Чеснова е.л. педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование — файл n1.doc

Социальная сфера

Несомненно, высочайшие требования к спортсменам способствуют закалке не только физической силы, но и духовной. Кроме того, на тренировках человек контактирует со многими людьми, а именно: со своей сборной, тренером, болельщикам и т. д. Все это способствует социализации спортсмена, делает его более социально активным.

Особенно способствует этому командный спорт. Какой-нибудь хоккей или футбол, в которых люди играют командами, позволяет ребенку полноценно реализовать свой социальный потенциал в коллективе, найти друзей. Ни для кого не секрет, что в спорте нередко случаются размолвки и ссоры, однако спортсмены с детства учатся решать их, что впоследствии может помочь им и в дальнейшей жизни.

К социальным функциям спорта относится, в первую очередь, личностное воспитание человека, его нравственное развитие, обучение порядкам, принятым в обществе.

Однако, существует обратная сторона медали. Многие, вероятно, слышали внушающие ужас истории о том, как фигуристы, например, могут испортить своим конкурентам лезвия на коньках. Все это делает спорт травмоопасным не только в физическом, но и в моральном плане. Ведь зависть, склоки и сплетни — норма для некоторых людей, что основательно вредит нравственному облику спортсмена. Но, тем ценнее качества человека, чем сложнее ему сохранить их в поистине «змеином» коллективе.

Помимо этого, спорт входит в социально-педагогическую систему. А следовательно, социальные функции спорта и культуры, сопряженные с физической активностью, представляют собой прекрасное средство физического воспитания, которое может пригодиться в военной деятельности, а также при занятиях физическим трудом на рабочем месте.

Возникновение элементов физической культуры в первобытном обществе

Первобытное
общество 2.000.000 лет до н.э. — 5.000 лет до
н.э.

Характерные
особенности первобытного общества
определяют и особенности физической
культуры и физического воспитания в
это время.

1)
Отсутствие врожденных программ поведения,
необходимость соперничать с природой
→ основные требования к человеку:
выносливость, физическая сила, навыки
добывания пищи → необходимость обучения,
ФВ и закалки → их обязательность для
всех членов сообщества.

2)
Синкретичность, неразделенность сфер
деятельности, мифологичность сознания
→ тесная связь ФВ с обрядами и прежде
всего инициаций — обрядов посвящения,
при переходе из одной возрастной группы
в другую, где демонстрировалось и
доказывалось владение ЗУНами и
выносливость.

3)
Жёсткая поло-возрастная иерархия
общества → раздельное физическое
воспитание мальчиков и девочек.

4)
ФВ возникает и развивается как обучение
навыкам охоты, собирательства, рыболовства,
позднее земледелия и скотоводства →
прикладной характер ФК и ФВ.

Древнейшей
формой организации ФВ были игры.

Классификации
игр:

1.
По социальным функциям:

а)
воспроизводство трудового процесса,

б)
обучение навыкам,

в)
магический обряд.

2.
По двигательным навыкам:

а)
манипуляционные — владение, манипулирование
предметом,

б)
локомоционные — владение собственным
телом,

в)
трофейные — владение навыками захвата
и удержания предмета,

г)
социальные прежде всего иерархические
— владение навыками совместной
деятельности, доминирования и подчинения.

3.
По характеру:

а)
натуралистический,

б)
символический,

в)
состязательный.

Уже
в родовом обществе игры и физические
упражнения выделяются в самостоятельные
виды деятельности, превращаясь в средство
воспитания подрастающего поколения и
развлечения взрослых (тренировка и
самоутверждение).

Для
ФК первобытного общества характерны:
тесная и непосредственная связь с
трудом, бытом и магией, бесклассовый
характер, доступность и обязательность
для всех членов рода или племени. Спорт
как самостоятельная сфера деятельности
отсутствует.

3.1. Направления адаптивного спорта

Адаптивный
спорт, активно развивающийся в настоящее
время во всем мире, включает в себя три
основные разновидности: Паралимпийское,
Специальное Олимпийское движения и
Всемирные игры глухих («Тихие игры»)
(Евсеев С.П.,
2000).

Многолетний
опыт отечественной и зарубежной практики
в области спорта инвалидов свидетельствует
о том, что для данного контингента
тренировочный процесс и участие в
соревнованиях являются действенными
способами физической, психической,
социальной адаптации (Рубцова И.О.,
1998).
Учебно-тренировочный процесс
рассматривается как врачебно-педагогическая
дисциплина, где в оптимальном соотношении
функционируют лечебные и педагогические
факторы, обеспечивающие реализацию
физического, интеллектуального,
эмоционально-психического потенциала
спортсмена-инвалида, удовлетворяющие
эстетические и этические потребности,
стремление к физическому совершенствованию
(Сермеев Б.В., Григоренко В.Г. и др.,
1991).

В спорте инвалидов
в настоящее время можно выделить два
направления: рекреационно-оздоровительный
и спорт высших достижений.

В
рамках первого направления спорт
выполняет оздоровительно-рекреативную
функцию, выступая как средство и метод
достижения эффективного здорового
отдыха
– развлечения,
восстановления и поддержания оперативной
работоспособности, организации
интересного эмоционального досуга
(Ричард К.,
1980; Матвеев
Л.П.,
1997). Разумеется,
эта практика условно может быть отнесена
к спорту, поскольку в ней выражены лишь
некоторые его типичные черты:
систематическая тренировка, специализация
в избранном виде спорта, участие в
соревнованиях и др. Такая форма спортивной
деятельности общедоступна, реализуется
добровольно, в свободное время и не
является доминирующей деятельностью
в жизни инвалида. К числу наиболее
популярных видов спорта относятся
плавание, легкая атлетика, в том числе
в колясках, тяжелая атлетика, лыжный
спорт, стрельба, различные виды гимнастики,
включая шейпинг и аэробику, фигурное
катание на коньках, танцы, спортивные
игры (баскетбол, в том числе в
креслах-колясках, сидячий волейбол,
мини-футбол, большой и настольный теннис,
хоккей на полу, бильярд, дартс, голбол,
городки), оздоровительные виды восточных
единоборств и др. В зависимости от того,
в какой социальной сфере культивируется
оздоровительно-рекреативный спорт,
специфика занятий модифицируется
соответственно условиям, составу групп
(однородных по нозологии или
интегрированных), возрасту, интересам
занимающихся (школьный, студенческий
спорт и др.).

Главные
стратегические принципы педагогической
деятельности в этой работе следующие:
адекватность содержания физической
подготовки и ее условий индивидуальному
состоянию человека, гармонизация и
оптимизация физической тренировки,
свобода выбора формы физической
активности в соответствии с личными
склонностями и способностями каждого
человека (Бальсевич В.К.,
1990).

Спорт
высших достижений имеет более сложную
структуру и содержание тренировочного
процесса. Путем отбора сильнейших,
наиболее талантливых спортсменов в
разных нозологических группах инвалидов
формируются составы сборных команд
страны по видам спорта Паралимпийской
программы (Симаков Ю.П.,
1991). Технология
тренировочного процесса строится на
основе закономерностей срочной и
долговременной адаптации организма к
физической нагрузке (Меерсон Ф.З.,
Пшенникова М.Г,
1989), принципов
и закономерностей спортивной тренировки,
разработанных в теории спорта (Дьячков
В.М.,
1972; Матвеев
Л.П.,
1977,1997; Годик
М.А.,
1980; Платонов
В.Н.,
1987).

Влияние спорта на организм ребенка

Движение — одно из естественных потребностей человека с рождения. Оно выполняет ключевые функции по поддержанию здоровья и обеспечению надлежащего физического и психического развития.

По этой причине детей следует приучать к физической активности с детства. Это не только защитит кроху от серьёзных заболеваний во взрослом возрасте, но и активизирует такие важные личностные качества, как самостоятельность и стрессоустойчивость.

Положительные моменты в жизни детей, занимающихся спортом

Физические нагрузки играют большую роль в жизни растущего организма. Прежде всего, они способствуют развитию мышц, правильному росту тела, развивают у ребёнка элементарные двигательные навыки, стимулируют сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.

Активная деятельность также служит эффективным инструментом для успешной и безболезненной адаптации малыша к изменяющимся социальным условиям. Физические нагрузки повышают устойчивость маленького организма к различным воздействиям естественной среды, в том числе климатическим — изменениям температуры, влажности воздуха и ветру.

Ребёнок, который занимается спортом не менее 2–3 раз в неделю, более устойчив к стрессу и инфекциям. Непоседливый малыш эффективнее развивает свою самостоятельность, усваивает правила и принципы, отвечающие за гармонию окружающего его мира. На примере спорта ребёнок начинает изучать элементарные понятия социального поведения, в том числе здоровую конкуренцию.

Регулярная физическая активность уравновешивает силу негативных факторов современного электронного мира, влияющих на ребёнка в течение дня. Это телевизор, компьютер, смартфон, иммобилизация в школе во время многочасовых уроков и так далее.

Физическая активность защищает детей от распространённых заболеваний, включая ожирение, дефекты осанки, мышечную недостаточность, астму, диабет, неврозы и депрессию.

Виды физической активности для самых маленьких

Детям дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется играть в весёлые игры, танцевать и заниматься гимнастикой. Идеальным дополнением будут игры с родителями — борьба, бег, прыжки, броски.

Рекомендуются ежедневные прогулки, занятия на детской площадке, подъём по лестнице. В течение недели ребёнок должен ездить на велосипеде, роликах или скутере, а также посещать уроки танцев, боевых искусств или плавания.

Спортивные занятия для детей должны включать в себя корректирующие упражнения в низких положениях, потому что они помогают в формировании правильной осанки тела

Ребёнок, который проводит много часов в школе, не получает физической активности в полной мере, поэтому необходимо уделять особое внимание организации свободного времени

Упражнения, которые не рекомендованы детям

Несмотря на все положительные моменты, не все упражнения подойдут для детей. Некоторые из них могут перетруждать ребёнка, привести к опасным деформациям тела. Кроме того, формирующееся и постоянно растущее тело может быть перегружено, что так же опасно, как и полное отсутствие физической активности.

Дети должны выполнять силовые упражнения с небольшой нагрузкой, избегать выпрямления голени в положении сидя и слишком частых приседаний, приводящих к повреждению коленного хряща.

Физическая активность является важным элементом правильного развития организма. Она стимулирует не только мышцы, но и разум, психику. Активные дети, как правило, более здоровы, развиты и счастливы.

Немного о физических качествах

Принято вести речь о пяти основных физических качествах — силе, быстроте, выносливости, гибкости и ловкости. Проявление их зависит от функциональных характеристик организма и подготовленности его к нагрузкам.

В частности, под силовыми способностями (силой) в сфере физического воспитания понимается способность к преодолению внешнего сопротивления либо противодействию таковому при помощи мышечного напряжения. Рост силы сопровождается ростом и утолщением мышечных волокон. Всем известно, что мышечных групп существует много. Развивая определенные из них, возможно изменить телосложение (наглядный пример — гимнасты-атлеты).

Другая характеристика — быстрота — представляет собой комплекс таких функциональных человеческих свойств, которые непосредственно определяют скоростные характеристики движения человека в совокупности с его двигательными реакциями. Неправильно путать быстроту движений и скорость перемещения. Например, у конькобежца скорость по сравнению с бегуном-спринтером значительно больше, но второй опережает его по частоте (быстроте) движений. Именно потому новейшие исследования в области теории спорта предпочитают термин «быстрота» заменить на понятие скоростных способностей.

Допинг

Начало использования

1865 год — первый зарегистрированный случай употребления допинга голландскими пловцами.

История

В действительности история допинга насчитывает примерно столько же лет, сколько и сам спорт. Люди всегда пытались увеличить возможности человеческого тела, поэтому тщательно изучали, какие вещества помогают спортсмену выступать лучше. Еще античные атлеты применяли допинг, правда, тогда он был куда безобиднее. Среди популярных средств были гашиш, грибы и даже бараньи яички, которые повышали уровень тестостерона у мужчин. В Древнем Риме и Древнем Египте также пользовались стимулирующими продуктами. Спортсмены верили в силу бычьей крови, толченых копыт, а также меда и фиников. К началу XX века в качестве допинга уже использовались искусственно синтезированные кодеин, кофеин, стрихнин и другие препараты, которые не раз приводили к смерти спортсменов.

Что изменилось

Первые попытки борьбы с допингом начались в 1928 году, когда Международная любительская легкоатлетическая федерация (IAAF) запретила употребление стимулирующих препаратов в своих дисцип­линах. Однако консолидированный отпор допингу начали оказывать лишь в 1963 году. Тогда Совет Европы создал комиссию для борьбы с запрещенными препаратами в спорте. На следующий год МОК принял Медицинский кодекс, а в 1968 году на Олимпиаде в Мехико были введены первые пробы на допинг.

В настоящее время спорт подразделяется на:

массовый
спорт (спорт для всех);

спорт
высших достижений (олимпийский спорт);

профессиональный
спорт (зрелищно-коммерческий спорт).
(Концепция развития физкультуры и спорта
в Российской Федерации на период до
2005 года //Спорт для всех .№1, 2001, с.4-10).

Массовый
спорт

представляет собой регулярные занятия
и участие в соревнованиях представителей
различных возрастных групп в доступных
им видах спорта с целью укрепления
здоровья, коррекции физического развития
и телосложения, повышения общей и
специальной работоспособности, овладения
отдельными жизненно необходимыми
умениями и навыками, активного отдыха,
достижения физического совершенства.

Массовый
спорт дает возможность миллионам людей
совершенствовать свои физические
качества и двигательные возможности,
укреплять здоровье и продлевать
творческое долголетие, а значит,
противостоять нежелательным воздействиям
на организм современного производства
и условий повседневной жизни.

Задачи
массового спорта во многом повторяют
задачи физической культуры, но реализуются
спортивной направленностью регулярных
занятий и тренировок.

Ныне
действующая программа по учебной
дисциплине «Физическая культура»
для студентов высших учебных заведений
позволяет практически каждому здоровому
студенту и студентке любого вуза
приобщиться к массовому спорту. Это
можно сделать не только в свободное
время, но и в учебное. Причем вид спорта
или систему физических упражнений
выбирает сам студент.

Спорт
высших достижений

(олимпийский) — предполагает систематическую
плановую многолетнюю подготовку и
участие в соревнованиях в избранном
виде спорта с целью достижения максимально
возможных спортивных результатов,
победы на крупнейших спортивных
соревнованиях.

Сегодня
спорт высших достижений — пока единственная
модель деятельности, при которой у
выдающихся рекордсменов функционирование
почти всех систем организма может
проявляться в зоне абсолютных
физиологических и психологических
пределов здорового человека. Это
позволяет не только проникнуть в тайны
максимальных человеческих возможностей,
но определить пути рационального
развития и использования имеющихся у
каждого человека природных способностей
в его профессиональной и общественной
деятельности, повышения общей
работоспособности.

Профессиональный
спорт

(зрелищно-коммерческий спорт) —
коммерческо-спортивная деятельность,
предусматривающая экономическую
эффективность и высокую
информационно-развлекательную ценность
спортивно-зрелищных мероприятий.

ФИЗИЧЕСКОЕ
УПРАЖНЕНИЕ — ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ

Основным
средством физического воспитания

является физическое упражнение.

Физическое
упражнение — это двигательное действие,
специально организованное для решения
задач физического воспитания в
соответствии с его закономерностями.

Из
определения понятно, что не всякое
двигательное действие является физическим
упражнением. Нередко можно встретить
ошибочное мнение, когда двигательная
нагрузка на садовом участке, на огороде,
по уборке квартиры и т.п. рассматривается
как заменитель занятий физическими
упражнениями. Поэтому необходимо указать
на отличительные признаки физического
упражнения от трудового двигательного
действия.

Во-первых,
физическим упражнением решается
педагогическая задача (физическое
упражнение направлено на «себя»,
свое физическое совершенствование),
трудовым двигательным действием решается
производственная задача (двигательное
действие направлено на предмет
производственной деятельности).

Во-вторых,
физическое упражнение выполняется в
соответствии с закономерностями
физического воспитания, а трудовое
двигательное действие — в соответствии
с закономерностями производства.

В-третьих,
трудовые двигательные действия при
благоприятных условиях могут положительно
влиять на физическое развитие человека,
однако только комплексы физических
упражнений создают возможности для
развития всех органов и систем организма
в оптимальном соотношении.

Дополнительными
средствами физического воспитания
могут выступать природные факторы
(солнечная радиация, воздушная и водная
среды), гигиенические факторы (личная
и общественная гигиена труда, питание,
душ, сауна, массаж, искусственная
аэронизация, ультрофиолетовое облучение
и т.п.).

Физкультурно-оздоровительная работа

Развитые страны уже давно установили зависимость продолжительности жизни населения от политики государства в области физкультурно-оздоровительной работы с гражданами. Исследования показывают, что физкультура и спорт повышают сопротивляемость организма к различным болезням и улучшают общее состояние человека. Оздоровительные физкультурно-спортивные организации призваны удовлетворить потребность населения в укреплении и поддержании здоровья, реабилитации и проведении спортивного досуга. К подобным услугам относятся:

  • учебный и тренировочный процесс;
  • проведение занятий по физкультуре и спорту;
  • организация зрелищных мероприятий в сфере спорта;
  • предоставление населению сооружений, отвечающим всем требованиям для занятий спортом;
  • предоставление услуг образовательного и информационно-консультативного характера и пр.

Занятия по физкультуре и спорту включают работу в группах по общей физической подготовке и оздоровительной физкультуре, индивидуальные программы, организацию соревнований и различных видов досуга.

Организация и проведение физкультурно-спортивных мероприятий, а также спортивно-зрелищных предполагает проведение различных общественных праздников, вечеров, концертов, встреч, показательных выступлений. Учебный и тренировочный процесс направлен на оказание качественных услуг по формированию знаний, умений и навыков двигательных действий в конкретной спортивной дисциплине. Информационно-консультационные и образовательные услуги включают предоставление общей и подробной информации о предоставляемых услугах, тестирования, консультацию специалистов, составление рекомендаций, а также переподготовку и повышение квалификационных навыков в области ФКиС.

Оздоровительные физкультурно-спортивные организации различаются по формам собственности, деятельности, составу услуг. Их объединяет следование потребительским предпочтениям и требования к качеству оказываемых услуг.

Фотофиниш

Начало использования

1890 год, когда только с помощью фотокамеры удалось выяснить, какая из лошадей, участвовавших в скачках, первой пересекла финишную черту.

История

Фотофиниш впервые был официально применен на Олимпийских играх в Стокгольме в 1912 году. Сегодня он является одним из непременных атрибутов соревнований по легкой атлетике, вело- и мотоспорту, «Фор­мулы-1», а также целого ряда других видов с массовым финишем.

В 1926 году наметился очередной технический прорыв. Датская федерация легкой атлетики представила устройство, использующее ускоренную киносъемку. А в 1931 году появилась так называемая камера Кирби — высокоскоростная кинокамера, позволявшая совмещать фотофиниш и автохронометраж. Она имела два объектива: один был направлен на линию финиша, другой же снимал хронометр, запускавшийся от выстрела стартового пистолета. Пленка прогонялась внутри аппарата с рекордной скоростью — 128 кадров в секунду. Первая серийная система фото­финиша — Racend OMEGA Timer, позже переименованная в Photosprint — была представлена в 1949 году и уже в 1952-м применялась на зимней Олимпиаде в Осло. Именно этой системе мы и обязаны названием «фотофиниш».

Что изменилось

К началу XXI века фото­финиш стал цифровым. Несмотря на постоянные усовершенствования, система Photosprint имела целый ряд недостатков. Прежде всего, пленка быстро заканчивалась. Кроме того, бывали случаи, когда она рвалась и заминалась. В 1990 году появились первые цифровые системы фотофиниша, поначалу они применялись наряду с пленочными аппаратами. Но постепенно цифровой фотофиниш избавился от изъянов — низкого объема носителей и малой скорости передачи данных, — приобрел законченный вид и отправил своих целлулоидных предков в музей.

Заключение

Итак, мы рассмотрели организационные мероприятия, методы обеспечения, основные функции и планы развития физкультурно-оздоровительной работы в России. В заключение следует отметить, что сегодня принципиально важным является исполнение целого ряда функций в изученной сфере, осуществлением которых занимается Министерство спорта РФ

Среди них важно учесть следующие моменты:

Полноценное обеспечение политики государства в сфере физкультуры и спорта. Подготовка и дальнейшее представление в Правительство РФ проектов программ федерального значения, связанных с развитием физкультуры и спорта. Организация лицензионной деятельности в сфере физкультуры и спорта, а также обязательная сертификация соответствующих продуктов согласно действующему на территории Российской Федерации законодательству. Ежегодный анализ результатов деятельности и развития физкультуры и спорта на территории страны, а также утверждение актуальных мероприятий в данной сфере на следующий год. Руководство воспитанием граждан в физическом плане, внедрение физкультуры и спорта в трудовой режим, а также в отдых людей; организация спортивных соревнований массового типа, физкультурно-спортивных фестивалей, спартакиад, а также иных мероприятий, носящих физкультурно-оздоровительный характер; обеспечение полноценной подготовки резервов для сборных российских команд в соответствии с различными видами спорта. Разработка и последующее утверждение с учетом корректировок Олимпийского комитета, а также организаций физкультурно-спортивного плана актуальных норм подготовки разных категорий граждан. Разработка, согласование и последующее введение вместе с федеральной структурой исполнительной власти в сфере образования и федеральной структурой исполнительной власти в сфере здравоохранения в учебный процесс нормативных требований, связанных с физической подготовкой, которые являются обязательными для исполнения дошкольниками, школьниками и студентами

Важно дополнить, что данное положение относится к дошкольным и образовательным структурам, функционирующим на территории Российской Федерации. Внедрение в программы государственного значения физического воспитания разных категорий граждан на базе научных экспериментов и исследований в этой сфере новых разновидностей спорта и физических упражнений

Пропаганда физической культуры, здорового образа жизни, спорта, а также знаний касательно физической культуры и спортивных программ в массовом ключе. Издание литературы массового значения, выпуск кино- и видеоматериалов в этой сфере. Разработка нормативов федерального уровня, относящихся к финансированию спорта и физкультуры. Установление норм оказания населению услуг физкультурно-оздоровительного характера. Формирование льготных условий для инвалидов и детей желающих заниматься спортом. Аккредитация объединений физкультурно-спортивного типа с учетом корректировок Олимпийского комитета и прочее.

Помимо приведенных выше функций высшего органа управления в области физкультуры и спорта, существуют и другие моменты дополнительного характера. К ним можно отнести, например, финансирование, которое касается разных аспектов рассматриваемого вида деятельности. Так, именно из государственного бюджета предоставляются средства на проведение научных исследований в сфере физкультуры и спорта. Государство содержит центры спортивной подготовки, научные организации и образовательные структуры соответствующего профиля, а также многие другие подразделения. Оно принимает участие в подготовке сборных команд по различным видам спорта, представляющим страну во всем мире, а также в научно-методическом обеспечении. Сегодня государство предоставляет программное обеспечение системы физкультуры и спорта, осуществляет функции, связанные с изданием учебной, научной и научно-популярной литературы соответствующей тематики, согласно федеральной программе по развитию физкультуры и спорта. И наконец, именно государственными усилиями создается единая система обеспечения информацией в рассмотренной сфере.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий