Структура отдельного тренировочного занятия

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Структура многолетней подготовки спортсмена

Процесс подготовки
спортсменов высокой квалификации можно
условно разделить на три взаимосвязанные
составляющие: построение процесса, его
реализация и контроль за ходом подготовки.

В
процессе построения спортивной подготовки
целостность тренировочного процесса
обеспечивается на основе определенной
структуры, которая представляет собой
относительно устойчивый порядок
объединения компонентов (подсистем,
сторон и отдельных звеньев), их закономерное
отношение друг с другом и общую
последовательность.

Структура
тренировки характеризуется, в частности:

  1. порядком
    взаимосвязи элементов содержания
    тренировки (средств, методов общей и
    специальной физической, тактической
    и технической подготовки и т.д.);

  2. необходимым
    соотношением параметров тренировочной
    нагрузки (ее количественных и качественных
    характеристик объема и интенсивности);

  3. определенной
    последовательностью различных звеньев
    тренировочного процесса (отдельных
    занятий и их частей, этапов, периодов,
    циклов), представляющих фазы или стадии
    данного процесса, во время которых
    тренировочный процесс претерпевает
    закономерные изменения.

В
зависимости от масштаба времени, в
пределах которого протекает тренировочный
процесс, различают:

а)
микроструктуру — структуру отдельного
тренировочного занятия, структуру
отдельного тренировочного дня и
микроцикла (например, недельного);

б)
мезоструктуру — структуру этапов
тренировки, включающих относительно
законченный ряд микроциклов (суммарной
длительностью, например, около месяца);

в)
макроструктуру — структур больших
тренировочных циклов типа полугодичных,
годичных и многолетних.

Многолетний
процесс спортивной подготовки от новичка
до высот мастерства может быть представлен
в виде последовательно чередующихся
больших стадий, включающих отдельные
этапы многолетней подготовки, связанные
с возрастными и квалификационными
показателями спортсменов.

Примерная структура
многолетнего процесса подготовки:

Этапы

I

II

III

IV

V

VI

VII

Предварительной
подготовки

Начальной
специализации

Углубленной
специализации

Спортивного
совершенствования

Высших
достижений

Сохранения
достижений

Поддержание
тренированности

Годы
занятий

1-2-3

4-5

6-7

8-9-10

От 4 до 12 лет

Стадии

Базовой
подготовки

Максимальной
реализации индивидуальных возможностей

Спортивного

долголетия

Следует отметить,
что в отдельных видах спорта нет четких
границ между стадиями и этапами
многолетнего процесса, как и строгих
временных рамок этих стадий и этапов.

Рациональное
построение многолетней спортивной
тренировки осуществляется на основе
учета следующих факторов: оптимальных
возрастных границ, в пределах которых
обычно достигаются наивысшие результаты
в избранном виде спорта; продолжительности
систематической подготовки для достижения
этих результатов; преимущественной
направленности тренировки на каждом
этапе многолетней подготовки; паспортного
возраста, в котором началась специальная
тренировка; индивидуальных особенностей
спортсмена и темпов роста его мастерства.

Список использованной литературы

1 Стадия врабатываемости характеризуется увеличением работоспособности по сравнению с исходным состоянием, обозначаемым как состояние оперативного покоя, предшествующего деятельности. Эта стадия носит название стадии врабатываемости и характеризуется постепенным вовлечением в работу функциональных систем организма, обеспечивающих трудовой процесс. В этот период происходит увеличение скоростей амплитуд, объемов, которыми измеряются различные физиологические показатели. В процессе освоения работы, освоения военной профессии период врабатываемости сокращается, человек приобретает рабочие навыки, быстрее мобилизует функциональные системы, доводя их деятельность до уровня, соответствующего рабочим запросам организма.

Поиск по сайту:  

Методика построения урока

  1. разминка — 15-20 мин;
  2. основная часть — 65-70 мин;
  3. заключительная часть — 5-7 мин.
  1. Обучение и воспитание занимающихся следует осуществлять на всем протяжении занятий;
  2. Следует избегать методических шаблонов. Необходимость в разнообразии содержания и методики уроков обусловлена постоянным усложнением задач, динамикой сдвигов, происходящих в организме и психике занимающихся, изменчивостью внешних условий;
  3. Надо постепенно вовлекать занимающихся в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей;
  4. Воздействие урока должно быть всесторонним — оздоровительным, образовательным и воспитательным;
  5. Перед уроком следует ставить конкретные задачи, которые можно решить именно на данном занятии, так как достижение общей цели учебно-тренировочного процесса возможно лишь при условии успешного завершения каждого урока и при последовательном наслаивании совершенно определенных результатов каждого занятия.

обучить умению произвольно выполнять движения с различной степенью напряжения, постепенно снижать силу, темп, скорость движений;

анализировать проделанную работу;

переключать внимание на отдых, учебную работу.

Общая структура занятий

Узловой
структурной единицей тренировочного
процесса явля­ется отдельное занятие,
в ходе которого используются различные
средства,
направленные на решение задач физической,
техники тактической,
психической и интегральной подготовки,
создаются предпосылки
для эффективного протекания адаптационных
и вос­становительных
процессов в организме спортсмена.
Структура за­нятий
определяется многими факторами, в числе
которых цель и задачи
данного занятия, закономерные колебания
функциональной активности
организма спортсмена в процессе более
или менее дли­тельной мышечной
деятельности, величина нагрузки занятия,
осо­бенности
подбора и сочетания тренировочных
упражнений, режим работы
и отдыха и др.

Существующая
структура занятия, которое состоит из
вводно-подготовительной,
основной и заключительной частей,
определяется
закономерными изменениями функционального
состояния opганизма
спортсмена во время работы.

В
вводно-подготовительной

части проводятся организационные
мероприятия
и непосредственная подготовка спортсмена
к выполнению программы основной части
занятия. Проведение в этой части занятия
разминки, под которой подразумевается
выполнение комплекса специально
подобранных упражнений, способствует
оптимальной подготовке спортсмена к
предстоящей
работе. Разминку принято делить на две
части: общую и
специальную, Первая часть разминки
способствует активизации деятельности
важнейших функциональных систем —
центральной нервной системы, двигательного
аппарата, вегетативной нервной системы
и подготавливает организм к основной
работе. В этой час­ти
разминки используют различные
общеподготовительные упраж­нения.

Во
второй части разминки применяют
специально-подготови­тельные
упражнения. Она направлена на создание
оптимального состояния тех
центральных и периферических звеньев
двигательного
аппарата спортсмена, которые определяют
эффективность его деятельности
в основной части занятия, а также на
усиление вегетативных
функций, обеспечивающих эту деятельность.

В
основной части занятия
,
собственно, и решаются егo
главные задачи.
Подбор
упражне­ний,
их количество определяют направленность
занятий и его на­грузку.

В
заключительной части

занятия для приведения организма
спортсмена
в состояние, по возможности близкое к
дорабочему, и создания
условий, благоприятствующих интенсивному
протеканию восстановительных
процессов, интенсивность работы
постепенно снижают.

Занятия
следует различать по основной
педагогической направ­ленности
(основные и дополнительные занятия,
избирательной и комплексной направленности),
по величине нагрузки (занятия с большими,
малыми и прочими нагрузками), по содержанию
конкретных
задач (учебные, тренировочные,
восстановительные и др.).

4.5.2. Подготовительная часть занятия (разминка)

Разминка обеспечивает
преодоление периода врабатывания
орга­низма. Она переводит организм
занимающихся из состояния сравнитель­ного
покоя в деятельное состояние, в состояние
готовности к выполнению повышенных
физических нагрузок, способствует
реализации принципа постепенности.

К
сожалению, многие студенты недооценивают
значение раз­минки, стремятся или
вообще ее не выполнять или выполняют
небрежно с нарушением правил, а,
следовательно, и объективных физиологических
закономерностей периода врабатывания
организма в более интенсивную двигательную
деятельность.

Физиологический
механизм действия разминки следующий:
мед­ленный бег в начале разминки
приводит к раскрытию большого количества
капилляров в сердечной и в скелетных
мышцах. При этом активизи­руется
кровообращение и дыхание, температура
внутренней среды орга­низма повышается
на 0,5-1,0 °С, что способствует увеличению
проницаемо­сти мембран легочных
пузырьков (альвеол), повышению содержания
эритроцитов в крови, повышенному
кровоснабжению мышечных воло­кон и
клеток всех других тканей. Одновременно
повышается эффектив­ность обмена
веществ, улучшается питание тканей
кислородом и питатель­ными веществами,
увеличивается снабжение организма
энергетическими веществами, а также
ускоряется вывод из клеток продуктов
распада, об­разующихся в процессе их
активной деятельности;

Разминка делится
на две части — общую и специальную.

Общая (общеразогревающая)
часть разминки решает задачу акти­визации
(разогревания) опорно-двигательного
аппарата и деятельности функциональных
систем организма, особенно сердечно-сосудистой
и ды­хательной. Для достижения этого
применяется медленный бег (6… 15 мин) и
выполняются гимнастические упражнения
для всех групп мышц и всех частей тела
(15…20 мин).

Специальная часть
разминки направлена на повышение
координа­ционных способностей,
создание энергетической основы,
подготовку ор­ганизма занимающихся
к выполнению последующих, более сложных
по координации движений и более
интенсивной тренировочной нагрузки.

Специальная часть
разминки на одном занятии может
выполняться несколько раз, когда
занимающиеся в основной части переходят
к выпол­нению других групп (видов)
физических упражнений.

Вопрос 34 Общеразвивающие упражнения (общая характеристика, последовательность выполнения)

Общеразвивающие
упражнения направлены на
развитие координационных способностей,
гибкости и подвижности в суставах,
укрепление отдельных мышц или их групп,
недостаточное развитие которых мешает
овладению совершенной техникой бега.
В
подготовительной части тренировочного
занятия ОРУ применяются для разогревания
мышц и подготовки организма к предстоящей
работе. А в
основной
части при повторном или интервальном
методах тренировки, когда нагрузка
выполняется сериями,— служат средством
активного отдыха. В
заключительной
части — способствуют лучшему восстановлению
после проделанной работы и локально
применяются для укрепления и развития
отдельных мышц. Выполнение разнообразных
ОРУ улучшает координационные способности,
образует определенные навыки и помогает
быстрее усвоить сложные формы спортивной
техники. При этом, необходимо так
подбирать упражнения и методы их
выполнения, чтобы без значительного
увеличения мышечной массы выработать
умение и навыки владения своими мышцами
(быстро сокращать их с необходимой силой
и расслаблять после выполнения
упражнения). Арсенал ОРУ всем известен:
без них не проводится ни один урок
физкультуры в школе. Однако, как показали
наши наблюдения, многие молодые спортсмены
не придают им должного внимания, выполняют
их вяло и в малом количестве. Дозировка
же упражнений, направленных на развитие
гибкости и подвижности в суставах,
должна постепенно возрастать, особенно
в подготовительном периоде. Для получения
необходимого эффекта каждое упражнение
должно выполняться не менее 10—15 раз. К
общеразвивающим упражнениям можно
отнести
наклоны, выпады, приседания, повороты,
круговые вращения в суставах, строевые
упражнения. Начать
комплекс общеразвивающих упражнений
целесообразно с движений в мелких
мышечных группах (вращения в голеностопных,
лучезапястных суставах) и постепенно
увеличивать нагрузку, переходя к средним
мышечным группам (мышцы рук, мышцы ног),
а затем — к крупным мышечным группам
(мышцы туловища)

Особое внимание
целесообразно уделить упражнениям на
мышцы плечевого пояса и вращениям
головой. Эти движения способствуют
увеличению мозгового кровообращения,
что, в свою очередь, повышает тонус
нервной системы, а также умственную и
физическую работоспособность организма.

Классификация
ОРУ: (в основу положен анатомический
признак разделения упражнений на группы
по их воздействию на отдельные части
тела):

1. Упражнения для
рук плечевого пояса.

2. Упражнения для
мышц шеи и туловища.

3. Упражнения для
мышц ног.

4. Упражнения для
мышц всего тела.

Упражнения всех
4-х групп могут быть направлены на
развитие силы, гибкости и быстроты.

Комплекс № 1

Главная задача основной части учебно-тренировочного занятия — развитие скорости бега.

Подготовительная часть — 20-25 мин.

Бег в медленном темпе — 800-1000 м (первые 100-200 м бега чередовать с ходьбой). В заключение — ходьба 50 м, во время которой выполнить 2-3 дыхательных упражнения.

Общеразвивающие упражнения:

  1. Во время ходьбы поднять руки вперед-вверх, сделать два-три рывка назад (вдох), опустить руки вниз, сделать два-три рывка назад (выдох). Повторить 6-8 раз. Руки в локтевых суставах не сгибать. Движения выполнять с наибольшей амплитудой.
  2. Во время ходьбы руки в стороны, выполнить на четыре счета круги руками вперед, затем — круги руками назад. Повторить 5- 6 раз в каждую сторону. Руки в плечевых суставах не закрепощать, круги выполнять по наибольшей амплитуде.
  3. Во время ходьбы большой выпад вперед левой ногой, поворот туловища налево, руки влево. То же с правой ноги. Повторить 8-10 раз в каждую сторону. Туловище вперед не наклонять, добиваться наибольшего поворота в сторону выставленной вперед ноги.
  4. И.п. — ноги врозь, руки в стороны. Поворачивая туловище влево, на счет 1-3, рывки руками влево-назад; на счет 4 и.п.; то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз в каждую сторону. Руки не сгибать.
  5. И. п. — основная стойка. Большой выпад правой ногой вперед, руки вверх. Пружинящие покачивания туловищем вниз-вперед в сочетании с рывком руками назад. Повторить по 5-6 раз в выпаде правой и левой ногой. При выпаде вперед центр тела проводить как можно больше вниз-вперед.
  6. И.п. — широкая стойка, согнутые руки поднять вверх; наклонив туловище вперед, сделать два-три пружинистых покачивания книзу (выдох). Выпрямить туловище (вдох). Повторить 6-8 раз. Во время наклона туловища ноги в коленях не сгибать. Наклоняться как можно ниже.
  7. Свободная пробежка 30-40 м.
  8. И.п. — широкая стойка; сгибая левую ногу, наклонить туловище вправо, одновременно левую руку за голову, правую за спину. То же в другую сторону. Повторить 5-6 раз в каждую сторону. Добиваться наибольшего наклона туловища.
  9. И.п. — основная стойка. Наклонить туловище вперед, руки вниз, коснуться руками дорожки (выдох). Выпрямить туловище (вдох). Наклоняясь вперед, ноги в коленях не сгибать. Повторить 10-12 раз.
  10. И.п. — стоя на одной ноге, свободные размахивания ногой. Повторить 12-15 раз каждой ногой. Движения выполнять с большой амплитудой.
  11. И.п. — стоя левым боком к барьеру и держась за него левой рукой, выполнить влево-вправо махи правой ногой. Повторить 10-12 раз каждой ногой. Туловище держать прямо, махи делать повыше.

Специально-подготовительные упражнения:

Семенящий бег (бег мелкими шагами). Во время выполнения упражнения впереди стоящая нога поочередно ставится на носок с последующим, слегка заметным касанием пяткой грунта. Опорная нога полностью выпрямляется, составляя одну прямую с туловищем. Руки свободно опущены вниз. Упражнение выполнять в быстром темпе 2-3 х 20-30 м.
Движения руками, как при беге. И.п. — ноги врозь, туловище немного наклонено вперед, руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом. Движения выполнять в быстром темпе 2-3 х 10 с

Особое внимание обращать на широкую амплитуду движений и расслабление рук в плечевом суставе.
Пробежка 30-40 м. Выполнить один-два раза в среднем темпе

Обратить внимание на свободу движений.
Прыжки с ноги на ногу. Поочередное отталкивание за счет усиленного разгибания бедра и стопы, руки работают как при беге. Упражнение выполнять с короткого разбега в быстром темпе, количество повторений 2-3 х 20-30 м.
Быстрое вынесение ноги, согнутой в коленном суставе, вверх-вперед. И.п. — руки согнуты в локтевых суставах под углом 90°. При вынесении ноги одна рука (разноименная маховой ноге) идет вперед-вверх, вторая — назад-вверх. Обращать внимание на согласованность движений ног и рук. Выполнить одну-две серии по 10 раз каждой ногой.
Бег с ускорением. Упражнение выполнять с постепенным увеличением скорости. Количество повторений 3-4 х 40-60 м.

Значение мышечной релаксации

Способность к
произвольному расслаблению мышц
(мышечной релаксации) занимает значительное
место в учебно-тренировочном процессе
по физической подготовке.

Движение любой
части тела является результатом сочетания
возбуждения и расслабления в мышцах.
Расслабление определенных мышечных
групп в нужный момент так же, как и
возбуждение, необходимы для успешного
выполнения любого движения. Отсутствие
такого расслабления приводит к
напряженности и скованности движений,
а, следовательно, и снижению их
эффективности.

Физические
упражнения, применяемые для развития
способности к произвольному расслаблению
мышц, делятся на пять групп:

  1. Свободное
    раскачивание руками в плечевом и
    локтевом суставах за счет толчкообразных
    движений ног;

  2. Раскачивание ноги
    в тазобедренном и коленном суставах
    за счет толчкообразных движений опорной
    ноги;

  3. Хлестообразные
    движения верхних конечностей за счет
    резких поворотов туловища;

  4. Встряхивание
    (потряхивание) руками, ногой, туловищем;

5. Расслабление
«падение» туловища, поднятых рук.

Методические
рекомендации для овладения расслаблением
во время выполнения физических упражнений
сводятся к следующим положениям;

  1. Выполнять изучаемые
    упражнения до утомления (это особенно
    целесообразно в занятиях циклическими
    спортивными упражнениями);

  2. Создавать установку
    у занимающегося на выполнение
    заключительных фаз движений
    «хлестообразно»; эта методическая
    рекомендация дает наилучшие результаты
    в упражнениях, направленных на овладение
    техникой видов спорта, в которых
    проявляется «взрывное» усилие;

5.14. Дозирование нагрузки на тренировочных занятиях

Особого внимания
в процессе тренировочного занятия
требует дозирование физической нагрузки.
Малые нагрузки не дают необходимого
эффекта, слишком высокие могут принести
вред здоровью

Поэтому важно подобрать
оптимальные дозы физической активности.
Для этого необходимо определить исходный
уровень функционального состояния
организма перед началом занятия и затем
в процессе занятий контролировать
изменение его показателей

Один из наиболее
доступных методов контроля величины
нагрузки – наблюдение за частотой
сердечных сокращений (ЧСС). Подсчитывается
пульс за 10 секунд и умножается на 6. Для
основной медицинской группы верхняя
граница ЧСС после интенсивной нагрузки
– 170-180 уд/мин.

Учитывают и
внешние признаки утомления (цвет лица,
дыхание, потоотделение, координацию
движений).

При
планировании тренировочной нагрузки
необходимо учитывать состояние здоровья,
физическую подготовленность, функциональные
возможности, индивидуальные особенности
занимающихся. Также необходимо учитывать
факторы,
влияющие на интенсивность нагрузки:

1) количество
повторений упражнения (чем больше раз
повторяется упражнение, тем больше
нагрузка и наоборот);

2) амплитуда движений
(с увеличением амплитуды нагрузка на
организм возрастает);

3) исходное положение,
из которого выполняется упражнение
(например, отжимания на полу или ноги
на опоре – скамейке, где изменяется
положение центра тяжести тела по
отношению к опоре);

4) темп выполнения
упражнений (в циклических упражнениях
большую нагрузку даёт быстрый темп, в
силовых – медленный);

5) продолжительность
и характер пауз отдыха между упражнениями
(продолжительный отдых способствует
более полному восстановлению; использование
активных пауз – упражнений с мышечным
расслаблением, повышают восстановительный
эффект);

6) степень сложности
упражнения – зависит от количества
участвующих в упражнении мышечных групп
и от координации их деятельности (сложные
упражнения требуют усиленного внимания,
что создаёт значительную эмоциональную
нагрузку и приводит к более быстрому
утомлению);

7) мощность мышечной
работы – зависит от времени её выполнения,
развиваемой скорости и силы при движении
(чем больше мощность, тем выше физическая
нагрузка);

8) величина и
количество участвующих в упражнении
мышечных групп (чем больше мышц участвует
в упражнении, чем они крупнее, тем
значительнее физическая нагрузка).

Учитывая
перечисленные факторы, можно уменьшать
или увеличивать суммарную физическую
нагрузку в одном занятии и в серии
занятий в течение продолжительного
периода времени.

Если нагрузка
на занятиях является чрезмерной,
превышает возможности организма, то
постепенно накапливается утомление,
появляется бессонница или повышается
сонливость, головная боль, потеря
аппетита, раздражительность, боль в
области сердца, одышка, тошнота. В этом
случае необходимо снизить нагрузку или
временно прекратить занятия.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий