Тараумара

Фонетика и фонология

Фонологическая система языка тараумара характеризуется небольшим инвентарем фонем (14 согласных и 5 гласных) и простой слоговой структурой.

В языке представлена сложная система аллофонов. Многие случаи варьирования аллфонов являются необязательными.

Гласные

В языке тараумара 5 гласных фонем: /a, e, i, o, u/ Также аллофоном фонемы /a/ выступает в позиции начала слова и между ударной закрытой гласной и гортанной смычкой. Нет контраста по долготе. Огублены гласные только заднего ряда.

Есть дифтонги, которые делятся на нисходящие — ei, oi, ui, ai — и восходящие — ia, io. Нисходящие дифтонги встречаются как внутри кодной морфемы, так и на межморфемных границах. Восходящие — находятся в безударной позиции на конце слова.

semé-i’ играть. виолончель — Impf’ makói десятьsikúi тётяkainá-niri выход. урожай — Desid

a.tí.si-a чихать — Progsi.rú-n.-si-o охотиться — Appl-Mot-Ep

Согласные

Все взрывные согласные — глухие.

В языке четыре фрикативных согласных — 2 глухих и 2 звонких. Ограничений на кластеры согласных почти нет.

В тараумара есть палатальный и лабио-велярный полугласные — j (всегда в середине слова) и w:

  • kijóči «лиса»;
  • kojá «нора»;
  • najú «быть больным»;
  • kuwé «засуха»;
  • aríwi «вечером»;
  • kawi «гора».

Система согласных:

Билабиальные Альвеолярные «Ретрофлексные альвеолярные» Палатальные Велярные Глоттальные
Носовые m n
Взрывные p t k ʔ
Аффрикаты [возможный аллофон /t͡ʃ/] t͡ʃ
Фрикативные β s ʃ (возможный аллофон /s/) ɣ h
Аппроксиманты w (имеет латеральный и дрожащий аллофоны) j
Ротовые r

Слоговая структура и ударение

Наиболее распространенная слоговая структура — CV. Также возможны слоговые структуры V, CV’, V’. Единственная возможная кода — это гортанная смычка. Слог может начинаться с любого согласного, за исключением гортанный смычки.

Существует ограничение на место ударения в слове-оно может падать только на один из трёх первых слогов. В языке присутствует тональный контраст.

Наиболее важные фонологические правила

  1. В начинающих фразу слогах, после которых не следует гласная, , или , гласные приобретают долготу.
  2. Конечные в слове гласные, несущие фразовое ударение, могут опционально присоединять оф-глайды. Однако, конечные гласные получают оф-глайд получают только в том случае, если предыдущий ударный слог начинается со взрывного или аффрикаты.
  3. В начале слова , если он находится между ударным гласным и .
  4. В безударных неначальных слогах становится менее напряженным.
  5. В быстрой речи гласные в безударных слогах часто выпадают.
  6. В безударных неначальных слогах все гласные выпадают, если они стоят между взрывным (предыдущим) и носовым (последующим).

место

Индейцы Тараумара или Рарамурис живут в основном в районе Сьерра Тараумара, принадлежащего Западному Сьерра-Мадре (Чихуахуа). Также есть группы в Сьюдад-Хуарес, Нижняя Калифорния, Коауила, Дуранго, Синалоа, Сонора и Тамаулипас..

В горном массиве Тараумара они занимают площадь почти 600 км с севера на юг и около 250 км с востока на запад. Эта земля имеет многочисленные речные рождения, большие и маленькие ручьи с порогами и водопадами.

Весь этот регион разделен на высокую Тараумару, с горами и вечнозелеными лесами; и низкий Tarahumara, с оврагами и долинами, которые идут от умеренного до горячего. Температура колеблется от -10 ° C зимой до 40 ° C летом.   

Примечания

  1. По данным Национальной комиссии по развитию коренных народов: Comisión Nacional para el Desarrollo de los Pueblos Indígenas / Programa de las Naciones U nidas para el Desarrollo, «Sistema Nacional de Indicadores sobre la Población Indígena de México», 2002, con base en XII Censo General de Población y Vivienda, México, Instituto Nacional de Estadística, Geografía e Informática, 2000. В это число входят этнические тараумара, говорящие на испанском языке.
  2. Luis González Rodríguez, Taraumara. Chrysler de México, 1985. ISBN 968-6113-00-2.
  3. Verplancken Luis G., S.J., Los rarámuri o tarahumaras, en Richard D. Fisher (ed.), The Best of Mexico’s Copper Canyon, Tucson, Sunracer Publications, 2001.
  4. Деление произведено лингвистической группой Бюро специальных исследований при государственном управлении по координации тараумара (Coordinación Estatal de la Tarahumara — правительственное учреждение штата Чиуауа, занимающееся развитием и координацией программ в поддержку индейских общин).

Чем они питаются

Издревле члены индейского племени добывали пищу на охоте, рыболовстве, параллельно занимаясь собирательством и сельским хозяйством. Почва здесь не слишком плодородна, но рарамури приноровились выращивать скромный урожай даже на склонах окружающих их гор.

Самым популярным продуктом здесь считается кукуруза, из которой «рождённые бежать» могут приготовить всё, что душа пожелает – от каши до фирменного пива «тесгуино». Кукуруза здесь ценится настолько высоко, что её выставляют в качестве залога, уплаты долга, ставки в споре и даже выигрыша.

К примеру, однажды Скотт Джурек бросил рарамури вызов, пригласив их сразиться с ним в беговом поединке. В качестве награды был выбран фургон кукурузы. То был первый в истории существования племени раз, когда белый человек обогнал самых выносливых представителей племени, завоевав кукурузу и уважение рарамури. Правда, кукурузу Джурек всё равно отдал обратно.

Привычный индейский рацион обычно состоит из фасоли, тыквы, хлопчатника и, конечно же, семян чиа, считавшихся пищей богов ещё со времён ацтеков, подносивших их своему королю в качестве дани. Ацтеки-бегуны обычно ели семена чиа перед сражениями.

О полезных свойствах этих семян европейцам стало известно сравнительно недавно, у рарамури же эти плоды ценятся на вес золота. Считается, что именно регулярное потребление чиа насыщает атлетов энергией и помогает восстановиться после долгих нагрузок.

Теперь найти эти семена стало совсем просто, более того, в крупных российских магазинах можно найти напиток, содержащий сок и мякоть фруктов и чиа. Называется этот напиток – «Тараумара».

В основном рарамури придерживаются вегетарианского питания, употребляя в пищу больше овощей и круп, но бывает, что на их столе появляются и мясные блюда. С древних времён объектами охоты индейцев были фазаны, цапли, утки, перепела, кролики, еноты, скунсы, белки и другие грызуны, олени, кабаны, ящерицы, лягушки, медведи и волки.

При всех своих невероятных физических нагрузках Тараумара – заядлые любители алкоголя. Может показаться странным, но текила здесь льётся с утра до вечера, а утром типичный рарамури, опохмелившись, снова пускается в стокилометровый бег по горам. Всё потому, что бег здесь не считается спортом или тренировкой, бег – это часть жизни, естественный способ передвижения и философия.

В качестве лекарственных растений используются пейотль, табак, дурман, тростник, костёр, мята, мыльный корень, юкка и душица.

Секретный рецепт номер 1

Макдугал рассказывает о чудотворном напитке, дающем силу и прилив энергии, называя его «Ред Буллом домашнего производства». Всего от пары глотков энергия разливается по жилам, ноги сами несут вас на вершину, будто вы хлебнули ударную дозу кофеина. Это делает человека способным бежать весь день без отдыха.

«Энергетик» представляет из себя «бутыль из тыквы с какой-то вязкой слизью, похожей на рисовый пудинг, но только без риса, со множеством пузырьков с черными точками (чиа). Подробный рецепт разгадать так и не удалось, или сами рарамури настояли на сохранении тайны изготовления своего «Ред Булла».

Секретный рецепт номер 2

У искиате (напитке сверхмарафонцев) есть и другой рецепт – чиа фреска. Его готовят, растворяя в воде семена чиа с небольшим количеством сахара и шипучки из лайма. Эти крошечные семена буквально напичканы омега-3, омега-6, протеином, кальцием, железом, цинком, клетчаткой и антиоксидантами.

Словом, с точки зрения питания и пристрастия к спиртному образ жизни тараумара – страшный сон тренера. А что насчёт тренировок?

История

Считается, что рарамури произошли от народа культуры Моголлон . Рарамури были отбиты и никогда не были завоеваны испанскими конкистадорами или полностью обращены миссионерами-иезуитами. Когда в 1500-х годах прибыли испанцы, они назвали этот коренной народ «тараумара». К началу 17 века испанцы установили рудники на территории Тараумара и совершили несколько набегов рабов, чтобы найти рабочих для рудников. Иезуит Хуан Фонте основал миссию Сан-Пабло Баллеза на южной оконечности территории Тараумара, расширившись от миссионерской работы с тепехуанцами на юг. Яростное сопротивление тепехуанцев испанскому вторжению в тепехуанском восстании 1616 года убило Фонте и семь других миссионеров-иезуитов, закрывая миссию более чем на десять лет.

Открытие рудников Паррала, штат Чиуауа , в 1631 году увеличило испанское присутствие на землях тараумара, что привело к увеличению набегов рабов и миссионеров-иезуитов. Миссии были созданы в Лас — Бокас , Huejotitlan , Сан — Фелипе и Satevo . В 1648 году тараумара вели войну против испанцев. Они собрались в Фариагиче, а затем разрушили миссию Сан-Франциско-де-Борха . Два лидера этой атаки были схвачены испанцами и казнены. Вскоре после этого испанцы основали Вилья-де-Агилар в самом сердце верхней части страны Тараумара.

С тех пор тараумара разделились на две группы. Те, кто находился в нижних миссиях, продолжали переходить в обычное христианское население и в значительной степени утратили свою племенную идентичность. Жители верхних областей начали войну под предводительством Тепораки и других, изгнав иезуитов и испанских поселенцев из этого района. Иезуиты вернулись в 1670-х годах и крестили тысячи тараумара, но эти люди сохранили отдельную идентичность. Тепорака был казнен испанцами в 1690 году. С 1696 по 1698 год тараумара снова вели войну против испанцев, но потерпели поражение. Важный отчет иезуитов 1691 года касался сопротивления тараумара евангелизации, Historia de la tercera rebelión tarahumara .

К 1753 году иезуиты передали миссии нижнего Тараумара светским священникам, а в 1767 году иезуиты были изгнаны с испанских территорий. Большинство миссий в стране Тараумара прекратили свою деятельность или были переданы францисканцам . Несмотря на самоотверженные и энергичные усилия, францисканцы не смогли сравниться с подвигами иезуитов, и миссии были отклонены. Иезуиты восстановили миссии в начале 20 века.

История Дерарту Тулу

В чем заключается бег: просто левой-правой, левой-правой, правда? Я имею ввиду, что мы занимаемся этим уже 2 миллиона лет, поэтому слегка высокомерно с моей стороны полагать, что мне есть сказать что-то такое, о чем уже не сказали или с чем уже не выступили лучше. Но одним из достоинств занятий бегом, как я выяснил, является то, что в этом виде деятельности постоянно происходит что-то странное.

Вот пример: пару месяцев назад, если вы смотрели Нью-Йоркский марафон, гарантирую, что вы увидели что-то такое, чего раньше никто не видел. Женщина из Эфиопии по имени Дерарту Тулу оказывается на старте. Ей 37 лет, за последние 8 лет она не взяла ни одного призового места на марафонах, более того, несколько месяцев назад она была на грани смерти при рождении ребенка. Дерарту Тулу была готова все оставить и уйти со спорта, но решила выложиться и испытать себя в последний раз в борьбе за призовой гонорар на этом крупном мероприятии: Нью-Йоркском марафоне. Плохая новость для Дерарту Тулу заключалась в том, что у многих других возникла такая же идея, включая олимпийскую золотую медалистку, Полу Рэдклифф – монстра в своем деле, самую быструю легкоатлетку в истории на сегодняшний день. С разницей в 10 минут от мужского мирового рекорда, Пола Рэдклифф изначально непобедима. Это её соревнование.

Срабатывает сигнал старта, и Тулу – не просто проигравшая; она более, чем проигравшая. Хотя именно такие сражаются до последнего. Преодолены 22 мили из 26-мильной дистанции, и вот Дерарту Тулу, одна из лидирующих. Но именно здесь и происходит странный случай. Пола Рэдклифф, единственная, кто претендует забрать большой гонорар из рук отстающей Дерарту Тулу, вдруг хватается за ногу и начинает падать. Итак, мы все знаем, что делать в подобной ситуации, не правда ли? Добиваем ее быстрым ударом локтя в челюсть и быстро бежим к финишной линии. Дерарту Тулу действует не по сценарию.

Вместо того, чтобы убежать, она поворачивается к Поле Рэдклифф, подхватывает её и говорит: “Давай. Бежим с нами.Ты сможешь”. Пола Рэдклифф, к несчастью, преодолевает слабость. Она догоняет лидирующую группу и продвигается к финишу. Но вдруг она снова падает. И во второй раз Дерарту Тулу подхватывает её и пытается тянуть её за собой. На этот раз Пола Рэдклифф говорит: “Я больше не могу. Беги”.

Итак, это фантастическая история, и мы все знаем, чем она заканчивается. Она теряет гонорар, но она возвращается домой с чем-то более значимым и важным. А Дерарту Тулу снова действует не по сценарию. Вместо того, чтобы проиграть, она обходит лидирующую группу и побеждает, побеждает Нью-Йоркский марафон, и возвращается домой с призовым чеком на крупную сумму.

Физические данные

Обычно это худощавые, не очень высокие люди, причём женщины несколько более крепкого сложения. У них выступающие скулы, маленькие уши, большие носы и рты, волосы чёрные, густые и гладкие; кожа смуглая и обветренная.

Из-за плохого питания и недостаточного медицинского обслуживания тараумара страдают такими заболеваниями, как диспепсия, энтерит, алкогольная гиперемия, цирроз печени, пневмония, коклюш, туберкулёз и чесотка.

Тем не менее тараумара известны как непревзойдённые бегуны на дальние дистанции. Эта традиция сложилась из-за того, что индейские поселения находятся на большом расстоянии друг от друга. Кроме того, она имеет обрядовый и соревновательный смысл. Мужчины на бегу подбрасывают пальцами ноги деревянный шарик, передавая его следующему бегуну, женщины бегут с палкой и обручем. Эти забеги могут длиться от нескольких часов до нескольких дней без перерыва. Способность преодолевать сверхдальние расстояния (более 150 км) помогает тараумара загонять таких животных, как олени.

Исследователь Карл Лумхольтц (англ.)русск. писал: «Нет никакого сомнения в том, что тараумара — лучшие бегуны в мире, но не на скорость, а на выносливость, так как они могут пробежать не останавливаясь 170 миль. Известен случай, когда один тараумара проделал бегом путь туда и обратно из Гуасапарес в Чиуауа, покрыв за пять дней расстояние около 600 миль. Причём все это время он питался, как это привыкли делать тараумара, только пиноле и водой».

Жилище и хозяйство

Приспособленная под жилище пещера

Тараумара живут на горных склонах, среди каньонов и в труднодоступных высокогорных районах. Типична сезонная миграция, когда зимой люди живут в каньонах, а летом в горах. Периодически они меняют дома, поэтому часто встречаются покинутые жилища, куда обитатели впоследствии собираются вернуться.

Многие семьи по-прежнему селятся в пещерах, как их предки. Некоторые верят, что покинуть пещеры значит прогневить богов, создавших для тараумара эти природные жилища. В каньонах из-за недостатка деревьев дома в основном строятся из камня и глины. Жилище обычно состоит из одной или двух комнат размером примерно 3 x 5 метров и двора, который примерно вдвое-втрое больше комнаты. В комнатах, как правило, нет окон, особенно в старых домах, и часто очень низкий потолок, так что в доме нельзя выпрямиться в полный рост. Дело в том, что тараумара проводят весь день вне дома: во дворе, на поле, на склонах, и дом служит им убежищем от непогоды и местом ночлега. По обычаям тараумара нельзя стучаться в чужое жилище, потому что так поступают злые духи.

В хозяйстве тараумара используют традиционные орудия, инструменты и утварь и перенятые у испанцев деревянный плуг, системы орошения и металлические орудия.

Завезённые конкистадорами мулы, волы и козы со временем стали незаменимы. С появлением одомашненных животных полуоседлый уклад сменился сельскохозяйственным. Помимо традиционных кукурузы, фасоли и тыквы, появились пшеница, горох, картофель, яблоки и другие фрукты. Основная пища — фасолевая или кукурузная похлебка (пиноле). Мясо — редкое блюдо на столе тараумара.

Социолингвистическая информация

На языке тараумара говорит около 70 000 человек одноименной народности. Во время испанской колонизации (XVII—XVIII века) тараумара, расселявшиеся по равнинам, были вытеснены в горы.

В соответствии с различными природными условиями делятся на 3 субэтнические группы: паготамес — большая часть тарахумара, живущих на горных склонах, побланос — в каньонах и хентилес — в труднодоступных высокогорных районах.

Тараумара занимаются земледелием (кукуруза, картофель, бобы, тыква) и скотоводством (свиньи; мелкий рогатый скот, в основном козы; крупный рогатый скот содержится из соображений престижа), разводят домашнюю птицу, работают по найму на плантациях и лесоразработках. Развито керамическое производство, среди женщин — ткачество на примитивном горизонтальном станке, плетение корзин и циновок.

Поселения насчитывают от 5 до 20 семей. Усадьба состоит из одного прямоугольного каменного или бревенчатого жилища, крытого дранкой, и 1—2 амбаров, окружающих внутренний дворик.

Мужская одежда состоит из набедренной повязки (тагора) или штанов, длинной рубахи из грубой хлопчатобумажной или шерстяной ткани и накидки. Волосы перевязываются лентой или платком. Женщины носят несшитую блузу из целого полотнища, одну или несколько шерстяных запашных юбок, накидку. Почти все ходят босыми.

Основная пища — кукурузная похлёбка (пиноле), картофель, бобы, по праздникам — мясо, кукурузное пиво (тесгуино).

Семья обрабатывает земельные наделы, часто удалённые от деревни, зимой откочёвывает в более укрытые районы. Сохранились общинное самоуправление, обычай взаимопомощи (корима). В каждом районе имеется центр (пуэбло), управляемый вождём (сириаме).

Традиционные верования — культ духов, шаманизм; праздники с плясками и состязаниями в беге.

На языке тараумара говорят в начальной школе и местной администрации, а также в традиционных религиозных практиках и местном бизнесе. Носители испанского языка, которые живут среди тараумара или соседствуют с ними, часто используют язык тараумара в торговле. Тем не менее, испанский всё больше распространяется в общинах коренного народа. В настоящее время только 1 % носителей обучены грамоте родного языка, в то время как 20 % грамотно пишут на испанском языке.

Как тренируются тараумара

Слово «тренировка» здесь будет не совсем уместно, ведь тараумара не тренируются, а расслабляются, становясь одним целым с природой. Они не готовятся к соревнованиям, и даже в день старта, когда другие бегуны настраиваются, разминаются и десять раз проверяют необходимую экипировку, они стоят в стороне и с усмешкой курят табак.

Тараумара не разминаются, не делают растяжку, а спокойно идут к месту старта, смеясь и перебрасываясь шутками, – и на протяжении следующих сорока восьми часов бегут, как заведённые.

Главный секрет, позволяющий им уберечь себя от травм и страданий, – лёгкость и естественность. Рарамури говорят, что человечество позабыло саму суть жизни, подразумевая беспрерывное движение. Вы когда-нибудь видели дикую лошадь, пересекающую прерию со страдальческим выражением лица? В природе нет места неестественному, а человек – одно из творений этой природы.

По словам очевидцев, тараумара бегут так, будто скользят по поверхности, еле касаясь её, а на лице их всегда царит улыбка и наслаждение бегом. Они делают это в любую погоду и при этом очень скромно питаются.

Традиции и обычаи

Ходить и бегать босиком

Приблизительно 90% населения проживают в штате Чиуауа и занимают обширную территорию, по которой они путешествуют пешком. Эта практика исходит из веры, что дух предков на земле. Поэтому ходьба соприкасается с предками.

Именно Рарамури означает «люди с быстрыми или легкими ногами». Индейцы Тараумара или Рарамурис известны своим физическим сопротивлением. Некоторые представители этой этнической группы участвовали в марафонах в Колорадо и Лос-Анджелесе и победили в 1993, 1994 и 1997 годах..

На соревнованиях, в которых они не побеждали, они заняли почетные позиции. Подчеркните тот факт, что они предпочитают бегать босиком или в традиционных сандалиях, а не в современной спортивной обуви..

Кормина

Этот город основывает свою философию жизни на традиции, известной как kórima, которая исходит из наследственного закона, который просит всех Rarámuris помогать друг другу.

Эта помощь включает принятие в группу как часть семьи. Всякий раз, когда вы работаете по законам коримы, человеку, оказывающему помощь, платят за еду и питье..

Каждый раз, когда сообщество собирается вместе, чтобы помочь кому-то, работа заканчивается музыкой и веселыми вечеринками. Сегодня Тараумара или Рарамурис научились жить в современном обществе..

Они взяли из этого только некоторые аспекты, но они сохраняют свои убеждения, обычаи и язык. В целом, он считается одной из мексиканских этнических групп, которая сохранила свои оригинальные культурные особенности.

танцы

Среди различных культурных проявлений Тараумара — церемониальные танцы. Это танцы, которые отмечаются в связи с их сельскохозяйственным календарем..

Для них танец является центральной темой их социальной и религиозной жизни. Согласно их убеждениям, танец подтверждает свою землю, позволяет общаться с предками и является своего рода молитвой их богам. Batari или tesgüino (кукурузное пиво) присутствует во всех его танцах.

Причины их празднования разнообразны: совместная работа, церемонии исцеления рождений, браков, смертей и сборов. Все члены сообщества участвуют в них. Обычно женщины готовят еду, а мужчины — танцы..

Католические праздники

С другой стороны, Тараумары проводят празднования католической традиции. К ним относятся: местный святой, Страстная неделя, день Девы Гваделупской, 24 и 25 декабря, канун Нового года, 6 января и День Свечей..

Во время церемоний исцеления проводятся различные ритуалы. В некоторых местах методы лечения выполняются с использованием воды и трав, а также паров, выделяемых раскаленными камнями..

театр

Точно так же театр также является частью традиций Тараумара. Театральные представления проходят в рамках их вечеринок.

Картины изобилуют телами актеров, которыми они стараются напоминать полосы и пятна тигров, оленей и других животных, которые являются частью работы.

Похоронные церемонии

Среди его похоронных церемоний — предложение еды мертвым. Считается, что это понадобится вашим покойным, когда они начнут свой путь на небеса.

Общественная работа

Еще одним из социальных обычаев являются работы в обществе. Тараумара — это группы, которые очень близки друг к другу и привыкли к совместному сосуществованию. Чтобы укрепить эти групповые связи, они помогают друг другу строить свои самобытные дома и готовить землю для посадки.    

Диалектология

На рарамури говорят 70 000 или более коренных мексиканцев, проживающих в штате Чиуауа. Среди специалистов нет единого мнения о количестве диалектов: среди конкурирующих предложений два (западный и восточный); четыре (западный, северный, южный, восточный); и пять, согласно полевым исследованиям, проведенным в 1990-х годах лингвистами, работавшими на правительство Мексики и Ethnologue . Мексиканские исследователи подчеркивают, что знание диалектов рарамури по-прежнему неоднородно, и они говорят, что существует вероятность того, что диалектов гораздо больше, чем пять. Пять подразделений, предварительно признанных мексиканским правительством, не совпадают с предложенными Ethnologue.

В ландшафте этой местности почти полностью доминирует Западная Сьерра-Мадре , горный хребет в западной Мексике. По состоянию на 2011 год Ethnologue разделяет восточный на четыре диалекта. Пять диалектов, признанных Ethnologue, с собственными текущими обозначениями и оценками населения Ethnologue, являются западными (40 000 говорящих); Центральный (55 000, в том числе 10 000 одноязычных); Северный (300); Юго-восточный (оценка не дана); и Юго-Западный (100). Цифра в 40 000 человек приводится как официальная цифра переписи 1996 года.

Традиции и религия

Тараумара с упорством сохраняют культуру предков. Смысл многих религиозных ритуалов уже утрачен, хотя их продолжают исполнять. В течение нескольких веков они используют те же рисунки, те же символы в изделиях народного промысла. Тараумара свойственен религиозный синкретизм, верования на стыке католичества и шаманизма, впитавшие в себя традиции миссионеров-иезуитов. Большинство приняли христианство, хотя до сих пор остаются группы «хентилес» — некрещёных язычников. Однако по их воззрениям белые люди и метисы — бóльшие язычники, чем их некрещёные соплеменники, потому что тараумара — избранный народ, лишь они были сотворены богом из чистой глины, тогда как белых людей сделал дьявол из смеси глины с белым пеплом.

Их сложные мистически-религиозные церемонии совмещают танцы, тесгуинады и приношения, в которых неизменно присутствует распитие традиционного напитка тесгуино. Танец имеет молитвенное значение, танцем молят о прощении, просят дождя (для этого есть особый танец dutuburi), благодарят за урожай; танцем помогают Repá betéame (тому, кто живёт наверху), для того, чтобы его не смог победить Reré betéame (тот, кто живёт внизу), то есть дьявол.

Шаман (sukurúame — злой колдун, owiruame добрый знахарь) — посредник между человеком и космосом, по поверьям, обладает способностью путешествовать в виде птицы. Некоторые шаманы используют пейотль (híkuli) в качестве лекарства. Только они знают, как его собирать, хранить и применять. Его втирают в кожу как средство от ревматизма, змеиных укусов и других болезней. В других местах используют bakanoa или bakanawi — священные растения, разные для разных районов Сьерры.

В Боге Onorúame, который сотворил мир и управляет им, слились черты христианского бога и бога солнца. Тараумара признают понятия души, загробной жизни, ада, греха, используют четки, распятия и крестное знамение, при этом у них отсутствуют многие христианские догматы, например об искуплении грехов Христом, святом духе. У бога есть жена Iyerúgami, Мать Луна, она же Дева Мария, которая также живёт на небе вместе сыновьями sukristo (от испанского Jesucristo) и дочерями santi (святые), которые непосредственно связаны с физическим миром через католические иконы, распятия и медальоны с изображением святых.

Дьявол — бог и создатель chabochi («бородатые» или «волосатые»), то есть не-тараумара. Таким образом ад для тараумара — это рай для chabochi. Дьявол иногда сотрудничает с богом, и к нему тоже можно обратиться через жертвоприношения. В ад попадают лишь за серьёзные преступления, такие как убийство или инцест. У дьявола только один глаз, он играет на гитаре, но никогда не играет на скрипке, потому что смычок и струны образуют крест.

Душа после смерти не сразу отправляется в Страну мёртвых, и если её как следует не проводить, она не сможет туда добраться и будет бродить по земле привидением, вредя людям и посевам. В путь умершим оставляют еду и, чтобы «помочь» им подняться на небеса, устраивают три праздника, если умер мужчина, или четыре, если умерла женщина, потому что женщины путешествуют медленнее мужчин. Загробная жизнь — зеркальное отражение смертного мира, и добрые дела нужно совершать не ради духовной награды, а ради лучшей жизни на земле.

Верованиям тараумара свойствен анимизм. Ветер считается живым существом, растения и животные обладают душами. Человека окружают злые и добрые сущности. Вихри — души спящих или мёртвых, покинувшие тело. Землетрясения происходят, когда дьявол сотрясает опоры, на которых стоит земля.

Литература

  • Ana Paula Pintado Cortina, Tarahumaras. México : CDI : PNUD, 2004. ISBN 970-753-019-7.
  • William L. Merrill, Raramuri Souls: Knowledge and Social Process in Northern Mexico. Smithsonian, 1995. ISBN 978-1-56098-653-9.
  • Антонен Арто, Тараумара. Колонна Пабликейшинз, 2006.
  • Ivan Ratkaj, Izvješća iz Tarahumare. Zagreb: Artresor, 1998. Современное издание книги хорватского миссионера XVII века.
  • Joseph Wampler, Mexico’s ‘Grand Canyon’: The Region and the Story of the Tarahumara Indians and the F.C. Chihuahua al Pacifico. Berkeley: 1978. ISBN 0-935080-03-1.
  • Carl Sofus Lumholtz, Unknown Mexico. New York: Dover Publications, 1987.
  • Jeff Biggers, In the Sierra Madre. University of Illinois Press, 2006.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий