенсификации восстановительных процессов и профилактике явлений переутомления и перенапряжения функциональных систем.
4.5. Обучение игровой и соревновательной деятельности
Интегральная
подготовка представляет собой связующее
звено тренировки и календарных игр —
официальных соревнований. При помощи
интегральной подготовки спортсмены
научаются максимально реализовывать
в специфической для спортивной игры
игровой и соревновательной деятельности
все то, что «нарабатывается»
в процессе обучения, в тренировочных
занятиях (тренировочные
эффекты).
Трансформация
тренировочных эффектов в результативность
игровых действий достигается посредством:
во-первых, совмещения (сопряжения)
компонентов тренировки — физической и
технической, технической и тактической;
во-вторых, чередования и переключения
технических приемов, тактических
действий
и упражнений, для развития специальных
физических качеств; в-третьих,
системы заданий в учебных играх и
установок в контрольных играх;
в-четвертых, календарных игр как высшей
формы интегральной подготовки.
Особенно эффективна и незамени-
70
ма интегральная
подготовка в период, предшествующий
соревнованиям.
Недооценка (а
нередко и недопонимание сущности)
интегральной подготовки существенно
снижает эффективность подготовки
спортсменов в игровых видах спорта.
На рисунке 16 показан
системный характер интегральной
подготовки в процессе обучения
спортивной игре, тренировке на более
высоком уровне подготовленности.
В
каждом виде подготовки — технической,
тактической, физической, интеллектуальной
(теоретической) и психической — содержатся
специфические
для каждого вида задачи, средства и
методы, им уделяется
большое внимание. Кроме того, в каждом
виде должен быть «блок
взаимосвязей» внутри и с другими видами
подготовки
Блоки взаимосвязей
образуют ядро первичной интеграции.
Вторичную интеграцию представляет
игровая деятельность, в которой уже в
тесной взаимосвязи выступают все виды
подготовки, отдельные тренировочные
эффекты. Высший уровень в этой системе
занимает соревновательная деятельность
(рис. 16).
71
Таким образом,
содержание и структура соревновательной
деятельности являются исходным
фактором для построения структуры
обучения навыкам спортивной игры и
обеспечения системы взаимосвязей
компонентов с тем, чтобы они проявлялись
эффективно, целостно в игровой и в
конечном счете в соревновательной
деятельности.
В
главах 6-11 по каждой спортивной игре
представлены подготовительные
игры, конкретные задания по технике и
тактике в учебной
игре.
На основе положений
об интегральной подготовке и модельных
упражнений можно выстроить систему
тренировочных, интегральных
воздействий, которые окажут заметный
эффект в освоении технико-тактического
содержания конкретной спортивной игры
и достижении высоких спортивных
результатов. Во втором разделе представлен
материал, отражающий специфику каждой
спортивной игры.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Глава 2. Соревновательная деятельность в спортивных играх и система соревнований
Соревнования
составляют отличительную особенность
спорта, они являются важнейшим компонентом
системы подготовки спортсменов (см.
главу 5) и ориентиром для построения
спортивной тренировки.
Специфика
соревновательной деятельности во
многом определяет
направление и содержание многолетней
подготовки спортсменов (принципы,
средства, методы, программирование
процесса тренировки,
отбор, оценка тренированности, оценка
способностей спортсмена, контроль за
его текущим состоянием и др.).
Соревновательная
деятельность тесно связана со спортивным
результатом.
Это обусловливает необходимость
тщательного изучения содержания
соревновательной деятельности, выявления
факторов, определяющих
достижение высоких спортивных
результатов.
Структура
соревновательной деятельности и
факторы, обусловливающие ее
эффективность, служат основой при
построении процесса подготовки
спортсменов и эффективного управления
этим процессом.
17.1. Психологическая структура учебно-тренировочной деятельности
Спортивная
тренировка есть система воздействия
на организм, психику и личность спортсмена
с помощью физических упражнений. Основной
целью спортивной тренировки является
подготовка спортсмена к участию в
спортивных соревнованиях и достижения
высоких результатов в избранном виде
спорта.
В процессе
учебно-тренировочной деятельности
спортсмен развивает свои двигательные
качества — силу, выносливость, ловкость,
быстроту и гибкость. Он обучается и
совершенствуется в наиболее целесообразном
исполнении приемов и способов двигательных
действий в избранном виде спорта, лежащих
в основе технического мастерства.
Он обучается и совершенствуется в
способах программирования и
непосредственного исполнения двигательных
действий в процессе учебно-тренировочной
и соревновательной деятельности.
Качества личности
и психики, их развитие и совершенствование,
входят в число задач учебно-тренировочной
деятельности в спорте, т.е. являются
объектом психолого-педагогического,
методического воздействия на
спортсмена в процессе спортивной
тренировки.
Учебно-тренировочная
деятельность в спорте, в конечном итоге,
направлена на достижение и проявление
высокого состояния работоспособности
спортсмена — состояние
тренированности.
Состояние тренированности является
совокупностью различных видов
подготовленности спортсмена —
физической, технической, тактической,
теоретической и психологической. Высшей
ступенью состояния тренированностью
является состояние
спортивной
формы,
когда спортсмен способен показывать
самые высокие результаты. Состояние
спортивной формы как раз и характеризует
различные виды готовности спортсмена
выступать на соревнованиях в конкретных
видах спортивной деятельности.
В состоянии
спортивной формы:
— повышается
скорость простой двигательной реакции,
совершенствуются различные сложные
реакции;
— процессы
«чувственного различения» — различные
ощущения и
восприятия — становятся
более четкими и действенными и очень
часто
проявляются в виде специализированных
восприятий – «чувства времени», «чувства
воды», «чувства дистанции», «чувства
снаряда» и др.;
— увеличивается
способность проявлять основные свойства
внимания — интенсивность, устойчивость,
переключение, распределение,
объем и
концентрация, что способствует более
действенному контролю спортсменом
своего состояния;
— улучшается
функционирование сознания спортсмена
и проявления интеллектуальных
способностей в организации и управлении
своими действиям;
ярко
проявляются качества личности спортсмена,
его нравственность, воля, эмоциональность
и др. в их высшем выражении.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Глава 2. Соревновательная деятельность в спортивных играх и система соревнований
Соревнования
составляют отличительную особенность
спорта, они являются важнейшим компонентом
системы подготовки спортсменов (см.
главу 5) и ориентиром для построения
спортивной тренировки.
Специфика
соревновательной деятельности во
многом определяет
направление и содержание многолетней
подготовки спортсменов (принципы,
средства, методы, программирование
процесса тренировки,
отбор, оценка тренированности, оценка
способностей спортсмена, контроль за
его текущим состоянием и др.).
Соревновательная
деятельность тесно связана со спортивным
результатом.
Это обусловливает необходимость
тщательного изучения содержания
соревновательной деятельности, выявления
факторов, определяющих
достижение высоких спортивных
результатов.
Структура
соревновательной деятельности и
факторы, обусловливающие ее
эффективность, служат основой при
построении процесса подготовки
спортсменов и эффективного управления
этим процессом.
Единство и взаимосвязь структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности
В основе данного принципа лежат закономерности, отражающие структуру, взаимосвязь и единство соревновательной и тренировочной деятельности. Рациональное построение процесса подготовки предполагает его строгую направленность на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное ведение соревновательной борьбы. Это возможно лишь при наличии развернутых представлений о факторах, определяющих эффективную соревновательную деятельность, о взаимосвязях между структурой соревновательной деятельности и подготовленности. В этом плане необходимо четко уяснить субординационные отношения между составляющими соревновательной деятельности и подготовленности:
- соревновательная деятельность как интегральная характеристика подготовленности спортсмена;
- основные компоненты соревновательной деятельности (старт, уровень дистанционной скорости, финиш в циклических видах спорта, важнейшие технико-тактические элементы — в спортивных играх, единоборствах, сложнокоординационных видах спорта и т. д.);
- интегральные качества, определяющие эффективность действий спортсмена при выполнении основных составляющих соревновательной деятельности (например, по отношению к уровню дистанционной скорости — это специальная выносливость и скоростно-силовые способности);
- основные функциональные параметры и характеристики, определяющие уровень развития интегральных качеств (по отношению к специальной выносливости — это показатели мощности и емкости систем энергообеспечения, экономичности работы, устойчивости и подвижности в деятельности основных функциональных систем и др.);
- частные показатели, определяющие уровень основных функциональных параметров и характеристик (например, по отношению к максимальному потреблению кислорода — интегральной характеристике аэробной производительности — это процент МС-волокон мышц, объем сердца, сердечный выброс, емкость капиллярной сети, активность аэробных ферментов и др.).
Следует отметить, что интегральные качества, определяющие эффективность действий спортсмена при выполнении основных составляющих соревновательной деятельности, проявляют значительно большую вариабельность, чем основные компоненты соревновательной деятельности, и меньшую, чем основные функциональные параметры и характеристики, определяющие уровень развития интегральных качеств, и их частные характеристики.
Такой подход позволяет упорядочить процесс управления, тесно увязать структуру соревновательной деятельности и соответствующую ей структуру подготовленности с методикой диагностики функциональных возможностей спортсменов, характеристиками моделей соответствующих уровней, системой средств и методов, направленных на совершенствование различных компонентов подготовленности и соревновательной деятельности (Platonov, 2002). Этим принципом особо следует руководствоваться при создании системы поэтапного управления, разработке перспективной программы на относительно длительный период подготовки.
Единство и взаимосвязь тренировочного процесса и соревновательной деятельности с внетренировочными факторами
В современном спорте достижения высших спортивных результатов все в большей мере определяются так называемыми внетренировочными и внесоревновательными факторами в спорте. Обусловлено это многими причинами. Во-первых, с каждым годом остается все меньше резервов для повышения эффективности тренировочного процесса на основе использования традиционных тренировочных средств и методов. Это вполне естественно, так как многочисленные и широкомасштабные исследования в сфере теории и методики підготовки спортсменов и многих смежных дисциплин (кинезиологии, спортивной морфологии, физиологии, биохимии, спортивной медицины, психологии спорта и др.) и внедрение их результатов в практику оставляют все меньше возможностей для роста спортивных результатов за счет средств и методов совершенствования технико-тактического мастерства, повышения уровня физической и психологической подготовленности спортсменов, повышения эффективности построения различных структурных элементов тренировочного процесса. Во-вторых, в последнее десятилетие все в большей мере проявляется тенденция к повышению спортивной результативности за счет внешних факторов (спортивное оборудование и инвентарь, разрешенные и запрещенные средства стимуляции эффективности тренировочной и соревновательной деятельности, среднегорная и высокогорная подготовка, тренажеры и др.)
И, наконец, в-третьих, интенсивная коммерциализация и политизация спорта приводит к внедрению в сферу подготовки и соревновательной деятельности спортсменов самых передовых достижений научно-технического прогресса, что обусловлено обостренным вниманием к его развитию государственных деятелей различных стран, стремлением крупнейших фирм-производителей различных товаров не только расширять производство и ассортимент товаров для спорта, но и отождествлять результаты своей деятельности с развитием спорта высших достижений, ростом спортивных рекордов в различных его видах, мастерством отдельных выдающихся спортсменов
Таким образом, становится очевидной необходимость выделения нового принципа спортивной подготовки — взаимосвязи и единства в системе спортивной подготовки тренировочного процесса и соревновательной деятельности с внетренировочными и внесоревновательными факторами.
Этот принцип предполагает учет возможности роста спортивных достижений за счет:
- применения средств восстановления и стимуляции работоспособности спортсмена;
- использования специальных диет, соответствующих специфике вида спорта и особенностям подготовки спортсменов;
- применения среднегорной, высокогорной и искусственной гипоксической тренировки;
- оптимизации подготовки в условиях высоких и низких температур окружающей среды;
- преодоления нарушения циркадных ритмов вследствие дальних перелетов к местам подготовки и соревнований;
- использования эффективного спортивного инвентаря и спортивной формы;
- применения высокоточной диагностической и управляющей аппаратуры, эффективного тренажерного оборудования.
Структура соревновательной деятельности
Основные
параметры соревновательной деятельности
выделяются и фиксируются посредством
специальных наблюдений в условиях
крупнейших соревнований за действиями
сильнейших волейболистов мира. Признаки,
отражающие параметры соревновательной
деятельности, называют целевыми, так
как их выполнение обеспечивает достижение
поставленной цели — победить в
соревнованиях.
Победа
представляет собой конечную цель
соревновательной деятельности
волейболистов, достижение ее складывается
из последовательного решения спортсменами
ряда возникающих перед ними частных
задач. Элементы деятельности по выполнению
частных задач называют действиями.
Действия, в свою очередь, состоят из
операций. Содержание действий операций
и условия, в которых выполняет их
волейболист в процессе соревнований,
и определяют структуру соревновательной
деятельности.
Только
располагая показателями соревновательной
деятельности каждого волейболиста,
можно оценить эффективность его действия
и определить пути совершенствования
его мастерства в процессе тренировки.
Рис. |
Структуру
соревновательной деятельности
волейболистов составляют компоненты,
которые иерархически расположены в
несколько уровней по принципу матрешек
(рис. 1).
Первый
компонент (верхний уровень) составляет
системно-целостное противоборство
волейболистов двух команд, в котором
представлены и результируют все
компоненты структуры в их взаимосвязи.
Второй
компонент составляют командные
тактические действия в нападении и
обороне: если в определенный момент для
одной команды действия нападающие, то
для другой команды в этот же момент
действия будут защитные. Команды
поочередно находятся в роли нападающих
и защищающихся. Система игры в нападении
или обороне — определяющий фактор выбора
технико-тактических действий. Так, при
приеме подачи команда, учитывая
возможности своих игроков и особенности
защиты соперников, выбирает ту или иную
систему игры в нападении, а соперники
противопоставляют этому свою систему
обороны.
Третий
компонент образуют групповые тактические
действия в нападении (комбинации) и
обороне — в них реализуются командные
тактические действия. Как и командные
тактические действия, групповые действия
осуществляются одновременно: игроки
одной команды выполняют тактическую
комбинацию в нападении, игроки другой
команды взаимодействуют между собой,
организуя защитные действия против
конкретной комбинации и ее исполнителей.
Таким образом, групповые тактические
действия зависят от принятой системы
игры и являются ее продолжением.
Четвертый
компонент структуры образуют индивидуальные
тактические действия в нападении и
защите. Индивидуальные действия напрямую
связаны с групповыми. При нападении
индивидуальные действия зависят от
тактической комбинации, с одной стороны,
и защитных действий конкретных игроков
команды соперника — с другой; при защите
— от системы защиты, от групповых действий,
а также от конкретных исполнителей,
завершающих тактическую комбинацию
нападения в команде соперника.
Пятый
компонент структуры составляют приемы
(техника) игры, при помощи которых
волейболисты непосредственно воздействуют
на мяч (ударные действия). Приемы игры
подразделяются на приемы игры в нападении
и защите. Это заключительный шаг в
развитии соревновательных действий:
командные, групповые, индивидуальные
(тактические) приемы игры (технические).
Качество этого компонента непосредственно
отражается на эффективности соревновательной
деятельности (выигрыш очка, подачи или
соответственно проигрыш).
Шестой
компонент составляют физические
способности, обеспечивающие эффективность
и надежность технико-тактических
действий в игровой соревновательной
деятельности (скоростные, силовые,
скоростно-силовые, выносливость,
ловкость, гибкость). Первостепенное
значение здесь имеет уровень развития
физических способностей и умение
реализовать их в процессе выполнения
технико-тактических действий.
Седьмой
компонент составляют психические
качества и свойства личности волейболистов.
Уровень развития этих качеств и степень
проявления в условиях соревновательной
деятельности существенно влияют на ее
эффективность
Особенно это важно при
равном уровне спортивного мастерства
волейболистов
Восьмой
и девятый компоненты составляют
функциональные возможности и
морфологические признаки организма
волейболистов, обеспечивающие им
надежность и эффективность
технико-тактических действий на
протяжении всей соревновательной
деятельности.
Глава 2. Соревновательная деятельность в спортивных играх и система соревнований
Соревнования
составляют отличительную особенность
спорта, они являются важнейшим компонентом
системы подготовки спортсменов (см.
главу 5) и ориентиром для построения
спортивной тренировки.
Специфика
соревновательной деятельности во
многом определяет
направление и содержание многолетней
подготовки спортсменов (принципы,
средства, методы, программирование
процесса тренировки,
отбор, оценка тренированности, оценка
способностей спортсмена, контроль за
его текущим состоянием и др.).
Соревновательная
деятельность тесно связана со спортивным
результатом.
Это обусловливает необходимость
тщательного изучения содержания
соревновательной деятельности, выявления
факторов, определяющих
достижение высоких спортивных
результатов.
Структура
соревновательной деятельности и
факторы, обусловливающие ее
эффективность, служат основой при
построении процесса подготовки
спортсменов и эффективного управления
этим процессом.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Цикличность процесса подготовки
Одним из основных принципов спортивной подготовки является цикличность, которая проявляется в систематическом повторении относительно законченных структурных единиц тренировочного процесса — отдельных занятий, микроциклов, мезоциклов, периодов, макроциклов.
Различают микроциклы продолжительностью от 2—3 до 7-10 дней; мезоциклы — от 3 до 5-6 недель; периоды — от 2-3 недель до 4-5 месяцев, макроциклы — от 2-4 до 12 месяцев и более (в частности, четырехлетние (олимпийские) макроциклы).
Построение подготовки на основе различных циклов дает возможность систематизировать задачи, методы и средства процесса подготовки и реализовать другие его принципы: непрерывность; единство общей и специальной подготовки; единство постепенности увеличения нагрузки и тенденции к максимальным нагрузкам; волнообразность и вариативность нагрузок.
Рациональное построение циклов тренировки имеет особое значение в настоящее время, когда одним из важнейших резервов совершенствования системы тренировки является оптимизация тренировочного процесса при относительной стабилизации количественных параметров тренировочной работы, достигших уже околопредельных величин.
Основные методические положения, вытекающие из принципа цикличности, четко сформулированы Л. П. Матвеевым (1977):
- при построении тренировки следует исходить из необходимости систематического повторения ее элементов и одновременного изменения их содержания в соответствии с закономерностями процесса подготовки;
- рассматривать любой элемент процесса подготовки в его взаимосвязи с более и менее крупными составляющими структуры тренировочного процесса;
- выбор тренировочных средств, характер и величину нагрузок осуществлять в соответствии с требованиями закономерно чередующихся этапов и периодов тренировки, находя их соответствующее место в структуре тренировочных циклов.
Глава 2. Соревновательная деятельность в спортивных играх и система соревнований
Соревнования
составляют отличительную особенность
спорта, они являются важнейшим компонентом
системы подготовки спортсменов (см.
главу 5) и ориентиром для построения
спортивной тренировки.
Специфика
соревновательной деятельности во
многом определяет
направление и содержание многолетней
подготовки спортсменов (принципы,
средства, методы, программирование
процесса тренировки,
отбор, оценка тренированности, оценка
способностей спортсмена, контроль за
его текущим состоянием и др.).
Соревновательная
деятельность тесно связана со спортивным
результатом.
Это обусловливает необходимость
тщательного изучения содержания
соревновательной деятельности, выявления
факторов, определяющих
достижение высоких спортивных
результатов.
Структура
соревновательной деятельности и
факторы, обусловливающие ее
эффективность, служат основой при
построении процесса подготовки
спортсменов и эффективного управления
этим процессом.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной