Учебное пособие спортивная метрология — файл 1.doc

Введение в предмет спортивной метрологии

Спортивная метрология
— это наука об измерениях в физическом воспитании и спорте, её задача — обеспечение единства и точности измерений . Предметом спортивной метрологии является комплексный контроль в спорте и физическом воспитании, а также дальнейшее использование полученных данных в подготовке спортсменов .

Основы метрологии комплексного контроля

Подготовка спортсмена представляет собой управляемый процесс. Важнейшим ее атрибутом является обратная связь. Основу её содержания составляет комплексный контроль, который даёт тренерам возможность получать объективную информацию о проделанной работе и тех функциональных сдвигах, которые она вызвала. Это позволяет вносить необходимые коррективы в тренировочный процесс.

Комплексный контроль включает педагогический, медико-биологический и психологический разделы. Эффективный процесс подготовки возможен лишь при комплексном использовании всех разделов контроля.

Управление процессом подготовки спортсменов

Управление процессом подготовки спортсменов включает пять этапов :

  1. сбор информации о спортсмене;
  2. анализ полученных данных;
  3. разработка стратегии и составление планов подготовки и тренировочных программ;
  4. их реализация;
  5. контроль за эффективностью реализации программ и планов, своевременное внесение корректировок.

Специалисты в области хоккея получают большой объём субъективной информации о подготовленности игроков в ходе тренировочной и соревновательной деятельности. Несомненно, тренерский штаб нуждается и в объективной информации об отдельных сторонах подготовленности, которую можно получить только в специально созданных стандартных условиях.

Эта задача может быть решена применением программы тестирования, состоящей из минимально возможного количества тестов, позволяющих получить максимум полезной и всесторонней информации.

Виды контроля

Основными видами педагогического контроля являются :

Этапный контроль
— оценивает устойчивые состояния хоккеистов и проводится, как правило, в конце определённого этапа подготовки;

Текущий контроль
— отслеживает скорость и характер протекания восстановительных процессов, а также состояние спортсменов в целом по итогам учебно-тренировочного занятия или их серии;

Оперативный контроль
— даёт экспресс-оценку состояния игрока на данный конкретный момент: между заданиями или по завершении тренировочного занятия, между выходами на лёд в ходе матча, а также в перерыве между периодами.

Основными методами контроля в хоккее являются педагогические наблюдения и тестирование .

2. Структура спортивной метрологии

Разделы спортивной метрологии представлены на рис. 1. Каждый из них составляет самостоятельную область знаний. С другой стороны, они тесно связаны между собой. Например, чтобы оценить по принятой шкале уровень скоростно-силовой подготовленности легкоатлета-спринтера на определенном этапе тренировки, необходимо подобрать и провести соответствующие тесты (прыжок в высоту с места, тройной прыжок и т. д.). В ходе тестов нужно осуществить с требуемой точностью измерение физических величин (высоты и длины прыжка в метрах и сантиметрах). С этой целью могут быть использованы контактные или бесконтактные средства измерений

Рис. 1. Разделы спортивной метрологии

Для одних видов спорта в основе комплексного контроля лежит измерение физических величин (в легкой атлетике, тяжелой атлетике, плавании и т. п.), для других — качественных показателей (в художественной гимнастике, фигурном катании и т. п.). В том и другом случае для обработки результатов измерений используется соответствующий математический аппарат, позволяющий сделать на основе проведенных измерений и оценок корректные выводы.

Управление процессом подготовки спортсменов

Управление процессом подготовки спортсменов включает пять этапов:

  1. сбор информации о спортсмене;
  2. анализ полученных данных;
  3. разработка стратегии и составление планов подготовки и тренировочных программ;
  4. их реализация;
  5. контроль за эффективностью реализации программ и планов, своевременное внесение корректировок.

Специалисты в области хоккея получают большой объём субъективной информации о подготовленности игроков в ходе тренировочной и соревновательной деятельности. Несомненно, тренерский штаб нуждается и в объективной информации об отдельных сторонах подготовленности, которую можно получить только в специально созданных стандартных условиях.

Эта задача может быть решена применением программы тестирования, состоящей из минимально возможного количества тестов, позволяющих получить максимум полезной и всесторонней информации.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Задачи дисциплины:

Знания
спортивной метрологии помогут студенту
решить следующие профессиональные
задачи деятельности:

  • оценить
    функциональное состояние человека,

  • оценить
    уровень развития физических качеств
    человека и их значение в спортивной
    подготовке,

  • дать
    качественную оценку уровню тренировочных
    нагрузок,

  • количественно
    оценить параметры и характеристики
    двигательных действий человека,

  • оценить
    средства тренировки,

  • совершенствовать
    средства судейства,

  • разрабатывать
    средства совершенствования спортивной
    техники.

Знания
спортивной метрологии необходимы в
научно-исследовательской деятельности
студента по следующим проблемам:

  • исследование
    спортивной техники,

  • создание
    средств совершенствования спортивной
    техники,

  • прогнозирование
    результатов соревновательной
    деятельности,

  • организация
    контроля в реабилитации,

  • оценка
    возрастных и половых особенностей
    детей.

3.Точность измерений. Погрешности и их разновидности и методы устранения.

Никакое измерение не может быть выполнено
абсолютно точно. Результат измерения
неизбежно содержит погрешность, величина
которой тем меньше, чем точнее метод
измерения и измерительный прибор.

Основная погрешность — это погрешность
метода измерения или измерительного
прибора, которая имеет место в нормальных
условиях их применения.

Дополнительная погрешность — это
погрешность измерительного прибора,
вызванная отклонением условий его
работы от нормальных.

Величина D А=А-А0, равная разности между
показанием измерительного прибора (А)
и истинным значением измеряемой величины
(А0), называется абсолютной погрешностью
измерения. Она измеряется в тех же
единицах, что и сама измеряемая величина.

Относительная погрешность — это
отношение абсолютной погрешности к
значению измеряемой величины:

Систематической называется погрешность,
величина которой не меняется от измерения
к измерению. В силу этой своей особенности
систематическая погрешность часто
может быть предсказана заранее или в
крайнем случае обнаружена и устранена
по окончании процесса измерения.

Тарированием (от нем. tarieren) называется
проверка показаний измерительных
приборов путем сравнения с показаниями
образцовых значений мер (эталонов* ) во
всем диапазоне возможных значений
измеряемой величины.

Калибровкой называется определение
погрешностей или поправка для совокупности
мер (например, набора динамометров). И
при тарировании, и при калибровке к
входу измерительной системы вместо
спортсмена подключается источник
эталонного сигнала известной величины.

Рандомизацией (от англ. random — случайный)
называется превращение систематической
погрешности в случайную. Этот прием
направлен на устранение неизвестных
систематических погрешностей. По методу
рандомизации измерение изучаемой
величины производится несколько раз.
При этом измерения организуют так, чтобы
постоянный фактор, влияющий на их
результат, действовал в каждом случае
по-разному. Скажем, при исследовании
физической работоспособности можно
рекомендовать измерять ее многократно,
всякий раз меняя способ задания нагрузки.
По окончании всех измерений их результаты
усредняются по правилам математической
статистики.

Случайные погрешности возникают под
действием разнообразных факторов,
которые ни предсказать заранее, ни точно
учесть не удается.

3.2. Шкала порядка

   Если какие-то объекты обладают определённым
качеством, то порядковые измерения позволяют ответить на вопрос о различиях в этом
качестве. Например, соревнования в беге на 100 м – это определение
уровня развития скоростно-силовых качеств. У спортсмена, выигравшего забег,
уровень этих качеств в данный момент выше, чем у пришедшего вторым. У второго,
в свою очередь, выше, чем у третьего, и т. д.

   Но чаще всего шкала порядка используется
там, где невозможны качественные измерения в принятой системе единиц. Например,
в художественной гимнастике нужно измерить артистизм разных спортсменок. Тогда
он устанавливается в виде рангов: ранг победителя – 1, второе место – 2 и т. д.

   При
использовании этой шкалы можно складывать и вычитать ранги и производить над
ними какие-либо другие математические действия. Однако необходимо помнить, что
если между второй и четвёртой спортсменками два ранга, то это вовсе не
означает, что вторая вдвое артистичнее первой.

1.doc

          6    

^ ТЕМА 14. КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИКТема: Количественная оценка качественных характеристикЦель: ^ Теоретические сведенияКачественнымиКвалиметрияотносительным показателямвместимостьюОтносительный показательвместимостьэвристические (интуитивные)инструментальные^ 1. Метод экспертных оценокЭкспертнойАбсолютнаяОтносительнаяРешение:

С у д ь и
Ф.И.О. 1 2 3 4 5 е Место
1 Иванова Г.И. 10 9 10 10 10 49 II
2 . . . 8 7 8 7 7 37 IV
3 . . . 6 6 5 5 6 28 V
4 . . . 9 9 9 8 8 43 III
5 . . . 10 10 10 10 10 50 I
6 . . . 5 5 4 4 3 21 VII
7 . . . 6 4 5 7 5 27 VI

Решение:^ 2. Метод анкетированияАнкетированием ^ Ход работыметрологияРешение:

№ п/п Предмет Критерий Анатомия Биология Спортивная метрология
1. Личная увлеченность каждым из предметов. а11 а12 а13
2. Практическая необходимость для обучения в ИФК. а21 а22 а23
3. Практическая ценность для развития интеллектуального уровня тренера. а31 а32 а33
Номер объекта экспертизы
эксперта а11 а12 а13 а21 а22 а23 а31 а32 а33
Сумма очков е
Место

Контрольные вопросы^ ТЕМА 15. КОНТРОЛЬ ЗА СИЛОВЫМИ КАЧЕСТВАМИМЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ СПОРТСМЕНОВ 1. Общие положения о контроле в ФВ и спортефр.^ Соотношение между направлениями и разновидностями комплексного контроля

Разновидность Направление контроля
комплексного контроля Контроль соревновательной деятельности (СД) Контроль тренировочной деятельности Контроль подготовленности спортсменов*
Этапный контроль а) Измерение и оценка различных показателей на соревнованиях, завершающих определенный этап подготовки; а) Построение и анализ динамики характеристик нагрузки на этапе подготовки; Измерение и оценка показателей и контроля в специально организованных условиях в конце этапа подготовки
б) анализ динамики показателей СД на всех соревнованиях этапа б) суммирование нагрузок по всем показателям за этап и определение их соотношения
Текущий контроль Измерение и оценка показателей на соревновании, завершающем микроцикл тренировки (если оно предусматривается планом) а) Построение и анализ динамики характеристик нагрузки в микроцикле тренировки; б) суммирование нагрузок по всем характеристикам за микроцикл и определение их соотношения Регистрация и анализ повседневных изменений подготовленности спортсменов, вызванных систематическими тренировочными занятиями
Оперативный контроль Измерение и оценка показателей на любом соревновании Измерение и оценка физических и физиологических характеристик нагрузки упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия Измерение и анализ показателей, информативно отражающих изменение состояния спортсменов в момент или же сразу после упражнений и занятий

^ 2. Общие требования к контролю^ 3. Контроль за скоростными качествамиэлементарные и комплексные формы проявления скоростных качеств ^ 3.1. Контроль за временем реакциивремени реакции (ВР) и времени движения (ВД)простые и сложные реакцииреакции выбора и реакции на движущийся объектреакциомеров (хронорефлексометров)^ Сложная реакциявремени реакции на движущейся объект^ 3.2. Контроль за быстротой движенийручным автоматическимэлектромеханический спидограффотоэлектронная установка^ 3.3. Добротность скоростных качеств Информативность ^ Тема: Контроль за силовыми качествамиЦель: Теоретические сведениясилойМаксимальная силаимпульс Средняя сила^ Измерение максимальной силы. ^ Измерение градиентов силы^ Измерение импульса силы.^ Контроль за силовыми качествами без измерительных устройств^ Добротность силовых тестов.^ Информативность силовых тестов

Критерий Тест Коэффициент информативности
Плавание:
а) 100 м в/с Статическая сила, измеренная в начале гребка 0,606
б) 100 м на спине То же 0,377
в) 25 ярдов в/с >> 0,900*
Рывок штанги Сила в рывковом хвате 0,644
Толчок штанги Сила в толчковом хвате 0,695

^ Корреляционные зависимости между показателями силы разгибателей ног при разных углах в коленном суставе (по Л.М.Райцину)

Угол, Угол, градусы Сила,
градусы 90 110 130 150 кг
70 0,912 0,698 0,593 0,575 63 ± 14
90 0,758 0,639 0,526 105 ± 30
110 0,708 0,440 188 ± 47
130 0,824 303 ± 70
150 372 ± 86

Ход работыВывод: Вывод:Контрольные вопросы
          6    

Поиск по сайту:  

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

1.doc

  1              

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО СПОРТИВНОЙ МЕТРОЛОГИИ^ ТЕМА 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ИЗМЕРЕНИЙПРЕДМЕТ СПОРТИВНОЙ МЕТРОЛОГИИметронлогосфизических комплекснымпредметом спортивной метрологии является комплексный контроль в физическом воспитании и спорте и использование его результатов в планировании подготовки спортсменов и физкультурников.^ Тема: Основы теории измеренийЦель: ^ Теоретические сведенияИзмерениемосновных^Таблица 1 Основные единицы СИ

Единица
Величина Размерность Название Обозначение
русское международное
Длина L Метр м m
Масса M Килограмм кг kg
Время T Секунда с S
Сила эл. тока I Ампер А A
Температура q Кельвин К K
Кол-во вещ-ва N Моль моль mol
Сила света G Канделла Кд cd

^ Множители и приставки

Множители Приставка
1 000 000=106 Мега М
1 000=103 Кило к
100=102 Гекто Г
10=101 Дека Д
0,1=10-1 деци d
0,01=10-2 санти с
0,001=10-3 милли m
0,000 001=10-6 микро m

Размерностью^ Основная погрешность — Дополнительная погрешность — абсолютной погрешностью ^ Относительная погрешность — класс точности измерительного прибора.Систематической ТарированиемКалибровкойРандомизацией^ Случайные погрешности Стандарт — ^ Шкала наименований (номинальная шкала)^ Шкала порядка^ Шкала интервалов^ Шкала отношений^ Шкалы измерений.

Шкала Основные операции Допустимые математические процедуры Примеры
Наименований Установление равенства Число случаев МодаКорреляция случайных событий (тетра- и полихорические коэффициенты корреляции) Нумерация спортсменов в командеРезультаты жеребьевки
Порядка Установление соотношений «больше» или «меньше» МедианаРанговая корреляцияРанговые критерииПроверка гипотез непараметрической статистикой Место, занятое на соревнованиях Результаты ранжирования спортсменов группой экспертов
Интервалов Установление равенства интервалов Все методы статистики кроме определения отношений Календарные даты (время) Суставной уголТемпература тела
Отношений Установление равенстваотношений Все методы статистики Длина, сила, масса, скорость и т.п.

^ Ход работыРешение:

N=U*I;N =
V=S/t; V =
I=U/R; I =

Вывод:Решение:

Вывод:

Решение:

e 1=
e2=

Вывод:

Решение:Вывод:Решение:Вывод:

Контрольные вопросы^ ТЕМА 2. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕТема: Измерительные системы и их использование в физическом воспитании и спорте^ Цель: Теоретическая часть^ Состав сложной измерительной системы Характеристика составных частей измерительной системы

Виды телеметрии Линии связи
1. 2.3.4. ФототелеметрияАкустическая телеметрияПроводная телеметрияРадиотелеметрия СветЗвукПроводаЭлектромагнитные волны

Ход работыГрадиент силы — это скорость изменения силы в единицу времени.Импульс силы — действие силы в течение какого-то времени.Контрольные вопросы ^ ТЕМА 3. ТЕСТИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМТема: Тестирование общей физической подготовленности занимающихся физкультурой и спортомЦель: ^ Теоретические сведениятесттестомСтандартизованностьИнформативность НадежностьНаличие системы оценокХод работыТест 1. ВесТест 2. Тест 3. Тест 4. Тест 5.

R=

Тест 6. Тест 7.

где: Lисх. — исходный показатель длины ленты, вытянутой из прибора;
Lкон. — конечный показатель длины ленты.

Тест 8.Тест 9.Тест 10.  1              

Поиск по сайту:  

1.1. Предмет метрологии

Общепринятое
определение метрологии дано в ГОСТ
16263—70 «ГСИ. Метрология. Термины и
определения»: метрология

наука об измерениях, методах, средствах
обеспечения их единства и способах
достижения требуемой точности. Греческое
слово «метрология» образовано от
слов «метрон» — мера и «логос»
— учение.

Метрология
делится на три самостоятельных и взаимно
дополняющих раздела, основным из которых
является «Теоретическая
метрология».
В
нем излагаются общие вопросы теории
измерений. Раздел «Прикладная
метрология»
посвящен
изучению вопросов практического
применения в различных сферах деятельности
результатов теоретических исследований.
В заключительном разделе «Законодательная
метрология»
рассматриваются
комплексы взаимосвязанных и
взаимообусловленных общих правил,
требований и норм, а также другие
вопросы, нуждающиеся в регламентации
и контроле со стороны государства,
направленные на обеспечение единства
измерений и единообразия средств
измерений (СИ).

Предметом
метрологии
является
извлечение количественной информации
о свойствах объектов и процессов с
заданной точностью и достоверностью.
Средства
метрологии

это совокупность средств измерений и
метрологических стандартов, обеспечивающих
их рациональное использование.

Академик
Б.М. Кедров предложил так называемый
«треугольник наук», в «вершинах»
которого находятся естественные,
социальные и философские науки. По этой
классификации метрология попадает на
сторону «естественные — социальные
науки». Это связано с тем, что социальная
значимость результатов, получаемых
метрологией, очень велика. Например,
отрицательные последствия от недостоверных
результатов измерений в отдельных
случаях могут быть катастрофическими.
Правомерно и помещение метрологии на
стороне «естественные — философские
науки». Это обусловлено значением
метрологии для теории познания.

Говоря
о «месте» любой науки в системе
наук, Б.М. Кедров указывает : «Место
в системе наук выражает собой, во-первых,
совокупность всех связей и отношений
между данной наукой и непосредственно
соприкасающимися с ней науками, а через
них и с более отдаленными от нее,
следовательно, со всей суммой человеческих
знаний; это отвечает рассмотрению
вопроса с его структурной стороны;
во-вторых, определенную ступень развития
научного познания, отражающую
соответствующую ступень развития
самого внешнего мира, а тем самым наличие
переходов между данной наукой и
непосредственно примыкающими к ней в
общем ряду наук; это отвечает рассмотрению
вопроса с его исторической или
генетической стороны». Без измерений
не может обойтись ни одна наука, поэтому
метрология как наука об измерениях
находится в тесной связи со всеми
другими науками.

Основное
понятие метрологии — измерение. Согласно
ГОСТ 16263—70, измерение

это нахождение значения физической
величины (ФВ) опытным путем с помощью
специальных технических средств.
Значимость измерений выражается в трех
аспектах: философском, научном и
техническом.

Философский
аспект
состоит
в том, что измерения являются важнейшим
универсальным методом познания
физических явлений и процессов. В этом
смысле метрология как наука об измерениях
занимает особое место среди остальных
наук. Возможность измерения обуславливается
предварительным изучением заданного
свойства объекта измерений, построением
абстрактных моделей как самого свойства,
так и его носителя — объекта измерения
в целом. Поэтому место измерения
определяется не среди первичных
(теоретических или эмпирических) методов
познания, а среди вторичных (квантитативных),
обеспечивающих достоверность измерения.
С помощью вторичных познавательных
процедур решаются задачи формирования
данных (фиксации результатов познания).
Измерение с этой точки зрения представляет
собой метод кодирования сведений,
получаемых с помощью различных методов
познания, т.е. заключительную стадию
процесса познания, связанную с
регистрацией получаемой информации
.

Научный
аспект
измерений
состоит в том, что с их помощью в науке
осуществляется связь теории и практики.
Без измерений невозможна проверка
научных гипотез и соответственно
развитие науки.

Измерения
обеспечивают получение количественной
информации об объекте управления или
контроля, без которой невозможно точное
воспроизведение всех заданных условий
технического процесса, обеспечение
высокого качества изделий и эффективного
управления объектом. Все это составляет
технический
аспект
измерений.

Какой раздел посвящен изучению теоретических основ метрологии:

  1. законодательная
    метрология;

  2. практическая
    метрология;

  3. прикладная
    метрология,

  4. теоретическая
    метрология;

  5. экспериментальная
    метрология.

6.
Какой раздел рассматривает правила,
требования и нормы, обеспечивающие
регулирование и

контроль за единством изме­рений:

  1. законодательная
    метрология;

  2. практическая
    метрология;

  3. прикладная
    метрология;

  4. теоретическая
    метрология;

  5. экспериментальная
    метрология.

*7.
Укажите объекты метрологии:

  1. Ростехрегулирование;

  2. метрологические
    службы;

  3. метрологические
    службы юридических лиц;

  4. нефизические
    величины;

  5. продукция;

  6. физические
    величины.

2. Систематические и случайные ошибки измерений

   Ошибки измеренийподразделяются на систематические и случайные.

   Величина систематических
ошибок
одинакова во всех измерениях, проводящихся одним и тем же методом с
помощью одних и тех же измерительных приборов. Различают четыре группы систематических
ошибок:

1)
ошибки, причина
возникновения которых известна и величина которых может быть определена
достаточно точно. Например, при определении результата прыжка рулеткой возможно
изменение её длины за счёт различий в температуре воздуха. Это изменение можно
оценить и ввести поправки в измеренный результат;

2)
ошибки, причина
возникновения которых известна, а величина нет. Такие ошибки зависят от класса
точности измерительной аппаратуры. Например, если класс точности динамометра
для измерения силовых качеств спортсменов составляет 2.0, то его показания
правильны с точностью до 2% в пределах шкалы прибора. Но если проводить
несколько измерений подряд, то ошибка в первом из них может быть равной 0,3%, а
во втором – 2%, в третьем – 0,7% и т. д. При этом точно определить её значения
для каждого из измерений нельзя;

3)
ошибки, происхождение
которых и величина неизвестны. Обычно они проявляются в сложных измерениях,
когда не удаётся учесть все источники возможных погрешностей;

4)
ошибки, связанные не
столько с процессом измерения, сколько со свойствами объекта измерения. Как
известно, объектами измерений в спортивной практике являются действия и
движения спортсмена, его социальные, психологические, биохимические и т. п.
показатели. Измерения такого типа характеризуются определённой вариативностью,
и в её основе может быть множество причин. Рассмотрим следующий пример.
Предположим, что при измерении времени сложной реакции хоккеистов используется
методика, суммарная систематическая погрешность которой по первым трём группам
не превышает 1%. Но в серии повторных измерений конкретного спортсмена
получаются такие значения времени реакции (ВР): 0,653 с; 0,526 с; 0,755 с и т.
д. Различия в результатах измерений обусловлены внутренними свойствами
спортсменов: один из них стабилен и реагирует практически одинаково быстро во
всех попытках, другой – нестабилен. Однако и эта стабильность (или
нестабильность) может измениться в зависимости от утомления, эмоционального
возбуждения, повышения уровня подготовленности.

   Систематический
контроль за спортсменами позволяет определить меру их стабильности и учитывать
возможные погрешности измерений.

   В некоторых
случаях ошибки возникают по причинам, предсказать которые заранее невозможно.
Такие ошибки называются случайными. Их выявляют и учитывают с помощью
математического аппарата теории вероятностей.

   Перед проведением
любых измерений нужно определить источники систематических погрешностей и по
возможности устранить их. Но так как полностью это сделать нельзя, то внесение
поправок в результат измерения позволяет исправить его с учётом систематической
погрешности.

   Для устранения
систематической погрешности используют:

а) тарирование
– проверку показаний измерительных приборов путём сравнения их с показаниями
эталонов во всём диапазоне возможных значений измеряемой величины;

б) калибровку
– определение погрешностей и величины поправок.

Стандартизация измерительных процедур

Тестирования могут быть эффективными и полезными тренеру только при условии их систематического использования. Это даёт возможность проанализировать степень прогресса хоккеистов, оценить эффективность тренировочной программы, а также нормировать нагрузку в зависимости от динамики показателей спортсменов. Также обязательным условием является стандартизация методики тестирования:

1) режим дня, предшествующий тестированию, должен протекать по одной схеме. Допускается проведение занятий исключительно восстановительной направленности;

2) разминка непосредственно перед тестированием должна быть идентичной;

3) желательно, чтобы тестирование проводили одни и те же специалисты, обладающие необходимыми знаниями, навыками и опытом;

4) при повторных исследованиях необходимо использовать одинаковое оборудование. При оценке времени выполнения того или иного упражнения предпочтительным является использование высокоточной электронной вычислительной аппаратуры — тай-минговых систем, что значительно повышает точность измерений и, соответственно, надёжность результатов. При отсутствии возможности применения подобных систем пользуются секундомером. В среднем различия в результатах, полученных электронными приборами и ручным способом, составляют 0,24 секунды. Это связано с тем, что испытатель, как правило, с некоторым опозданием реагирует на стартовый сигнал, а финиш фиксирует довольно точно. Эти весьма существенные различия делают невозможным использование при повторных исследованиях сначала одного оборудования, а затем другого;

5) схема выполнения теста должна быть неизменной от тестирования к тестированию. При использовании батареи тестов, направленной на оценку различных способностей, уместно использовать следующую последовательность:

а) тесты, не вызывающие утомление (антропометрия, состав тела, психологический контроль и т.д.);

б) координационные способности;

в) абсолютные силовые, скоростно-силовые способности, мощность (анаэробно-алактатный механизм энергообеспечения);

г) скоростные способности (анаэробно-алактатный механизм энергообеспечения);

д) скоростная и скоростно-силовая выносливость (анаэробно-гликолитический механизм энергообеспечения);

е) общая выносливость (аэробный механизм энергообеспечения);

6) интервалы отдыха между попытками и испытаниями обязаны быть до полного восстановления испытуемого:

а) между повторениями упражнений, не требующих максимальных усилий — не менее 2-3 минут;

б) между повторениями упражнений с максимальными усилиями — не менее 3-5 минут;

7) мотивация на достижение максимального результата. Достижение данного условия бывает достаточно затруднительным, особенно когда речь идёт о профессиональных спортсменах. Здесь всё во многом зависит от харизмы, лидерских качеств

Как называется качественная характеристика физической величины:

  1. величина;

  2. единица
    физической величины;

  3. значение
    физической величины;

  4. размер;

  5. размерность.

9.
Как называется количественная
характеристика физичес­кой величины:

  1. величина;

  2. единица
    физической величины;

  3. значение
    физической величины;

  4. размер;

  5. размерность.

10.
Как называется значение физической
величины, которое идеальным образом
отражало бы в качественном и количествен­ном
отношениях соответствующую физическую
величину:

  1. действительное;

  2. искомое;

  3. истинное;

  4. номинальное;

  5. фактическое

ФОНДЫ
НАКОПИТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
МЕЖСЕССИОННЫХ АТТЕСТАЦИЙ

Тесты
по теме «Основы стандартизации»

1.
Как называется деятельность по
установлению правил и характеристик в
целях их добровольного многократного
исполь­зования, направленная на
достижение упорядоченности в сферах
производства и обращения продукции и
повышение конкурен­тоспособности
продукции, работ или услуг:

  1. метрология;

  2. оптимизация,

  3. сертификация;

  4. стандартизация;

  5. управление
    качеством.

(3)

2.
Укажите глобальную (общую) цель
стандартизации:

  1. достижение
    оптимальной степени упорядочения в
    определенной области,

  2. обеспечение
    рационального использования ресурсов;

  3. обеспечение
    технической и информационной
    совмести­мости;

  4. повышение
    конкурентоспособности продукции,
    работ, услуг,

  5. повышение
    уровня безопасности жизни или
    здоровья граждан, имущества, окружающей
    среды;

  6. повышение
    уровня безопасности объектов с учетом
    риска возникновения чрезвычайных
    событий.

3.
Укажите конкретные цели стандартизации:

  1. достижение
    оптимальной степени упорядочения в
    опреде­ленной области;

  2. обеспечение
    совместимости и взаимозаменяемости
    техни­ческих средств;

  3. обеспечение
    рационального использования ресурсов;

  4. обеспечение
    технической и информационной
    совмести­мости;

  5. обесценение
    конкурентоспособности и качества
    продук­ции, работ, услуг;

  6. повышение
    уровня безопасности жизни или
    здоровья граждан, имущества, окружающей
    среды,

  7. содействие
    выполнению законодательства РФ методами
    и средствами стандартизации

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий