Задачи физической культуры и спорта

Физкультурно-оздоровительная работа как важнейший элемент жизни общества

Для начала необходимо отметить, что подкласс физкультурно-оздоровительной деятельности по ОКВЭД включает в себя следующую работу, основной целью которой является обеспечение комфорта и улучшение физического состояния человека. Сюда целесообразно отнести деятельность саун, парных и турецких бань, соляриев, душевых, курортов с источниками минерального происхождения, салонов для похудения и снижения веса, кабинетов для массажа (исключение составляют структуры, в которых производится лечебный массаж), центры физической культуры и спорта, комнаты отдыха, фитнес-центры, кабинеты для снятия стресса и прочее

Важно отметить, что представленный подкласс так или иначе исключает предоставление услуг в целях лечения (классификация – 85140). В полной мере рассмотрев физкультурно-оздоровительную деятельность по ОКВЭД, целесообразно перейти непосредственно к принципу данной системы

Основной смысл принципа оздоровительного характера физических упражнений состоит в том, что физкультура должна оказывать содействие укреплению и сохранению здоровья, а также повышению возможностей человека в плане адаптации к новым условиям жизнедеятельности в случае необходимости. Как известно, двигательная активность на оптимальном уровне вместе с рациональным образом жизни и соответствующим питанием считается эффективной методикой в профилактике множества заболеваний и, соответственно, увеличении длительности жизни. Физкультурно-оздоровительная деятельность обеспечивает адаптацию дыхательной, сердечно-сосудистой и иных систем к условиям мышечной активности; сокращает продолжительность восстановления в функциональном плане после сдвигов, которые вызваны физическими нагрузками; совершенствует и активизирует обменные процессы в организме, а также значительно улучшает работу центральной нервной системы.

Необходимо знать, что занятия физкультурой регулярно положительным образом влияют на деятельность органов выделения и пищеварения, потому что их результатом служит улучшение перистальтики кишечника и желудка, повышение секреторной функции, укрепление мышц брюшного пресса. Кроме эффекта оздоровления, физкультура тренирующим образом воздействует на человека. Иными словами, физкультурно-оздоровительная деятельность предполагает повышение физической и умственной работоспособности, а также уровня развития двигательных характеристик. Помимо этого, создаются и совершенствуются двигательные навыки и умения, которые являются очень важными для обыденной жизнедеятельности человека. Так, физические нагрузки и двигательная активность подразумевают развитие целого ряда эффектов, которые ведут к улучшению механизмов адаптационно-регуляторного плана:

  • Эффект экономии. Иными словами, существующие на сегодняшний день формы физкультурно-оздоровительной деятельности в режиме дня как ребенка, так и взрослого человека, приводят к предельно экономичной сердечной деятельности, уменьшению расходов кислорода в процессе жизни человека и так далее.
  • Антигипоксический эффект. Речь идет об улучшении процессов кровоснабжения в тканях, расширении диапазона вентиляции легких, увеличении количества митохондрий и так далее.
  • Эффект против стресса. Другими словами, практически все существующие на сегодняшний день виды физкультурно-оздоровительной деятельности предполагают повышение стойкости гипоталамо-гипофизарной системы в отношении неблагоприятных факторов внешней среды.
  • Эффект регулирования ген. Речь идет об активизации синтеза множества белков, гипертрофии клеток и так далее.
  • Психоэнергетизирующий эффект. В соответствии с ним растет уровень умственной работоспособности, начинают преобладать положительные эмоции и так далее.

Стоит отметить, что весь представленный комплекс эффектов повышает уровень устойчивости организма к воздействиям окружающей среды, улучшает процессы функционирования вегетативных систем организма человека, служит средством для укрепления иммунитета, предупреждает старение и, конечно же, предполагает увеличение продолжительности жизни.

2.1 Баскетбол

спортивный
игра команда соревновательный

Игра
получила свое название от английских
слов «баскет» — корзина и «бол»
— мяч. Две команды по 5 человек при условии
соблюдения правил стремятся с помощью
передач и маневрирования по площадке,
дриблинга и финтов забросить мяч в
корзину соперника, защищая его от бросков
в свою корзину.

За
попадание мяча в корзину засчитываются
очки. За удачный бросок в корзину во
время игры команда получает 2 очка, а за
удачный бросок выполненный из-за линии
трехочковой зоны — 3 очка. За удачный
штрафной бросок -1 очко. Команда, набравшая
наибольшее количество очков, считается
победителем. При ничейном результате
командам предоставляется дополнительное
время для выявления победителя.

Во
всех классах баскетбольные матчи длятся
4 тайма по 10 минут чистого времени
(секундомер останавливается после
каждого свистка судьи). Перерыв между
таймами составляет 10 минут.

Правила
игры в баскетбол были впервые записаны
в США в 1891 году преподавателем
Спрингфилдского колледжа штата
Массачусетс Дж. Нейсмитом (1861-1939 г. г).
Эти правила были опубликованы в 1894 г.,
который и считается годом рождения
баскетбола. Международная любительская
федерация баскетбола была организована
в 1932 г. Чемпионаты мира по баскетболу
проводятся каждые 4 года с 1950 г. для
мужчин и с 1953 г. для женщин. С 1936 г.
баскетбол является Олимпийским видом
спорта для мужчин и с 1976 г. для женщин.
Игра может идти на открытой площадке и
в зале высотой не менее 7 м. Размер поля
— 26×14 м. Щит размером 180×120 см от стойки.
От нижнего края щита до пола или грунта
должно быть 275 см. Корзина представляет
собой металлическое кольцо, обтянутое
сеткой без дна. Она крепится на расстоянии
0,3 м от нижнего обреза щита. Окружность
мяча для игры в баскетбол — 75-80 см, вес —
600-650 г. Продолжительность игры 40 минут,
4* 10 минут с перерывом в 10 минут.

Баскетболист
имеет право передвигаться с мячом на
площадке, непременно ударяя им об пол.
Если же он не выпускает мяч из рук, то
тогда он имеет право сделать не больше
двух шагов. После остановки спортсмен
уже не может снова начинать движение с
мячом: мяч следует отдать партнерам или
сделать бросок по кольцу.

В
современном баскетболе существует и
правило 30 секунд. Только в течение этого
времени команда имеет право владеть
мячом, и если бросок не сделан, то арбитры
отдают мяч соперникам. Это правило
увеличило темп игры в баскетбол. Еще к
правилам времени относится правило 3-х
секунд. Нападающий не может находиться
в области штрафного броска соперника
более 3-х секунд.

11.Характеристика общепедагогических принципов организации процесса по физическому воспитанию в доу

Действенность
системы физ.в-я определяется принципами,
лежащими в её основе. Это краткое
выраженные научно- методические
положения, отражающие закономерности
овладения детьми двигательными навыками,
развития двигательных способностей,
формирования личности в процессе
двигательной д-ти. Основные принципы
системы физ.в-я делятся на 2 группы:

1.
Принципы организации педагогического
процесса – общепедагогические

2.
Принципы построения занятий физическими
упражнениями – общеметодические.

Общепедагогические
принципы:


принцип
природосообразности
(в-е с учётом возрастных и инд.
психофизических особенностей)

-принцип
непрерывности развития
(преемственность целей, содержания и
организации физ. д-ти на каждом возрастном
этапе)

-принцип
развивающего характера образования
(вовлечение во все виды д-ти)


принцип
единства обучения и развития
(овладение двигательными навыками
способствует развитию опорно-двиг.
аппарата)

-принцип
оздоровительной направленности
(физ. нагрузки соотв. возможностям р-ка,
его сост. здоровья)

-принцип
гармоничного развития личности
(связь физического в-я с др. видами
воспитания)

-принцип
субъективности
(выявление, сохранение и развитие
индивидуальности р-ка)

-принцип
сотрудничества
(согласованность действий педагог-дети,
педагог-родители)

Общеметодические
принципы:

-принцип
научности
(закономерности социализации, психического
и физического развития детей)

-принцип
доступности (постановка
заданий, соотв. уровню психофизического
развития детей)

-принцип
систематичности (регулярность,
последовательность и преемственность
при формировании зун)

-принцип
сознательности и активности (формирование
сознательного отношения к своему
здоровью)

-принцип
наглядности

-принцип
развития детского творчества (исп.
игры, сказки, экспериментирования)

-принцип
системного чередования нагрузок и
отдыха

-принцип
индивидуализации (учёт
инд. особенностей здоровья, физического
и двигательного развития детей)

17.
Физиологическая
основа формирования двигательного
навыка.

Этапы
обучения ребёнка двигательному действию.

Двигательный
навык

– это автоматизированное управление
движением, характеризующееся прочностью
и надёжностью исполнения. Для дв. навыка
х-ны черты: высокая быстрота действия,
чрезвычайная прочность и надёжность.

Физиологической
основой формирования дв. навыка явл.
образование системы временных связей
в коре больших полушарий мозга – так
наз. динамического стереотипа. в этом
процессе разл. три стадии.

Cтадия
I
— иррадиация процесса возбуждения в
коре головного мозга. на этой стадии
дети знакомятся с новым движением. У
них наблюдается неуверенность при его
выполнении, лишние движения, напряжённость
мускулатуры. В обучении движениям
решаются сл. задачи:

  1. ознакомить
    детей с новым движением.

  2. создать
    о нём целостное представление.

  3. начать
    разучивать движение в общих чертах.

Важнейший
фактор – зрительное восприятие изучаемого
движения. Широко используется метод
показа, сопровождаемый словестными
указаниями, что приучает детей осмысливать
свои действия.

Cтадия
II
– специализация двигательного акта
посредством дифференцированного
торможения. эта стадия х-тся уточнением
наметившейся системы условных двигательных
рефлексов, устранением излишнего
мышечного напряжения. образование
двигательного навыка происходит
волнообразно. постепенно происходит
уточнение и совершенствование дв.умений,
на базе чего формируется динамический
стереотип. (периодическое повторение)

Cтадия
III
– стабилизация навыка, закрепление и
дальнейшее совершенствование дв.действия.
движения становятся точными, свободными
и раскованными. он может применять
двигательный навык в различных условиях.

В
построении процесса обучения дв.действиям
выделяются несколько этапов:


на первом этапе происходит начальное
разучивание физ.упр-я, создаётся умение
выполнять движения в общих чертах.
частота повторений на занятии должна
быть максимально допустимой – не менее
8-12раз, впоследствии снижается до 5-6.


на втором этапе физ.упр-е разучивается
углубленно, формируется умение выполнять
его относительно совершенно. Длительность
этапа зависит от сложности движения и
двигательного опыта детей. Разученные
движения периодически повторяются
(1-1,5нед.)


на третьем этапе обеспечивается
совершенствование техники выполнения
ф.упр., создаётся навык и формируется
способность самостоятельно применять
двигательное действие в играх и жизни.
Продолжительность этапа зависит от
уровня физической подготовленности,
состояния здоровья и других факторов.

Фактор физического воспитания в жизни общества

Сегодня, к сожалению, ни для кого не секрет: современная система ФВ находится в глубоком кризисе. Для этого достаточно ознакомиться со статистической информацией. Она подтверждает печальную реальность: 40% детей в столице России имеют хронические заболевания. 70% — отличаются слабым здоровьем. Такую неутешительную статистику озвучил известный педиатр Леонид Рошаль.

Самая титулованная в мире представительница фигурного катания трехкратная олимпийская чемпионка и десятикратная чемпионка мира, а ныне депутат Госдумы Ирина Роднина также не раз обращала внимание общественности, что программа ФВ нынче претворяется в жизнь зачастую поверхностно. Личный пример Ирины Родниной нас убеждает в искренности ее слов

В детстве, до прихода в фигурное катание, она одиннадцать раз (!) переболела пневмонией. И именно физическое воспитание помогло переродиться девушке, склонной к хроническому недугу, в выдающуюся спортсменку XX века

Личный пример Ирины Родниной нас убеждает в искренности ее слов. В детстве, до прихода в фигурное катание, она одиннадцать раз (!) переболела пневмонией. И именно физическое воспитание помогло переродиться девушке, склонной к хроническому недугу, в выдающуюся спортсменку XX века.

Характерно, что основоположник отечественной системы физического воспитания еще до трудов Пьера Кубертена первым в новейшей истории научно обосновал необходимость внедрения системы ФВ во все сферы жизни: от уровня семьи – до уровня государства

Ученый, своими идеями намного обогнавший свое время, подчеркивал важность последовательности, цикличности и непрерывности этого процесса:. Безусловно, что основоположником научной системы физического воспитания является не просто ученый – энциклопедист и исследователь, сформулировавший олимпийские принципы для спортсменов высшей категории еще до Пьера Кубертена

Лесгафт также является выдающимся педагогом, первым в мире разработавшим принципы правильного и последовательного ФВ для детского, подросткового, юношеского возраста в тесной связи с психическим и общеобразовательным аспектом

Безусловно, что основоположником научной системы физического воспитания является не просто ученый – энциклопедист и исследователь, сформулировавший олимпийские принципы для спортсменов высшей категории еще до Пьера Кубертена. Лесгафт также является выдающимся педагогом, первым в мире разработавшим принципы правильного и последовательного ФВ для детского, подросткового, юношеского возраста в тесной связи с психическим и общеобразовательным аспектом.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Культура поведения

С целью воспитания общей культуры поведения, эстетики движений и поступков тренер проводила краткие беседы о том, что на уроке надо работать не только дружно и старательно, но и красиво, разъясняла, что значит правильно двигаться, держаться, выполнять упражнение, как слушать музыку

По ходу урока тренер указывала детям на красивое и некрасивое в действиях учащихся при построении, стойке «смирно», выполнении своих команд, обращая внимание при этом на быстроту и точность выполняемой работы, согласованность движений и действий, соблюдение правил культуры поведения и т. д

Проводился также и опрос занимающихся о том, какое движение более красиво, какие поступки они считают красивыми, а какие нет.

В течение всего периода занятий изменялись решаемые задачи и характер применяемых приемов. Разъясняя необходимость труда и активности на уроке, тренер постепенно увлекала детей гимнастикой, воспитывая интерес к ней, а поэтому все чаще и чаще в качестве мотива образцового поведения говори да о значении труда и дисциплины, без которых не станешь хорошим гимнастом, о том, что надо любить все виды гимнастических упражнений и одинаково старательно их выполнять.

Самостоятельная познавательная деятельность детей приобретала все более широкий характер. Если раньше, например, тренер В. П. Воронова задавала своим подопечным такие вопросы: «Как называется этот прыжок?», «Какую ошибку сделала Таня, выполняя прыжок?», то к концу года, проводя на уроке соревнования по выполнению упражнений на бревне, она оценивала выполнение упражнения в баллах, а потом предлагала своим ученицам сказать, за что поставлена та или другая оценка. Девочки отвечали:

  • Упражнение Наташа сделала хорошо, но в конце потеряла равновесие.
  • Лена отстала от музыки.
  • Валя не удержала равновесие при соскоке.
  • Оля делала долго поворот… — и т. д.

В начале года В. П. Воронова подробно инструктировала девочек о том, как правильно подготовить к занятиям брусья, кольца, маты, бревно, ковер и т. д. А в конце года тренер уже давала распоряжения такого характера: «Оля, побеспокойся, чтобы поставили брусья»; «Наташа, организуй, чтобы быстро расстелили ковер». И Оля и Наташа распоряжались, вкладывая в исполнение задания всю свою инициативу и организаторские способности.

Если в начале года поощрялись обычное трудолюбие и исполнительность, то к концу года похвал педагога прежде всего удостаивались те гимнастки, которые проявляли инициативу, были активны, помогали товарищам, следили за порядком и т. д.

Очень большую работу проводила В. П. Воронова по приучению детей к культуре поведения: она никогда не разрешала разговаривать с собой, поправляя волосы, болтая ногой, опустив голову и т. д. Прививая детям правильное понимание красоты поведения, постепенно приучала детей самостоятельно оценивать положительное и отрицательное в поступках.

После первого года занятий некоторые гимнастки Вороновой перешли в старшую группу. По отзывам тренеров этих групп, они отличались хорошей дисциплиной, культурой поведения, большим трудолюбием, самостоятельностью и инициативой.

Белорусова В. В. Воспитание в спорте. — М.: ФИС, 1974. — С. 50—73.

n1.docx

  2      

Глава 3. НАПРАВЛЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ воспитаниеВоспитание в широком смыслееВоспитание в узком смыслеВоспитательный процесс13.1. Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитанияВзаимосвязь физического воспитания с умственным.Непосредственная связьОпосредованная связьВзаимосвязь физического воспитания с нравственным.Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим.3.2. Технология воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спортуСтратегия воспитанияТактика воспитанияТехника воспитания Воспитательный прием Воспитательное звено Воспитатепьная цепочкаСредства воспитания —Приемы воспитания — методами воспитания

  • традиционно принятые — убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;
  • инновационно-деятельностные (обусловлены внедрениями новых воспитательных технологий) — модельно-целевой подход, проектирование, алгоритмизация, творческая инвариантность и др.;
  • неформально-межличностные (осуществляются через лич- ностно значимых людей, авторитетных из числа друзей и близких);
  • тренингово-игровые (обеспечивают овладение индивидуальным и групповым опытом, а также коррекцию поведения и действий в специально заданных условиях) — социально-психологические тренинги, деловые игры и др.;
  • рефлексивные (основаны на индивидуальном переживании, самоанализе и осознании собственной ценности в реальной действительности).

метод убеждения,Метод упражнения (метод практического приучения). пример.Метод наказания (принуждения).Нравственное воспитание в процессе физического воспитания. Задачами нравственного воспитания являются:

  • формирование нравственного сознания (т.е. нравственных понятий, взглядов, суждений, оценок), идейной убежденности и мотивов деятельности (в частности, физкультурной), согласующихся с нормами высокой морали;
  • формирование нравственных чувств (любви к Родине, гуманизма, чувства коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.);
  • формирование нравственных качеств, привычек соблюдения этических норм, навыков общественно оправданного поведения (уважения к результатам труда и предметам духовной и материальной культуры, уважения к родителям и старшим, честности, скромности, добросовестности и др.)1;
  • воспитание волевых черт и качеств личности (смелости, решительности, мужества, воли к победе, самообладания и др.).

средствам нравственного воспитанияМетоды нравственного воспитания включают в себя:

  • убеждение в форме разъяснения установленных норм поведения, сложившихся традиций;
  • беседы при совершении занимающимися какого-либо проступка;
  • диспуты на этические темы;
  • наглядный пример (прежде всего достойный пример самого педагога, тренера);
  • практические приучения (суть: постоянно, настойчиво упражнять занимающихся в дисциплинированном, культурном поведении, в точном соблюдении спортивных правил, спортивного режима, традиций, пока эти нормы не станут привычными; в перенесении значительных и длительных усилий, каких требуют зачастую тренировочные нагрузки и соревнования);
  • поощрение: одобрение, похвала, объявление благодарности, награждение грамотой и др.;
  • оказание доверия в выполнении обязанностей помощника преподавателя, начисление команде поощрительного очка при подведении итогов соревнований и др.;
  • наказание за совершенный проступок: замечание, выговор, обсуждение на собрании коллектива (спортивной команды), временное исключение из состава команды и др.

Методы физического воспитания

Успешная реализация средств физического воспитания достигается за счет применения определенных методик. Комплексные системы направлены на эффективное решение поставленных задач и выполнения целей образовательного процесса.

Физические упражнения/тренировки

Задачи физического воспитания решаются путем выполнения физических упражнений. В процессе занятий человек совершает определенные планом обучения действия. Особенности и последовательность процедур фиксируется в методических указаниях. Благодаря регулярным физическим упражнениям, удается благоприятно влиять на человеческий организм:

  • улучшается работа центральной нервной системы;
  • сокращается утомляемость;
  • увеличивается общая функциональность.

Эффективные методики описывают последовательность и интенсивность действия, исходя из определенных норм нагрузки на организм. Воздействие на опорно-двигательный аппарат в процессе выполнения упражнений повышает прочность и подвижность суставов, способствует увеличению мышечной массы, улучшая мощь и эластичность тканей. Равномерно распределяемые физические нагрузки поддерживают работу мышечной, кровеносной и дыхательной систем.

Участие в спортивных соревнованиях

Эффективный метод физического воспитания – спортивные игры. Наиболее действенными с точки зрения улучшения физических характеристик и получения навыков являются соревнования и групповые занятия. От учащихся требуется не только проявить собственные умения на практике, но и продемонстрировать активность и подвижность при выполнении определенных упражнений. Игровая деятельность позволяет выработать навыки:

  • быстрота;
  • ловкость;
  • сила;
  • выносливость.

Проявлять индивидуальные качества каждому участнику соревнований помогает эмоциональность процесса. Игры подразделяют на подвижные и спортивные. Оба типа включены в стандартные программы физического воспитания. Некоторые упражнения представляют собой отдельные спортивные направления:

  • лыжный спорт;
  • легкая атлетика;
  • футбол;
  • плавание и другие.

Спортивные соревнования поддерживают самочувствие, развивают физические способности, морально-волевые качества и способствуют достижению успехов в профессиональном спорте. Состязание, как средство контроля над параметрами состояния физкультурно-спортивной работы, стимулирует стремление людей к физическому совершенству и вовлекает в занятия спортом.

Профессиональная подготовка

Нужна для выполнения определенных профессиональных обязанностей. Например, для службы в армии, работы в силовых структурах. В ней используются преимущественно те упражнения, которые разовьют сугубо специализированные навыки человека. Базой для профессиональной подготовки служит общая физподготовка, ее уровень обязательно проверяется перед началом профессиональной подготовки

При низком уровне общей физподготовки соискатель сразу же отсеивается, другие его навыки и умения во внимание не берутся

Профессиональная направленность физического воспитания предусматривает изучение особых приемов. Например, оперативная группа должна уметь обезвредить злоумышленника, обездвижить его, чтобы потом передать в руки правоохранителей. Для этого разработаны особые приемы, они тщательно отрабатываются до мелочей.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий