От выступления спортсменов просто не отвести глаз! особенности фехтования на шпагах

Как проходит поединок

Мы уже знаем в общих чертах, что собой представляет фехтование. Что такое фехтовальный костюм и какую разметку имеет поле боя, нам тоже известно. Следовательно, пора перейти к самому интересному – процессу схватки.

Итак, в начале боя противники становятся на линию исходной позиции боком друг к другу. При этом одна нога пересекает линию. Оружие направляется на противника, а свободная рука заводится за спину. Поединок начинается и заканчивается, когда судья дает соответствующую команду. Однако завершение схватки может также произойти, если раздается сигнал, оповещающий о том, что время раунда истекло.

Традиционно судейство осуществляется на французском языке. Перед началом схватки, судья дает команду «Ан гард!», которая переводится как «К бою!». Затем он задает спортсменам вопрос: «Эй ву прэ?», чтобы узнать, готовы ли они. Когда оба фехтовальщика отвечают, судья дает команду «Алле!». Если нужно остановить бой, он произносит слово «Альт!», которое переводится как «Стой!». Присуждая очки тому или иному бойцу, судья говорит: «А друат», «А гош» или «Ку дубль». Это обозначает: «направо», «налево» и «обоим» соответственно. При регистрации недействительного удара судья говорит: «Па конте!» – «Не считать». После начисления очков противники возвращаются на исходные позиции, и бой продолжается. А если бой был остановлен без присуждения попадания, то он возобновляется на том же месте, где остановился.

Индивидуальный поединок делится на три раунда продолжительностью в 1 минуту. Перерыв между раундами составляет также минуту. Победителем раунда становится спортсмен, который первым наберет 15 очков или будет вести в счете на момент окончания раунда. Если по окончании трех раундов счет указывает на ничью, назначается дополнительный четвертый раунд. При этом, прежде чем он начнется, проводится жеребьевка, в которой выбирается победитель на случай, если дополнительная минута не поможет.

Теперь рассмотрим командное фехтование, правила которого несколько отличаются. Если соревнования командные, то каждый фехтовальщик должен сразиться с каждым спортсменом команды противника. Так как команда состоит из трех человек, матч между двумя командами включает в себя 9 индивидуальных схваток. При этом первый бой завершается, когда одна из сторон набирает 5 очков, второй – 10 очков, и так далее до 45.

Фехтовальщик, который напал первым, получает статус атакующего, а его противник, соответственно, защищающегося. При одновременно нанесенных ударах/уколах, преимущество получает атакующий спортсмен. Попеременно приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому. Если электронная система зафиксировала удар/укол, но он был нанесен с нарушением приоритета атаки, очки не присуждаются. При взаимных попаданиях рефери действует по ситуации. Удар/укол, нанесенный после команды «Стой!», засчитывается только в том случае, если движение началось до команды.

С какого возраста заниматься фехтованием

С какого возраста заниматься фехтованием нужно решать индивидуально для каждого ребенка. Если вы уже успели привить ребенку любовь к спорту, и он готов заниматься в секции, можно отдать кроху на занятия в 5 лет.

Некоторые секции принимают детей и более раннего возраста, но, по мнению специалистов до 5 лет отдавать малыша в любой спорт просто бесполезно, ведь он еще не умеет слушать тренера и правильно выполнять упражнения.

По мнению опытных тренеров, оптимальным возрастом записи в секцию является 7 лет

В этом возрасте кроха уже готов концентрировать внимание, оттачивать шаг, слушать тренера и понимать, что от него требуется

Перед записью в секцию очень важно познакомить ребенка с этим видом спорта. Родителям рекомендуется сводить малыша на взрослую тренировку, рассказать историю происхождения спорта или отвести кроху на историческое фехтование, где он сможет увидеть всю красочность этого спорта

Время боя и количество уколов

Длительность состязания и максимальное число нанесённых ударов регулируется следующими правилами:

  1. Если турнир проходит по круговой системе, время схватки составляет 6 минут, а максимальное количество уколов — 5.
  2. Если турниры проходят по схеме прямого выбывания (когда осталось 16 или 32 участников в группах), то мужчины соревнуются до 10 ударов, а женщины до 8. При этом время схватки составляет 12 и 10 минут соответственно.
  3. Если количество ударов достигнет максимально допустимого (5, 10 или 8), то состязание завершается досрочно.
  4. Если используются сабли или рапиры, то при одинаковом количестве нанесённых ударов бой продолжается, пока не будет необходимой разницы в один укол. При этом по времени бой никак не ограничивается.

Фото 1. Укол шпагой во время соревнований (наносит спортсмен справа). За эти удары начисляются очки.

  1. Если время схватки истекло, а счёт при этом неравный, к примеру, 3:2, то количество ударов прибавляется, чтобы у фехтовальщика, который набрал большее число баллов оно увеличилось до 5, 8 или 10, в зависимости от системы начисления очков и от того, кто фехтует (мужчины или женщины).

Внимание! Если спортсмены соревнуются на шпагах и в итоге счёт «ничья», им обоим засчитывают поражение

Нанесение уколов

Бой ведётся по строгим правилам: один участник атакует, а второй отвечает защитой (отбивом), и только после этого может нападать, а первый защищаться.

Если спортсмены наступают на друг друга одновременно, то судья решает, что это была обоюдная атака.

В этом случае баллы за уколы аннулируются обоим фехтующим.

Вместо одновременного нападения, может быть также неверная тактика одного из участников. В этом случае балл аннулируется только спортсмену, допустившему ошибку.

Справка. Если в качестве оружия используется шпага, и уколы были сделаны практически одновременно (разница при этом составляет менее 1,25 секунды), судья засчитывает обоим участникам баллы.

Если в качестве защиты спортсмен выбирает контратаку, а не отбив, то за первую, фехтующий может получить очко только в том случае, если был перехват клинка противника в линии атаки или уколы (удары) в темп, которые останавливали нападение.

Шпага и рапира — что засчитывается

Если фехтующие дерутся на шпагах или рапирах, в качестве баллов им зачисляют только уколы, которые наносятся остриём оружия.

Фото 2. Конструкция шпаги для фехтования. Оружие состоит из рукояти, гарды, клинка и электрического наконечника.

Сабля — что засчитывается

Если в качестве оружия выбирается сабля, баллы участники поединка получают за уколы и удары, которые наносятся противнику остриём, лезвием, а также обухом.

Важно! Для всех видов оружия баллы дают только за уколы или тычки по той поверхности, которую разрешается поражать. В ином случае, неправильные удары или уколы прерывают поединок

Побеждает тот участник, который первым набрал 5, 8 или 10 очков (или больше, если бой продолжался до возникновения разницы в счёте после истечения времени схватки).

Фехтовальная стойка

Сложность фехтовальной техники заключается в ее точности и быстроте исполнения. Движения фехтовальщика находятся в тесной зависимости от всей фехтовальной ситуации (дистанция, поведение соперника и т.д.). Все это предъявляет особые тре­бования к временной и пространственной коор­динации отдельных движений и способности бы­стро перестроиться в зависимости от изменившихся условий боя. Ловкость является основой точности исполнения движений. Важнейшими физическими и кондициональными предпосылками являются также хорошая реакция и быстрота. Для полного овладения всеми техническими приемами необходи­мо в зависимости от условий и интенсивности тре­нировок от 6 до 10 лет.

Атака

Против пассивных соперников используются основные атаки. Для отражения атаки наряду с уклонениями используются прежде всего защиты (защиты оружием). Непосредственно после удачно проведенной защиты следуют ответные атаки (рипост). Если после удачной защиты не следует рипост, то атакующий спортсмен может после неудавшейся первой атаки перейти к продолжению атаки. Но может возникнуть и такая ситуация, ког­да обороняющийся спортсмен должен прибегнуть к контратакующим действиям. Это происходит в тех случаях, когда атака выполнена неверно, мед­ленно или когда соперник разгадал намерения ата­кующего фехтовальщика.

Ложная атака

Хорошие фехтовальщики всячески маскируют свои атаки и наносят уколы переводом, когда соперник, введенный в заблужде­ние с помощью финтов, выполняет соответствую­щую защиту (ложная атака), или вызывают сопер­ника с помощью ложной атаки на защиту-ответ или на контратаку, чтобы с помощью собственной защиты-ответа или контратаки нанести ему укол (атака второго намерения).

Для овладения тактикой фехтования необходи­ма специальная подготовка, постоянное совершен­ствование психических качеств спортсмена в тесной связи с технической подготовкой. Чем большим ко­личеством технических навыков обладает спорт­смен, тем разнообразнее и неожиданнее для сопер­ника могут быть его действия. Необходимый опыт добывается в процессе тренировок с различными партнерами и благодаря большой соревнователь­ной практике.

Реакция и точность

Но не нужно считать фехтование спортом для лихих зверей с повышенной жаждой крови. Можно устроить рубилово на дорожке, но только в крайнем случае. Фехтование — это спорт, в котором в первую очередь нужно думать, иначе будешь истыкан с результатом в 15:0.

К важнейшим качествам фехтовальщика относятся чувство времени и чувство дистанции. Правильный расчет скорости и точности действия, выполненного именно тогда, когда это было необходимо — залог успеха в любом поединке. Один бой — всё равно что экзамен по логике: тебе так же приходится делать логические решения, но за секунды.

Плюс ко всему это сноровка и координация. Фехтование — это не размахивание шашкой, тут не нужна большая амплитуда, чтобы нанести удар. Движения должны быть отточены, кончик оружия должен перемещаться точно, резко и четко, а не как пьяная скотина на заледенелой дороге. Ничто так не тренирует координацию, как необходимость за секунду отбить вражеский выпад и, сделав батман, уколоть противника в незащищенное место. Приобретенные навыки не покидают и в повседневной жизни. Достаточно просто взять любой длинный острый предмет в руки, встать в стойку, и с дьявольским взором сказать «Подходи, сучка», как наглость пропадает с лиц гопников, потому как они чуют неладное.

В конце концов, эти навыки не пропадают зря и очень выручают в жизни: начиная от скорости реакции до принятия решений. Тот, кто по глупости на скорости натыкался на выставленный клинок (а через это проходят все), ядерной войны не боится.

Нехитрые советы

Заниматься фехтованием удобно в любом спортивном костюме. Защитную экипировку — жилет и маску — должен выдать тренер. Собственную защитную экипировку имеет смысл приобретать, если вы уверены, что фехтование для вас — это навсегда

Отдельно уделите внимание обуви: это могут быть кроссовки или мягкие спортивные туфли вроде теннисных. Главное, чтобы вам было удобно, и чтобы обувь не скользила

Необходимо также подумать о перчатках или хотя бы об одной перчатке для правой или левой руки, в зависимости от того, правша вы или левша. В принципе, заниматься можно и без перчаток, но в перчатках удобнее. Перчатки должны быть хлопчато-бумажные или кожаные без подкладки, так как при наличии подкладки рука потеет.

Тщательно выполняйте все команды тренера, это залог безопасности вашей и вашего партнера. Помните: во время тренировки ваш противник не является вашим соперником, он ваш партнер и учится вместе с вами. Движения при отработке определенных ударов и уколов должны быть нерезкими, дайте партнеру возможность отследить направление вашей атаки. Мне довелось наблюдать такую ситуацию: ученик пожаловался тренеру, что «не может попасть» в него, и попросил тренера не защищаться. Тренер подумал было, что ученик хочет просто посмотреть направление укола, и расслабился. В результате получил сильный и болезненный удар в шею. Хорошо, что на тренере была защита… Видите, какие бывают порой ситуации на тренировках.

Так что, дорогие читатели, будьте бдительны и осторожны. Желаю удачи в постижении фехтовального искусства!

Вера Курская, veranfersky@mail.ru.

Как называется человек, который занимается этим видом спорта?

На современном этапе развития этого вида спорта и боевого искусства человек, который занимается фехтованием, называется фехтовальщик.

Успех спортсмена во многом зависит от того, какой вид оружия он избрал.

В современном спортивном фехтовании есть три вида оружия:

  • Шпага.
  • Рапира.
  • Сабля.

Шпага — колющее спортивное оружие. Поражать с помощью шпаги можно всего противника без ограничений – туловище, голову, конечности. Все, кроме затылка. В шпаге нет тактического приоритета: тебя укололи, засчитывается очко сопернику — 0:1. Ты уколол, а соперник нет — 1:0. Укололи одновременно: присуждаются очки обоим спортсменам — 1:1.

Фото 1. Поединок по фехтованию между двумя участниками с применением колющего оружия — рапиры.

Рапира — колющее спортивное оружие. Поражать с её помощью можно только туловище и шею. В соревнованиях с рапирой учитывается «тактическая правота». Иными словами, чтобы укол был засчитан в твою пользу, необходимо уколоть соперника с приоритетом. Пример: если первый спортсмен уколол соперника при выпаде, при этом второй спортсмен уколол его в тот же момент, находясь при этом на своей площадке, то укол засчитывается тому, кто был в атаке.

Важно! Если уколы были нанесены в обоюдной атаке и одновременно, то очко никому не засчитывается. Сабля — холодное оружие с длинным изогнутым клинком

Поражать ею можно туловище до линии пояса, голову и руки

Сабля — холодное оружие с длинным изогнутым клинком. Поражать ею можно туловище до линии пояса, голову и руки.

Как проходят тренировки

Тренировка проходит в экипировке на нетравмоопасных аналогах клинкового оружия. Для начала инструктор обучает технике безопасности, рассказывает и показывает, как правильно держать оружие, обучает правильной стойке, движениям. Следующий блок занятий состоит из обучения азам фехтования.

Это всевозможные выпады, удары, защита. Ученик начинает вступать в спарринги с партнёрами, нарабатывает опыт, улучшает координацию и оттачивает технику нанесения ударов. Конечный этап: изучение связок ударов и навыков построения специальной стратегии боя.

Общая физическая подготовка

Успехи в фехтовании зависят от физической подготовки спортсмена и появляются прямо пропорционально развитию фехтовальщика в физическом плане.

Занимаясь этим видом спорта, человек развивает быстроту, ловкость, выносливость, силу, умственные способности, умение принимать молниеносные решения и контролировать собственные эмоции.

Изучение основ

Основа фехтования — навык правильного владения оружием. Задача инструктора — объяснить, как держать спортивный инструмент, рассказать о том, что оружием нельзя размахивать перед лицом, не защищённым маской, направлять на человека без экипировки. Изучая основы фехтования, ученик узнаёт, что острый конец шпаги всегда накрывается защитой для предотвращения повреждений, и то, что во время сражения руки остаются расслабленными, а запястья — гибкими.

Изучение приёмов

Изучение приёмов фехтования — главный этап в овладении техникой боя. Во время поединка важна работа ног. Спортсмен должен отработать до автоматизма плавные и лёгкие движения, а также научиться быстро перемещаться, и совершать молниеносные удары.

Основные приёмы

В спортивном фехтовании засчитываются удары только выше пояса. Цель состоит в том, чтобы нанести удар первым (если удары нанесены одновременно, то очко зачисляется тому, кто двигался вперёд, а при перехвате — тому, кто перехватил). Особенность сабельного фехтования заключается в том, что взять защиту значительно сложнее, нежели нанесение ударов.

Удары и уколы регистрируются с помощью системы электрофиксации ударов.

Фото 1. Сабля для фехтования. На конце оружия расположен электронный наконечник, который фиксирует удары.

Существует два вида ударов: венгерские и внутренние.

  1. При венгерском способе кончик клинка при обороне направляли вниз, к земле, подставляя клинок под удары противника и держа руку выше точки соприкосновения лезвий. Это делалось для того, чтобы сабля не задевала кисть при соскальзывании вниз.
  2. Внутренние удары производятся снизу в сторону горла. Отражать такие удары было очень сложно, поэтому приходилось отпрыгивать назад или в сторону, чтоб спастись от них.

В сабельном фехтовании существует своеобразный удар по диагонали туловища — «с прорезью».

Кроме, того разрешены уколы, которые наносят при атаке на вытянутую руку.

Спортивное фехтование

Главная цель спортивного состязания — нанести укол противнику и, соответственно, избежать укола самому. В современном спортивном фехтовании поединки проводятся на трех видах оружия — на шпагах, рапирах и саблях. Правила поединков на каждом из этих видов имеют некоторые особенности.

Рапира — колющее оружие с четырехгранным клинком и небольшой гардой (гарда — круглая металлическая пластинка вокруг ручки, защищающая кисть руки фехтовальщика). Уколы можно наносить только острием. Засчитываются только уколы, наносимые в поражаемую поверхность, то есть в туловище спереди и спину до пояса. Остальные уколы не засчитываются, в случае же нанесения недействительных уколов бой останавливается.

Шпага — тяжелое колющее оружие с трехгранным клинком и гардой. При поединке на шпагах действительными считаются уколы, наносимые острием в любую часть тела противника.

Сабля (эспадрон) — легкой колющее и рубящее оружие с плоским клинком и гардой со скобой. Засчитываются как колющие, так и рубящие удары. Поражаемую поверхность образуют все части тела противника выше горизонтальной линии, проведенной через вершины углов, образованных телом и бедрами спортсмена, находящегося в боевой стойке. Удары по непоражаемой поверхности не учитываются, и бой после них не останавливается.

Фехтовальная техника включает в себя четыре основных колющих и шесть рубящих ударов, а также соответственные защиты от них и уходы.

Удары фиксируются с помощью электродатчика: конец оружия снабжен электроконтактом, к гайке (кончик ручки холодного оружия, помимо всего служащий противовесом) присоединяется провод, проходящий под курткой спортсмена и далее подведенный к табло, фиксирующему удары. Куртка у спортсменов электропроводящая. В случае нанесения действительного удара или укола с одной стороны на табло загорается красная лампа, с другой — зеленая. В случае нанесения недействительного удара или укола загорается белая лампа.

Бой проходит на дорожке длиной 14 метров. Поединок спортсмены начинают стоя на расстоянии примерно 2 метров от середины дорожки. Если в ходе поединка один из соперников пересечет линию, ограничивающую длину дорожки, ему засчитывают штрафной укол.

Интересно, что судейство в фехтовании традиционно ведется на французском языке. Перед началом боя судья дает спортсменам команду: «Ан гард!» — «К бою!», затем задает вопрос: «Эт ву прэ?» — «Вы готовы?» Получив ответ, судья командует: «Алле!» В случае остановки боя дается команда «Альт!» — «Стой!». Присуждение очков сопровождается словами: «А друат» — «Направо», «А гош» — «Налево» или «Ку дубль» — «Обоим». Недействительный удар обозначается фразой «Па конте» — «Не считать».

Спортивным фехтованием можно начинать заниматься с 9-10 лет, верхний возрастной предел не ограничен. Фехтовальные секции для взрослых есть при некоторых детско-юношеских спортивных школах и фитнес-клубах. Примечательно, что есть примеры, когда люди, начавшие заниматься фехтованием в зрелом возрасте, становились даже чемпионами мира. Вообще фехтование — такой вид спорта, в котором наряду с гибкостью, хорошей координацией движений и быстрой реакцией важен еще и опыт, ибо практика показывает, что чем спортсмен опытнее, тем лучше он выступает.

Единственный, на мой взгляд, недостаток спортивного фехтования — отсутствие зрелищности. Простому зрителю весьма непросто разобраться, что, собственно, произошло на дорожке за эти несколько секунд и кто кому нанес поражение. Но мир искусства владения клинком разнообразен и может даже самому привередливому зрителю предложить и еще кое-что.

С чего начинается обучение

Если появилось желание научиться и при этом отсутствуют противопоказания, то для начала желательно выбрать секцию.

Выбор секции

Чаще всего для взрослого человека при выборе секции, важны следующие требования: близость к дому и подходящий график посещения.

В развитых городах имеются секции и клубы по историческому, спортивному или боевому фехтованию как с групповыми, так и с индивидуальными тренировками, которые проводятся 3—4 раза в неделю.

А также стоит обратить внимание на отзывы в интернете о той или иной секции или клубе

Ознакомительная тренировка

Большинство клубов предлагают бесплатное или со скидкой первое пробное занятие, для которого не требуется специальная собственная экипировка, а подойдёт спортивный костюм. Затем лучше приобрести абонемент.

Первые тренировки для взрослых проводятся в ознакомительно-подготовительном режиме: подготовка мышц и суставов, а также основы и суть приёмов.

Фото 1. Защитная маска для фехтования модели Sabre axwe176-1, изготовлена в серебристо-сером цвете, производитель — «Li Ning».

В дальнейшем идёт освоение простых приёмов нападения и маневрирования, которые следует усложнять и совершенствовать.

Важно! Во время первых занятий следить за физическим состоянием и контролировать нагрузку

Группа специальной физической подготовки (СФП)

Для получения наибольшей пользы от занятий фехтованием, для эффективного участия в поединках и соревнованиях необходим хороший фундамент в виде крепкого, подвижного и гибкого тела. Именно для формирования этого фундамента нашей Академией разработана специальная программа физической подготовки, включающая в себя тренировку скоростно-силовых качеств, взрывной силы, растяжки, выносливости.

Занятия проходят один раз в неделю, по субботам, с 12.00 до 13.00, и не требуют предварительной записи.

Преимущества занятий СФП:

  • Развитие функциональности (гибкость, быстрота, резкость, переключение, подвижность);
  • Тренировка специализированных навыков способами, невозможными в других формах обучения;
  • Возможность эффективной подготовки к соревнованиям;
  • Возможность свободного посещения;
  • Самая низкая стоимость.

Ряд ведущих понятий и терминов в фехтовании

Объяснением и изложением тезисов и значений занимались известные иностранные и русские преподаватели фехтования.

Важно! Без знания терминов и определения понятий в этом искусстве невозможно полноценно использовать тематическую литературу и проводить практические занятия

Стойка

Боевая стойка — исходное положение мастера клинка, указывающее на готовность к наступлению и обороне.

Фото 1. Показано правильное положение тела в стойке: A, Б — с оружием в верхней позиции, В — с клинком в нижней позиции.

Выполняется по команде «К бою готовьсь!»:

  • Правосторонняя — осуществляется с выставленной вперёд шпагой и дагой (щитом и др.) во второй руке правши.
  • Левосторонняя — делается с выставленной вперёд дагой (щитом и др.) и со шпагой в сильнейшей руке правши.

Батман

Удар клинком по клинку соперника с целью вывести его в сторону:

  • Прямой — перемещение оружия по горизонтали.
  • Полукруговой — перемещает клинок по вертикали.
  • Круговой — выполняется движением оружия по вертикали и горизонтали и возвратом в исходную стойку.
  • Проходящий — проводят скольжение вдоль клинка с дальнейшим его обведением.
  • Ударный — встречное движение оружия к клинку соперника.

Касание клинком

Прикосновение эспадроном, нанесённое сопернику фехтовальщиком по правилам, разделяется на:

  • Укол — это чёткое касание острия орудия с определённой силой к телу противника, отмечается электрофиксатором или судьёй.
  • Удар — толчок лезвием клинка по телу соперника. Бывает: удар по голове (ку де тет) по маске сверху, левой щеке (ку дё фигур а гош) по маске слева, левому боку (ку де коте а гош), правой щеке (ку де фигюр а друа) по маске справа, правому боку (ку де коте а друа), по руке (ку о бра).

Балл в фехтовании

При уколе или ударе саблистом электрофиксатор сообщает включением зелёной лампочки. Произведённая по правилам атака засчитывается, и спортсмен зарабатывает балл (очко).

Если касание отмечено вне разрешённой зоны, включается белая лампочка. Загорание обеих лампочки вместе означает два удара, первый из которых недействительный, тогда второй не засчитывается.

У шпажистов нет белых лампочек и разрешаются любые удары, поэтому при одновременном загорании лампочек с двух сторон, каждый спортсмен получает балл.

Мулине

Мулине (происходит от фр. мулин — мельница) — вид фехтования путём вращения эспадрона с большой интенсивностью.

Таким образом происходит увеличения мощи углового удара.

Атака

Наступательное движение для укола, выполняется выпрямлением руки с эспадроном и непрерывной угрозой поразить тело противника. Виды:

  • Основная: знаменует начало боя.
  • На подготовку: осуществляется для нападения на соперника, который надвигается.
  • Ответная: выполняется на отступающего после неудачи противника.
  • Повторная: нападение на соперника, защищавшегося уклонением или отступлением без попытки ответной атаки.
  • Обоюдная: начинается и завершается фехтовальщиками одновременно.
  • Простая: выполняются приёмы клинком в одном темпе.
  • Атака с действием на орудие: складывается из батмана и укола.
  • С финтами (ответ): проводится с угрожающими эспадроном приёмами и касанием.
  • Комбинированная: состоит из действия на клинок, финтов и касания.
  • С задержкой: нападение с кратковременной остановкой эспадрона при выполнении финта или укола.

Тренировочный бой

Направлен на совершенствование тактических способностей и двигательных навыков, развитие психических и физических качеств, необходимых для успешного действия в фехтовальных боях.

На тренировках акцентируется внимание на отработке техники приёмов и тактики их применения. Занятия направлены на развитие стратегического мышления, быстрого оценивания обстановки

Фехтование

Определение вида спорта

Фехтование – это вид спорта, представляющий собой единоборство на холодном колющем оружии. Основная цель противоборствующих – нанести как можно больше дозволенных уколов (ударов) противнику, защищаясь при этом от его атак. Дозволенные уколы наносятся исключительно в поражаемую поверхность, которая различна в зависимости от выбранного оружия.

Краткое описание истории возникновения

История фехтования насчитывает не одно столетие. Имеются сведения о проведении подобия фехтования еще в Древней Греции и Риме. Родиной же данного вида поединков, несомненно, считается Испания (XV век). Далее это искусство распространилось в Италию, а затем и во Францию, став излюбленным занятием мушкетеров.

В Россию фехтовальная техника проникла в начале XVIII века, когда Петром I был введен такой предмет, как «рапирная наука», преподаваемый как обязательный. С тех пор фехтование стало прочно входить в повседневную жизнь: проводятся первые соревнования, издаются обучающие книги. Наконец, фехтование официально признается видом спорта.

Краткое описание основных принципов, особенностей вида спорта

На сегодняшний день проведение фехтовальных поединков значительно усовершенствовано. Для фиксации уколов используется электрооборудование, которое не только отмечает сам факт удара, но и его правомерность для каждого отдельного вида оружия.

Поединки проводятся на специальных площадках размером 14×1,5 (2) м. В центре, перпендикулярно площадке, размещается разграничительная линия. Также имеются линии исходной позиции в двух метрах от центральной и задняя и боковые линии, сигнализирующие спортсменам и близости к границе площадки.

В современном фехтовании выделяют личные и командные бои. Стоит отметить такую особенность данного вида спорта: фехтование – это не просто состязание, а демонстрация своей ловкости, смелости и грациозности.

Описание разновидностей спортивной дисциплины

В фехтовании могут использоваться следующие виды оружия, обязательно используемые с наконечниками:

  •  рапира – представляет собой четырехгранное лезвие длиной около 90 см с диаметром гарды (специального щитка на рукоятке для защиты руки) до 12 см. Рапира имеет самую маленькую поражающую поверхность – только туловище и шея противника;
  • шпага – напоминает рапиру, но имеет больший диаметр гарды (13,5 см). Кроме того, сам клинок массивнее и имеет трехгранное сечение. Ввиду этого шпага обладает самой большой площадью поражения – практически все тело, кроме затылка;
  • сабля – более короткий вид оружия с длиной трехгранного клинка до 88 см. Поражающей поверхностью является все тело выше пояса, однако допускаются не только колющие, но и рубящие удары.

В поединках на рапирах и саблях действует принцип «приоритета», т. е. сначала следует отбить удар и только затем атаковать самому.

Сегодня существуют и более оригинальные виды поединков, к примеру, фехтование на инвалидных колясках и арт-фехтование. Последнее зародилось в театральных кругах, однако быстро нашло многочисленных поклонников, восхищающихся не только техникой, но и артистизмом и эмоциональностью участников.

Существующие международные, европейские и государственные (Россия) федерации, и прочие крупные (государственные) объединения, касающиеся описываемого вида спорта

Фехтование участвует в Олимпийской программе начиная с 1896 г. В 1913 г. была основана Международная федерация фехтования (FIE), далее, в 1952 г. в нее вступила существовавшая на тот момент Федерация фехтования СССР.

И, наконец, в 1992 г. была образована Федерация фехтования России, в которую на сегодняшний день входят 35 региональных организаций. Также действует Олимпийский комитет России.

Основные соревнования по данному виду спорта

С 1937 года проводятся Чемпионаты мира по фехтованию. Кроме того, с 1991 г. возобновлены Чемпионаты Европы. Ежегодно в рамках Кубка мира FIE в России проводятся три международных турнира: «Рапира Санкт-Петербурга», «Сабля Москвы» и Кубок России (соревнования по рапире среди женщин).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий