Штайншлифт и структуры беговых лыж: особенности, видео

Регулировка усилий горнолыжных креплений

При регулировке креплений учитывают следующие моменты:

  • манеру катания и опыт человека;
  • настройку по весу лыжника.

Настройка проводится так, чтобы во время катания устройство не открепилось. Сначала определяется значение, при котором сработает деталь.

Для этого вес делят на 10. Если человек катается на лыжах не так давно, то от полученной цифры стоит отнять 1,5, а 2 единицы отнимают при небольшом росте.

Максимальный показатель высчитывают по формуле: вес лыжника делят на 10. Погрешность при этом составляет 1-2 пункта.

Показатель усилия нужно подбирать по уровню и возрасту лыжника.

Затем определяют вариант регулировки. Пятка крепления и передняя головка двигаются и блокируются по отдельности либо имеют совместный механизм, который позволяет настроить части одновременно.

Когда настройка проводится в центре площадки, сдвигают блокировку, поднимая фиксатор, сдвигая пятку или переднюю головку в необходимое положение. В некоторых ситуациях откручивают винт, но это требуется редко.

После проведенных действий осуществляют проверку попадания в размер. Для этого нужно вставить носок ботинка в элементы передней головки и проверить плотность прилегания подошвы ботинка к открытой пятке крепления.

Задняя часть ботинка не должна входить туда свободно или протискиваться внутрь с трудом. Оптимальным вариантом является плотное вхождение и отодвигание пятки на 1-2 мм.

Проверку осуществляют перед использованием. Если что-то не получается, то крепления снимают и устанавливают заново. Если отсутствует опыт настройки, обращаются к специалисту, который проведет регулировку.

Горнолыжные крепления

Прежде всего горнолыжные крепления, это Ваша безопасность и здоровье.

Основное назначение горнолыжных креплений, это автоматическое отсоединение ботинка от лыжи. Поэтому относится к выбору таких креплений нужно тщательно, а особенно к установки усилия срабатывания механизма отсоединения.

На горнолыжных креплениях имеются специальные обозначения, которые расположены на шкале. Как правило их количество от 3 до 10. Единица обозначает 10 кг усилия срабатывания механизма. Т.е. если 3, значит – 30 кг, если 90 – значит 90 кг.

Чтобы было понятней, как правильно выставить шкалу, приведем пример.

Допустим, Вы весите 90 кг. Значит выставляем шкалу на 9 и уменьшаем на 1 – 2 значения. Получаем 7 или 8. Т.е. для 90 килограммового лыжника выставляем значение 7 или 8.

Чем более опытный лыжник, тем большие нагрузки воздействуют на горнолыжные крепления, поэтому выставлять значения шкалы нужно больше, но не рекомендовано их превышать более 1 веса.

К примеру, Вы весите 90 кг, но в отличие от первого случая, Вы опытный лыжник и катаетесь с большой скоростью, тогда значение шкалы можно поставить 9 или 10, но не больше, иначе возможны серьезные травмы.

Существуют крепления, которые регулируются по размерам, типа CENTRO. Под такие крепления можно подобрать горнолыжные ботинки любых размеров, так как у них носок и пятка двигаются в разные стороны.

И последнее, если Вы катаясь, постоянно выставляете показатель шкалы, к примеру, на 8, то это не должен быть максимальное значение на креплении. Тогда покупайте горнолыжные крепления с максимальными показателями 10 и выше. Так будет надежней.

Конструкции лыж Fischer

Конструкции коньковых лыж

115 (15/11) — конструкция для хорошо подготовленной и леденистой трассы. Точки опоры находятся ближе к мыску и пятке лыжи. Такое расположение повышает устойчивость лыжи. Особенно актуальна на неподготовленной ледяной трассе и при недостатках техники. Основные минусы: «втыкание» лыжи и «зарывание» в рыхлый снег.

610 (61Q, 1Q) – конструкция для хорошо подготовленной и мягкой трассы. Точки опоры сведены ближе к колодке, что делает более мягкими мысок и пятку лыжи. Такая конструкция позволяет лыже не «втыкаться» и не зарываться в рыхлый снег. Основные минусы: «рыскают» на ледяной трассе при недостатках техники.

Коньковые лыжи Fischer бывают:

  • RCS Carbonlite Skating Plus Hole,
  • RCS Carbonlite Skating Plus,
  • RCS Carbonlite Skating Cold
  • 115 — универсальная конструкция для хорошо подготовленной и леденистой трассы, обеспечивает наилучшую устойчивость и контрольRCS Carbonlite Soft Track,
  • RCS Skating Plus,
  • RCS Skating Cold
  • 610 (61Q) — универсальная конструкция для хорошо подготовленной и мягкой трассы, более мягкие мысок и пятка лыж, чем в конструкции 115

Конструкции классических лыж

902 (90/9Q2) – конструкция для мягкой и рыхлой трассы. Аналогична коньковой 610/1Q, т.е. имеет мягкие мыски и пятки. Колодка расположена ниже, чем на 812 и облегчает держание в сложных погодных условиях. Основной минус: из-за низкого расположения зоны держания мазь будет быстрее сходить.

812 (81/8Q2) – универсальная классическая конструкция. Стандартное расположение колодки дольше сохраняет мазь держания, но требует большего импульса для продавливания.

Классические лыжи Fischer бывают:

  • RCS Carbonlite Classic Plus,
  • RCS Carbonlite Classic Cold,
  • RCS Classic Plus,
  • RCS Classic Cold,
  • RCS Classic Zero
  • 812 (81) – универсальная классическая конструкция RCS Carbonlite Classic Soft Track
  • 902 (90) – конструкция лыж для мягкой, плохо подготовленной, сыпучей трассы. Гарантирует прекрасное скольжение и уверенное отталкивание в условиях рыхлой трассы.

Модель RCS Classic Zero – имеет вставку из специального пластика желтого цвета под колодкой с ворсистой структурой. Не требует нанесения мазей держания. Соответственно должны быть чуть мягче мазевых лыж. Длину колодки можно регулировать нанесением парафина (укорочение) или зашкуриванием (удлинение).

При температуре плюс/минус пол градуса эти лыжи идеальны и безальтернативны. При температуре плюс один-два-три градуса – очень хороши. За исключением одного «но»: чем теплее, тем больше влаги появляется в лыжне, тем больший подсос создают ворсинки, скольжение ухудшается. При минусовых температурах эти лыжи можно использовать вплоть до минус трёх-пяти градусов при условии высокой влажности. При низкой влажности шансы на использование этих лыж существенно уменьшаются из-за высокой вероятности образования льда под колодкой. Современные средства обработки колодки от ведущих производителей смазки помогут снизить остроту этой проблемы. Эти лыжи точно не будут работать ни при какой температуре — на жёсткой леденистой трассе.

RCS Carbonlite Soft Track выпускаются только с 28 базой и конструкцией:

  • 610 (61Q) — коньковые
  • 902 (90) — классические
  • RCS Carbonlite Skating Plus, RCS Carbonlite Skating Cold выпускаются с базами 28, 5 и A5 соответственно и только с 115 конструкцией.

Как выбрать структуру для лыж?

При выборе структуры определяющую роль играет влажность и тип снега. Температура пишется лишь приблизительно для удобства выбора и классификации. Многим может показаться странным, но при одинаковых условиях для конька и классики режутся разные структуры. Разница как раз в типе снега: классика проходит по плотному глянцу (лыжня), а конек сталкивается с более сложными для скольжения условиями. Именно поэтому коньковые структуры чаще идут под узкий диапазон условий.

Удобно, когда в арсенале есть несколько пар лыж под разные условия. Если такой возможности нет, выбирайте универсальные мелкие структуры, при необходимости ручной накаткой можно “довести” структуру под влажные условия. А вот уменьшить крупный штайншлифт уже не получится.

При выборе структуры учитывайте особенности конструкции лыж. На лыжи, предназначенные для мягких и мокрых трасс, нет смысла наносить морозную структуру. Не забывайте приоритетность факторов, влияющих на скольжение лыж:

  1. Жесткость и эпюра
  2. Пластик и структура
  3. Смазка

Если первый пункт не выполнен, смена структуры не поможет.

Когда нужно или не нужно делать штайншлифт?

Лыжи стоит перешлифовать, если:

  • Структура на лыжах сгладилась от постоянных обработок скребками
  • Приобрели б/у лыжи с неизвестным прошлым
  • Скользящая поверхность повреждена/деформировалась/испорчена утюгом

Не стоит делать штайншлифт, если:

  • Лыжи хорошо едут, но хочется еще лучше
  • Сомневаетесь в мастере
  • Лыжи не подходят по жесткости, но хочется улучшить скольжение

Чем отличается от штайншлифт от накатки?

Штайншлифт наносит структуру надолго, накатка – временно. Она представляет собой металлический ролик с насечками, которые оставляют рисунок на скользящей поверхности. Нанесение производится руками Накатку удобно использовать для “доводки” структуры под нужные условия, если выбор лыж на гонку ограничен.

Сколько раз можно наносить структуру на лыжи?

В этом вопросе мнения сервисеров расходятся. Кто-то рекомендует шлифовать лыжи не более 5 раз, кто-то больше. Во многом это зависит от состояния лыж, уровня станка и мастера.

Нанесение структуры на беговые лыжи. Фото: instagram.com/serviccer_2016

Геометрия горных лыж

Наверняка Вы заметили, что горные лыжи имеют разный внешний вид, т.е. разную геометрию.

Геометрия гонных лыж определяется размерами последних спереди, по середине и сзади.

Чем шире талия, тем лучше у лыжи проходимость. Широки горные лыжи шириной больше 75 мм хорошо себя показали на не оборудованных горных трассах.

На оборудованных трассах хорошо себя показали горные лыжи шириной в талии до 68 мм.

Так же наверняка Вы встречали горные лыжи с широким носком и широкой пяткой. Такие лыжи, благодаря широкому носку, позволяют плавно и безопасно входить в крутые повороты, а благодаря широкой пятки более ускоренно выходить из поворота. Это не плохо, так как на повороте скорость теряется.

Если Вы сомневаетесь, какие горные лыжи выбрать по ширине талии, то берите универсальные модели, ширина которых варьирует в приделах от 6,8 до 7,5 см, и шириной пятки с носком 10 – 11 см., тут уже, как говорится, не ошибетесь.

Базовый пластик Atomic

Информация о базовых пластиках Atomic так же странно изменилась к сезону 2019-2020. Bl 1500, Bl 2000 и Bl 3000 до 2019 года характеризовались как низкомолекулярный пластик, среднемолекулярный и высокомолекулярный соответственно. Теперь же они все экструдированные.

  • Bl 1000 (не ставится на лыжи Atomic с 2018 года) — низкомолекулярный пластик начального уровня. Универсален в условиях использования, содержит 3,5% графита. Почти не впитывает парафин. Подойдут самые простые смазки быстрого нанесения.
  • BI 1500 — экструдированный пластик начального уровня. Универсален и не требует обслуживания.
  • Bl 2000 — экструдированный пластик начального уровня. Универсален и не требует обслуживания.
  • BI 3000 — экструдированный пластик начального уровня. Универсален и не требует обслуживания.
  • BI 4000 — универсальная поверхность профессионального уровня. Содержит 20% графита, хорошо принимает смазку и требует регулярного ухода.
  • BI 5000 — база уровня Кубка Мира. Содержит 25% графита, хорошо принимает смазку и требует регулярного ухода. Сравнима с Salomon G5.
  • BI 5000 SA — улучшенная версия Bl 5000, содержит 25% графита и 6% специальной добавки. Атомик не разглашает ее состав.
  • BI 5000 CB — прозрачный пластик без графита для искусственного, грязного, водянистого, крупнозернистого снега. Ставится на лыжи Plus.
  • BI 6000 — новая база Atomic сезона 2019-2020. Ставится на Redster S9 Carbon, C9 Carbon, C9 Carbon Skintec. По заявлениям производителей, содержит 10% «специальной добавки» для улучшения скольжения.

Структуры Atomic

Если на лыжах нет специального стикера с отметкой структуры, значит нанесена одна из стандартных:

  • Синяя конструкция (Cold) — код структуры неизвестен, t от −10 и холоднее
  • Желтая конструкция (UNI) — код структуры неизвестен, t от −2 до −15
  • Красная конструкция (Plus) — код структуры неизвестен, t от −5 и теплее

Доступные структуры для лыж из предзаказа:

  • AC 3 — скандинавская холодная структура на −8/-17.
  • AC 4 — все типы снега на −5 и ниже.
  • AC 5 — все типы снега на от −8 и холоднее. Подходит для регионов России.
  • AM 2 — свежий, влажный, слегка подмороженный снег при −1/-8
  • AM 3 — все типы натурального и искусственного снега −2/-10.
  • АМ 6 — структура на +1/-8. Подходит на все типы снега, отлично работает на крупнозернистом снегу после оттепели.
  • AM 7 — универсальная структура на −4/-12, хорошо работает на свежем холодном снегу. Подходит для большинства регионов России.
  • AW 1 — влажный и мокрый снег на 0/-4.
  • AW 2 — структура на высокую влажность и водянистый снег.
  • AW 4 — крупнозернистый снег при 0/-2. Хорошо работает поздней весной в России. Дополняется ручной накаткой.
  • AW 7 — крупнозернистый, падающий мокрый снег при −5/+5. Хорошо работает поздней весной в России. На водянистый снег дополняется накаткой.
  • AW 8 — весенняя структура на −5/+10.

Структуры наносятся в Альтенмаркте (буква A в коде — Альтенмаркт, W — warm, C — cold, M — medium). До сезона 2019-2020 структуры были общими с Salomon. Теперь у каждого бренда свои, но лыжи Salomon со структурами A еще есть в магазинах.

Структуры лыж Salomon

Структуры Salomon с сезона 2019-2020

В 2019 года Salomon меняет свои структуры. Структуры «A» будут наноситься только на лыжи Atomic.

Универсальные серийные структуры:

  • WCU – универсальная на -15 +5. Наносится на лыжи Yellow
  • WCC – универсальная на -5 и холоднее. Наносится на лыжи Blue
  • WCW – универсальная на -5 и теплее. Наносится на лыжи Red

Коньковые:

  • G1 – натуральный холодный снег на температуру -5/-20
  • SL1 – натуральный холодный и сухой снег, смесь натурального и искусственного при низкой влажности от -10 и холоднее
  • SLRGL – теплая структура для всех типов снега на -1/+15, можно добавлять ручную накатку

Классические:

  • 1L16 – натуральный холодный снег, температура -5/-30
  • SLR – мокрый снег, глянец, жесткая трасса

Универсальные:

  • SL21 – жесткая трасса, натуральный и искусственный снег, температура +1/-7
  • SL32 – мягкая и средней мягкости трасса, влажный, мокрый, грязный снег, температура -1/+15
  • P6F – структура для старого и искусственного снега, подходит для жесткой лыжни. Не подходит для свежего и падающего снега. Хорошо работает при температуре -5/-20

До сезона 2019-2020 Salomon предлагал такие структуры:

АМ, АС, AW – структуры, нарезанные в Альтенмаркте. M, C и W – соответственно Mid, Cold и Warm Бывают структуры, нарезанные в центре Salomon в Анси во Франции. Такие структуры производятся штучно и не выходят на массовый рынок.

  • АС 3 – универсальная холодная на -8 -17. Хорошо работает в Скандинавии. Для классики и конька.
  • АС 4 – универсальная холодная структура на -5 -15. Подходит для конька и классики, особенно хороша при высокой влажности.
  • АС 5 – очень холодная структура для всех типов снега на -8-20 C. Хорошо работает в России. Интересно, что Atomic ту же структуру рекомендует на -8 -30. Поэтому, условно, структура на -8 и холоднее.
  • АМ 1 – структура для смеси искусственного и свежего снега на -3 -10. Подходит для классики и конька.
  • АМ 2 – структура под свежий снег, глянец и влажный снег на средняя -1 -5. Нарезается на классику и конек.
  • АМ 6 – хорошо работает на крупнозернистом снегу после оттепели в -1 -8. Подходит на конек и классику.
  • АМ 7 – хорошо работает на сухом снеге в -4 -10. Подходит для конька и классики, иногда работает и при более низких температурах
  • AW 1 – структура на влажный снег при 0 -4. Предназначена для классических лыж.
  • AW 7 структура на крупнозернистый, водянистый снег при -2-0. Подходит для конька и классики. Хорошо работает поздней весной в России. Atomic ту же структуру рекомендует на +5 -5.

На лыжи, произведенные без специального заказа, нарезается структура World Cup Cold (WCC), World Cup Warm (WCW) или World Cup Universal (WCU) – универсальные структуры под все типы снега.

  • WCU – на -15 +5
  • WCC – на -5 и холоднее
  • WCW – на -5 и теплее

Расшифровка серийных номеров лыж Salomon

Номер 5260 2784

  • 5 – последняя цифра года производства (2015)
  • 260 – порядковый номер дня производства от начала года
  • 2784 – номер пары
  • 30 – 45 – рекомендуемый вес лыжника для этой пары в кг
  • 66 – 99 – рекомендуемый вес лыжника для этой пары в фунтах

Структуры лыж Madshus

Структуры Madshus на сезон 2019-2020

  • 9-6Т — для старого и свежего снега, при высокой влажности и глянцующейся трассе. Температура воздуха от 0 до −10.
  • 7-4Т — для старого и свежего снега при температуре воздуха от −5 и холоднее.
  • M 61 — структура для всех типов снега при температуре воздуха от +2 до −6, температуре снега −1/-5.
  • M 61 F — структура для всех типов снега при температуре воздуха от −1 до −16, температуре снега −3 и холоднее.

Структуры Madshus на сезон 2018-2019

  • 9-6 Т — для старого и свежего снега при высокой влажности и глянцующейся трассе. Температура воздуха +1/-8.
  • SO5 — структура для всех типов снега на −3 и холоднее. Хорошо работает на свежевыпавшем снеге.
  • 7-4Т — для старого и свежего снега при температуре воздуха от −3 до −16.
  • HR2L — очень мелкая структура для холодного перемороженного снега при температуре от −6 и холоднее.
  • DSH — плюсовая структура для трансформированного снега, глянцующейся трассы. Температура воздуха −2 и теплее, температура снега от −0,1 до −5.
  • M61 — структура для всех типов снега при температуре воздуха от +2 до −6, температуре снега −1/-5.
  • M61F — структура для всех типов снега при температуре воздуха от −1 до −16, температуре снега −3 и холоднее.
  • M63 — для влажного и нового снега при температуре воздуха от +1 и теплее, температуре снега −0,1/-1

Старые варианты структур Madshus

С сайта магазина масс-спорт

  • D5 — для старого, грязного снега при t от +1 до −7
  • D6 — теплая крупная структура на старый снег, иногда хорошо работает в сильный мороз
  • 7-4 — для всех типов снега при температуре от −8 и холоднее
  • 9-6 — для любого снега при t от 0 до −8

С сайта магазина Спортивная линия

Структуры каталога маркируются двумя символами, первый символ:

  • S — штайншлифт с наклонными сходящимися или расходящимися штрихами.
  • I — наклонные штрихи.
  • D — штайншлифт со сложным, переменным рисунком.

Цифра — продольная структура, значение соответствует шагу структуры.

Виды структур:

  • S2 — очень холодный мягкий снег
  • I5 — холодный старый снег
  • D4 — холодная универсальная структура
  • S10 — свежий, падающий снег
  • I15 — мокрый, водянистый снег
  • I20 — структура на очень влажный снег для классических лыж
  • 3-5 — для мокрого снега при температуре от +3ºС и выше

С сайта трилайф

  • S02 — структура на морозный снег при низкой влажности
  • D5 — структура для старого грязного снега при t +1…-7
  • 9-6 G — структура для влажного снега при t воздуха +3…-5
  • 9-6 ХG — структура для мокрого снега от 0 и теплее

Технологии

Aramid technology – сотовый сердечник гоночных моделей SkiTrab. Такая же начинка стоит в гоночных лыжах других производителей. Используется в лыжах серии Gara Aero.

Liwood core – деревянные компоненты в сердечнике составлены из разных пород древесины: легкой и жесткой. Легкая древесина недостаточно жесткая, поэтому жесткости добавляет другая, но она более тяжелая. Весь этот “пирог” закрывается стекловолокном. Используется в лыжах серии Comp и Grip.

Duo skin – мохеровая колодка, состоящая из 2 полосок. Полоски можно менять в зависимости от необходимой длины ворса. Используется в лыжах серии Skin с мохеровой колодкой.

Scarabeo – выраженные усиленные канты. Добавляют торсионной жесткости и облегчают отталкивание кантом. Используется во всех лыжах SkiTrab.

Duo Grip – комбинация 2 технологий держания: Zero base и Fish-scale. Пластик Zero в начале и конце области держания, в средине – насечка в виде чешуи и малым углом наклона. Используется в лыжах серии Grip.

Racing flex – каждая лыжа промеряется отдельно и имеет свою идентификационную карту. Используется в лыжах серии Gara Aero.

Double poling – технология сердечника для одновременных бесшажных ходов. Представляет гибрид коньковых и классических лыж с низкой колодкой и высокой жесткостью. Используется в лыжах Gara Aero Double Poling.

Подбор лыж Madshus по весу лыжника

Подбор лыж Madshus 2020-2021

В сезоне 2020-2021 на платформу NIS наносится более подробная информация о жесткости лыж. Указывается:

  • Диапазон рекомендуемого веса лыжника
  • Стандартный вес, которым делались промеры пары
  • Высота колодки после приложения половины стандартного веса в 14 см ниже уровня баланса лыжи — имитация скольжения на 2 ногах
  • Высота колодки после приложения полного веса в 8 см ниже уровня баланса лыжи — имитация скольжения на 1 ноге

Таблицы жесткости лыж Madshus 2020-2021

Подбор лыж Madshus по весу 2019-2020

На лыжах Madshus указывается диапазон допустимого веса лыжника, в рамках которого лыжи будут хорошо работать. Помимо этого наносится показатель Flex — усилие в килограммах, которое необходимо для задавливания лыжи до зазора в 0,1 мм под колодкой. Относительного этого флекса можно подобрать лыжи более точно.

  • Подбор коньковых лыж. Flex = вес лыжника в кг + 5-15 единиц. Например, Flex 80 подойдет лыжнику массой 65-75 кг. На теплые условия к весу рекомендуется прибавлять 10-15 единиц, на холодные — 5-10 единиц. То есть Flex 80 подходит на 65 кг на тепло и на 75 кг на холод.
  • Подбор классических лыж. Для твердых мазей Flex = 50-55% от массы лыжника, для жидких — 60% от массы лыжника.

Это общие рекомендации для среднестатистического лыжника-любителя. Профессиональные гонщики зачастую подбирают более жесткие лыжи с флексом, превышающим массу тела. Для использования таких лыж нужна хорошая физподготовка и поставленная техника.

Подбор классических лыж Madshus по весу.

Побор коньковых лыж Madshus по весу.

Система Empower Intellichip

В лыжи Madshus встроен NFC чип с характеристиками конкретной пары. При помощи смартфона с NFC и приложения Madshus (iOS и Android) можно считать характеристики лыж и подобрать пару под свои требования.

Структуры известных брендов и некоторых сервисных центров России

Структуры производителей беговых лыж

  • Все о цифрах на лыжах Fischer: эпюры, структуры, жесткость
  • Все о лыжах Salomon: конструкции, структуры, подбор жесткости
  • Беговые лыжи Atomic: структуры, модели, технологии
  • Все о лыжах Rossignol: серийные номера, структуры, особенности и подбор
  • Лыжи Madshus: структуры, базы, модельный ряд
  • Беговые лыжи SkiTrab: модели, технологии, структуры
  • Лыжи Peltonen: модели, технологии, особенности

Структуры сервисных центров России

Спортресурс Санкт-Петербург

  • Р00 – теплая 0 +10
  • Р07 – универсальная +2 -8
  • Р05 – холодная -5 -15

Спортивная линия Санкт-Петербург

  • UNI-3 – свежий мелко- и крупнозернистый снег 0 -5
  • +Т1.3 – водянистый снег 0 +5
  • FIT-4 – мелко- и крупнозернистый снег -2 -8
  • FIT-10 – мелко- и крупнозернистый снег -3 -13
  • +T1.3FA – мелко- и крупнозернистый снег, оттепель +3 -3

Точка спорта Ижевск

Линейные:

  • L1-4-8 – любой тип снега 0 +5
  • L2-4-8 – любой тип снега 0 -10
  • L2-3-8 – свежий снег 0 -15
  • L2-2-4 – любой тип снега -5 -15
  • L3-3-12 – универсальная -5 -20
  • L3-2-12 – старый снег -15 -25

Диагональные:

  • D1-3-8 – любой тип снега 0 -10
  • D1-2-8 – любой тип снега -10 -20
  • D2-3-9 – свежий снег 0
  • D3-4-9 – любой тип снега 0 +3
  • D4-4-16 – любой тип снега 0 +5

Елочка:

  • E1-4-8 – холодный снег
  • E2-5-9 – сырой снег
  • E3-5-9 – вода

V-образные:

  • V1-4-10 – свежий снег 0
  • V1-3-10 – любой тип снега 0 -10
  • V1-2-10 – старый снег -5 -15
  • V2-5-9 – свежий снег -1 +5
  • V3-5-9 – мокрый снег, вода

Волна:

W1-5-10 – мокрый снег +1 +10

Ювента спорт Москва

  • 729 – все типы снега +2 -12
  • 110 – новый, преобразованный снег -5 -20
  • 330 – утрамбованный, преобразованный, жесткий снег -5 -20
  • MV1 – глянец 0
  • 3WS – все типы снега +5 -5
  • 5W – все типы снега +2 +15
  • L-10 – классическая структура на любой тип снега +2 +15

Ювента спорт Пермь

  • L161 – старый, свежий, водянистый, преобразованный снег, фирн 0+15
  • H181 – любой тип снега +2 -5
  • G181 – свежий, мягкий, утрамбованный снег -2 -8
  • F191 – свежий, утрамбованный, старый снег -8-12
  • E171 – свежий, жесткий, утрамбованный, старый снег -10-20

Сервисный центр Икс-Ски

  • W1 –  все типы снега -2 +5
  • W2 – классическая структура на 0 и теплее
  • LW1 – все типы снега -2 +5
  • LW2 – глянец -5 +2
  • M1 – свежий мокрый снег 0 -6
  • M2 – старый снег -2 -8
  • M3 – свежий снег 0 -10
  • LC1 – все типы снега -1 -10
  • LC2 – все типы снега -4 -12
  • C1 – все типы снега  -5 -15
  • C2 – перемороженный снег от -8 и холоднее

Спорт депо

  • C1-1 (-5-20)
  • C13-5 (-5/-20)
  • CW09 (+5/-2)
  • CY08 (0/-15)
  • CY10 (+10/0)
  • KND11 (-12/-30)
  • KY12 (+5/-5)
  • KY13 (+10/+1)
  • P1-1 (+3/-5)
  • P5-1 (+5/-1)
  • SO07 (-5/-10)
  • SY01 (-10/-25)
  • SY02 (-5/-10)
  • SY03 (0/-10)
  • SY04 (0/-10)
  • SY05 (+5/-5)
  • SY06 (0/-10)

Сыктывкар Экип-центр

  • X1 – холодная линейная структура, предпочтительна для классических лыж -15 -25
  • X2 – холодная структура на перемороженный снег -9 -20
  • X2/1 – универсальная структура на разные типы снега, кроме перемороженного -3 -8
  • XW1 – любой тип снега -5 -15
  • X1/1 – жесткий снег – 10 -20
  • T2/5 – снегопад и свежий снег -5 -7
  • T1 – теплая структура на плотную трассу +1 -6
  • W1 – старый снег -6 -9
  • W2 – универсальная на все типы снега +2 -3
  • W3 – старый крупнозернистый снег -5 +5
  • W4 – мокрый крупнозернистый снег +3 +7
  • SW1 – крупнозернистый снег +2 -5
  • SW5 – крупнозернистый снег -5 +5
  • SWP – любой тип снега -2 -8
  • N – свежий снег – 2 -8

Красногорск Serviccer

  • R10-3 – свежий снег, старый снег жесткая трасса (глянец) 0 -5 (иногда до -15)
  • W1 – классика переход с нуля на плюс, крупное зерно и глянец
  • R10+ фирн -1 +10
  • V7-3 – универсал все типы снега -2 -10
  • R10 – универсал -8 -20
  • SR4 – универсал, свежий снег, низкая влажность
  • SR23 – универсал, свежий снег, с холода к теплу
  • SR21 – холод -5 -15, низкая влажность, любой снег
  • SR15 – универсал +3 -3 трансформированный и свежий снег
  • SR12-3 – от +3 и выше весенний старый снег
  • SR12-2 – от +1 до +5 аналог SR12-3

Skimax Уфа

  • SV7 – свежий и старый снег -5 -15
  • SV18 – смесь искусственного и натурального снега 0 -10
  • CL-1 – любой тип натурального снега -10 -20
  • ZER3 – трансформированный старый весенний снег -5 +5

Что такое штайншлифт?

Штайшлифт – шлифовка и нанесение структуры на лыжи при помощи абразивного камня на специальном станке. Слово штайншлифт произошло от немецкого steinschliff (штайншлюфф) и дословно переводится как шлифовка камнем. Технология нанесения структуры на беговые лыжи пришла из горнолыжного спорта, как и многие другие лыжные технологии.

Станки для шлифования лыж постоянно совершенствуются и все больше операций выполняют автоматически, но все равно мастерство шлифовальщика важно для выбора и правильного нанесения структуры. Помимо этого, нужно постоянно следить за состоянием камня и охлаждающей жидкостью

В процессе шлифовки от трения повышается температура, для этого в станок заливается специальная охлаждающая эмульсия.

Процесс нанесения структуры состоит из 2 этапов:

  • Выравнивание лыжи, снятие старой структуры и царапин вместе с тонким слоем пластика
  • Нанесение структуры на ровные лыжи

Перед штайншлифтом лыжи нужно очистить от парафина и мазей, снять крепления. После нанесения структуры нужно помыть лыжи от грязи фторовой смывкой. Затем почистить холодным парафином, чтобы убрать микроворс. При использовании старых шлифовальных машин лыжи выходят слишком ворсистыми, поэтому необходимо провести все этапы обработки новых лыж. О них мы писали в статье обработка лыж после штайншлифта.

Факторы, влияющие на тип и качество структуры:

  • Скорость движения лыжи по камню
  • Скорость вращения абразивного камня
  • Сила, с которой лыжу проводят над камнем
  • Рисунок, который нанесен на камень алмазным резцом
  • Охлаждение камня
  • Шлифовальный камень и прижимной ролик.

Модельный ряд Fischer в сезоне 2020-2021

Серия Fischer Speedmax 3D

Лыжи Speedmax — самые легкие и технологичные лыжи Fischer. Именно на них бегают на соревнованиях мирового уровня. Speedmax производятся по методу холодной склейки, имеют скользящие боковые поверхности и гоночный пластик с нанесенной структурой.

Все лыжи Speedmax весят 1030 г при длине 186 см у коньковых и 197 см у классических. В сезоне 2020-2021 коньковые модели Speedmax производятся в вариантах Cold и Plus, только с конструкцией 610/1Q. Классические модели только в варианте Plus с конструкциями 902/9Q2 и 812/8Q2. Кроме этого в линейке Speedmax есть безмазевые классические лыжи — Twin Skin и Zero, и модель для даблпулинга — Speedmax DP.

Speedmax 3D Skate

  • Speedmax 3D Skate Cold (610/1Q)
  • Speedmax 3D Skate Plus (610/1Q)
  • Speedmax 3D Skate C-Special (610/1Q)

Speedmax 3D Classic

  • Speedmax 3D Classic Plus (902/9Q2)
  • Speedmax 3D Classic Plus (812/8Q2)
  • Speedmax 3D Twin Skin (902/90L)
  • Speedmax 3D Zero+ (902/9Q2)

Speedmax 3D Double Poling

  • Speedmax 3D Double Poling (DP)
  • Speedmax 3D Double Poling Sprint (DP)

Читайте по теме: Даблполинг на лыжах и лыжероллерах.

Fischer Carbonlite

Carbonlite — профессиональная модель, имеющая тот же скользящий пластик, как и Speedmax, и производится по технологии холодной склейки. Но Carbonlite тяжелее верхней модели на 30 г и не имеют боковой скользящей поверхности. Весят 1060 г при длине 186 см. В сезоне 2020-2021 выпускаются только коньковые Carbonlite.

Carbonlite Skate

  • Carbonlite Skate Cold (610/1Q)
  • Carbonlite Skate Plus (115/15)

Fischer RCS

Fischer RCS — профессиональная модель с холодной склейкой и скользящим пластиком, как у Speedmax. Отличаются массой и отсутствием боковых скользящих поверхностей. Весят 1090 г при длине 186 см у коньковых и 197 см у классических.

  • RCS Skate Plus (115/15)
  • RCS Classic Plus (812/8Q2)

Fischer RCR

Любительская модель, значительно отличающаяся по уровню от RCS. Изготавливаются по традиционной технологии без холодной скелейки, имеют более тяжелый сердечник и любительский пластик скользящей поверхности. Подойдут для обучения технике и катания по выходным без спортивных амбиций. Весят 1190 г при длине 186 см.

RCR Skate (115/15)

Fischer SCS

Любительские лыжи для начинающих и регулярно катающихся. По качеству скольжения и материалам сердечника аналогичны модели RCR, но отличаются массой — 1270 г при длине 186 см.

SCS Skate (115/15)

Fischer Aerolite 70 и 60

Любительские лыжи для начинающих. В прошлых сезонах назывались Fischer CRS и Fischer SC. По материалам сердечника и пластику аналогичны модели SCS, но отличаются массой — 1200 г у Aerolite 70 и 1300 г у Aerolite 60. На российском рынке Aerolite 70 называются Aerolite Russialoppet в честь одноименной серии лыжных марафонов.

  • Aerolite Skate Russialoppet (115/15)
  • Aerolite Skate 60 (115/15)
  • Aerolite Combi 60
  • Aerolite Classic 60

Fischer LS

Прогулочная модель. Сердечник полностью из дерева с воздушными каналами, пластиковая скользящая поверхность начального уровня. Весят 1420 г при длине 186 см.

  • Fischer LS Combi
  • Fischer LS Skate (115/15)

Новый дизайн Fischer 2019-2020

Fischer Twin Skin

Серия классических лыж, не требующих мази держания. В колодку вставлен специальный камус из мохера, который цепляется за снег в одном направлении и не мешает скольжению в другом.

  • Speedmax 3D Twin Skin (90L/90). Масса 1030 г
  • Twin Skin Carbon Pro (902/9Q2). Масса 1080 г
  • Twin Skin Race (812/8Q2). Масса 1190 г
  • Twin Skin Superior. Масса 1290 г
  • Twin Skin Pro. Масса 1330 г
  • Twin Skin Performance. Масса 1360 г

Лыжи отличаются материалами и весом. Модели Speedmax и Carbon Pro сделаны с использованием тех же технологий и материалов, что и гоночные лыжи. Подходят для соревнований любительского уровня, используются профессионалами на тренировках. Начиная с модели Race — лыжи, предназначенные для прогулок и катания без спортивных амбиций.

Читайте по теме: Беговые лыжи с камусом: что это и как выбрать.

Fischer Zero+

Особая линейка классических лыж для сложных погодных условий — температуры около 0 градусов с перепадами от −3 до +3 градусов. Особенность в том, что они не требуют нанесения мазей держания. Зона колодки сделана из специального материала, длину которого можно регулировать. Удлиняется мелкой наждачкой, укорачивается парафином. Модель идеальна для весенних марафонов классическим стилем.

Speedmax 3D Zero+ (902/9Q2)

Читайте по теме: Беговые лыжи Zero: что это и как выбрать.

Salomon спортцех

Компания Salomon говорит, что нет специального цеха, на котором производятся некие “особенные” лыжи. Salomon изготавливает лыжи на производственных мощностях компании Atomic в Австрии. За исключением любительских моделей, которые изготавливаются в Болгарии. Несмотря на общее производство, Salomon использует другие настройки станков и закладывает в лыжи другие параметры.

Все, что у нас называют цеховыми саломонами, производится в одном месте со всеми лыжами, из одинаковых материалов. Разница лишь в отборе, нанесении структуры, подборе подходящей жесткости под конкретного лыжника.

Контрактным гонщикам компания может поставлять экспериментальные лыжи для тестирования. Из этих экспериментов срабатывают единицы. Поэтому, прежде чем покупать “особенные” лыжи из-под спортсмена, хорошенько подумайте.

Конструкции лыж Salomon и их особенности

Все варианты конструкций лыж используются только в топовых линейках: S/Lab Carbon Skate и S/Lab Carbon Classic. На серии S/Race используются 2 конструкции: универсальная и Blue. На всех остальных лыжах эпюра универсальная, но отличается, в зависимости от линейки.

Коньковые лыжи Salomon

  • Универсальная (до сезона 2019-2020 называлась Yellow) – конструкция 569. Подходит на плотную трассу при любой температуре. Хорошая курсовая устойчивость, увеличенная пяточная зона контакта. Используется на 70% гонок на Кубке Мира.
  • Blue – конструкция 562. На мягкую трассу и холодные условия. Зоны контакты увеличены для более равномерного распределения давления на рыхлых трассах, мыски и пятки плотно прилегают к лыжне. Адаптирована для хорошей работы на сухом морозном снегу. Используется на 15% гонок Кубка Мира.
  • Red – конструкция 587 с прозрачным пластиком на водянистый и крупнозернистый снег. Зоны контакта уменьшены для уменьшения эффекта подсасывания на влажном снегу. Мыски и пятки мягкие и немного расходятся при сжатии лыж. Используется на 15% гонок Кубка Мира.

На практике зона хорошей работы синей и красной конструкций может быть увеличена в сторону более жестких трасс, т.е. частично перекрывать универсальную конструкцию.

Классические лыжи Salomon

Классические лыжи тоже делятся на синие, желтые и красные. Акцент делается не на длину пятна контакта, а на высоту колодки. Чем теплее условия, тем мягче нужна мазь держания и выше колодка. Самая высокая колодка у лыж Red – они приспособлены под жидкие мази.

  • Универсальная (бывшая Yellow) – конструкция 866 под мягкие и твердые мази. Средняя высота колодки – HBW 1,0-1,3.
  • Blue – конструкция 864 для холодных условия, твердая мазь держания, низкий прогиб в области колодки – HBW 0,8-1,1.
  • Red – конструкция 865 для теплой погоды и жидких мазей держания. Высокий прогиб колодки – HBW 1,3-1,7.

За всеми лыжами Red замечена интересная особенность: их изначально нужно обработать 100% фтористым порошком, тогда скольжение значительно улучшается. Такой метод называют “активацией” лыж. Порошок наносится на лыжу без предварительного грунтования и обрабатывается как обычно. Лучше использовать метод двойного вплавления. После обработки длительное время можно не повторять эту процедуру и пользоваться как обычными лыжами. Методика была не раз опробована смазчиками Salomon и рекомендуется всем гонщикам.

В сезоне 2019-2020 изменилась только маркировка желтой конструкции. Назначение конструкций осталось прежним.

Как ухаживать за беговыми лыжами с камусом?

В принципе, за лыжами с камусом можно совсем не ухаживать. Они для того и задумывались, чтобы встал и поехал. Но лыжи будут служить дольше и катить быстрее, если за ними следить.

Зоны скольжения парафинятся как обычно, можно использовать жидкие смазки скольжения. Об этом всем мы писали в статье Как мазать лыжи для конькового хода? Процедура нанесения парафина идентичная.

Для ухода за камусом продаются специальные средства в виде жидких эмульсий. Они не дают камусу намокнуть и заледенеть.

На сколько хватает камуса на беговых лыжах?

Точных цифр никто из производителей не называет. Все зависит от типа снега и других факторов. В среднем по отзывам камуса хватает на 1000 км пробега. После этого его можно заменить на новый. Вот, например, сменный камус для лыж fischer и камус для лыж madshus.

Замена камуса производится аналогично у всех производителей. Видео по замене камуса мы разместили ниже.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий